Диаконисса фива

Содержание

лагослови, Владыко! – этот возглас, подаваемый диаконом, начинает почти каждое богослужение с его участием, а эта страничка открывает собою сайт, полностью посвященный церковному диаконскому служению в Православной Церкви. Служению именно церковному, потому что среди диаконских послушаний есть и социальное служение, и административная, миссионерская, образовательная деятельность, и многое другое, что с трудом поддаётся классификации, но этих вопросов мы если и будем касаться в рамках настоящего сайта, то не им предназначена главная роль.

Именно богослужение, молитвенное участие в Евхаристии ставим мы здесь в центр диаконских обязанностей, как и сама Евхаристия – главное богослужение Церкви Христовой – стоит в центре Ее жизни. В связи с этим возникает вопрос вообще о месте диакона в Церкви. Ведь в принципе нет ни одного богослужения, которое не могло бы обойтись без диаконского участия. И ни для кого не секрет, что участие диакона в нашем богослужении задумывается, в первую очередь, как украшение последнего, служит для придания ему торжественности. Значит ли это, что диакон – лишь украшение службы (символично, кстати, что имя первого из диаконов и мучеников означает собой именно украшение: «στέφανος» – «венец, венок»). Значит ли это, что диакон является лишь неким незначительным декоративным элементом богослужения? Вспомним историю крещения Руси…

Когда князь Владимир вопрошал перед лицом «бояр, и старцев, и дружины» своих посланников, вернувшихся из далёких земель о верованиях, там ими виденных, они отвечали: «…И пришли мы к немцам (т.е. латинянам) и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Ещё не отделился в то время Рим от Восточной Православной Церкви, и Русь могла бы принять крещение и от латинян, но именно красота византийского обряда определила дальнейший ход нашей истории. (Интересно, кстати, что «латиняне» впоследствии на века практически утеряли институт диаконства – не из-за своего ли нечувствия к красоте богослужения? – и лишь в последние годы возрождают диаконат, делая основной упор опять-таки на социальное его служение).

В силу ряда объективных причин мы сейчас значительно уступаем протестантам и католикам в деле проповеди о Христе. Но будем помнить, что и красота храмов наших, красота пения хора, красота службы тоже являются такой проповедью, и забота об этой внешней красоте должна быть нам присуща, как и забота об «устроении внутреннего человека», забота о красоте своей души.

Всегда ли диакон украшает собою службу так, чтобы молящиеся чувствовали себя в храме, как послы князя Владимира? Увы, нет… Но если размещённые здесь материалы хоть немного помогут изменить положение дел к лучшему или хотя бы дадут повод задуматься над этим тем, кто раньше не задумывался, то наша цель будет считаться достигнутой.

С молитвенной благодарностью и огромной признательностью будут приниматься все дополнения, исправления, а также замечания по содержанию и работе этого сайта.

Если авторство каких-то текстов на этом сайте не указано особо, то, скорее всего, оно принадлежит автору сайта. В некоторых текстах других авторов могут попадаться сноски с замечаниями вашего покорного слуги, и в этом случае они помечены вот так: А-ъ.

Ваш во Христе,
Архидиакон Стефан (Пучков)

ДИАКОНИССА

Диакони́сса (или диакони́са, цсл.: служительница, от греч.: Διακόνισσα) — особый разряд женщин, принявших посвящение и несущих определенные церковные обязанности

В Древней Церкви

Чин диаконисс возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами. Уже апостол Павел рекомендует святую Фиву как «диакониссу церкви Кенхрейской» в Послании к Римлянам (Рим. 16, 1-2). Диаконисс ставили из вдов и девиц. Им вверялись следующие обязанности:

  1. приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства;
  2. помогали священнослужителям во время самого Крещения;
  3. исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин;
  4. стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения.

