Эфесские отроки

СЕМЬ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ (IIIв)

Семь отроков Эфесских — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе.

Семь Эфесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства. Все состояли на военной службе и были христианами.

Когда император Декий (249–251) прибыл в Эфес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юно­ши ушли из го­ро­да и укрылись в пещере на горе Охлон, где про­во­ди­ли вре­мя в мо­лит­вах, готовясь к мученическо­му по­дви­гу. Са­мый млад­ший из них – свя­той Иамвлих, оде­ва­ясь в нищен­ское ру­би­ще, хо­дил в го­род и по­ку­пал хлеб. В один из та­ких выходов в го­род он услы­шал, что им­пе­ра­тор вер­нул­ся и их ищут, чтобы пред­ста­вить на суд. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан во­оду­ше­вил дру­зей вый­ти из пеще­ры и доб­ро­воль­но явить­ся на суд.

Святых отроков приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. К то­му вре­ме­ни го­не­ния на хри­сти­ан пре­кра­ти­лись, хотя при святом бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) яви­лись ере­ти­ки, от­вер­гав­шие вос­кре­се­ние мерт­вых во вто­рое при­ше­ствие Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Од­ни из них го­во­ри­ли: «Как мо­жет быть вос­кре­се­ние мертвых, ко­гда не бу­дет ни ду­ши, ни те­ла, так как они уни­что­жат­ся?» Другие утвер­жда­ли: «Толь­ко од­ни ду­ши бу­дут иметь воз­да­я­ние, так как невоз­мож­но те­лам вос­стать и ожить по­сле ты­ся­чи лет, ко­гда не оста­нет­ся от них и пра­ха». То­гда-то Гос­подь и от­крыл тай­ну ожи­да­е­мо­го вос­кре­се­ния мерт­вых и бу­ду­щей жиз­ни через Сво­их семь от­ро­ков.

Вла­де­лец участ­ка зем­ли, на ко­то­рой на­хо­ди­лась го­ра Ох­лон, на­чал каменную по­строй­ку, и ра­бо­чие разо­бра­ли вход в пе­ще­ру. Гос­подь ожи­вил от­ро­ков, и они просну­лись слов­но от обык­но­вен­но­го сна, не по­до­зре­вая, что про­шло по­чти 200 лет. Те­ла их и одеж­ды бы­ли со­вер­шен­но нетлен­ны.

Го­то­вясь при­нять му­че­ния, от­ро­ки по­ру­чи­ли свя­то­му Иам­вли­ху еще раз купить им хле­ба в го­ро­де для под­креп­ле­ния сил. По­дой­дя к го­ро­ду, юно­ша по­ра­зил­ся, уви­дев на во­ро­тах свя­той крест. Услы­шав сво­бод­но произносимое Имя Иису­са Хри­ста, он стал со­мне­вать­ся, что при­шел в свой го­род. Рас­пла­чи­ва­ясь за хлеб, свя­той от­рок по­дал тор­гов­цу мо­не­ту с изобра­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Де­кия и был за­дер­жан, как скрыв­ший клад старин­ных монет. Свя­то­го Иам­вли­ха при­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку, у ко­то­ро­го в то вре­мя на­хо­дил­ся Эфес­ский епи­скоп. Слу­шая недо­умен­ные от­ве­ты юноши, епи­скоп по­нял, что Бог от­кры­ва­ет через него ка­кую-то тай­ну, и сам от­пра­вил­ся вме­сте с на­ро­дом к пе­ще­ре. У вхо­да в пе­ще­ру епи­скоп вы­нул из гру­ды кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец и от­крыл его. Он про­чел на оловянных до­щеч­ках име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства за­му­ро­ва­ния пеще­ры по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Де­кия. Вой­дя в пе­ще­ру и уви­дев в ней жи­вых от­ро­ков, все воз­ра­до­ва­лись и по­ня­ли, что Гос­подь через пробуждение их от дол­го­го сна от­кры­ва­ет Церк­ви тай­ну вос­кре­се­ния мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же свя­тые от­ро­ки на гла­зах у всех скло­ни­ли го­ло­вы на землю и опять за­сну­ли, на этот раз до все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Им­пе­ра­тор хотел каж­до­го из от­ро­ков по­ло­жить в дра­го­цен­ную ра­ку, но, явив­шись ему во сне, свя­тые от­ро­ки ска­за­ли, чтобы те­ла их бы­ли остав­ле­ны в пе­ще­ре на зем­ле.

