Духовное просвещение

Содержание

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения

Татьяна Мягкова
Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения

Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных ценностей, воспитание личностных качеств, уважения к людям, привития интереса к русскому народному творчеству и многому другому.

Важными человеческими ценностями являются: мораль, нравственность, совесть, добродетель и главным образом духовность.Поведение человека во всех без исключения сферах: в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах — регулирует мораль. «Нравственность» — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. «Совесть» — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести, то есть связывает воедино разум и эмоции.

«Духовностью» называют состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией. «Духовно-нравственное воспитание» — процесс отношения духовного к нравственному становлению человека,формированию у него: — нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); — нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); — нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); — нравственного поведения (готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание условий для становления у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры.

Задачи:

1. Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств.

2. Гармоничное духовное развитие личности,привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

3. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.

Методы духовно-нравственного воспитания:

— Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

— Творческая художественная деятельность: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;

— Проведение праздников и мероприятий;

— Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

— Экскурсии;

— Организация выставок;

— Тематические и творческие вечера;

— Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

— Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

— Вечера вопросов и ответов;

— Выставки, конкурсы;

— Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

— Совместно организованные с родителями праздники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

2. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

3. «Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С. Куломзина, Москва.

4. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С. Ф. Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».

5. «Великие православные праздники».Составитель: О. Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

◀ Предыдущий

Лекция 1. Вступительное слово архим. Тихона (Шевкунова). Библейская история

09:25

Лекция 1. Куприянов Ф.А. Появление мира и человека. Заветы Бога с Адамом и Ноем

56:45

Лекция 1. Куприянов Ф.А. Появление мира и человека. Заветы Бога с Адамом и Ноем. Ответы на вопросы

44:44

Лекция 2. Куприянов Ф.А. От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет

1:08:41

Лекция 2. Куприянов Ф.А. От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет. Ответы на вопросы

49:19

Лекция 3. Прот. Вадим Леонов. Что такое богословие?

1:11:11

Лекция 3. Прот. Вадим Леонов. Что такое богословие? Ответы на вопросы

43:55

Лекция 4. Куприянов Ф.А. Исход из Египта

54:14

Лекция 4. Куприянов Ф.А. Исход из Египта. Ответы на вопросы

57:59

Лекция 5. Прот. Александр Тимофеев. От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти

1:13:53

Лекция 5. Прот. Александр Тимофеев. От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти. Ответы на вопросы

47:19

Лекция 6. Прот. Вадим Леонов. Поиски Бога

1:05:30

Лекция 6. Прот. Вадим Леонов. Поиски Бога. Ответы на вопросы

50:10

Лекция 7. Свящ. Михаил Желтов. От Саула до Давида

1:18:50

Лекция 7. Свящ. Михаил Желтов. От Саула до Давида. Ответы на вопросы

47:16

Лекция 8. Скобелев М.А. От Давида до Соломона

1:13:03

Лекция 8. Скобелев М.А. От Давида до Соломона. Ответы на вопросы

39:26

Лекция 9. Прот. Вадим Леонов. Откровение Бога о Самом Себе

1:11:59

Лекция 9. Прот. Вадим Леонов. Откровение Бога о Самом Себе. Ответы на вопросы

53:53

Лекция 10. Свящ. Андрей Выдрин. От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами

1:05:27

Лекция 10. Свящ. Андрей Выдрин. От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами. Ответы на вопросы.

56:06

Лекция 11. Диак. Владимир Василик. Двенадцать «малых» пророков

1:07:25

Лекция 11. Диак. Владимир Василик. Двенадцать «малых» пророков. Ответы на вопросы

42:23

Лекция 12. Прот. Вадим Леонов. Творение мира

1:14:37

Лекция 12. Прот. Вадим Леонов. Творение мира. Ответы на вопросы

55:09

Лекция 13. Прот. Андрей Ткачев. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль

1:44:38

Лекция 13. Прот. Андрей Ткачев. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль. Ответы на вопросы

36:14

Лекция 14. Стародубцев О.В. В плену Вавилонском. Возвращение из плена

1:09:35

Лекция 14. Стародубцев О.В. В плену Вавилонском. Возвращение из плена. Ответы на вопросы

51:50

Лекция 15. Прот. Вадим Леонов. Человек первозданный

1:25:26

Лекция 15. Прот. Вадим Леонов. Человек первозданный. Ответы на вопросы

37:52

Лекция 16. Иером. Иона Кудряков. От Персии до Александра Македонского

1:43:58

Лекция 17. Прот. Вадим Леонов. Образ Божий в человеке.

