Духовой ансамбль

Сценарий к 75- летнему юбилею духового оркестра Центра Досуга р.п Ковернино.

Сценарий к 75- летнему юбилею духового оркестра

Центра Досуга р.п Ковернино.

Звучит вальс «Над волнами» в исполнении духового оркестра р.п.Ковернино.

Вы слышите, как вальс «Над волнами» играет?

И эта музыка прекрасна и нежна.

На встречу с музыкой вас мы приглашаем.

Вас приглашает «Новая Волна».

И как волна, пусть унесет вас время

В далекий восемнадцатый тот век,

Когда о силе музыки впервые

Услышал наш российский человек

Сцена: Петр 1.

Петр 1: А позвать ко мне обер – фискала из Сената.

Входит обер – фискал.

Петр: А доложите мне, любезнейший, как чествовали победителей в городе Рига?

Звук рога

Петр: А как чествовали победителей в городе Ревель?

Звук рога.

Петр: А как чествовали победителей в городе Выборг?

Звук рога.

Петр: Что это за звуки?

Вносят рог.

Обер – фискал: Это звук охотничьего рога. Вы же знаете, великий государь, что рог издает только один звук.

Петр: А что? У нас еще нет оркестров?

Обер – фискал: Есть. Но все они роговые.

Петр: Так. Приказываю: Сегодня же послать гонцов на Запад. Разузнать, какие есть инструменты, чтобы играли на торжествах, парадах и разных празднествах. Приказываю: отправить на Запад знающих толк в музыке людей на обучение. Да пошевеливайтесь!

Обер-фискал: Гонцы уже сообщили, что из Парижа везут саксофон, только сделал его бельгиец Сакс. А из Германии везут тубу. А из Европы везут альт, тенор, баритон и барабаны.

Петр: Так. И как мы это все назовем?

Обер – фискал: А называют эти инструменты духовыми, потому что в них дышать человеку нужно. А барабаны – то инструменты ударные. По ним нужно ударять.

Петр: Как же нам правильно все это назвать? Оркестр духовых инструментов? Так еще есть ударники. Нет лучше так, оркестр духовых и ударных инструментов.

Обер-фискал: А не назвать ли нам оркестр духовым? От слова «душа». Ведь главное не инструменты, а играть на них с душой.

Петр: Точно. Пиши приказ. Я, Государь Великий всея Руси, приказываю: Создать на Великой Руси духовой оркестр, чтобы играл он на всяких торжествах, парадах и празднествах. Дата: Сего 1711 года

В исполнении духового оркестра звучит «Россия».

И вот почти уж триста лет,

Как духовой оркестр играет

На праздниках и торжествах,

На День Победы 9 Мая.

В ковернинской стороне

Не так уж много музыкантов,

И духовой оркестр собрал

В игре особые таланты.

Семьдесят пять лет назад

Никто не слышал об оркестре,

Но главным был энтузиазм

И он дал ход духовной песне.

Звучит мелодия «На час раньше» в исполнении духового оркестра.

1935 год. Ковернинская молодежь проводит активно свободное время. В районе налажена работа библиотек. Работают спортивные секции и кружки по интересам. Активизируется художественная самодеятельность. Но молодежи хочется чего- то нового необычного, красивого, духовного. Лидеры молодежи принимают решение организовать в районе духовой оркестр. Первым руководителем был Авситидийский Леонид.

Оркестр играет на торжествах, на концертах и праздниках, парадах и митингах. В выходные дни оркестр играет в парке и Доме Культуры. И часто в парке не хватает свободных мест, а зал ДК не вмещает всех желающих.

Композиция «В городском саду играет духовой оркестр».

Казалось, ничто не может нарушить тихую мирную жизнь, но она оборвалась внезапно. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Слова Левитана.

Композиция «Бухенвальдский набат»

Война застигла врасплох нашу страну. Не остались в стороне от военных действий и ковернинцы. Все участники духового оркестра подлежали мобилизации, были призваны в армию.