Остатки древнехристианского храма, построенного на месте пещеры, в которой чудесно спали и пробудились Эфесские отроки

Легенда о семи эфесских отроков широко распространилась в Малой Азии и Сирии. Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране — повествование «Пещера» 18-й суры. В суре рассказывается об отроках, заснувших в пещере. Этот рассказ запутан и труднодоступен для понимания. Срок сна составляет 309 лет. Указаний на конкретное место сна отроков в тексте нет. Имена юношей даются в комментариях Ат-Табари, который указывает, что отроков было шесть, и они проходили военную службу на территории Сирии (именно поэтому их пещера в Аммане, а не в Эфесе). В Коране местонахождение пещеры точно не указано. Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания.

В ХII веке рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил упоминает об отроках в своём «Хождении» в Святую землю. Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася».

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю).

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (из цикла Мульткалендарь)

Молитва святым семи отрокам во Ефесе
О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь семи отроков Ефесских, глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских, глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Святые семь Ефесских отроков: Максимилиа́н, Иамвли́х, Мартиниа́н, Диони́сий, Антони́н, Ексакустодиа́н (Константи́н) и Иоа́нн

Кондак 1

Избраннии от воскресшаго плотию из мертвых Христа Бога, во уверение общаго всех воскресения миру явленнии, предивнии отроцы, иже во Ефесе, прославляюще прославльшагося в вас Господа, похвальная пения возносим вам, глаголюще:

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Икос 1

Ангелов Творец, ведый из начала несумненную крепость исповедания вашего, сотвори вас в лютых обстояниих провозвестники быти общаго всех воскресения, яко ангелоподобныя свидетели евангельскаго обетования. Сицевому о нас смотрению Божию дивящеся, во благоговеинстве зовем сице:

Радуйтеся, светлыя звезды гряду щаго воскресения;

Радуйтеся, преславнии лучи Христа Спаса воскресшаго.

Радуйтеся, деннице великаго дне Господня;

Радуйтеся, из домов неверных верная Христу чада явившиися.

Радуйтеся, в чудный свет и свободу сынов воскресения призваннии;

Радуйтеся, Духом Святым в проповедники глаголов живота вечнаго избраннии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 2

Видяще вас родители разум добр имущая, потщащася в чин воинский дружины царевы вас устроити; вы же, вся тленная мира презревше, в Сион горний к Царю небесному сердцы своими востекосте, да яко друзи Божии и служителие тайны общаго воскресения вменени будете, поюще Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Христов чистыми душами восприяти сподобившеся, дивнии отроцы, посреде греховныя жизни сверстник ваших благодатию Христовою соблюдаеми, друг ко другу любовию и единением духа братие явистеся, и во едино свершени бысте. Сего ради приимите от нас похвалы сия:

Радуйтеся, единою банею пакибытия возрожденнии;

Радуйтеся, любовию Христовою аки братие соединеннии.

Радуйтеся, Церкве Божия чада возлюбленная;

Радуйтеся, ангелов Божиих собеседницы.

Радуйтеся, паче брашен естественных истинным хлебом жизни себе питавшии;

Радуйтеся, сею пищею чрез благодать Святаго Духа от смерти в жизнь процветшии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 3

Сила Вышняго, таинники благодати в злостраданиих укрепляющи, сих венцем добропобедным исповедания увенчатися пред человеки и ангелы сподоби, нас же научи пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тщание в дом Господень на молитву по вся дни приходити, никакоже сего обычая отвергостеся, святии, гонению Декиеву бывшу; еже уведевше врази веры Христовы, царя о сем известити потщашася, обаче мучителева прещения на прославление вам силою Божиею пременишася. Таковому убо о вас Божию промышлению радующеся, со умилением глаголем вам сице:

Радуйтеся, темныя силы князя мира сего благодатию Христовою сокрушившии;

Радуйтеся, злобу и коварство слуг его всепобедно посрамившии.

Радуйтеся, козней и прещений их не убоявшиися, ниже смутившиися;

Радуйтеся, помощию Божиею видимо укрепившиися.