В Апостольских постановлениях IV века сохранились остатки очень древнего чина посвящения диаконисс. Также, Апостольские постановления указывают, что диакониса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит» и «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диаконисы». О диакониссах говорит и 19-е правило I Вселенского Собора. Матфей Властарь свидетельствует, что во время посвящения диаконисс епископ, сняв омофор, возлагал на шею диакониссы диаконский орарь, который она носила обоими концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили её на престол.

Чин диаконисс нередко упоминается в церковно-юридических документах (IV Вселенский Собор, пр. 15; VI Вселенский Собор, пр. 14, 40 и 48; Василий Великий, пр. 24; VI новелла Юстиниана и др.). Из числа диаконисс той эпохи прославлены святые Фива Кен­х­рей­ская и Олим­пи­а­да Кон­стан­ти­но­поль­ская; мученицы Та­тиана Рим­ская, Иустина Антиохийская и Аполлония Александрийская; исповедница Поплия Антиохийская; мать свя­ти­те­ля Григория Богослова праведная Нон­на На­зи­анзская; сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Пет­ра Се­ва­стий­ско­го блаженная Феозва; преподобные Ксения Миласская, Платонида Сирская и игумения Дом­ни­ка Кон­стан­ти­но­поль­ская.

После VIII века чин диаконисс в Восточной Церкви перестал существовать, вытесненный монашествующими женщинами.

Новейшая история

В Русской Православной Церкви чина диаконисс, по-видимому, не существовало до новейшей истории. В XIX веке вопрос о поставлении диаконисс в миссионерских целях был поднят преподобным Макарием (Глухаревым). В 1870-х — 1880-х годах диакониссы служили в составе Русской духовной миссии в Японии. В начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс и в центральной России: великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна хотела посвятить сестёр Московской Марфо-Мариинской обители в диакониссы с частичным восстановлением чина. Вызванный в качестве советника по этому вопросу литургист и церковный историк А. А. Дмитриевский высказался за восстановление чина в полном объёме. 2 февраля 1911 года на обсуждении вопроса в Святейшем Синоде митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и епископ Саратовский, священномученик Ермоген (Долганёв) выступили против даже неполного восстановления чина, результатом чего явилась отрицательная резолюция императора страстотерпца Николая II .

В период богоборческого притеснения в СССР роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла. В годы гонений известны отдельные случаи использования чина поставления диаконисс — так, преподобноисповедница Параскева (Матиешина), будучи инокиней, в 1921 году была посвящена священномучеником Серафимом (Звездинским) по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. К концу XX века по некоторым оценкам более 80% верующих Русской Церкви составляли женщины. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняли обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.

Вопрос о возрождении чина диаконисс поднимался и в других поместных Церквах. На исходе 2016 года Священный Синод Александрийского Патриархата одобрил предложение возродить институт диаконисс с целью способствовать миссионерскому служению Церкви. 17 февраля 2017 года Александрийский патриарх Феодор II посвятил в диакониссы несколько женщин, которые будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (в Конго), особенно в таинстве крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви.

См. также

  • Женское священство

Использованные материалы

  • «Диакониса», Богословско-литургический словарь:
  • «Диакониса», православная энциклопедия Азбука веры:

Герд Л. А., Акишин С. Ю, «Дмитриевский Алексей Афанасьевич», Православная Энциклопедия, т. 15, с. 429-438,

16 сентября. Святая Фива, диаконисса Кенхрейская или Коринфская

Аудио

Церковный календарь. 16 сентября (3 сентября ст. стиль)

Сегодня Православная Церковь совершает память: святой Фивы, диакониссы Кенхрейской или Коринфской (I); пострадавших в начале IV века: сщмчч. Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мчч. Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мц. Домны девы и мч. Евфимия, мц. Василиссы Никомидийской; подвижника V века прп. Феоктиста Палестинского; святых XIV века: сщмч. Аристиона, епископа Александрийского; свт. Иоанникия II, патриарха Сербского; блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца XVI века.