С войны не вернулись Авситидийский Леонид и Лосев Евгений. Первый руководитель духового оркестра и исполнитель всеми любимых мелодий не услышали залпов Победы. Такая судьба. Такова жизнь.

Композиция «День Победы»

Послевоенная разруха, голод, холод, нищета – жизнь казалась серой и беспросветной. Страна залечивала раны, поднимала свое хозяйство из руин и пепла.

В 1950 году вновь заиграл духовой оркестр.

Войной погашенные жизни

В особый занесут реестр,

На благо Родины, Отчизны

Играй, наш духовой оркестр!

И пусть от горечи утраты порой не подобрать слова,

Играй оркестр, и будут святы моя страна, моя Москва!

Композиция «Моя Москва»

Замечательные люди, профессионалы своего дела руководили духовым оркестром на протяжении всего его существования:

1950 – 1958 годы – Воронцов Порфирий Григорьевич

1959 – 1965 годы – Воронцов Владимир Григорьевич

1965 – 1975 годы — Салаутин Владимир Николаевич

1976 – 1990 годы – Белов Федор Васильевич

1990 – 1994 годы – Воронцов Владимир Григорьевич

1995 год и по настоящее время духовой оркестр Центра Досуга р.п.Ковернино возглавляет Снегирев Александр Иванович.

Композиция «Березка»

В стране березового сока,

В краю жар – птицы золотой

Для ковернинского народа

Оркестр играет духовой

И Нижний Новгород сраженный

Игрою меди, горящей жаром,

Оркестру звание народный

Присвоен трижды был недаром.

Ковернинскому духовому оркестру трижды было присвоено звание «народный»: в 1977 году, 2000 году, 2005 году. В 2010 году состоится подтверждение звания в четвертый раз в Нижнем Новгороде.

Духовой оркестр- это группа музыкантов, исполняющих совместно музыкальные произведения. И все – таки каждый инструмент в оркестре уникален и имеет свой голос.

Так схожа с пионерским горном.

И первая по высоте,

В сражениях сигналил звонко

Боец на огненной трубе. (Играет труба)

Чтоб слушать музыку, не надобно таланта,

Прислушайся, как красочно звучат

Мелодии простого музыканта,

Когда в его руках играет альт (Играет альт)

На тон чуть ниже, приглушая ветер

И подражая шуму волн морских,

Аккомпанирует трубе и альту скромный тенор,

Неся в мелодию оттенков новых вихрь. (Игра тенора)

В соревнование с тенором вступает,

В звучании ниже только лишь на тон,

Похожий формой, цветом и размером

С названьем романтичным баритон (Игра баритона)

Причудливо изогнуты валторны,

Напоминают нам старинный патефон.

Но красота звучания их известна

В Росси нашей с незапамятных времен. (Играет валторн)

Солистом стал фигурный саксофон

В парадах, маршах и, конечно, в джазе,

Но чтобы зазвучал красиво он,

Игре учиться непременно надо. (Играет саксофон)

А самый низкий голос у германской тубы.

Играть на ней – вам не баклуши бить.

И стоит приложить лишь только губы-

Начнет она басами говорить (Играет туба)

Ударными назвали инструменты:

Тарелки, большой и малый барабан.

Они в мелодию несут прекрасные моменты

Им в музыке особый статус дан. (Игра тарелок, большого и малого барабанов)

Композиция «Белый танец»

А кто играет в духовом оркестре?

А это люди ковернинской стороны,

Связали жизнь свою они с чудесной песней,

Всю жизнь искусству музыки верны.

Белов Федор Васильевич, начальник с\х химии – труба

Артемов Владимир Евгеньевич, педагог музыкальной школы – труба

Тверитнев Владимир Степанович – педагог музыкальной школы — баритон.

