Домодедовское благочиние

Шахово, Орловская область

Программа поездки на 3 дня

1-й день

23:00 — отправление от метро Марксистская.

Во время следования мы читаем акафист Николаю Чудотворцу — покровителю путешествующих, ведь паломники — это всегда путешествующие, только в раньше ходили пешком, а теперь — на комфортабельных автобусах туристического класса. Затем переходим к подготовке ко Святому причащению: читаем каноны: Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю. последование ко Святому причащению и молитвы на сон грядущий.

2-й день

04:00 — монастырь Кукши Киево-Печерского, источник (купель).

Перед тем как подъехать к монастырю слушаем об этом месте, св.Кукше или смотрим о нем фильм. На источнике в монастыре у каждого паломника есть возможность окунуться в купель с кристально чистой и целебной водой, молитвенно попросить Господа, чтобы молитвами св.Кукши исцелил, кто по каким-то причинам не может окунуться, можно облиться водой из ведра. Также набираем святой воды в ёмкости, чтобы увезти с собой домой.

07:00 — прибытие в Шахово (храм Троицы Живоначальной).

Услышав историю о храме Живоначальной Троицы, батюшке Игоре, посмотрев видео-сюжет, мы прибываем в село Шахово.

08:00 — Молебен на всякую человеческую немощь.

12:30 — Беседа с батюшкой (лично).

15:30 — Прибыв в гостиницу, готовим, трапезничаем.

16:30 — Елем на вечернюю службу в один из монастырей или храмов г.Орла.

20:00 — Трапеза, подготовка к исповеди и причастию.

23:00 — Обычно в это время начинается наш ночной сон.

3-й день

06:45 — Отъезд из гостиницы в храм. Дорогой читаем утренние молитвы.

08:00 — Подав записки, идем на исповедь. Начинается Божественная Литургия.

12:00 — После Литургии сразу — молебен на всякую человеческую немощь (отчитка).

17:00 — По окончании молебна отправляемся в гостиницу. Трапезничаем, готовимся к исповеди и ко Святому причащению.

23:00 — Сон.

4-й день

06:45 — Отъезд из гостиницы в храм. Дорогой читаем утренние молитвы.

08:00 — Подав записки, идем на исповедь. Начинается Божественная Литургия.

12:00 — После Литургии сразу — молебен о семейном благополучии (созданных семей; о создании семьи) и чадородии.

14:30 — По окончании молебна отправляемся в Москву. В дороге продолжаем молиться, слушать псалтирь, поучения святых отцов, тематические фильмы и т. д.

21:00 — Прибытие в Москву.

Жизнь – творение добра на Земле

В начале нового года Благочинный городского округа Домодедово протоиерей Владислав Гусар встретился с главным редактором газеты «Домодедовские вести» Вадимом Черниковым и ответил на вопросы редакции и читателей. Интервью эту встречу в Соборе всех святых в земле Российской просиявших, в привычном понимании этого слова назвать не представляется возможным. Скорее, благожелательной беседой, в ходе которой отец Владислав рассказал о нашем Благочинии и дал ответы на некоторые вопросы читателей. Далеко не на все, потому что иначе в газете попросту не хватило бы места для других материалов, но тем важнее сделать эти беседы традиционными.
– Добрый день, уважаемый отец Владислав. От лица всего коллектива газеты «Домодедовские Вести» хочу поздравить Вас с Рождеством Христовым и с Новым годом. Искренние поздравления Вам просили передать и наши читатели. Разрешите поблагодарить за возможность взять у Вас интервью и ответить на вопросы, которые интересуют домодедовцев, а их в редакцию приходит немало.
– Спасибо за поздравления. Благодарю редакцию «Домодедовских Вестей» за то, что приехали к нам сегодня.
– Отец Владислав, нашему Домодедовскому Благочинию исполнилось 25 лет. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о том, что такое вообще Благочиние и что конкретно входит в Ваши обязанности, как Благочинного Домодедовского благочиния?
– Домодедовское благочиние это церковный округ, который объединяет в себя приходы, находящиеся на территории городского округа Домодедово. Сейчас это 42 прихода, в которых служат и несут своё церковное послушание 46 священнослужителей. Мы видим, что за прошедшие 25 лет произошёл огромный рост числа православных храмов. Главной причиной этого были сами жители домодедовской земли, которые создавали церковные общины и обращались с просьбами об открытии храмов в самые разные инстанции.
Надо отдать должное протоиерею Александру Васильеву, который был на тот момент благочинным домодедовского района. Именно благодаря его организаторскому таланту, сейчас на нашей земле мы имеем столько открытых и благоустроенных православных церковных общин. Под его руководством за 25 лет выросла целая плеяда замечательных и активных священнослужителей.