1:13:08

Лекция 17. Прот. Вадим Леонов. Образ Божий в человеке. Ответы на вопросы

33:46

Лекция 18. Диак. Владимир Василик. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне

1:39:38

Лекция 18. Диак. Владимир Василик. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Крещение Господне. Ответы на вопросы

16:29

Лекция 19. Иером. Ириней (Пиковский). Нагорная Проповедь: Новый Закон, вливаемый в новые мехи

1:30:23

Лекция 19. Иером. Ириней (Пиковский). Нагорная Проповедь: Новый Закон, вливаемый в новые мехи. Ответы на вопросы

51:54

Лекция 20. Прот. Вадим Леонов. Грехопадение первых людей и его последствия

1:14:59

Лекция 20. Прот. Вадим Леонов. Грехопадение первых людей и его последствия. Ответы на вопросы

35:32

Лекция 21. Прот. Андрей Ткачёв. Учение притчами о Царствии Божием

1:33:47

Лекция 21. Прот. Андрей Ткачёв. Учение притчами о Царствии Божием. Ответы на вопросы

1:01:27

Лекция 22. Прот. Вадим Леонов. Кто такой Иисус Христос?

1:17:26

Лекция 22. Прот. Вадим Леонов. Кто такой Иисус Христос? Ответы на вопросы

38:27

Лекция 23. Прот. Андрей Ткачёв. Чудеса Господа. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря

2:25:07

Лекция 24. Иером. Ириней (Пиковский). Страстная седмица: от Входа Господня в Иерусалим до Тайной Вечери

2:15:19

Лекция 25. Прот. Вадим Леонов. Искупление

1:21:57

Лекция 25. Прот. Вадим Леонов. Искупление. Ответы на вопросы

37:36

Лекция 26. Куприянов Ф.А. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом

53:42

Лекция 26. Куприянов Ф.А. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом. Ответы на вопросы

53:09

Лекция 27. Прот. Андрей Рахновский. События от Воскресения Господа до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы

1:29:26

Лекция 27. Прот. Андрей Рахновский. События от Воскресения до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Ответы

35:46

Лекция 28. Прот. Вадим Леонов. Церковь

1:08:51

Лекция 28. Прот. Вадим Леонов. Церковь. Ответы на вопросы

46:38

Лекция 29. Прот. Андрей Рахновский. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания

1:19:03

Лекция 29. Прот. Андрей Рахновский. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания. Ответы на вопросы

38:46

Лекция 30. Прот. Андрей Ткачёв. Богословие апостола Павла

1:25:03

Лекция 30. Прот. Андрей Ткачёв. Богословие апостола Павла. Ответы на вопросы

56:46

Лекция 31. Прот. Вадим Леонов. Путь к небу

1:18:42

Лекция 31. Прот. Вадим Леонов. Путь к небу. Ответы на вопросы

36:50

Лекция 32. Небольсин А.С. Откровение Иоанна Богослова

1:06:20

Лекция 32. Небольсин А.С. Откровение Иоанна Богослова. Ответы на вопросы

1:03:51

Лекция 33. Прот. Вадим Леонов. Будущая жизнь

1:18:09

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) по завершении православных просветительских курсов

22:05

В Сретенской Духовной семинарии продолжаются еженедельные Православные просветительские курсы.
Ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказал о том, что в рамках двухгодичной программы планируется изучение курсов Библейской истории, догматического богословия, литургики, истории Церкви, а также практических аспектов современной миссии и апологетики.

Федор Алексеевич Куприянов — преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии, кандидат наук, доцент.
Протоиерей Вадим Леонов — кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии.
Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии, преподаватель и участник многочисленных экспедиций по библейской археологии.
Священник Михаил Желтовым — кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретарь Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Священник Андреей Выдрин, преподаватель Ветхого Завета Московской православной духовной семинарии и академии.
Диакон Владимир Василик — преподаватель Сретенской духовной семинарии, кандидат богословия и филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Олег Викторович Стародубцев — доцент Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной семинарии.
Иеромонах Иона (Кудряков), преподаватель Сретенской духовной семинарии.
иеромонахом Иринеем (Пиковским), преподавателем Сретенской духовной семинарии.
Иеромонах Ириней (Пиковский), преподаватель Сретенской духовной семинарии.