Лебедев Василий Константинович – работник ЖКХ – тенор

Ширин Виталий Иванович – рабочий – альт

Квятковский Павел Игоревич – ударные

Лопарев Василий Михайлович – большой барабан. Тарелки

Петров Дмитрий – студент – альт

Дирижер, руководитель, на всех инструментах исполнитель Снегирев Александр Иванович.

В настоящее время духовой оркестр играет вальсы, марши, современную эстрадную музыку.

Композиция «Каникулы любви»

Для вас, ребята, это может чудо,

Как хорошо, что чудеса на свете есть.

В районе нашем чудо есть и будет,

Название чуду – Духовой оркестр.

И стоит вам на миг лишь прикоснуться

К культуре ваших дедов и отцов,

В вас чувства небывалые проснутся

И каждый будет стать волшебником готов.

Живи и процветай, наш духовой оркестр!

Тебе во всех делах почет и слава!

И пусть всегда сопутствует успех,

Побед и достижений небывалых!

Композиция «До Свидания»

Ансамбль барабанщиков МГТУ

Из всех творческих коллективов нашего университета именно этот можно по праву назвать «визитной карточкой». За годы своего существования ни одно торжественное мероприятие университета не обошлось без его участия. Очаровательные девушки всегда готовы приободрить зрителя зажигательными ритмами и подарить свет своих лучезарных улыбок.

Помимо традиционного теплого приема на сцене родного университета ансамбль славится далеко за пределами нашего вуза и является широко узнаваемым творческим коллективом города и области. Ежегодно в рамках торжественного празднования Дня Победы ансамбль открывает праздничное шествие студентов, школьников и горожан к Мемориалу Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. На правах представителя вуза Росрыболовства ансамбль ежегодно участвует в церемонии открытия Международной рыбопромышленной выставки «Море. Ресурсы. Технологии». Участники ансамбля всегда являются желанными гостями различных праздников и торжественных церемоний.

В 2014/2015 учебном году ансамблю выпала честь открывать торжественную встречу прославленного парусника «Седов» в родном порту, а также принимать участие в таких мероприятиях, как: «День знаний», 30-летие выпуска Морской академии, «Посвящение в студенты и курсанты МГТУ — 2014», церемония вручения премии имени Почетного профессора МГТУ А.П.Гальянова, торжественное мероприятие, посвященное 150-летию судебной реформы и празднованию Дня юриста, юбилей в/ч № 34630, Международный фестиваль энергоэффективности и многих других.

Руководитель

Михеева Диана Дмитриевна

Телефон

Сценарий концерта «Чудо, которое живет рядом с нами»

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после…

Здравствуйте наши уважаемые гости, родители, дети и все, кто сегодня пришел на наш отчетный концерт!
Каждый год наши слушатели не перестают удивляться, восхищаться оригинальностью и, в тоже время профессиональным потенциалом наших юных дарований! Переполненный зал и на этот раз, я уверена, в ожидании чуда. Чуда, которое живет рядом с нами. Это чудо нельзя потрогать, но можно увидеть и услышать! Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Оно имеет душу и сердце! Чудо, которое рождается здесь, на этой сцене… И имя ему – Музыка!

По традиции наш концерт открывают самые юные. Они первый раз выступают на большой сцене и ужасно волнуются. Давайте поддержим их аплодисментами.

Итак, на сцене наши первоклашки

  1. Симонова. «Восточная мелодия». Исполняет Чечева Алиса. Класс преподавателя Кандрашиной К. А. концертмейстер Кандрашиной К. А.

  1. На сцене Мазанова Валерия. Класс преподавателя Кандрашиной К. Шаинский. «Голубой вагон».

  1. Выступает Сапунов Юрий, кл. преп. Абызовой А.С. Верди. «Песенка герцога». Концертмейстер Абызова А.С.

  1. На сцену приглашается Чикурина Софья. Класс преподавателя Абызовой А.С. Чарльз. «Hit the road, Jack». Концертмейстер Абызова

Ну что ж, думаю, что дебют наших первоклассников прошел вполне успешно. Давайте еще раз их поблагодарим за выступление.