Новомучеников: сщмчч. Пимена (Белоликова), епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, Василия Красивского, Парфения Красивского, Андрея Дальникова, Феофана Соколова; Владимира Садовского, Михаила Сушкова, Николая Сущевского – пресвитеров; прмч. Мелетия (Голоколосова), иеромонаха; сщмч. Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним 4 мучеников; сщмчч. Романа Марченко, Алексия Зиновьева, Илии Бажанова, пресвитеров.

Сегодня прославляется Икона Божией Матери Писидийская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Редкий случай, когда житием святого являются лишь несколько строк из Священного Писания. Принадлежат они перу апостола Павла, и вот что в них содержится: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому». И это все. Господь сокрыл от нас последующий подвиг диакониссы, святой Фивы, но мы верим, что она и теперь слышит наши молитвы.

Кто же такая диаконисса? Неужели она, так же как и современные диаконы в храмах, возглашала «премудрость, прости» и «паки и паки миром Господу помолимся»? В первом веке институт диаконов и диаконисс только формировался, так же как и богослужебный строй Церкви. Обратившись к «Православной энциклопедии» мы узнаём, что уже в Послании апостола Павла к Филиппийцам и в Первом послании к Тимофею, а далее во всей последующей христианской традиции институт диаконов — неотъемлемая часть Церкви, а греческое слово διάκονος (в переводе «служитель») становится термином для обозначения соответствующего священного сана. Была ли святая Фива настоящей диакониссой или имелось в виду какое-то другое служение? Мнения расходятся, но, в частности, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит Кирский считали именно так. Функции диаконов были различны: и социальное служение, и сохранение порядка в общине, и служение современного эконома и, конечно, богослужебные функции при совершении Евхаристии. Так диаконы сами причащали верующих, а в смертельной опасности могли даже исповедовать. Но часто задают вопрос, а точно ли диакониссы выполняли те же самые функции? С абсолютной точностью мы этого сказать не можем. Но мы знаем, что в начале III века диакониссы в первую очередь помогали при крещении женщин (крещение в то время было чаще всего погружением, и часто возникали трудности при крещении женщин мужчинами, также и елеем помазывали более обильно, нежели сейчас). И в общем можно сказать, что диакониссам поручалось взаимодействовать с женской частью общины, тогда как диаконы занимались тем же самым в мужской части. Но в отличие от диаконов диакониссы, согласно письменным памятникам, не имели специальных сакральных функций за общественным богослужением. Единственной из обязанностей диаконисс, связанных с литургией, можно отметить то, что они могли переносить Святые Дары и причащать на дому беременных или больных женщин, а во времена гонений и других верующих, находящихся в плену или в удалении. Что касается возраста и других требований, то женщина должна была быть уже в зрелом возрасте 40-60 лет, вдова или монахиня. Но бывали в истории и более юные диакониссы.

Что же случилось, куда делись диакониссы? Просто время изменилось. Когда на диаконов и диаконисс возлагались в основном функции социальной помощи, то они были необходимы. А потом эти функции перешли к разного рода организациям или монастырям. Диаконы остались, так как у нас изначально были функции литургического рода, а вот у диаконисс не было, и их мало-помалу перестали поставлять. Хотя надо отметить, что чин рукоположения в диакониссу был очень похож на диаконский. В некотором роде диакониссы сохранились, точнее их основные функции перешли к игуменьям монастырей, тех женщин, что более всего взаимодействуют с епископом и священниками, а затем передают их решения и поручения своим сестрам.

Такова краткая история чина диаконисс. Жалеть ли нам, что сейчас в Церкви такой степени нет? Наверное, не стоит. Даже если мы будем сравнивать диаконов I века и XXI века, то найдем не так много общего. Просто в Церкви все живо и принимает те формы, что актуальны для настоящего времени. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, здоровый или с ограниченными возможностями, найдет в Церкви свое место и служение. Просто надо иметь смирение и рассудительность, а Господь молитвами своих святых, и святой Фивы в их числе, пошлет каждому из нас полезное и спасительное служение.

