Дева Мария в живописи

Образ Девы Марии в искусстве

Образ Девы Марии в искусстве

Плахова Анастасия, 6Б

К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?

И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.

И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.

В. Чуприна

У благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.

Однажды Дева Мария читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева примет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда явился перед ней посланный с небес Богом архангел Гавриил и сообщил Марии благую весть о грядущем рождении от неё Спасителя.

Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.

Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.

Люди изображали Богородицу в разные исторические времена в разных культурах.

Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Родившаяся от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».

Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признается как Православной Церковью, так и католической.

Самые ранние изображения Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.

После официального признания христианства императором Константином, христиане стали строить великолепные храмы, которые украшали мозаиками.

Во времена Византийской империи главным собором был собор Святой Софии в Константинополе. Он был построен во времена правления императора Юстиниана в середине VI века н.э. В этом соборе под самым куполом над алтарем изображена Богородица с Иисусом Христом на коленях.

11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи в Константинополь и посвятил этот город Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящаетХристу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.

К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.

На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская икона Божией Матери»

«Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.

В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».

Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.

В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.

Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.

Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи — жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.

Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Также в отличии от восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.

Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.

В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.

Донателло. Благовещение

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

История искусства в одном сюжете: Благовещение

7 апреля 2017Искусство

Как художники разных эпох понимали Благовещение? Разбираемся с помощью лилии, книги, веревки, единорога и других символов

Автор Анна Киселева

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа  Лк. 1:26–38.. В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в раз­ных позах, интерьерах и исполь­зуя различные символы. И это даже не глав­ное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображен­ных персонажей. Раннехристиан­ские художники хотели показать вели­чие Марии, в средневековой и возрож­денческой живописи Дева оли­цетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрожде­ния и ба­рокко — испы­тывает удивление и испуг. Архан­гел Гавриил, в XII–XIV веках почти­тельно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом. На примере десяти работ выясняем, как в ис­кусстве на протяжении пятнадцати веков менялось восприятие этого сюжета.

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)

© Diomedia

На рубеже 420–430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все­го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го­ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди­цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи­тали и раньше, но осо­бенно сильным ее культ стал именно после постановле­ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди­це. Сце­на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ­но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь­ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме­кает вере­тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави­да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря­нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

Благовещение у колодца (вторая половина XII века)

Bibliothèque nationale de France / MS Grec 1208

Писавшие о Благовещении богословы часто рассуждали о том, чтó в этот мо­мент чувствовала Мария, и лишь немногих занимали переживания архангела Гавриила. Среди последних — живший в XII веке монах Иаков Коккиноваф­ский, автор шести гомилий  Гомилия — проповедь с объяснением прочитанных мест Священного Писания. о жизни Богородицы. Гавриил был изрядно напу­ган порученным ему заданием. Сначала он зашел в дом Марии невидимым и был поражен ее добродетелью — настолько, что не мог подобрать подходя­щие слова. Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой, и сообщить ей но­вость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась).

Встречу у колодца иллюстрирует одна из миниатюр рукописи. Мария стоит к Гавриилу спиной. Услышав его голос, она поворачивает голову, испуганно вскидывая одну руку, а другой придерживая кувшин. Эта сцена часто встре­чается в византийском и древнерусском искусстве, в росписях, посвященных Благовещению.

«Устюжское Благовещение» (1130–40-е)

Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project / Wikimedia Commons

Создатель «Устюжского Благовещения»  Традиционное название иконы ошибочно: в XVIII веке считали, что ее привезли в Мо­скву из Устюга, но на самом деле икона была написана в Новгороде. использовал редкую для этого сюже­та иконографию. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Склонив го­лову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд, в подобной композиции нет ничего необычного, однако, если присмотреться, на груди Марии можно раз­личить изображение Богомладенца. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благо­­вещением начинается земная жизнь Христа и именно в этот мо­мент он вочело­вечивается, чтобы потом погибнуть. Его грядущую смерть сим­во­лизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии. Иисус изо­бражен отроком: эта иконография  Она называется «Эммануил» по пророчеству Исайи о том, что сыну Девы нарекут имя Еммануил, что значит «С нами Бог». (Ис. 7:14) напоминала о том, что происхождение Христа было изначально божественным, в отличие от учения Нестория.