Почти все священники в нашем районе имеют законченное духовное, а многие и высшее светское образование. По плодам их самоотверженной деятельности видно, что не только растут и благоустраиваются храмы, но и ширится социально-образовательная деятельность в Благочинии. Такие замечательные священнослужители как игумен Валерий Ларычев, который служит в храме святых Флора и Лавра посёлка Ям, протоиерей Александр Трушин из Никольского храма Лямцино, протоиерей Александр Казаченко из Константиново, который отвечает в нашем Благочинии за взаимодействие с социальными учреждениями многое сделали для становления веры на домодедовской земле. Как и иные священнослужители, ремонтировавшие или строившие храмы с нуля и на своих плечах поднявшие не только стены, но буквально вдохнувшие веру в своих прихожан. Да и самих прихожан негоже забывать. Огромное им спасибо.

– Поясните, пожалуйста, что такое благочиние и в чём смысл его существования? Чем благочиние отличается от епархии?
– Благочиние – административная единица в составе епархии. Количество благочиний в Московской области почти соответствует количеству районов. Каждое конкретное благочиние объединяет церковные приходы, находящиеся на территории района. Благочинный – это как старший брат для приходских священников, который может и должен давать им советы по вопросам, касающихся исполнения ими своих обязанностей и личной жизни. Ещё в обязанности благочинного входит наблюдение за благолепием и благочинием в храмах, за правильностью совершения богослужения на приходах, за просветительской деятельностью и религиозным образованием. Подчиняется благочинный непосредственно епископу. В нашем случае это – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Синода РПЦ. Соответственно, когда возникают серьёзные вопросы на территории Благочиния, благочинный обращается за их разрешением к Владыке Ювеналию.

– Отец Владислав не могли бы вы рассказать о себе?
– Я родился в городе Краснодаре, окончил Среднюю школу и Кубанский Технологический Университет. Поступил в Московскую Духовную Семинарию, затем в Московскую Духовную Академию. Мой первый приход расположен недалеко от г. Одинцово, где я был настоятелем Ильинского храма. Затем служил в Георгиевском соборе г. Одинцово. Одновременно я был ответственным за религиозное образование в воскресных школах. И мне приходилось отвечать за взаимодействие с системой образования Одинцовского муниципального района и Одинцовского благочиния. С этой должности я был назначен в Домодедово.

– Как Вам понравилось на нашей Домодедовской земле?
– Одинцовский район, где я начал, это запад Московской области. Но сам я родом с юга, как я уже говорил. Наверное, поэтому сразу почувствовал особое родство с жителями Домодедово. Они люди какого-то особого южного склада: открыты, добродушны и гостеприимны. Казалось бы, не такое уж большие расстояния в регионе, но здесь, на юге Московской области это очень заметно.

– Как у Вас складываются отношения с руководством округа, с новым руководителем Администрации Александром Двойных?
– После советского периода Церкви сложно войти в полноту своего служения, даже не смотря на самоотверженное служение священников и жертвенную помощь прихожан. Открываются, реставрируются и строятся храмы, необходимо решать многие административные вопросы. Поэтому без поддержки и понимания со стороны государства и руководства городского округа, лично Леонида Ковалевского нам было бы очень тяжело. Понимание и взаимодействие с руководством Домодедово есть. И это очень радует. Что же касается Александра Владимировича Двойных, то он ведь родом из Сергиева-Посада, города в котором расположена Троице-Сергиева Лавра, сердце русского православия. Поэтому надеемся на доброе взаимодействие на благо всех жителей Домодедовской земли.