Первые солнечные лучи, и стук апрельской капели заставляют нас забыть о зимней стуже. Весна, у большинства людей ассоциируется с нежными зелеными листочками, свежим воздухом. Весной, после долгой зимы, нам нравится слушать музыку весенней капели, вслушиваясь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Радоваться солнцу, наступающему дню. Удивляться распустившемуся цветку, песне жаворонка в небе, завораживающей музыке, звучащей в этом зале.
«… Есть в музыке такая сила, такая тягостная власть, что стоит под нее попасть – и жизнь становится красивой…».

5. На сцене Самойлов Кирилл. Класс преп. Пиликова А.Д. Партичелла. «Мексиканский танец». Концертмейстер Фаттахова М.В.

6. Выступает Филимонова Наталья. кл. преп. Бенько Ю.В. Лысенко. Элегия.

Концертмейстер Бенько И.Д.

7. Мингазутдинов Галияр исполнит для вас пьесу Юманса «Чай вдвоём».

кл. преп. Пиликова А.Д. . Концертмейстер Фаттахова М.В.

Дети идут вслед меняющемуся музыкальному миру. Живут в нем и воспринимают все самое ценное, что вносит новый век.
В свое время ещё Сократ говорил: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»
Ну, а светить маленьким «солнышкам» помогают, понятно, наши уважаемые педагоги – Бенько Юрий.В., Пиликов Алекс. Д., Абызова Алена. С., Кандрашина Ксения.А.. Как настоящие творцы человеческой души, преподаватели, облагораживают души и сердца детей, учат их постижению прекрасного.Преподаватели нашего отдела находятся в постоянном творческом поиске, стоят на пороге больших побед и свершений. А помогают им в этом замечательные концертмейстеры, настоящие мэтры фортепианного искусства: Бенько Ирина Дмитриевна и Фаттахова Марина Владимировна

А наш концерт продолжается.

8. На сцене Лаптева Евгения, кл. преп. Бенько Ю.В.

Барт Ховард. «Возьми меня на луну». Концертмейстер Бенько И.Д.

9. Дворжак. «Юмореска». Исполняет Халитова Малика, кл. преп.

Пиликова А. Д. Концертмейстер Фаттахова М.В.

Нет человека, который не любит музыку. У каждого из нас свои любимые музыкальные жанры. Свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать. Свои любимые исполнители…

Мало кто знает, что мелодия, которая сейчас прозвучит, занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая исполняемая. Дело в том, что всесоюзная радиостанция «Маяк» использовала ее в своих позывных, и они за сорок лет работы радиостанции прозвучали более миллиона раз. Кроме этого достижения у песни есть еще одно. В преддверии 21 столетия был проведен масштабный опрос среди десятков тысяч россиян с просьбой назвать лучшую русскую песню ХХ века. Безусловным лидером стали именно эта песня.

11. Для вас её сейчас исполнит Кривоносов Дмитрий, кл. преп. Пиликова Алек. Д.

Концертмейстер Фаттахова М.В.

А что это за песня вы скажете после исполнения.

Узнали эту песню? правильно, эта мелодия из песни » Подмосковные вечера», а написал ее Соловьёв-Седой.

Конкурсы, фестивали, олимпиады для музыкальной школы это дело привычное. Одни, уже традиционные, проводятся из года в год, другие – явление новое, но и оно со временем становится неотъемлемой частью жизни школы. География побед учащихся нашего отдела выходит далеко за пределы не только города, но и округа, региона. Так, в этом году наши юные таланты заняли призовые места во Всероссийском конкурсе «Звёздная карусель», который уже второй раз проводится в Зеленодольске; в I Международном фестивале – конкурсе «Золотая лира» в г. Казань; во Всероссийском конкурсе «Будущее России». г. Казань.
Мы не просто поздравляем, но и благодарим ребят за их достижения. Нельзя не восхищаться их трудолюбием и преданностью высокому искусству. Мы верим в дальнейшие успехи наших юных виртуозов. И надеемся, что они еще не раз порадуют нас своими талантами, прославят нашу школу своими успехами!