В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого Денми  Господь Ветхий Денми — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца.. Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я на­конец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь».  Дан. 7:9. В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света, исходящий от фигуры Ветхого Денми.

Симоне Мартини. «Благовещение» (1333)

Uffizi Gallery / Wikimedia Commons

Средневековые Благовещения редко обходятся без двух атрибутов: цветов, ча­ще всего лилий, стоящих в вазе, и книги, которую читает Мария. Эти образы мы видим и в позднеготическом «Благовещении» итальянского художника Симоне Мартини — к лилии художник добавляет символизирующую мир оливковую ветвь, которую Марии вручает ангел. О том, что Мария умела чи­тать и знала текст Ветхого Завета, еще в IV веке упоминал святой Амвросий Медиоланский. Однако до второй половины IX века эти сведения не слишком впечатляли авторов иконографии, посвященной Марии. Самое раннее изобра­жение читающей Богородицы из тех, что сохранились, относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно сделан­ной в Меце. Одновременно всего в 120 километрах от нее монах Отфрид Вай­сен­бург­ский пишет стихотворное изложение Евангелия и впервые упоми­нает, что в момент появления Гавриила Мария читала псалмы. С тех пор Мария встречает архангела за чтением все чаще и чаще, и к XIII веку книга становится постоянной деталью западноевропейского Благовещения, а веретено отходит византийской традиции. В том же XIII веке появляется цветок, стоящий между архангелом и Марией. Этот символ напоминал о том, что Благовещение про­изошло весной: «Назарет» в переводе с древнееврейского означает «цветок». Позже он превращается в лилию, символизирующую не только время года, но и чистоту Марии.

Робер Кампен. «Благовещение» (1420–30-е)

Metropolitan Museum of Art

Ангел входит в обычный бюргерский дом того времени. Мария поглощена чте­нием и не замечает его. В луче света — летящая через окно фигурка Христа. Архан­гел еще не успел заговорить с Девой, и Кампен как будто использует эту паузу, чтобы показать зрителю интерьер комнаты. На столе — лилии, в углу — до блеска начищенный бронзовый умывальник, книга обернута тканью. Все это намекает на чистоту Марии. Только что потушенная свеча, вероятно, напоми­нает о сиянии, исходившем от новорожденного Иисуса и затмившем огонь све­чи. Возможно, так Кампен подчеркивает человеческое начало Христа. Вообще, картина Кампена — пример того, как сложно иногда бывает расшифровать ни­дерландскую живопись XV века, выбрав определенное значение того или иного предмета. Например, украшенная маленькими резными львами скамейка Бого­родицы может символизировать трон Соломона, с которым сравнивали Марию и который тоже был украшен львами, а сами львы — Иисуса. А может быть, Кам­­пен написал скамейку только потому, что такая мебель была в те годы в моде.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение» (1452–1466)

1 / 2 Пьеро делла Франческа. БлаговещениеBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons 2 / 2 Пьеро делла Франческа. Опускание Иуды Кириака в колодецBasilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

Благовещение могло быть и самостоятельным сюжетом, и частью цикла, по­свя­щенного Богородице, и первой сценкой в изображении жизни Христа. У Пьеро делла Франчески Благовещение неожиданно становится частью исто­рии обретения креста, на котором был распят Иисус. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и ви­зантийского искус­­­ства). Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в кото­ром ангел обращается к Марии, и небесный, с изображением Бога Отца.

Лаконичная композиция почти лишена деталей, поэтому обращает на себя вни­мание веревка, свисающая с балки у окна. С одной стороны, этот символ напоминает об орудиях страстей  Орудия страстей — инструменты мученичества Иисуса Христа., с другой — делла Франческа с помощью этого изображения связывает Благовещение со сценой пытки Иуды Кириака, которая изображена в верхнем регистре. Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, иници­иро­вала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Иудеи отказались помогать Елене в поисках, и тогда она велела посадить одного из них, Иуду, в высушенный колодец. Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Вызволенный из колод­ца, он помолился Богу — и увидел место, где находился крест: так он уве­ровал в Христа. Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отли­чие от Иуды Искариота, предал его. Именно об Искариоте и о ве­ревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Пустая петля, не при­годившаяся уверовавшему и спасенному Иуде Кириаку, указывает на спасение, следующее за приходом Иисуса в мир.