– Отец Владислав, известный московский священнослужитель, протоиерей Дмитрий Смирнов в середине 2000 годов задавался вопросом: храмы мы построим, а не пора ли подумать о том, будут ли люди туда приходить? Вы сказали, что на Домодедовской земле инициатива по открытию храмов принадлежит простым жителям нашего района. Означает ли это, что произошёл перелом в народном сознании, и церковное благочестие стало неотъемлемой частью жизни нашего народа?
– Могу сказать, что на тех приходах, где приходилось бывать мне, храмы были всегда наполнены молящимися. Домодедовский собор в воскресные и праздничные дни переполнен православным народом. При соборе функционирует гимназия. Недавно мы открыли ещё Воскресную школу. И сразу же, в первый год в неё пришло сорок детей. Это говорит о том, что родители не только сами посещают храм, но и желают дать христианское воспитание детям. Православная вера востребована на семейном уровне и это не может нас не радовать.

– Не могли бы Вы подробнее рассказать о Православной гимназии при Домодедовском Соборе?
– В прошедшем году нашей Православной гимназии исполнилось 15 лет. Гимназия носит имя преподобного Серафима Саровского. В ней обучаются сто сорок детей. Это дети прихожан нашего района и дети священнослужителей. Некоторые родители переехали в Домодедово из Москвы, что бы их дети могли посещать Гимназию, что говорит о востребованности нашего учебного заведения. Домодедовское Благочиние заслуженно гордится своей гимназией.

– Расскажите, как Церковь участвует в светской жизни нашего округа?
– Церковь открыта обществу. Поэтому она активно принимает участие в различных общественных форумах, которые проводит Администрация города. Свежий пример – декабрьский форум «Вперёд в будущее». Можно вспомнить совместное проведение праздника Славянской письменности и культуры, а также Рождественские чтения. В течение года священники Благочиния всегда присутствуют на государственных праздниках. В День Победы служится панихида по павшим воинам, а в День учителя мы поздравляем педагогов. В Институте повышения квалификации МВД России (ВИПК МВД РФ) на День полиции и на ежегодный праздник института приглашается протоиерей Олег Шмитов, в ведении которого там находится действующая часовня святителя Николая Мирликийского.

Взаимодействие Церкви и общества на местах осуществляется священнослужителями, которые по зову сердца посещают приюты и детские дома, образовательные учреждения и больницы. Но не только Церковь должна быть открыта для общества, но и общество должно быть открыто для Церкви. Мы надеемся, что в нашем Домодедовском благочинии эта взаимная открытость реализуется в полном объёме.

– Расскажите, пожалуйста, о негромких, но серьёзных делах Церкви. Например, за последние годы большинство детей из подмосковных Детских домов нашли свои новые семьи. Я не сомневаюсь, что это без преувеличения святое дело было поддержано Церковью. Но про многие церковные начинания люди просто не знают. А хотелось бы, чтобы узнали. Расскажите о них.
– Чтобы далеко не ходить, начнём хотя бы с прошедших рождественских и новогодних дней. В Домодедовском Благочинии, на приходах было проведено несколько благотворительных детских Рождественских ёлок. В посёлке Меткино протоиереем Романом Ториком был организован красивый рождественский праздник для детей и их родителей. За два дня этот праздник посетило более пятисот детей! Сколько улыбок и радости они унесли домой!

Возле храма был возведён шатёр, в который подвели отопление. Был установлен профессиональный свет и звук. И силами приходской театральной студии был поставлен спектакль «Золушка» по сказке Шарля Перро. Вопреки расхожему мнению, церковным людям совсем не обязательно посещать и ставить спектакли только на религиозные сюжеты. Вопросы нравственности, добра и справедливости прекрасно выражены в классических сказках. И этим общечеловеческим наследием нужно и важно пользоваться. Я был на этом празднике и могу сказать, что на родителей и детей он произвёл огромное впечатление.

Если брать общие и ежедневные дела Церкви, то незаметный, но важный труд священников в больницах уже стал привычным. Священники исповедуют и причащают больных, напутствуют умирающих и вселяют надежду в людей. Это очень важное служение. Конечно же, такие дела незаметны для многих, да и мы не ставим себе целью каким-то образом рекламировать, тем паче пиарить тот каждодневный и тяжелейший во всех смыслах долг священнослужителей, находящихся рядом с больными и умирающими, а также с их родными и близкими. Просто исполняем это своё служение.