Святая Фива, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Дьякон — это первый помощник священника или, первоначально, апостола

Скачать эту статью

Наверное, все знают отца Андрея Кураева, автора книг, фильмов и сюжетов многих СМИ. Они содержат неоднозначные и скандальные высказывания. Их тема — христианство, православие, отношение Русской Православной Церкви с иными конфессиями и представителями государства.

При этом многие миряне и даже верующие не могут сказать, к какой степени духовенства он принадлежит. А ведь отец Андрей простой дьякон, помощник священника или архиерея.

Дьякон — это представитель низшей степени духовенства, как в православии, так и в протестантской церкви

Православная Церковь имеет три степени священничества: диаконы, священники и епископы. Диаконы — это самая первая, низшая степень духовенства. Их задача стоит в помощи священникам и архиереям в совершении Таинств. Сама этимология слова «дьякон» указывают на такую вспомогательную роль.

Диакон, возглашающий екетинию. Андрей Рябушкин. 1888 год. Этюд. Государственный Русский музей. Основная задача диакона — оказывать священнику или епископу помощь при богослужении. Фото: upload.wikimedia.org

По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω(diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

Таким образом, дьякон — это помощник священника. Ниже диаконов по чину только иподиаконы.

Основное предназначение диакона — помогать священнику или же епископу при богослужении.

Задача диакона состоит в оказании помощи епископам и священникам во время богослужения. При этом самостоятельно предстоять на христианском собрании, а также совершать таинства они не могут. Он может совершить только таинство крещения, как и обычный мирянин.

Служение дьякона не обязательно и больше украшает богослужение, при этом епископ и священник могут возглавить богослужение и один. Служащий при епископе диакон называется протодиаконом или же архидиакон, в том же случае, когда он из монашествующих, его называют архидиаконом.

Диаконы РПЦ возжигают кадила. Кажение — одна из форм участия диаконов в богослужении. Фото: upload.wikimedia.org

Проставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Диаконское служение не может быть поручено мирянам. Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает екетинию и т.п. Диакона нельзя путать со священником. Несмотря на то, что он участвует в богослужении, священнической благодати у него нет.

Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма

История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).

В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.

Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото: ic.pics.livejournal.com

Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).

Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.

С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.

Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.

В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.

Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото: www.sb.by

«Апостольское предание» говорит о том, что: » обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».

С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными

В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:

  • указывать каждому место на богослужении в церкви;
  • смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
  • наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.

Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.

В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.

Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото: tatmitropolia.ru

Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.

Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Положение диаконов в Русской Православной Церкви такое же, как в древности

В Православной церкви иерархическое положение диаконов с древних времен не изменилось. Диаконы по-прежнему считаются помощниками при богослужении священников и епископов. Самостоятельно общественное богослужение они не совершают и не могут быть представителями христианской общины.

Именно потому, что священники имеют право совершать все службы и требы сами, во многих храмах диаконы не признаются необходимыми и поэтому отсутствуют.

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет. И. Крамской. Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880). Когда Толстой был обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он переложил обязанность содержания диаконов на приходы. Фото: upload.wikimedia.org

В царское время при церквях и приходах диаконов также сокращали. Это делалось для того, чтобы увеличить размер содержания священников. Так, например, когда должность обер-прокурора Святейшего синода занимал граф Д.А. Толстой, по просьбе прихожан диаконы поставлялись из псаломщиков только лишь в том случае, когда приход изъявляет на себя желание содержать самостоятельно диакон. Богатых приходов в то время было мало и именно поэтому количество диаконов значительно сократилось.

В I—VIII веках в древних Церквях существовал чин диаконесс.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» несмотря на то, что в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны.

Необходимо отметить, что во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem.

Диакон Католической Церкви римского обряда. Во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Фото: upload.wikimedia.org

В I—VIII веках в древней церкви существовал чин женщин служителей, которых называли диаконисами, при этом участия в таинствах они не принимали. Этот институт исчез с распространением женского монашества.

Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве. При этом в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс поднят и в Русской Церкви. В 1911 году пытались открыть первую общину диаконесс в Москве. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 году, никакого решения по этому вопросу не принял.