… И наш концерт продолжается…

12. На сцене Лауреат III степени Всероссийского конкурса “Будущее России” , СирАтов Евгений, кл. преп. Бенько Ю.В. Хочется отметить, что в этом конкурсе Женя участвовал в возрастной категории 16-19 лет. А это значит, что он сражался с учащимися колледжей!

Жюля Массне “Размышление” из оперы “Таис”. Концертмейстер Бенько И.Д.

13. На сцену приглашается Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель» Крылова Дарья, кл. преп. Пиликова А.Д.

Забутов «Ностальгия». Концертмейстер Фаттахова М.В.

14. Выступает Елагина Дарина, Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель». кл. преп. Бенько Ю. В.

Савалов «Счастливый случай». Концертмейстер Бенько И.Д.

Стихия музыки – могучая стихия. Она чем непонятней, тем сильней
Глаза мои бездонные, сухие. Слезами наполняются при ней…
Она и невидна, и невесома. И мы ее в сердцах своих несем…
Мелодии всемирная истома, как соль в воде, растворена во всем…
Покинув поднебесья голубые, спустившись в мир земной, где шум и гам.
Все звуки музыки: летящие, живые. Звучат, поют и наполняют зал!!!

15. Для вас играет Татьяна Фарносова. Якушенко Диалог

16. На сцену приглашается Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель», Суетина Алиса, кл. преп. Бенько Ю.В.

Браю. Полька «Карусель». Концертмейстер Бенько И.Д.

17. И снова для вас играет Сиратов Евгений, кл. преп. Бенько Ю.В.

Вебер. Концертино. Концертмейстер Бенько И.Д.

Если спросить человека: какая музыка ему нравится – он наверняка вспомнит про популярные или народные песни, вспомнит про инструментальную музыку, а кто- то отдаст предпочтение звучанию духового оркестра. Ведь духовой оркестр – это не только музыка, это оформление всех значимых событий. Все музыкальные государственные символы лучше всего, торжественнее, звучат именно в духовом исполнении. Это понимал еще в свое время и сам Петр I, издавший 300 лет назад указ о создании духовых оркестров на Руси. И потом…духовая музыка и духовность человека тесно взаимосвязаны! Когда играет духовой оркестр, возникает совершенно необъяснимая эмоциональная реакция, начинают биться в унисон сердца музыкантов и поклонников духового искусства. Состояние, в которое приводит живое звучание духовых инструментов, сложно объяснить. Но, именно эта торжественность, эмоциональность, монументальность так завораживают…
— И совсем не случайно, выступление эстрадно-духового оркестра послужит сегодня финальным аккордом нашего праздника.

Итак, встречайте! На сцене Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель» , Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Будущее России, эстрадно-джазовый ансамбль «Sax-band». Творческий руководитель Бенько Ю.В.

На этом наш концерт окончен! спасибо всем за внимание! До свидания, до новых встреч!

Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным

Марина Стерлягова
Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным

Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами духового,

симфонического и народного оркестров.

Задачи:

— Обобщить и углубить жизненные представления детей об уже

известных музыкальных инструментах;

— Расширять музыкальный кругозор детей, формировать основы

музыкальной культуры и музыкального вкуса;

— Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания;

— Учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов

духового, симфонического и народного оркестров.

— Формировать умение классифицировать оркестры: духовой,

симфонический, русских народных инструментов;

— Дать представления об основных особенностях строения инструментов,

звукоизвлечения и приемах игры;

— Расширять словарный запас новыми музыкальными понятиями и

терминами.