Запись: ПРАВОСЛАВИЕ.RU

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ — совокупный процесс внутренней и внешней деятельности людей, нацеленных на утверждение в жизни христианских начал. Двуединый процесс «просветления» буквой и духом Священного писания был впервые осмыслен на рус. земле в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, принципиально различавшего внешне-буквалистский и внутренне-духовный моменты Д. п. в образах «рабской Агари» и «свободной Сарры», за к-рыми скрывалась соответственно «языческая» и христианская мудрость. Тем самым было подчеркнуто превосходство сугубо внутреннего, собственно Д. п. человеческого разума на пути его «обновления». Утвердилась духовная (просветительская) возможность существования рус. христианской философии (Зеньковский), и ее начали постепенно реализовывать др. мыслители Киевской Руси. Так, Кирилл Туровский и Климент Смолятич приступили к осмыслению нравственных аспектов христианской философии. В результате выявилась связь между внешне-буквалистским или «законническим» уровнем Д. п. и внешне-индивидуальным поведением человека. Отечественные сторонники исихазма сделали упор на собственно духовную сторону просвещения, углубив онтологическую «идею конкретности» (О. Лосский) рус. православной философии. 13о мере усиления социокультурной роли монастырей стала складываться и внешне-церковная деятельность в рамках Д. п., к-рая предполагала проповедническое обращение духовных пастырей к мирянам, что наиболее ярко было продемонстрировано Иосифом Волоцким. Главным условием успеха такой деятельности считался прежде всего внешне-индивидуальный пример проповедников. Отсюда проистекали «законнические», порой жесткие требования Иосифа Волоцкого к монахам. Подчеркивая значимость строгого соблюдения «буквы» Священного писания, а также православных обрядов в деле церковного просвещения, он невольно способствовал усилению «буквализма» и «обрядоверия» в Московской Руси. К тому же приверженность к пустым формам со стороны отечественных иереев усугубилась их папистскими притязаниями, подкрепляемыми экономическим могуществом монастырей. Так что Петру I при осуществлении своей конфессиональной реформы пришлось иметь дело с агрессивным «омертвлением русской жизни, душа которой отлетела» (Федотов). Органический синтез всех сторон Д. п.: внешне-церковной, внешне-индивидуальной, внешне-буквалистской и собственно духовной попытался осуществить в своей деятельности митрополит Московский Платон, как бы ознаменовав собой единство внутреннего (святоотеческого — исихастного) и внешнего (иосифлянского) уровня Д. п. Однако в условиях его идеологизации, наметившейся уже в нач. XIX в., когда православные иереи стали откровенно переходить на верноподданнические позиции и тем самым вновь абсолютизировать пусть не оппозиционные, как во времена патриарха Никона, но сугубо политические взгляды, наступил очевидный кризис внешних аспектов Д. п., или «духовной власти» (В. С. Соловьев). Большую роль здесь сыграл и рост просветительской деятельности революционной интеллигенции с ее взысканием «грядущего царства правды» (Булгаков). Что же касается внутренней духовной стороны христианского просвещения, то оно в отрыве от своих внешних форм стало неизбежно терять свой религиозный характер и выражаться в чисто мистических или платонических взглядах рус. мыслителей с их ориентацией на аскетическое видение самого Христа либо определенное познание истинно Сущего в противовес православной — неопределенной — мистике света. Тем самым в России произошел раскол Д. п., не преодоленный до сих пор.

Русская философия: словарь. — М.: Республика. Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. 1995.

Духовное просвещение

О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ

Сегодня многие обращаются к церкви с просьбой совершить Таинства Крещения или Венчания. В Церковных Таинствах происходит реальная встреча человека с Богом, под видимыми знаками и символами действует сила Божия — благодать Святого Духа, возрождающая, очищающая, исцеляющая и освящающая душу. Насколько действенным и спасительным будет общение человека с Богом через Таинства зависит от искренности веры (осознанного, ясного понимания происходящего) и желания человека принимающего эти Таинства (в случае крещения младенцев – его родителей или тех, кто отвечает за его воспитание) пользоваться духовными дарами, сообщаемыми в Таинствах.

Чтобы желающие венчаться, креститься (взрослые), а также родители и крёстные крещаемых младенцев имели возможность правильно подготовиться к священнодействиям и иметь представление о Таинствах Церкви, их значении в жизни человека, им предлагается посетить 10 занятий, темы которых следующие:

  1. Что такое вера.
  2. Православие, его место среди других религий мира
  3. Источники Богопознания
  4. Что мы знаем о Боге
  5. Господь Бог – Творец мира
  6. Грехопадение
  7. Что такое Заповеди Божии
  8. История нашего спасения в главных Праздниках Церкви
  9. Что такое Церковь
  10. Основные понятия о духовной жизни

Занятия проводит настоятель на территории прихода, длительность каждого приблизительно 1,5 часа. Регулярность встреч зависит от возможностей слушателей и согласовывается с настоятелем. Такие уроки с желающими венчаться, крестить своих детей или самим принять Таинство Крещения проходят в нашем приходе почти каждый день. Как радостно потом видеть эти семьи активно участвующими в Богослужении и в жизни прихода. Подобный курс занятий почти ежедневно проводится с людьми, обратившимися в приходское Братство трезвости и проходящими реабилитацию от алкогольной и табачной зависимости и проживающими на приходе.

Вне стен храма наше служение Богу и ближнему совершается в Останкинской средней общеобразовательной школе. Здесь с 2001 года ведется систематическое преподавание предмета «Основы православной культуры». Один урок в неделю в каждом классе начального звена проводит настоятель Никольского храма. На уроках дети узнают о православной вере и Церкви, о Господе Иисусе Христе и святых.

Каждый урок наполнен познавательным, воспитывающим, иллюстративным и музыкальным материалом. Помимо библейской истории дети знакомятся с рассказами русских православных писателей, с огромным удовольствием поют православные песнопения и песни, слушают облагораживающую душу духовную музыку. Учителя и родители говорят, что дети с нетерпением ждут эти уроки.

С огромным желанием и увлечением готовят ученики православные праздники — Рождество Христово, Пасху и другие. Учат роли, шьют костюмы. Во всем им помогают родители, с интересом смотрят наши спектакли и готовят стол с крашеными яичками и куличами.

Несколько раз в году школа организует встречи настоятеля со старшеклассниками, юноши и девушки стремятся получить ответ на волнующие их насущные вопросы. Вот уже 7 лет накануне последнего звонка и экзаменов выпускники получают благословение отца Алексия в Никольском храме. Это стало доброй традицией храма и школы. Приход участвует во всех школьных торжествах. С 2006 году в первых числах сентября в здании школы служится молебен «Об учащихся отроках», в котором принимают участие все учителя и дети.

КАК ОСВЯТИТЬ ЖИЛИЩЕ?

Сегодня многие, приглашая священника освятить дом или квартиру, делают это с целью обновления нового жилища, очищения его от чего-то злого. Некоторые даже отказываются жить в новом месте пока не освятит священник. Иначе говоря, смотрят на освящение дома как на магическое действо. И это очень прискорбно, так как не только не дает никакого положительного результата, но еще и отдаляет людей от Бога, лишает их Божественной милости.

Обычная картина во время освящения: семья стоит очень чинно и благоговейно, представительницы прекрасного пола в платочках, все держат свечечки, крестятся и внимательно слушают. И все это в течение примерно получаса.

Что же делать священнику? Есть и здесь поле деятельности для духовного просвещения. Можно рассказать людям, что на самом деле совершается не освящение, а благословение жилища, именно так и называется чинопоследование в Требнике: «Чин благословения нового дома».

А далее можно воззвать к вере и совести хозяев: «Дорогие, если в вашей повседневной жизни не начнет звучать Евангелие, если не жить по Евангелию, если не начать заботиться о чистоте своей души, прибегая регулярно к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, если храм Божий и Богослужения в нем не станут центром жизни, не обманывайте себя – никакого благословения не будет на жилище, сколько бы священник не вылил святой воды в ваших комнатах, и какие бы красивые крестики не изобразил на стенах.

Благословение Божие почивает на людях, имеющих веру, то есть знающих Бога, доверяющих Ему всю свою жизнь и судьбу, исполняющих в своей жизни Его святую волю, живущих по Его Заповедям».

Духовно-просветительские центры Русской Православной Церкви и их деятельность

Деятельность современных духовно-просветительских центров охватывает достаточно большое количество направлений деятельности для детей, молодежи, а также взрослых. Но, одна из важнейших задач, стоящих перед родителями, педагогами, обществом — это организация досуга современной молодежи и детей и приобщение их к культурно-историческим традициям русского народа. Так, свящ. О. Мумриков отмечает, что «приобщение народа к сокровищам православной культуры не может быть полноценным, если вне поля зрения оказывается указанный огромный пласт досуговой деятельности детей, молодежи и взрослых» . Поэтому нами было рассмотрена роль значение досуговой деятельности в работе современных духовно-просветительских центров (см. Приложение №8).

Однако, особое внимание все же стоит уделить направлениям деятельности таких центров, которые по праву могут считаться учреждениями дополнительного образования, т.к. «духовно-просветительские центры обладают всеми преимуществами учреждений дополнительного образования» .

Среди деятельности духовно-просветительских центров, Е.Б. Евладова выделяет несколько направлений, которые подкреплены научно-методическими разработками и различной учебной литературой. Условно их можно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».

Фольклорное направление ориентировано, прежде всего, на

приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание уделяется знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами.

Этическое направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило, в логике учебного предмета. Детей знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой (христианской) морали.

Религиоведческое направление содержит в себе определенную

систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных философов.

Культурологическое направление строится на приобщении к

христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика.

Таким образом, по мнению Е.Б. Евладовой, появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс .

Также, С.И. Абрамов, выделяет различные направления работы духовно-просветительских центров: теологическое, культурологическое и этическое.

В свою очередь, каждое направление проявляется в различных видах деятельности духовно-просветительского центра, таких как: пастырская, миссионерско-педагогическая и научно-просветительская деятельность; досугово-познавательная деятельность; патриотическая и трудовая деятельность . Все они представлены на Рис 2.

Рис. 2.

Особое внимание мы уделили рассмотрению миссионерско-педагогической, познавательно-досуговой, патриотической и трудовой деятельности, т.к. они в большей степени направлены на внутреннюю деятельность духовно-просветительского центра и затрагивают процесс духовно-нравственного воспитания его учащихся (в т.ч. младших школьников).

Миссионерско-педагогическая деятельность интересна своей внутренней деятельностью, к которой относятся Воскресные школы Духовно-просветительских центров.

Под Воскресной школой понимается учебное заведение религиозного характера, в котором проводятся занятия для детей и взрослых (христиан), где детям в доступной форме преподаются основы христианской веры.

Воскресная школа для младших школьников является первой ступенью катехизации (Катехизация (от греч.) — поучение, наставление, целью которого является воцерковление — приобщение людей к христианской богоугодной жизни). Целью деятельности Воскресной школы с детьми в этом возрасте является помощь ребенку в раскрытии окружающего его мира, как творения Божия, и формирование представления о человеке как образе Божием. К моменту завершения младшего школьного возраста, для тех детей, которые уже обучались в воскресной школе, начинается следующая ступень, нацеленная на воцерковление учащихся.

Следующий вид деятельности — познавательно-досуговая. Она наполняет досуг детей и родителей, посещающих различные кружки и творческие студии духовно-просветительского центра и поэтому является профилирующей.

В результате познавательно-досуговой деятельности учащиеся осваивают эстетические светские и религиозные традиции, у них формируется художественная, музыкальная, эмоциональная культура, происходит расширение познавательных ресурсов и раскрытие творческого потенциала личности. Как правило, это такие формы работы как: праздники, фестивали, выставки, походы, паломничества, театральные представления .

Очень важно, чтобы познавательно-досуговая деятельность осуществлялась совместно взрослыми и детьми, т.к. она является сферой «духовного со-бытия». Поэтому каждый учащийся и его родители должны видеть результаты своего труда, будь это выставка художественных работ, совместное участие в праздниках или организация и участие в паломнических поездках.

Также, стоит отметить работу творческих кружков и студий. В них осуществляется деятельность в целях развития творческих способностей детей, но приоритетным остается духовно-нравственное воспитание учащихся посредством этой деятельности.

Еще одно направление деятельности духовно-просветительского центра — патриотическая деятельность. Как правило, она осуществляется в форме клубной работы. В клубе связующим звеном становится не только интересное дело, но и его идейная направленность, особая творческая атмосфера, круг единомышленников.

Так, на примере патриотического клуба «Православные витязи» городского округа Железнодорожный Московской области, можно отметить, что работа по патриотическому воспитанию охватывает достаточно широкий спектр деятельности детей, молодежи и взрослых (см. Приложение №9)

Такая деятельность весьма интересна для детей подросткового возраста, поскольку подростки (в т.ч. мальчики) в силу своих возрастных особенностей проявляют, как правило, активный интерес к военной технике, оружию, военно-спортивным играм.

Но, патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего школьного возраста, постепенно включая детей в эту деятельность. Так как, по мнению Н.А. Ивашкиной, младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма .

Трудовая деятельность. Труд занимает неотъемлемую часть жизни каждого человека, и является одним из важнейших воспитательных средств.

Поэтому среди основных задач трудовой деятельности духовно-просветительских центров можно выделить:

— помощь в становлении у воспитанника положительного отношения к труду;

— развитие в воспитаннике стремления применить свои теоретические знания на практике;

— развитие потребности в творческом труде;

— воспитание чувства долга, ответственности, целеустремленности и честности;

— воспитание трудолюбия и потребности в труде.

В духовно-просветительском центре трудовая деятельность может проявляться в следующих формах работы: уборка классов, территории, храма; помощь в подготовке к проведению коллективных творческих дел; помощь немощным и одиноким прихожанам; участие в подготовке и проведении мероприятий; помощь старших воспитанников в организации проведения занятий с младшими и др.

Также, А.В. Боженов, сотрудник Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы, выделяет основные возможные направления деятельности молодежного духовно-просветительского центра :

Содействие воцерковлению человека, включающее:

Церковную образовательную и просветительскую деятельность,

направленную на решение задач воцерковления.

Приобщение к литургической жизни (Под литургической жизнью мы понимаем единство общинно-приходской и личной духовной жизни человека, основанное на Евхаристии).

Формирование православной детско-юношеской и молодежной среды.

Формированию этой среды способствует:

Многогранная работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах, содействующая культурному, эстетическому и физическому становлению детей и молодежи.

Приобщение молодежи к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду.

Организация интересного и содержательного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детских и молодежных лагерей и т.д.

Социально-психологическая помощь и поддержка детей и молодежи:

Подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей;

Преодоление трудностей развития, воспитания и образования;

Помощь в преодолении последствий алкоголизации, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в деструктивные секты.

Таким образом, мы рассмотрели различные направления и виды деятельности духовно-просветительских центров, которые, несмотря на различные классификации авторов, практически все идентичны. Поскольку основной своей целью имеют духовно-нравственное воспитание и становление личности, которое опираются на христианские представления о задачах и возможностях развития каждого человека.

Однако, в настоящее время, в системе дополнительного образования существует большое количество культурно-досуговых центров, которые с виду ничем не отличаются от православных духовно-просветительских центров, но несут в себе принципиальное иное значение.

Как правило, под культурно-досуговым центром понимается учреждение, основная задача которого состоит «в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды» , а основная их задача заключается в максимальной реализации развивающих досуговых программ для детей и молодежи. В их основе лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи.

Мы выявили и рассмотрели некоторые из этих различий и сходств между культурно-досуговыми и духовно-просветительскими центрами (Табл.6).

Таблица 6.

Культурно-досуговые центры

Духовно-просветительские центры

РАЗЛИЧИЯ

Предназначение (цель)

Культурно-досуговые центры основной своей задачей видят организацию досуга детей и молодежи и вовлечение как можно большего их количества

Духовно-просветительские центры основной своей задачей видят духовно-нравственное воспитание и становление личности, как раз посредством организации досуга и вовлечения в досуговую деятельность подрастающего поколения.

Методы и формы воспитательной работы

Поскольку цели культурно-досуговых и духовно-просветительских центров разные, соответственно методы и формы учебно-воспитательного процесса также будут отличаться. Так, культурно-досуговые центры, как правило, задействуют методы и формы светской гуманистической педагогики.

Духовно-просветительские центры используют методы и формы православно-ориентированной педагогики.

Так, некоторые методы и формы воспитания могут кардинально отличаться своим содержанием, а некоторые из них просто не используются светской гуманистической педагогикой (например, метод наказания или форма воспитания — паломнические поездки)

Место организации

Базой для формирования культурно-досуговых центров становится государственные или негосударственные учреждения, центры социальной занятости, клубы, межведомственные центры и пр.

Духовно-просветительские центры, как правило, формируются при храмах и церквях, окормляются ими и имеют непосредственную связь с ними, т.к. учащиеся духовно-просветительского центра участвуют или стремятся участвовать в литургической жизни и жизни Церкви.

СХОДСТВА

Позиция к воспитаннику

Культурно-досуговые центры как и духовно-просветительские, стремятся взрастить полноценную, гармоничную, творческую личность, предотвратить асоциальное поведение детей и молодежи, а также основываются на принципах взаимного уважения воспитателя и воспитанника, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива (Однако, здесь может возникнуть различие позиции культурно-досуговых и духовно-просветительских центров в отношении понимания свободы и творчества личности ребенка)