В протестантизме диаконы составляют совет церкви

Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.

Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.

Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото: cs9782.vkontakte.ru

В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.

Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.

Диакон не монах и в первый раз может жениться

Многие верующие спрашивают: как стать диаконом? Диакон ставиться до рукоположения из прихожан православной Церкви, а именно мужчин, чей возраст не превысил 25 лет. Если есть исключения из этого правила, то они очень редки.

В том случае, когда кандидат на должность диакона окончил духовную семинарию или же училище, это станет для него дополнительным плюсом.

Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука. Диакон не монах и может в первый раз жениться. Фото: ic.pics.livejournal.com

Иногда спрашивают: может жениться будущий диакон или же нет? Тут необходимо знать, что в диаконы рукополагают неженатых, женатых первым браком или же вдовцов. Так что в первый раз жениться можно. Кроме того, кандидат на эту церковную должность не должен иметь препятствий физического, духовного или социального характера.

Глухой или слепой человек не может служить диаконом.

Под препятствиями физического характера признаются только те, которые могут помешать ему совершать священослужение, например, серьёзный физический недостаток. Именно поэтому диакон без руки или ноги служить может, а если он слепой или же глухой — нет.

Препятствие же духовного характера представляют собой некрепкую веру или же желание вступить в сан под воздействием тяжёлой болезни душевного характера. Желание стать диаконом должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.

Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров

Перед тем как кандидата рукоположат в диаконы, ставленник обязан пройти испытание, то есть ему будет необходимо пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу.

Далее духовник говорит епископу о том, готов ставленник принять сан или нет. Стоит отметить, что исповедь будущего диакона может быть как тайная, так и общая. Фото процедуры исповеди ставленника можно легко найти в интернете и воочию увидит как она проходит

Хиротония во диакона Виталия Ульянова. На 1 минуте 27 секунде начинается непосредственная процедура хиротонии во диакона. Происходит это во время Литургии после освящения Святых Даров.

Если ставленник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Рукоположение диакона совершает местный архиерей или епископ.

Для этого ставленника трижды обводят вокруг Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии). Во время этого ставленник целует его углы.

После этого он встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Далее епископ или архиерей кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор, и на омофор, прочтя особую молитву, возлагает свои руки).

Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник

Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.

Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.

Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.

Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:

  1. Входить в состав Церковного совета без избрания.
  2. Проводить беседы с членами церковной общины.
  3. совмещать диаконское служение со служением регента или дирижера
  4. Организовывать материальное служение в церкви и т.д.

Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.

В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.

Диакон

  • Диаконы Сокровищница духовной мудрости
  • Диаконы свмч. Ипполит Римский
  • Диакон ПБЭ
  • Мирянин в священном сане диакон Павел Сержантов
  • Диаконы Православного Востока архим. Лев (Жилле)
  • Диаконат в Православной Церкви свящ. Георгий Ходр
  • К вопросу происхождения диаконата архим. Кирилл (Гундяев)
  • Диаконат Восточной Православной Церкви Анастасий Д. Салапатас
  • История чинопоследования хиротонии во диакона иеродиакон Николай
  • Проблема диаконата в Православной Церкви прот. Георгий Флоровский
  • О диаконах прот. Сергей Муретов
  • Извержение из сана
  • Тест: Диаконы

Диа́кон (греч. διάκονος – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером и епископом.

Диакон есть первая ступень в священной иерархии (священноначалии).

Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).

Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.

«По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву

Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).

1. История установления чина

Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1-6). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.

Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.

Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).

В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. 7, 8 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.

2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона

Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Разрешение препоясания
Возгласы: «Аксиос»
Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами
Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше…»
Потребление Святых Даров.

3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона

Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».

Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.

В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.

Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.

Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.

При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.

Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.

Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».

Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).

Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».
Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви

См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ХИРОТОНИЯ, ПРОТОДИАКОН, АРХИДИАКОН, ИЕРОДИАКОН, ДИАКОНИСА