Актуальность темы:

Современные дети не знакомы с классической музыкой, она очень редко звучит в их повседневной жизни. Необходимо восполнить недостаток информации по этому вопросу, вызвать интерес к высокохудожественной музыке. Активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов. Чтобы ребенок, слушая различную музыку мог определить на каких инструментах она исполняется, каким оркестром.

Методы обеспечения:

НОД;

Познавательно — игровые занятия;

Игра на детских музыкальных инструментах;

Музыкально-дидактические игры;

Познавательные беседы;

Песни, попевки, упражнения, специальные музыкальные произведения.

С понятиями «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов» дети знакомятся в старшей группе, а с понятием «Симфонический оркестр» в подготовительной группе. Но это не значит, что дети не знают инструменты этих оркестров, и не знают значения слова «оркестр».

Уже с младшей группы дети знакомятся с разными инструментами, с их внешним видом, способом звукоизвлечения, тембровым звучанием, приемам игры. Учатся определять их звучание на слух. Знакомство с инструментами происходит в НОД.

В младшей и средней группе дети учатся делить инструменты по способу звукоизвлечения на 3 группы – ударная, духовая, струнная.

Музыкальный руководитель спрашивает детей: «Чтобы получить звук, что надо сделать с тем или иным инструментом?» Дети очень быстро понимают вопрос и отвечают – ударить или дунуть, потрогать струны. Затем, в средней группе, вопрос усложняется. «К какой группе инструментов относится тот или иной инструмент?» Дети отвечают – ударной, или духовой, или струнной.

Дети учатся узнавать инструменты по их тембру.

К концу младшей группы дети знают следующие инструменты:

Ударные – музыкальный треугольник, колокольчик, металлофон, барабан, бубен, ложки, трещотка, пианино;

Духовые – дудочка, к концу года свирель;

Струнная – балалайка (нужно пальцами затронуть струны, скрипка (струны нужно задеть специальным устройством – смычком).

Помимо этих инструментов дети знакомятся с гармошкой.

К концу средней группы добавляется несколько инструментов, это –

Ударные — тарелки, трубочки;

Духовые – труба.

Уже с младшей группы дети знают, что среди перечисленных инструментов есть инструменты, которые называются русские народные. Почему их так называют? Потому что они исполняют русскую народную пляску. Дети учатся слышать народные инструменты и определять жанр русской народной пляски. В средней группе дети уже не путают звучание польки и русской народной пляски. Помогает знание об инструментах исполняющих русскую пляску.

Русские народныеинструменты в младшей и средней группе:

Бубен, ложки, трещотка (ударные)

Свирель (духовые)

Балалайка (струнные)

Гармошка

С младшей группы дети знакомятся с барабаном, основным инструментом помогающим играть марш. В средней группе добавляется инструмент – труба. Эти знания помогают в дальнейшем определять звучание духового оркестра, так как чаще всего в репертуаре духового оркестра звучат именно марши.

Дети младшей и средней группы могут показать приемы игры на всех этих музыкальных инструментах. Освоению приемов игры помогают специальные песенки, попевки, упражнения.

«Разминка» Макшанцевой (барабан, дудочка)

«Поиграй-ка, Миша, в бубен» (бубен)

«Сыграем и споем» С. Г. Насауленко (дудочка, балалайка, барабан)

«Я на скрипочке играю» (скрипка, барабан, балалайка)

«Музыканты» Вихаревой (ложки, бубны, колокольчики)

«Тра-та-та, тра-та-та, на парад идет отряд» (барабан)

Песенка капели: «Кап-кап, кап-кап, капают капели»

(музыкальный треугольник)

Сильный и слабый дождик (музыкальный треугольник)

«Весна» Картушиной (трубочки, колокольчики)

«Ручеек» (металлофон)

«Марш и бег» (бубен)

Игра «Оркестр»

Танец «Полечка – малышка» (гармошка, скрипка, дудочка) …

В средней группе вводится понятие «оркестр» — группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение. Именно со средней группы дети начинают играть в оркестре.