– В этом году в Домодедовском районе наметилась тенденция увеличения рождаемости. Наконец-то рождаемость превысила смертность. Среди других причин, таких как внимание руководства страны и Подмосковья, не видите ли Вы в наметившемся оздоровлении общества и семьи следствие влияния Церкви? Ведь не секрет, что в православных семьях рождаемость кардинально выше, туда охотнее принимают приёмных детей, чем в семьях равнодушных к вере?
– Церковь старается и всегда старалась внести свой вклад в общее оздоровление нашего общества и нормализацию семейной жизни. Каждый священник призывает молодых людей к вступлению в законный официальный брак. Просто потому, чтобы не было ненормальной ситуации, когда твой партнёр воспользуется тобой, а потом при жизненных осложнениях – попросту бросит. Семья – прежде всего ответственность за себя и любимого человека. Православная семья воспринимает рождение детей как подарок, как Божие благословение. И никогда – как лишнюю обузу.

Создавая семью, мы даём возможность для прихода детей в мир. Поэтому, в православном браке рожать детей не боятся. И, конечно, Церковь ведёт профилактическую работу по нормализации нравственных отношений между людьми. Она призывает к сокращению страшной практики абортов и к разумному использованию современных средств контрацепции. Семьи священников, в которых четверо или пятеро детей, служат живым примером хорошей семейной жизни. Есть и более серьёзные примеры. У протоиерея Сергея Ухорцева десять детей. В среднем в семьях священников по четыре ребёнка. И это, согласитесь, выше среднестатистических показателей.

– Многие говорят об успехе демографической программы Президента и правительства России по стимулированию семей Материнским капиталом. Как Вы думаете, вера и духовная составляющая способствуют улучшению демографической ситуации в стране?
– Да, безусловно. Верующие люди на каком-то отрезке развития нашего общества показали пример, что не стоит бояться рождения детей. К тому же верующий человек старается вести духовную жизнь, бороться со своей греховностью и прощать недостатки других, все это помогает, в том числе и в семейной жизни. Хотя всякое в жизни бывает, но всё же мы видим, что верующие семьи гораздо реже распадаются.

– В этой связи вопрос. Мы знаем, что Церковь всегда выступала и выступает за крепкие браки. В тоже время есть некая мода на жизнь в гражданском браке. И эта мода порой подкреплена серьёзной аргументацией. Если женщина юридически считается матерью-одиночкой, то даже если она фактически проживает с отцом своих детей, уволить её с работы практически невозможно. В тоже самое время, порядочная женщина, живя в зарегистрированном браке может быть в любой момент уволена по сокращению.
– Сразу надо сказать, что процент таких людей невысок. Но главное в другом. В нашем обществе произошла подмена понятий. Есть Таинство венчания – Церковь благословляет союз мужчины и женщины, зарегистрировавших свой брак в государственных органах регистрации. Есть брак, заключённый перед лицом государства – в ЗАГСе. Это и есть гражданский брак. Его Церковь признаёт. Но то, что сейчас люди неправильно называют «гражданским браком» с юридической точки зрения является лишь сожительством мужчины и женщины с целью ведения общего хозяйства. И это сожительство Церковь не может назвать браком.

Понимаете, прочность здания зависит от его основания, от фундамента. Если основание заложено неправильно, то в конечном итоге ошибка строителей приведёт к обрушению всего дома. Очень часто подобное происходит в современной жизни. Нормальная семейная жизнь не может быть построена на отсутствии взаимных обязательств и семейной нравственности. Если у дерева плохой корень – дерево сгниёт, так и не дав хорошего плода. Так же и в семейных отношениях. Ещё раз повторю, Церковь не может признать простое сожительство мужчины и женщины, сожительство без взаимных обязательств браком. Но Церковь всё равно за таких людей молится и желает их исправления.

