Елизавета Павловна гердт

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Будущая звезда балета появилась на свет в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Майя Михайловна унаследовала профессию тети – солистки Большого театра, балерины Суламифь Мессерер. Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей. Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».

Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем (она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение). До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии.

  1. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать – актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
  2. Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. «Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. <…> Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», — объяснила позже Мессерер.
  3. Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…».
  4. Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
  5. Плисецкая была самой гламурной балериной страны.

Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения – она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказывала балерина.

  1. Плисецкая сводила с ума не только знаменитых дизайнеров. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
  2. Не устоял перед Плисецкой и поэт Андрей Вознесенский: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии».
  3. Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» – а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

  1. У Майи Плисецкой и Родиона Щедрина не было детей. Балерина не скрывала, что предпочла карьеру радостям материнства: «Появились все признаки, что забеременела. Родить? И расстаться с балетом? Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна».
  2. Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом.

  3. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65 (!) лет, говорила, что муж продлил ее сценическую карьеру на 25 лет.

  4. Балет «Болеро» легендарного хореографа Мориса Бежара Плисецкая выучила за неделю и в возрасте 50 лет станцевала одну из своих лучших партий. «Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Но премьера уже завтра», — вспоминала позже Плисецкая.

  5. «Характер – это и есть судьба», — эта фраза, которую Плисецкой сказала легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо балерины.

  6. Майя Плисецкая всегда могла похвастаться точеной фигурой – она со всеми делилась своим рецептом стройности: «Меньше жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало». А не могла устоять балерина перед… селедкой, которую любя называла «селедой».

  7. Плисецкая, в детстве мечтавшая стать актрисой, сыграла в советской киноверсии «Анны Карениной» княгиню Тверскую.

  8. Балерина всю жизнь страдала от бессонницы: «Моя беда — это моя бессонница. Всю жизнь ею страдала. Килограммами поглощала снотворное: нембутал, люминал, тазепам, рогипнол, валиум…»

  9. Майя Плисецкая обожала футбол. В Мюнхене, где жили Плисецкая и Щедрин, супругов часто можно было встретить на стадионе. В советские годы балерина, восхищающаяся движениями, грацией и мощью футболистов, болела за ЦСКА.

29 апреля
В 1891 году родилась Елизавета Павловна ГЕРДТ (в Санкт-Петербурге), русская балерина и ба…

29 апреля
В 1891 году родилась Елизавета Павловна ГЕРДТ (в Санкт-Петербурге), русская балерина и балетный педагог, один из ведущих педагогов женского классического танца России XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
* * * * *
Обучалась в Петербургском балетном училище, где одним из её учителей был выдающийся танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин. После окончания училища в 1908 году поступила в балетную труппу Мариинского театра.
Пик её сольных выступлений приходится на 1920-е годы, Елизавета Гердт активно участвовала в возобновлении на советской сцене лучших дореволюционных спектаклей Мариинского театра. Как балерина, воспитанная в академических традициях классического танца, она обеспечивала преемственность традиций русского балета в революционную эпоху.
Елизавета Павловна оставила сцену после 20 лет выступлений, и полностью посвятила себя педагогике. В период 1917-34 годов преподавала в Ленинградском хореографическом училище. В 1930-32 годах была художественным руководителем училища.
Переехав в 1934 году в Москву, преподавала в Московском хореографическом училище. Работу в училище совмещала с преподаванием в балетной труппе Большого театра.
Во время Великой Отечественной войны работала в Тбилиси в Государственной хореографической студии, созданной при Театре оперы и балета. С 1960 года преподавала только в труппе Большого театра.
Среди её учениц: Алла Шелест, Майя Плисецкая, Виолетта Бовт, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Мира Редина, Светлана Шеина, Жужа Кун.
Скончалась Елизавета Павловна Гердт 6 ноября 1975 года в Москве.
или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Г_

Елизавета Павловна Гердт

Elizaveta Gerdt

Дата рождения 29.04.1891 Дата смерти 06.11.1975 Профессия балерина, педагог Страна СССР

Заслуженная артистка РСФСР (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Окончила Петроградское театральное училище в 1908 (ученица М. Фокина). Еще в 1907 исполнила свою первую партию — царицы Армиды в поставленном М. Фокиным для своего класса балете «Оживленный гобелен» (2-я картина будущего «Павильона Армиды»); партнером ее был В. Нижинский; с ним же танцевала «Шопениану» на выпускном спектакле. Принята в Мариинский театр в 1908 (с 1913 первая танцовщица). В Мариинском театре до 1928 (с 1919 балерина).

С 1935 — в Москве. Одна из ведущих преподавателей в МХУ (1935-42, 1945-60). Среди ее учениц — М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова. С 1935 (с перерывом в 1942-45 на время эвакуации в Тбилиси, где работала в Театре им. Палиашвили) педагог и репетитор Большого театра.

В ленинградском балете 20-х гг. Гердт занимала совершенно особое место. Воспитанная отцом в классическом «французском» стиле, она являлась «блюстительницей искусства танца» (А. Волынский), эталоном гармоничности облика подлинной балерины. «Свойства ее дарования дают нам право считать эту балерину наиакадемичнейшей из танцовщиц нашего балета» (Н. Носилов). «Замечательно то, что, пользуясь абсолютным, чистым языком танцевальных форм, Гердт достигает сплошь и рядом выразительности, обычно обретаемой при помощи нетанцевальных приемов, вне танца лежащих данных» (А. Гвоздев).

Танцовщица благородного строгого стиля, всегда изящная и величественно спокойная, Гердт не любила броских и внешних сценических эффектов. Она понимала границы своего амплуа и не переступала их. Скульптурная пластика ее поз и движений в партиях Авроры и Раймонды была совершенна и привлекательна. Гердт — выдающийся педагог. Ее влияние на современную московскую культуру балета и стиль танца вряд ли может быть переоценено. «Она не только учила нас танцевать, она воспитывала в нас художников, стремилась сделать из нас всесторонне развитых людей» (Р. Стручкова).

А. Деген, И. Ступников