Если дети все эти знания освоили в младшей и средней группе, очень легко переходить к понятиям «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов».

В старшей группе в январе-феврале месяце, говоря с детьми о военных парадах, где в основном звучат марши, дети знакомятся с понятием духовой оркестр. Дети слушают звучание знакомыхинструментов и делят их на 2 группы: ударная (барабан, тарелки); духовая (труба)

На последующих занятиях при знакомстве с новым духовым инструментом — кларнет, дети приходят к выводу, что этот инструмент по внешнему виду отличается от знакомой им трубы и сделан из другого материала – дерева.

А труба сделана из меди. Таким образом, дети делят духовую группу на 2 подгруппы – деревянная духовая и медная духовая. Позднее дети знакомятся с еще одним инструментом деревянной духовой группы – флейтой (ее раньше делали из дерева) и сравнивают инструменты ударной группы — малый барабан и большой барабан.

К концу старшей группы дети знают состав духового оркестра:

Духовая группа

— Деревянная – кларнет, флейта

— Медная – труба

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки

Дети по внешнему виду называют инструмент, знают приемы игры на нем, определяют инструмент по тембру.

Дети знают, почему духовой оркестр получил название духовой (потому что в этом оркестре больше духовых инструментов, а не ударных)

Во втором учебном полугодии говоря о русском народном празднике Масленица, в старшей группе очень логично ввести понятие «Оркестр русских народных инструментов». Дети знакомятся на занятиях с русскими народными традициями, с русской народной музыкой, без которой невозможен русский праздник Масленица. Они слушают Русские народные пляски и вспоминают инструменты, которые их исполняют. Знакомятся с новыми инструментами, которые вводятся постепенно.

К концу старшей группы дети называют состав оркестра русских народных инструментов:

Ударная группа — бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;

Струнная группа – балалайка, домра;

Духовая – свирель, свистульки, жалейка;

Кнопочно–духовая – гармошка, баян.

Дети знакомятся с историей появления русских народных инструментов, сравнивают их звучание, внешний вид. Знакомятся с новыми словами: резонатор, корпус, лады, медиатор, головка, колки …

Дети оркеструют РНП «Я на горку шла», где в основном играют на народных инструментах – ложки, бубенцы, бубны, трещотка, рубель, колокольчики (добавляется музыкальный треугольник)

В подготовительной группе полученные знания о духовом оркестре и оркестре народных инструментах закрепляются и расширяются. Дети знакомятся с новыми инструментами, получают новые знания об уже известных им инструментах.

К концу подготовительной группы называют состав духового оркестра:

Духовая группа

— Деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;

— Медная – труба, тромбон, валторна, туба;

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки

Дети знакомятся с понятием Военный духовой оркестр.

Оркестр народныхинструментов состоит:

Ударная группа — бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;

Струнная группа – балалайка, домра, гусли;

Духовая – свирель, свистульки, жалейка, рожок;

Кнопочно–духовая – гармошка, баян.

Аккордеон

Дети знакомятся с делением инструментов духовой группы на:

Свистковые – свирель, свистульки;

Язычковые – жалейка, кларнет, гобой, фагот;

Амбушюрные (от слова «буш» — рот) – рожок, труба, флейта.

Сравнивают баян с аккордеоном.

Знакомятся с новыми терминами – гусла (струна, гусли (струны)

Прежде чем знакомить детей с симфоническим оркестром, нужно познакомить детей с разными музыкальными инструментами через небольшие музыкальные произведения, где эти инструменты звучат сольно или в дуэте.

Например: «Флейта и контрабас», фрагмент концерта №1 для кларнета с оркестром, «Патетическое трио» М. И. Глинки – фортепиано, кларнет, фагот.

Знакомство с симфоническим оркестром предлагаю начать со «Сказки про маленькую скрипочку». В доступной, интересной форме дети знакомятся с семьями (группами) симфонического оркестра, их инструментами. Дети приходят к выводу, что симфонический оркестр – это единое целое, где все инструменты очень нужны и важны.