– На Домодедовской земле есть приходы со старыми, в народе называемым «намоленными» храмами. Есть и приходы, в которых храмы построены заново или подняты из руин недавно. Есть ли разница между старыми и новыми храмами? Вплоть до наивного, но часто задаваемого вопроса: куда лучше ходить?
– Принципиальной разницы нет. Просто потому, что любой храм – дом Божий. Богослужебная и приходская традиция, складывающаяся подчас десятилетиями, и плеяда духоносных священников, служивших в храме; всё это, безусловно, откладывают сильный отпечаток на жизнь старых приходов и их прихожан. Но какой храм выбрать, старый или новый, зависит только от внутренней потребности конкретного человека. Никаких ограничений в выборе храма у православного христианина нет.

Другое дело, что наш народ очень традиционен по своей сути и часто привыкают прихожане не только к самому храму, но и к батюшке, с которым многие из них проходят рядом всю свою жизнь. Тут уж ничего не поделаешь, да и не нужно ничего делать. Можно только искренне благодарить таких священников, которые становятся для своих прихожан чуть ли не членами семьи. Они– очень счастливые люди, когда чувствуют искреннюю любовь своих прихожан и эта главная их награда на земле.

– Планируется ли открытие новых приходов в нашем Благочинии?
– Это вопрос глубокий. И вряд ли здесь применимо какое-либо планирование в обыденном понимании. По сложившейся практике, инициатива по созданию приходов принадлежит самим православным христианам. Сначала появляются верующие люди.

У них возникает потребность в общей молитве. Они собираются в домах и квартирах. Затем от их лица следует обращение к правящему архиерею о назначении священника и строительстве храма. Только тогда, когда возникает эта внутренняя потребность у людей, строительство храма и сам храм будут востребованы. С другой стороны, Вы знаете, что строятся новые микрорайоны. И тут надо заранее думать о том, что верующие люди появятся, и у них будет насущная потребность в храме. В таких случаях желательно заранее входить во взаимодействие со строительными организациями и инвесторами, чтобы так же как под школу, поликлинику, детский сад и магазин озаботиться выделением места под строительство храма.

Например, в Новом Домодедово уже решается вопрос о выделении земли под храм. Таким образом, можно сказать, что в сформировавшемся посёлке для строительства храма требуется желание людей. А если речь идёт о строительстве новых микрорайонов, то надо понимать, что потребность в строительстве храма обязательно появится. И ещё на стадии проектирования выделить под него место.

– Отец Владислав, в нашем Благочинии есть несколько часовен. Например, часовня во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России. Или часовня Архангела Михаила на втором этаже здания аэропорта «Домодедова». Последнее предприятие для нашего города является градообразующим. Нет ли у руководства аэропорта желания построить храм на своей территории?
– У меня были такие же мысли. Особенно это важно сегодня, ведь аэропорт переживал страшный теракт ещё до того, как эта волна прокатилась по Европе и наши священники были одними из первых тогда, выполняли своё дело утешения и молитвы за погибших и пострадавших. По этому вопросу с администрацией аэропорта надо искать точки взаимодействия. Надо сказать, что руководство аэропорта пошло навстречу пожеланиям верующих, разрешив открыть часовню в здании аэровокзала. Решение о строительстве храма непосредственно на территории аэропорта должно принимать руководство аэропорта. Пока этого решения нет. Но мы с надеждой смотрим в будущее.

– В таком случае, если в строительстве полноценного храма на территории аэропорта «Домодедово» его администрация пока не видит необходимости, может быть, стоит рассмотреть вопрос о строительстве нового каменного храма в микрорайоне «Авиационный»? Тем более что с открытием новой развязки от аэропорта до него всего десять минут на автобусе?
– И такие мысли у нас были и есть. Рядом с действующим деревянным храмом Державной Иконы Божией Матери есть очень хорошее место для строительства нового храма. Изначально он задумывался как крестильный храм, а рядом планировалось строительство каменного храма. Потребность в новом храме есть и надо принимать усилия по её реализации. Тем более, что Авиагородок растёт и прихожане в праздничные дни в пространстве деревянного храма уже помещаются с трудом. Но ко всему прочему хочется добавить, что сейчас перед Церковью стоит задача не только строить храмы. Мы стремимся к тому, чтобы рядом с храмами обязательно были приходские центры, где могли бы расположиться воскресная школа, детская площадка, молодёжные кружки и секции, библиотека и видеотека. Сейчас перед нами стоит задача развития приходской жизни. Ведь люди должны на территории храма не только молиться. А через взаимное общение и духовное обогащение направлять свою жизнь по пути христианского совершенства. Общество и Церковь должны вступать в диалог. И одно из таких мест для диалога – приходской центр при храме.