Благовещение с единорогом (1480–1500)

Schlossmuseum, Weimar

Средневековые бестиарии рассказывали о множестве фантастических зверей и приписывали удивительные черты реальным животным. Богословы находи­ли параллели между описаниями некоторых животных и событиями из жизни Иисуса: например, жертву, евхаристию и воскресение символизировали пели­кан, кормящий птенцов собственной кровью, и лев, рождавшийся мертвым и оживавший на третий день от дыхания львицы. Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В XV–XVI ве­ках становится популярен сюжет охоты на единорога — особенно в Германии. Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алта­рях, гобеленах и посуде.

Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду. Гавриил гонит к ней еди­норога. Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие доброде­тели: истину, милосердие, мир и справедливость. Изображения охоты на еди­норога часто превращались в наивное перечисление того, что символизирует Деву Марию: запертый сад, заключенный колодец  Запертый сад и заклю­ченный колодец — образы невесты из Песни песней, которую в Средние века считали про­образом Марии., неопалимая купина  Неопалимая купина — куст на горе Синай, из которого Бог говорил с Моисеем. Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизи­ровала чистоту Марии., руно Гедеона  Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из су­дей Израиля, убедился в том, что Господь из­брал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле., затворенные врата  Затворенные врата — образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Через эти ворота должен был пройти Господь. и жезл Аарона  Жезл Аарона чудесным образом расцвел за ночь — в этой истории видели намек на рождение Спасителя от девы.. Светский характер сцены вызывал недовольство церкви, и в 1545 году на Тридентском соборе подобные изображения были запрещены.

Якопо Тинторетто. «Благовещение» (1576–1581)

Scuola Grande di San Rocco / Wikimedia Commons

На большинстве изображений Благовещения Мария спокойна. Она не пугается при виде архангела и со смирением принимает отведенную ей роль. Благове­щение Тинторетто тревожное и сумбурное. Картина написана в темных тонах, Гавриил врывается в дом, его сопровождает вихрь из путти  Путто (лат. putus — «маленький мальчик») — крылатый мальчик.; голубь, симво­лизи­рующий Святой Дух, резко устремляется вниз, а Мария в испуге отшаты­вается. Здесь нет ни цветов, ни сада, а дом напоминает руины: из стула лезут прутья соломы, за дверью небрежно навалены доски и плотницкие инструмен­ты Иосифа. За стулом мы видим старые ясли. Чтобы усилить напряжение, Тин­торетто использует резкую перспективу и странный ракурс: зритель как буд­то бы смотрит на все происходящее сверху. Динамичная композиция, поры­вистые движения и контрастное освещение предвосхищают живопись эпохи барокко, предпочитающую сдержанным Благовещениям предыдущих веков напряженные, динамичные, эмоциональные сцены.

Александр Иванов. «Благовещение» (1850)

Государственная Третьяковская галерея / wikiart.org

Архангел Гавриил был послан с небес на землю, чтобы сообщить Марии о ее пред­­назначении. Принадлежность Марии и Гавриила к разным мирам художник подчеркивает, изображая их в разных масштабах. Архангел не просто выше Ма­рии — их фигуры несоизмеримы друг с другом. При этом компози­ционно они объединены: рука ангела попадает в круг сияния, исходящего от Марии.

Благовещение Иванова неожиданно монументально — особенно если учесть, что это акварель на бумаге. В конце 1840-х годов художник задумал цикл рос­писей на библейские сюжеты, и этот акварельный эскиз должен был впослед­ствии стать фреской (но так и не стал). В это время Иванов читал книгу немец­кого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Штраус считал, что евангель­ские чудеса — мифологизированные предания, часто основанные на ветхоза­ветных сюжетах, и проводил параллели между ветхо- и новозаветными сюже­тами. Именно поэтому Иванов собирался написать рядом со сценой Благове­щения явление Троицы Аврааму.

Билл Виола. «Приветствие» (1995)

Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие»

Обращаясь к вечным сюжетам, современные художники часто задумываются об их месте в истории искусства. Современный американский художника Билл Виола в своей видеоработе цитирует вовсе не евангельский рассказ, а картину «Встре­ча Марии и Елизаветы», написанную в 1529 году итальянским художни­ком Якопо Понтормо. Речь тут, правда, идет не о самом Благовещении, а о сле­дую­­щем за ним сюжете — встрече Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Кре­стите­ля. Узнав от Гавриила о том, что ее престарелая родственница Елизавета тоже бе­ременна, Мария отправляется к ней. Елизавета тут же понимает, что Мария родит Сына Божьего, и таким образом становится первым человеком, узна­вшим о грядущем рождении Иисуса.