Познакомить детей со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра помогает симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучанием музыкального инструмента. Дети учатся на слух узнавать голоса инструментов.

К концу подготовительной группы дети знают состав симфонического оркестра

Струнная группа

— струнно-смычковая – скрипка, альт, виолончель, контрабас;

— струнно-щипковая – арфа

Духовая группа

— деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;

— медная – труба, тромбон, валторна, туба;

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки, литавры, музыкальный треугольник

История военных оркестров

На днях на моей странице я разместил запись знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии», который очень любил мой отец, потому что воевал в этих краях во время боев с Квантунской армией Японии в 1945 году. Он исполнял этот вальс на баяне. И я в школьные годы играх в духовом оркестре, и в нашем репертуаре было два вальса – «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии». И в процессе обсуждения этого вальса сам собой возник вопрос о военных оркестрах в истории. Причем не только духовых, но вообще военных. Например, в фильме «Ватерлоо» показан оркестр Наполеона, который поддерживал настояние наступающих французов. А в фильме «Самый длинный день» о высадке союзников в Нормандии в 1944 году атаку шотландских десантников поддерживала группа музыкантов с волынками. Мне захотелось более глубоко вникнуть в историю военных оркестр, и своими находками хочу поделиться с читателями.
Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.
Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага — морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России — это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.
Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений. В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.
Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов. Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем — 30, а в большом уже 42 и более.
Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы. Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.
Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место — лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
А теперь пройдем по истории военной музыки в России более подробно.
В России военная музыка издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств русского солдата. В период Киевской Руси и позже военные походы сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, сопелей (деревянных дудок), позднее — накр, набатов, литавр, а также сипошей, варганов, тулумбасов.
Со 2-й половине XVI века и особенно к середине XVII века на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство.
При Иване IV в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор военная музыка осталась камертоном души российского военнослужащего.
Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Создание в начале XVIII века массовой регулярной национальной армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование воен. музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту). В «Уставе воинском» (1716, изд. в Петербурге в 1826) и др. документах регламентированы действия войск, производившиеся под В. м. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах. В. м. находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам.
Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.
В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.
Русская военная музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности немецких, военных оркестров. Введённые в русских военных оркестрах в начале XIX в. Технические усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы английской армией.
Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».
Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.
Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.
В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.
Во время войн с Турцией русские военные музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», которая была включена в русские военные оркестры; вслед за Россией её ввели в свои военные оркестры и другие европейские страны. В свою очередь, некоторые обрусевшие музыканты — иностранцы внесли вклад в развитие русской B. м. (В. И. Главач, В. В. Вурм, А. и А. Д. Дерфельты, Ф. Б. Гаазе и др.).
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.
После Великой Октябрьской социалистической революции военная музыка насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.
Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.
Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.
В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.
В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.
Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.
Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом. В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства В. м. и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная военная музыка. Уставы Советской Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.
Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.
Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.
В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.
С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.
Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки.
В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки.
Президентский оркестр
Это главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения, включая инаугурацию Президента РФ. Входит в структуру Федеральной службы охраны. В составе коллектива — 140 профессиональных музыкантов.
Оркестр был создан 11 сентября 1938 года в структуре управления коменданта Московского Кремля. В разные годы носил названия: оркестр комендатуры Московского Кремля, образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля, Кремлёвский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.
Музыкальный коллектив является участником государственных церемоний высокого ранга, в частности, сопровождает визиты в Россию глав государств и правительств. Солисты этого коллектива знают гимны большинства стран мира. Кроме того, оркестр участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в мероприятиях с участием главы государства. От вида таких мероприятий зависит количество и состав группы: духовой оркестр работает на встречах, проводах, во время государственных визитов, а симфонический — сопровождает приёмы, наградные церемонии, обеды. Президентский оркестр России — один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав.