Джон тавернер

Хелависа — Сэр Джон Бэксворд, аккорды

Am G Сэр Джон Бэксворд собирал в поход F G Am Тысячу уэльских стрелков. G Сэр Джон Бэксворд был толстым, как кот, F G Am А конь его был без подков. C G Сэр Джон Бэксворд пил шотландский эль Dm Am А к вечеру сильно устал. C G Dm Am Он упал под ель, как будто в постель, F C G И там до Пасхи проспал! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной… Am G Король Эдуард четырнадцать дней F G Am Ждет Бэксворда отряд. G Десять тысяч копий и столько ж коней F G Am Не пьют, не едят и не спят. C G Король Эдуард восьмого гонца Dm Am Вешает на суку, C G Dm Am А Бэксворда нет, и вид мертвеца F C G Нагоняет на войско тоску! C G Dm Am Айлэ, айлэ, и вид мертвеца F C G Нагоняет на войско тоску! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной!.. Am G Король Эдуард подписал приговор F G Am Пот утерев с лица. G «Сэр Джон Бэксворд — изменник и вор, F G Am И плаха ждет подлеца!» C G Сэр Джон в Уэльсе спит на траве, Dm Am И шлем у его плеча. C G Dm Am И не ведает, что по его голове F C G Плачет топор палача! C G Dm Am Айлэ, айлэ, по его голове F C G Ох, плачет топор палача! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной!.. Am G Лорд-канцлер Кромвель с войском спешит F G Am К ущелью, где спит Бэксворд. G Королевский указ к уздечке пришит F G Am У каждой из конских морд. C G Войско идет, кончается год, Dm Am В Лондоне войска нет. C G Dm Am А французский флот переплыл Ла-Манш F C G И занял цветущий Кент! C G Dm Am Айлэ, айлэ, переплыл Ла-Манш F C G И занял цветущий Кент! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной!.. Am G Сэр Джон в Уэльсе спит в кандалах, F G Am Плечом опершись на ель. G А войско гуляет в Уэльских лугах F G Am И пьет бэксвордовский эль. C G Лорд-канцлер Кромвель в Лондон спешит Dm Am С мешком у луки седла. C G Dm Am А круглый предмет, что в мешке зашит, — F C G Голова Бэксворда, ха-ха! C G Dm Am Айлэ, айлэ, что в мешке зашит, — F C G Голова Бэксворда, ха-ха! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной!.. Am G Король Эдуард в Париж привезен, F G Am В железный ошейник одет. G А все потому, что в войске его F G Am Джона Бэксворда нет. C G А все потому, что забыл король Dm Am Присказки древней слова: C G Dm Am Что, покуда пьёт английский народ — F C G Англия будет жива! C G Dm Am И покуда пьёт французский народ — F C G Франция будет жива! C G Dm Am И покуда пьёт ирландский народ — F C G Ирландия будет жива! C G Dm Am И покуда пьёт японский народ — F C G Япония будет жива! C G Dm Am Но покуда пьёт российский народ — F C G Планета будет жива! C G Dm Am Так налей, налей еще по одной, F C G С утра я вечно больной! C G Dm Am И еще, еще, еще по одной, F C G Пусть буду я вечно больной. Am И вечно хмельной!

Сэр Джон Тавенер: православный английский композитор

Современный английский композитор, принявший православие и писавший свою музыку под влиянием знаменного распева, — именно так можно очень кратко сказать о сэре Джоне Тавенере, которому 28 января нынешнего 2014 года исполнилось бы 70 лет

Современный английский композитор, принявший православие и писавший свою музыку под влиянием знаменного распева, — именно так можно очень кратко сказать о сэре Джоне Тавенере, которому 28 января нынешнего 2014 года исполнилось бы 70 лет, до которых он, к сожалению, не дожил совсем немного. Джон Тавенер умер 12 ноября 2013 года. С другой стороны, то, что человек с тем тяжелым диагнозом, что был у композитора, дожил почти до семидесяти лет – настоящее чудо. Но… обо всем по порядку.

«Моя музыка вдохновлена православием»

Джон Тавенер был не первым профессиональным музыкантом в семье, его предок, тоже сэр Джон Тавенер, был известным английским композитором и органистом первой половины XVI века. Современный нам композитор обратил на себя внимание музыкальных критиков и общественности в 1968 году, в возрасте 24 лет, когда через три года после окончания Королевской Академии музыки состоялась премьера его кантаты «Кит», посвященной библейскому сюжету о праведном Ионе.

Джон Тавенер страдал болезнью Марфана – генетическим заболеванием, которое поражает опорно-двигательный аппарат, глаза и сердце. Но, как говорят исследователи его творчества, он ее как будто не замечал, никогда не упоминал о ней ни в частных разговорах, ни в публичных интервью. Болезнь не мешала ему творить и, в первую очередь, искать Бога.

В 1977 году Джон Тавенер принял православие. Незадолго до крещения он случайно зашел в лондонский храм, где служил митрополит Сурожский Антоний (Блум), и, пораженный тем, что увидел и нашел здесь то, что давно искал и не находил в западной церкви, остался навсегда.

«Я был рожден британцем»

В 2008 году в интервью радио «Свобода», которое состоялась после мировой премьеры концерта для гобоя с оркестром, он скажет: «С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем.

Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем, а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нем не было ничего рационального, обдуманного. Существуют люди, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могут трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались».

Действительно, интерес к русской духовной культуре не ограничивался интересом к православию. Тавенера интересует духовная музыка, но не период XVIII-XIX веков, а знаменный распев. Именно древним распевам находится место в музыкальных произведения композитора второй половины ХХ — начала XXI века. Обращение к знаменному распеву очень заметно даже не профессиональному слушателю музыки.

Достоевский и Ахматова

Помимо русской музыки (кстати, из композиторов, близких себе по духу, он особенно выделял Стравинского) Тавенеру интересны идеи Достоевского. В 1977 году, в тот год, что крестился, он пишет музыкальное произведение по повести Достоевского «Кроткая». Спустя 30 лет в выше цитированном интервью Джона Тавенера спрашивают в частности о том, близка ли ему мысль Достоевского, что «красота спасет мир» и не видит ли он противоречия между религией и эстетикой?

Композитор ответил следующее: «Кажется, это митрополит московский Филарет заметил, что мир не столько создан Богом, сколько явился плодом Его любви. Все, созданное Богом, прекрасно. Когда Он создал мир, то, как об этом говорится в “Книге Бытия”, “увидел Бог, что это хорошо”. Но греческое слово “колен”, которое здесь переводится, означает “прекрасный”. Я думаю, что Достоевский, сказав о спасении мира красотой, также предполагал, что и Бог увидел, что это прекрасно. Мы же в качестве микрокосма или образа Бога обязаны продолжать дело небесного архитектора».

Еще один важный русский «вдохновитель» Тавенера – Анна Ахматова. В 1980 году он пишет музыкальный «Реквием» для сопрано, баса и оркестра на слова одноименного произведения Ахматовой. Интересно, что композитор использовал русский текст «Реквиема».

Джон Тавенер — Реквием Ахматовой (1980).
Геннадий Рождественский (дирижёр).

«Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя»

Этот композитор был признан при жизни, его произведения исполнялись в лучших залах мира. В 2000 году английская королева возвела Джона Тавенера в рыцарское достоинство. Для тех, кто действительно разбирается в музыкальной культуре, сэр Джон Тавенер был не просто одним из современных композиторов: «По-настоящему великих композиторов мы сегодня знаем не так много. Современные композиторы рассредоточиваются среди разного рода течений, в том числе и в интернете, где в каждой из групп существует своя величина. Тем не менее, в этом многообразии по-прежнему есть фигуры, которые выделяются не только своим отношением к искусству, но и уникальным человеческим кредо, жизненным подвигом и невероятной харизмой. Все это они транслируют в своем искусстве. Пожалуй, в этом высоком предназначении – идти своим неповторимым путем и открывать миру неведомые ему страницы – для подобных художников и заключается суть их творчества. Одним из таких людей был сэр Джон Тавенер» (Алексей Панов, радио «Орфей», передача посвященная композитору).

Тавенера не раз спрашивали о том, воспринимает ли он себя «создателем музыки» или «ретранслятором высших сфер», на это он отвечал: «Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова “сферы”. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит».

Произведения Джона Тавенера на сайте Яндекс.Музыка

Тавенер, Джон

Тавенер, Джон

Джон Тавенер (англ. John Tavener, 28 января 1944, Лондон) — английский композитор.

Биография

Прямой потомок композитора и органиста Джона Тавернера (ок. 1490—1545). Закончил Хайгейтскую школу и Королевскую Академию музыки (1965). В 1977 году принял православие, присоединился к Русской православной церкви.

Страдает синдромом Марфана.

Творческая характеристика

Раннее творчество Тавенера складывалось под влиянием Стравинского и Мессиана, его зрелую манеру часто сопоставляют с музыкой Пярта и Гурецкого. Помимо православия испытал влияние индуизма, ислама, современной мистики (Ф. Шуон).

Основные произведения

  • The Whale, кантата (1966)
  • Little Requiem for Father Malachy Lynch для смешанного хора, струнных, трубы, и органа, (1972)
  • Тереза опера о Терезе из Лизьё (1973)
  • Реквием Ахматовой для сопрано, баса и оркестра (1980)
  • Mandelion для органа (1981)
  • Агнец, хорал на стихи У. Блейка (1982)
  • The Protecting Veil («Покров Пресвятой Богородицы») для виолончели и струнного оркестра (1988, премьера — Стивен Иссерлис и Лондонский симфонический оркестр, 1989)
  • Мария Египетская, опера (1991)
  • Ikon of the Nativity, для хора a capella (1991)
  • Song for Athene для смешанного хора a cappella — на смерть британской актрисы Афины Ариадес (Athene Hariades), также исполнялось на похоронах принцессы Дианы (1993)
  • Ikon of Eros для оркестра (2001)
  • The Veil of the Temple для сопрано, инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков (2002)
  • Schuon Lieder для сопрано и инструментального ансамбля (2003)
  • Laila (Amu) для сопрано, тенора и оркестра (2004)
  • The Beautiful Names для хора и оркестра (2007, текст — 99 коранических имен Аллаха)
  • Lalishri для скрипки и струнного оркестра (2008)

Тавенер и кино

Признание

Премия Айвора Новелло, премия Грэмми и др. Возведен в рыцарское достоинство (2000).

Литература