Радуйтеся, яко древле Даниил в пещере львове, посреде мучителей сохраненнии;

Радуйтеся, силою Владычнею из среды их неврежденно изведеннии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 4

Бурею ярости движим, злочестивый Декий царь во гневе святыя вопрошает: почто не бысте с нами в праздник богов, всю вселенную призвавших кпоклонению? Емуже Максимилиан, един от седми, отвещает: имамы единаго Бога и Царя, иже на небеси, Емуже приносим на всяк час жертву хваления, исповедания и моления, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав нечестивый царь, како веру вашу со дерзновением исповедаете, чести воинския лишити вас повеле, и тако испытания ваша Христа ради начашася, Христом скоропослушно в пречудное успение преображенная. Темже и ныне крепость в испытаниих от Бога умолите поющим:

Радуйтеся, воеве царя земнаго, к воинству Царя небеснаго сопричтеннии;

Радуйтеся, честь земную оставльшии, да славу небесную восприимете.

Радуйтеся, земныя чести за Христа лишеннии;

Радуйтеся, сего ради венцы нетленными от Него увенчаннии.

Радуйтеся, победы Его проповедницы явленнии;

Радуйтеся, славы Его вечныя седмочисленное блистание.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 5

Божественныя любве теплотою грееми, благодатию Христовою от мучителей покровени явилися есте, святии отроцы, Максимилиане, Иамвлише, Мартиниане, Иоанне, Дионисие, Ексакустодиане же и Антонине, в летех юных красоту внутренняго человека с лепотою внешнею сочетавающе и, яко ангели, в пламени исповедания вашего воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев злохитрый царь Декий зело благолепную юность вашу, на неколико дний и ослабу от уз вам дарует, прельстити вас ко отречению от Христа надеяся. Вы же, во свояси отшедще, сребро и злато нищим раздати потщастеся, ко исходу себе уготовляюще. Сего ради восписуем вам похвальная сия:

Радуйтеся, закосневшаго во зле мучителя на некое милосердие подвигшии;

Радуйтеся, младенческою кротостию вашею коварную злобу его на время угасившии.

Радуйтеся, красотою сынов света злообразныя служители греха пленившии;

Радуйтеся, Духа Святаго благодатию коварство их победно посрамившии.

Радуйтеся, чрез раздаяние земных богатств сокровищем небесным обогатившиися;

Радуйтеся, и нас взаим давати Богу научающии, да богатство неоскудеваемое на небесех обрящем.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 6

Проповедует пещера горы Охлон чудную славу вашу, святии отроцы, дебри бо и вертепы ея молитвою вашею облагоухали есте, отонудуже на тверди церковней, якоже звезды славы небесныя, из мрака гробов чудно возсиявшыя, явистеся и нас Первоначальнику общаго воскресения Христу Богу пети научисте: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияти хотя людем свет истины, мглу же заблуждения разгнати, Христос Бог снити вам во мрак могильный соизволи яко да послежде в дивнем востании вашем общее воскресение уверит. Пред таковым Божиим о вас благоволением преклоняющеся, возсылаем вам хваления сия:

Радуйтеся, твердости ради исповедания от мук промыслительно избавленнии;

Радуйтеся, и нас крепце за правду братися научающии.

Радуйтеся, безболезненно подвиг ваш скончавшии;

Радуйтеся, чудным сном почившии, во еже востанием от сего сна смерти мглу заблуждения разсеяти.

Радуйтеся, в нетлении телес ваших Господем соблюденнии;

Радуйтеся, прежде общаго воскресения изволением Божиим воставшии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 7

Хотя безбожный царь нуждею к идолослужению святыя привлещи, паки праздник идольский устрояет и тыя нань привести повелевает; не обретшым же тех во граде Ефесе слугом его, родители их казнию устрашити тщится, но от сих извещен бывает, яко святии в пещере сокрышася, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое устремление злобы мир явил есть, егда родителие место покоища чад своих цареви открыта, и тако любве отчия к ним отрекошася. Сего ради ко избранником Божиим глаголем сице:

Радуйтеся, миром отверженнии и небо восприявшии;

Радуйтеся, Отца ради небеснаго отцы земными преданнии.