1 / 2 Якопо Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы. Италия, 1529 год Propositura dei Santi Michele e Francesco / Wikimedia Commons 2 / 2 Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие» © Bill Viola / Whitney Museum of American Art, New York

На картине Понтормо движения женщин как будто замедлены: этот ритм зада­ют тяжелые складки их одеяний. Замед­ленность переносит в свою работу и Вио­ла, но достигает этого эффекта други­ми средствами: съемка длиной в од­ну минуту растянута в видео до деся­ти, и обычный разговор приобретает непо­нятную значительность. Беседу двух женщин прерывает появление третьей: она обнимает одну из них и делится с ней некой новостью. Зритель не знает, кто есть кто, а просто наблюдает за эмоциями женщин.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

LiveInternetLiveInternet

Явление Благовещения было описано в Евангелии от Луки, где говорится, что в город Назарет к Деве Марии был направлен архангел Гавриил с благостной вестью о том, что она будет матерью Иисуса Христа – Спасителя человеческого, сына Всевышнего Господа.

Когда архангел Гавриил появился с вестью о том, что Мария «благословенна между женами» и зачнет во чреве Сына Божьего, она не могла понять, как это произойдет, так как она дала обет остаться девой. Архангел пояснил, что на нее снизойдет Святой дух и «осенит Тебя». Считается, что после знаменательных слов Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и произошло зачатие.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд: Благовещение 1818 г.

Благовещение в живописи

Сюжет Благовещения популярен в религиозной живописи. Святой Дух присутствует в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается, а в месте соприкосновения луча с телом Богоматери иногда изображается младенец.
Бог-Отец иногда изображается в виде лица, глядящего с небес или десницы в облаках.

Основные атрибуты

лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.

прялка, веретено с красной пряжей — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. Со временем уступает свою популярность изображению книги.

книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14). Как правило, она лежит на аналое.

райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.

луч света — в котором спускается Святой Дух.

колодец — символ чистоты Марии. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.

кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).

ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).

Петер Пауль Рубенс — Благовещение. Музей истории искусств

Nicolo Bambini (1651 — 1736)

«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490. Уффици, Флоренция.

Д. Суинстед (1860-1926)

Alessandro Gatani, early 20th Century

Dimitrios Biskinis (Greek 1891-1947)

Джордж Лоуренс Бюллид (Великобритания) (1858-1933).

Paulus Bor, Called Orlando (Circa 1600-1669)

Данте Габриэль Россетти (1828-1882) Благовещение 1850 г.

Уотерхаус Джон Уильямс. «Благовещение» 1914 г.

Juan Simón Gutierrez (1644 — 1718)

Matthias Stom (Stomer). The Annunciation.

Шалькен Годфрид (1643 Дордрехт — 1706 Гаага) — Благовещение 1660-65

Лука Джордано — Благовещение Музей Метрополитен

Ганс фон Кульмбах — Благовещение Музей истории искусств

Murillo , Bartolome Esteban (Spanish, 1617-1682) — Благовещение, 1660, Музей Прадо

Албани, Франческо (Болонья 1578-1660), Благовещение, Лувр

Robert Campin. The Annunciation. 1440

Jose Claudio Antolinez. The Annunciation.

Бальдовинетти Алессо. Благовещение Марии.

«Благовещение». Филиппо Липпи. ок. 1440

Вазари Джорджо. Благовещение.

«Благовещение». Lorenzo Di Credi.

«Благовещение». Джованни Батиста Питони. 1758

«Благовещение». Паоло Вернезе. 1560

«Благовещение». Фра Беато Анжелико.

«Благовещение». Ангелико Валдарно.

Рогир ван дер Вейден.

Guido Reni (1575-1642) Ангел Благовещения

Архангел Гавриил, «Алтарь Альбероди», Тициан. Фрагмент. В руках архангела свиток с произнесенными им словами: «Радуйся, Мария, благодати полная».