– Ни для кого не секрет, что Русская Православная Церковь очень патриотична. Она патриотична в лучшем значении этого слова. Либеральное крыло нашего общества это даже ставит Церкви в вину. Но печальный опыт Западной Европы подсказывает, что если патриотизм и христианские семейные ценности изымаются из жизни народа, то на их место неизбежно приходят антиценности, размывающие основы государственности и народного самосознания. Как говорит русская пословица: «свято место пусто не бывает». Какие Вы видите опасности на пути патриотического воспитания нашего народа, в связи с последними событиями в Европе?
– Церковь – это не только здания. Не только храмы и монастыри. Прежде всего, Церковь – живые люди, которые в нашей стране горячо переживают за её будущее, за то, что они передадут в наследство детям. Поэтому, начиная от Святейшего Патриарха и заканчивая пожилой прихожанкой сельского храма, буквально все православные по определению патриотичны. Православный – значит патриот. Все мы чувствуем любовь к своему Отечеству и ответственность за свою Родину. Все мы хотим, чтобы наша страна жила лучше и духовно богаче. Мы не можем сложить руки и ничего не делать.

Посмотрите, из стран ближайшего зарубежья сейчас к нам приезжает всё больше и больше людей, которые ищут работу и находят её на подмосковной земле. Они создают здесь свои семьи, национальные землячества и религиозные общины. Те пустоты, которые в силу разных причин появились у нас, заполняются приезжими людьми. Да, мир всё больше открывается, и процесс этот будет продолжаться, сомнений нет. Россия имеет хороший опыт многонациональной, дружной жизни именно потому, что мы не подстраиваемся под кого-то и в угоду кому-то. Мы приглашаем к встраиванию в нашу жизнь, охотно примем хорошее и сами научим многому. В Европе мы видим иные примеры, когда в угоду неким понятиям коренные жители намеренно забывают и закрывают глаза на то, как меняют их уклад жизни те, кто вообще-то должен к нему приспосабливаться. Так что впереди их ещё ждут, при таком подходе, новые неприятные открытия.

Российское государство росло по евангельской заповеди «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Понятно, не всегда эта кротость была безоружной. Но само направление расширения Российского государства подразумевало, что сначала на Неведомую землю приходил с евангельским словом миссионер. И лишь за ним, по его стопам шло государство в лице своих лучших людей. Не было тех жестокостей, о которых мы знаем из европейской и американской истории. Не меч, а Слово Божье шло впереди колонизации бескрайних просторов нашей Родины. Не солдаты, а монахи. В связи с этим хочется сказать, что с приезжими Церковь прежде всего должна вести диалог. Тем более, что мы на своей земле. И сказать мы можем многое. Это должно быть кроткое слово. Но сказанное со всей силой тысячелетней православной традиции в России.

– Сегодня некоторые считают, что Церковь – это нечто относящееся только к традиции, что она не развивается и отошла от современной жизни, что она тянет образование «вниз». И вообще, строгие правила Церкви устарели. Почему живут такие страхи в нашем обществе? И чем Церковь на Ваш взгляд может помочь современному человеку в современном же мире?
– К сожалению, в народном сознании живы до сих пор те ярлыки, которые были навешаны на Церковь во время безбожной власти. Тогда власть боролась с религией и в частности с Православной Церковью. Именно оттуда пришли мифы, что верующие – отсталые люди, что в храм ходят сплошь несчастные, недалёкие люди, а церковная жизнь сводится только к ударам лба о пол. На самом деле верующие люди исторически были двигателем научных знаний и просвещения. Например, школы на Руси пошли из монастырей. Об образовании заботился в первую очередь церковный приход и храм, около которого всегда была воскресная школа. Там люди учились грамоте, счёту и письму. Лучшие произведения нашей культуры и литературы насквозь пропитаны христианством. Те клейма, которые были поставлены на верующих в период борьбы с религиозностью, просто не соответствуют действительности.