Радуйтеся, отческою любовию Его в таинственнем сне чудно сохраненнии;

Радуйтеся, нетление улучившии и мир светом воскресения осиявшии.

Радуйтеся, путь к сему дивному свету нам указующии;

Радуйтеся, час кончины сбытием обетования Божия нам услаждающии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 8

Странное и преславное чудо всемогутства Божия на вас, святии отроцы, показася, камением бо по повелению Декиеву в пещере заграждении и печатию запечатленнии, сто и осмьдесят лет даже до дний царя Феодосия тамо спяще пребыли есте, воставше же аки живии, саддукейское мудрование посрамили есте, поюще Христу, вас воскресившему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь седмочисленный исповедников лик, во гробе каменнем заключен быв, жизни вечныя никакоже отлучися, но истекшым стом и осмидесятим летом сон от очес их произволением Божиим отрясеся, и тако святии отроцы живии восташа, весь мир о воскресении всех уверяюще и нас пети научающе сице:

Радуйтеся, упование общаго воскресения обетованием Божиим утверждающии,

Радуйтеся, краеугольнаго ради камене Христа Бога камением во гробе загражденнии.

Радуйтеся, Его ради, во гробе запечатленного, печатию запечатленнии;

Радуйтеся, Агнцем, вземшим на Себе грех мира, от уз смерти свобожденнии.

Радуйтеся, во уверение общаго воскресения, якоже Лазарь четверодневен, из гроба изведеннии;

Радуйтеся, числу седми херувим, престолу славы Божия предстоящих, сообразнии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирного воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 9

Всякое естество ангельское возрадовася о чуднем по мнозех летех востании вашем и ужасашеся: како вы, преславнаго убо чудесе, о вас бывшаго, не ведуще, обычное целование друг другу подаете и утреннее пение Господу, аки вчера ко сну отшедшии, приносите, поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийствующий язык не возможет изрещи чудес Твоих, Господи, вемы бо, како блаженный отрок Иамвлих, многолетняго успения своего не разумея и во град за пищею исшедый, удивися, егда Ефес, Христовою верою издавна просвещенный, увиде, и Господа прослави, нас же глаголати сотвори таковая:

Радуйтеся, делателие на ниве Господней, молитвенныя слезы обильно пролившии;

Радуйтеся, в скудости и гонении почившии, во славе и богатстве воставшии.

Радуйтеся, зрением торжества веры Христовы, во дни ваша гонимыя, по востании обрадованнии;

Радуйтеся, победу Христа над миром яве узревшии.

Радуйтеся, и нас на сию уповати научающии.

Радуйтеся, от уныния нас ограждающии;

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 10

Спасти хотя Бог и в вере утвердити люди, сия о многолетнем успении Иамвлиха чрез древний пенязь, на торжище им принесенный, научает, епископу града сия уразумевшу и Бога прославившу с песнию: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и утверждение веры явистеся, святии, человеком, в пещеру вашу пришедшим и ковчежец с хартиею обретшым, на нейже имена ваша и кончины образ написана быша, во еже пети всем:

Радуйтеся, седмь избранных сосудов Божиих;

Радуйтеся, вкупе со святыми мученики елеем радования помазаннии;

Радуйтеся, седмь светильников пред престолом Ходатая Бога и человеков;

Радуйтеся, седмь труб благовестия втораго пришествия Сына Человеческого.

Радуйтеся, седмь ангел, благовествующих нам славу до конца претерпевших;

Радуйтеся, яко седмисвещник златый, церковь Божию украшающии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 11

Пение благодарственное Пресвятей Троице вознося, благочестивый царь Феодосий со тщанием во Ефес устремися, во еже святыя отроки видети, и седмь дний тамо пребываше, дондеже сии, главы преклонше, дух свой Господу предаша, купно с ними победную возсылая песнь Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильницы, тьму ереси разгоняющии, явилися есте, святии отроцы, светом нетления вашего сияющии и блаженным по востании паки успением истину грядущаго живота утверждающии, саддукейское бо мудрование посрамивше, вся раздоры церковныя утишили есте, общее воскресение вкупе с древним Лазарем уверяюще. Темже, благодаряще о сем Господа, со умилением зовем вам:

Радуйтеся, скорбное житие наше добрым упованием осиявающии;

Радуйтеся, посреде волн жития сего к пристанищу небесному нас направляющии.

Радуйтеся, яко звезды, во отишие блаженнаго покоя в чертозе Христове нас путеводящии;

Радуйтеся, блаженство вечное, скорбящим уготованное, благовествующии.

Радуйтеся, яко недостойны суть страсти нынешняго времене к будущей славе, уверяющии;

Радуйтеся, доблии вестницы царства небеснаго бывшии.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречуднии проповедницы!

Кондак 12

Благодать дадеся вам от Бога, во еже вся любящия и чтущия вы в чудный свет Его руководствовати. Темже и нашея жизни скорбный путь крепкою надеждою воскресения озарите, от греховныя погибели нас соблюдите и в час смертный нам предстаните, да вашим заступлением невечерняго света величествия Божия и мы грешнии достижем, идеже с лики праведных воспоим о вас Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное прославление силы Божия в вас, святии отроцы, ублажаем вы, яко заступники и молитвенники наша пред Господем, и с любовию, святей иконе вашей предстояще, возглашаем вам хваления сия:

Радуйтеся, в Российстей земли града Старицы похвало и утверждение;

Радуйтеся, вся окрестныя веси славою благодатныя помощи вашея исполнившии.

Радуйтеся, болящих младенцев прибежище и исцеление;

Радуйтеся, скорбей родителей их неложное врачевание.

Радуйтеся, всем любящим и чтущим вы покрове и ограждение;

Радуйтеся, всего мира христианскаго помоще и заступление.

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, всемирнаго воскресения мертвых пречудные проповедницы!

Кондак 13

О, чуднии отроцы, светом небесныя славы вашея и уверением нескончаемаго живота скорбный путь жития нашего озаряющии! Приимите малое сие моление наше и не отрините нас, притекающих к вам: молите присно всех Владыку, да и мы райскаго чертога не лишени будем, но вкупе со святыми воспоим тамо Христу Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я святым седми отрокам Ефесским

Боже великий, хвальный и непостижимый, и неисповедимый, создавый человека рукою Твоею, персть взем от земли, и образом Твоим почтивый его, Иисусе Христе, прежелаемое имя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, явися на рабе Твоем (имярек), и посети его душу и тело, умоляем от преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых Небесных Сил Безплотных, и честнаго славнаго пророка, и Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отец наших, и вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая иже в Мирех, Спиридона чудотворца, и всех святых священноначальников, святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Мироточца, Феодора Стратилата, и всех святых мучеников, преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы Освященнаго, Феодосия общаго жития начальника, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных, святых и исцелителей, безсребренников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Фалалея и Трифона и прочих, святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, святаго преподобнаго Иоанна Рыльскаго, святыя блаженныя Ксении Петербуржской и всех Твоих святых. И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил еси иногда Авимелеха угодника Твоего во храме Агриппове, и дал еси ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, в славу Твоея благости. Но и святыя Твоя славныя седмь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавыи, во дни Декия царя и отступника, и сия успивыи в вертепе на лет сто и осмьдесят, яко младенцы согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшыя тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание, и извещение нашего пакибытия, и воскресения всех. Сам убо человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием

Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имярек), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие, Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо, и всяк дар свершен. Ты бо еси врач душ и телес наших, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я святым седми отрокам Ефесским

О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имярек), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Храм Семи Отроков Ефесских, Тобольск: отзывы

    • Туризм в Тобольске
    • Отели Тобольска
    • B&B/мини-отели в Тобольске
    • Турпакеты в Тобольск
    • Авиабилеты в Тобольск
    • Рестораны Тобольска
    • Развлечения Тобольска
    • Форум путешественников о Тобольске
    • Фото Тобольска
    • Карта Тобольска
    • Все отели Тобольска
    • Спецпредложения отелей в Тобольске
    • Горящие туры в Тобольске
    • По типу отеля
        • Тобольск: мотели
        • Хостелы: Тобольск
        • Лучшие семейные отели Тобольска
        • Тобольск: отели бизнес-класса
        • Тобольск: спа-курорты
    • По классу отеля
        • Тобольск: 5-звездочные отели
        • Тобольск: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели в Тобольске, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Тобольске
    • Популярные категории в Тобольске
        • Спа-Отели в Тобольске
        • Отели С Трансфером в Тобольске
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Храм Семи Отроков Ефесских
        • Отели рядом — Гостиный Двор
        • Отели рядом — Храм Архангела Михаила
        • Отели рядом — Водонапорная башня
        • Отели рядом — Скульптура «Робинзон Крузо и Пятница»
        • Отели рядом — Церковь Петра и Павла
        • Отели рядом — Стела «Тобольск — жемчужина Сибири»
        • Отели рядом — Рентерея
        • Отели рядом — Церковь Захария и Елизаветы
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Тобольск: все развлечения
    • Храм Семи Отроков Ефесских: развлечения поблизости.
        • Скульптура «Робинзон Крузо и Пятница»
        • Памятник жёнам декабристов
        • Дворец Спорта Кристалл
        • Сквер имени П.П. Ершова
        • Тобольский историко-архитектурный музей заповедник
        • Музей им. А.А. Дунина-Горкавича
        • Пирамида Боулинг
        • Тобольский Кремль
        • Тюремный замок
        • Губернский Музей
        • Гостиный Двор
        • Софийско-Успенский кафедральный Собор
        • Свято-Покровский кафедральный собор
        • Церковь Петра и Павла
        • Памятник Петру Ершову
    • Тобольск: Достопримечательности и культурные объекты
        • Тобольск: Древние руины
        • Тобольск: Архитектурные достопримечательности
        • Тобольск: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Тобольск: Исторические достопримечательности
        • Тобольск: Памятники и статуи
        • Тобольск: Смотровые площадки и башни
        • Тобольск: Культурные объекты и достопримечательности
        • Тобольск: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Тобольске
        • Тобольск: Музеи
            • Тобольск: Музеи искусств
            • Тобольск: Исторические музеи
            • Тобольск: Специализированные музеи
        • Тобольск: Развлечения и игры
            • Тобольск: Игровые площадки
            • Тобольск: Игровые и развлекательные центры
            • Тобольск: Боулинг
            • Тобольск: Спортивные комплексы
            • Тобольск: Стрелковые тиры/полигоны
        • Тобольск: Природа и парки
            • Тобольск: Игровые площадки
            • Тобольск: Парки
            • Тобольск: Зоопарки
        • Тобольск: Спа и оздоровление
            • Тобольск: Спа
            • Тобольск: Термальные спа-центры
        • Тобольск: Активный отдых на открытом воздухе
            • Тобольск: Конные экскурсии
            • Тобольск: Зоопарки
            • Тобольск: Лодочные туры
        • Тобольск: Концерты и представления
            • Тобольск: Театры
        • Тобольск: Покупки
            • Тобольск: Торговые центры
        • Тобольск: Зоопарки и океанариумы
            • Тобольск: Зоопарки
        • Тобольск: Туры
            • Тобольск: Лодочные туры
        • Тобольск: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Тобольск: Лодочные туры
    • Что обычно ищут в г. Тобольск
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Подходит для детей
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Чем заняться в дождливый день
        • Бесплатный вход
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Православная Церковь вспоминает память семи Отроков Ефесских

Согласно преданию, юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные юноши — сыновьями других знатных граждан. Все они проходили военную службу.

Правивший в середине III века император Декий, возвел гонения на христиан. От всех граждан требовалось принести жертвы языческим божествам, а непокорных ждала смерть. Юноши исповедовали веру во Христа и были лишены знаков воинского отличия, но император, надеясь на то, что отроки одумаются, отпустил их.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Там они проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине. Самый младший — Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд.

Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы они умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Прошло более полутора веков. При императоре Феодосии Младшем распространилась ересь, отрицавшая воскресение мертвых.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Отроки же по воле Божией проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло уже много времени. Готовясь принять мучения, они поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город.

Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Выслушав недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия.

Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.

Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Предание о Семи Отроков Ефесских известно не только в христианстве. В 18 суре Корана «Пещера» рассказывается о неких спящих в пещере многие годы. Исламское предание говорит, что речь идет о шести юношах-воинах, пастухе и собаке, заснувших в пещере на 309 лет. Однако описанные в Коране события происходили не в Ефесе, а в столице Иордании Аммане.

Интересно, что в пещере в Аммане находится сооружение, судя по всему, являющееся раннехристианским храмом-мартириумом (такие храмы-часовни строились над телами мучеников).

Согласно католической традиции, мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе. Туда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября).

В народе Отроков Ефесских почитают как целителей животворящим сном. Считается, что молитва им помогает от бессонницы.

ТОБОЛЬСКИЙ ХРАМ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ

Тобольский кладбищенский храм Ефесских отроков, фотография Василия Шелёмина, 2005 г.

Храм во имя семи отроков Эфесских на Завальном кладбище города Тобольска Тобольской епархии

Первоначальный деревянный храм во имя семи отроков Эфесских был построен на Завальном кладбище Тобольска, вероятно, после 1758 года.

В 1772 году было объявлено о строительстве каменного храма, которое поручили геодезии сержанту Абарину. Церковь была устроена в 1776 году тщанием тобольского губернатора Дениса Ивановича Чичерина и и освящен архиепископом свт. Варлаамом (Петровым).

В 1800 году владыка Варлаам благословил строительство колокольни, которое затянулось до 1810 года. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег пожертвованных гражданами.

В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан сделал в храме чугунный пол, который сохранился до начала XXI века.

В 1886 году при храме были открыты внебогослужебные чтения с обучением присутствующих церковному пению, а также учрежден склад книг и листов религиозно-нравственного содержания для продажи их желающим .

С 1 мая того же года действовала одноклассная смешанная школа грамотности, помещавшаяся в доме, устроенном для могильщиков .

В конце XIX века к храму решено было пристроить двухпрестольный придел. В 1909 — 1910 годах он был построен «на жертвы доброхотных дателей» и освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского.

Кладбищенская церковь Семи отроков Эфесских — единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1930-е годы здесь размещался центр Тобольской епархии вплоть до ее упразднения в 1937 году, когда по делу «Союз спасения России» архиепископ Артемий (Ильинский) и все священники храма были расстреляны. Их общая могила находится перед храмом с левой стороны.

После расстрела священников, сторож Агриппина не отдала храм на поругание: закрывшись в храме, она безвыходно прожила в нем целый месяц, питаясь просфорами, и не пустила большевиков-красногвардейцев. В 1937-1943 годах, пока не был назначен настоятель храма, верующие самостоятельно собирались на молитву.

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств .

В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря епархии, жили монахини.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, проводятся встречи движения «Сибирь молодая православная» и Тобольского казачества.

Архитектура

В своем облике храм несет черты барокко и классицизма. В основании его лежит четверик, несущий кровлю-купол. С запада примыкает трапезная и колокольня. Во внутреннем пространстве храма помещение храма отсечено от светового барабана плоским потолком, вследствие поздних переделок середины XIX века. В храме сохранился уникальный барочный иконостас XVIII века (во всей Сибири только два таких, другой — в Иркутске).

Святыни

  • образ Почаевской Божией Матери. Написан монахинями Иоанно-Введенского монастыря в XIX веке.
  • икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции.

Клир

В конце XIX — нач. XX вв. причт по штату состоял из священника и двух псаломщиков.

Священники

Псаломщики

  • Робустов Александр Андреевич (упом. 25 октября 1887)

Приписные храмы

  • Московских святителей Петра, Алексия и Ионы в д. Малая Зоркальцева
  • Пантелеимона Целителя в д. Овсянникова

Литература

См. также

  • Храм Семи отроков Эфесских, г. Тобольск // телеканал «Союз», цикл передач «По святым местам»

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Тобольской епархии
  • Церковь Семи Отроков Эффесских, страница сайта Исторические фото Тобольска

Тобольские епархиальные ведомости, 1886, № 13-14, с. 187.

Тобольские епархиальные ведомости, 1888, № 23-24, с. 304.

Базылев В., свящ., Храм Семи отроков Эфесских г. Тобольска // Сибирская Православная газета, 2012, № 12.

Из отчета уполномоченного по делам Русской православной церкви. Архив храма.

Тобольские епархиальные ведомости, 1885, № 15; 1888, № 23-24.

Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 1/2, отд. офиц. С. 23