Если посмотреть современный срез верующих людей, то среди них много деятелей науки и искусства. Это академики и космонавты, художники и литераторы, деятели театра и кино. Куда ни кинешь взгляд – везде есть верующие люди. И это лучшие представители в своих областях культуры и науки. Церковь всегда говорила и говорит, что необразованность – это плохо. Проблема живучести негативных образов, не более чем проблема падения сегодняшнего уровня образования. Невежество и неграмотность – это то, против чего всегда выступала, выступает и будет выступать Православная церковь. Православие говорит о необходимости нравственного идеала в жизни. О том, что надо соблюдать Заповеди Божьи, что жизнь не заканчивается смертью. И прожить жизнь надо так, чтобы потом не было стыдно перед Богом за пустую, или неправедную жизнь свою. Конечно, многим это не нравится. Лучше не слушать и не знать. Знание подразумевает работу над собой. А потому Церковь приветствует знание.

– Отец Владислав, благодарим вас за интервью. Надеюсь, мы только начали с Вами беседу о важнейших для нашего общества понятиях, и она будет продолжена. Думаю, возникнет множество вопросов и у наших читателей. Что Вы пожелаете нашим читателям в эти Крещенские дни?
– Поздравляю всех с праздниками Рождества и Крещения Господня. В наступившем 2016 году всем хочу пожелать не падать духом, помнить, что наш народ не раз с достоинством, верой, молитвой и благими делами проходил самые тяжёлые времена. Как бы ни было трудно, если ты внутри светел, чист и добр, то в этом уже есть частица того счастья, к которому стремится человек. Поэтому хочется пожелать всем читателям не сворачивать с дороги поиска той главной цели человеческой жизни, к которой призван каждый человек. Жизнь – это подготовка к Вечности. Жизнь – творение добра на земле. Жизнь – жертвование самого себя для других. Жизнь – сотворчество и соработничество Богу. Так жизнь всегда понималась на Руси. Этого и хочу всем нам сегодня пожелать.

Вадим Черников

Свято-Троицкий храм п. Шахово

Церковь Троицы Живоначальной поставлена в центре села Шахово на берегу реки Оки. Село известно с конца XVII века и по преданию получило свое название по имени князя Шахова. В конце XVIII века одним из его владельцев был князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Первоначальная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца стояла на сельском кладбище и к 40-м годам XIX века пришла в ветхость. Строительство нового каменного храма начато на новом месте в центре села на средства помещицы Марии Андреевны Мовчан. Он был окончен в 1845 году и имел три престола: главный — во имя Св. Троицы и придельные: правый — Св. Митрофана Воронежского, а левый — иконы Казанской Божией Матери, обновленный и заново освященный в 1886 году.

В 1900 году старанием церковного старосты купца М.А. Торопова храм был отремонтирован и 4 сентября того же года вновь освящен. Старая же деревянная Никольская церковь, стоявшая на кладбище, была закрыта в 1845 году, после того как был освящен новый каменный храм. Но по ходатайству прихожан, в основном крестьян деревни Голубицы, 14 сентября 1860 года церковь вновь открыли и при ней учредили отдельный приход, просуществовавший, правда, недолго. Позднее церковь была приписана к Троицкому храму с обращением ее в кладбищенскую бесприходную. Некоторое время она была даже закрыта «ввиду ея ветхости, внушавшей опасение». В 1882 году старостой М.А. Тороповым она была обновлена и даже обнесена каменной оградой. С 1886 года в селе существовала одноклассная церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства М.А. Торопова.

В 30-е годы Троицкая церковь была закрыта, а древний Никольский храм разобран до основания.

В 1943 г. во время боев за село на колокольне Троицкой церкви занял огневую позицию немецкий пулеметчик-смертник, причинивший значительные потери наступавшим советским войскам. Из-за его уничтожения церкви были причинены значительные повреждения. Вновь церковь троицы была открыта 29 сентября 1944 года.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной расположена в селе Шахово Кромского района Орловской области между городом Орлом и поселком Кромы в 3 км от федеральной трассы «Москва-Симферополь».

В 2006 году при поддержке благотворительного фонда «Глас» проводились ремонт и реставрация храма.