Детский спортивный психолог

Текст книги «Психология тренера»

Наталья Ильина
Психология тренера: учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рецензенты:

канд. психол. наук, доц. А. Е. Ловягина (кафедра общей психологии С.-Петерб. гос. ун-та),

Рекомендовано к публикации Учебно-методической комиссией факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Введение

Эффективность подготовки высококвалифицированных специалистов – спортивных тренеров и психологов во многом зависит от того, имеется ли в распоряжении студентов качественная, современная учебная и учебно-методическая литература, в том числе и по психологии спорта и физической культуры.

Роли обычного педагога в процессе социализации и формировании личности подрастающего поколения уделяется достаточно внимания – как на уровне государственной поддержки учителей, так и на уровне научных разработок для оптимизации эффективности процесса обучения.

Важный вклад спортивного тренера в процесс воспитания не только чемпионов, но и просто детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, не для всех является очевидным.

Современный спорт отличается достаточно ранней специализацией, в спорт приходят дети 3–5 лет, и через спортивную деятельность осуществляется формирование их личности, усвоение социальных норм, приобретаются навыки взаимодействия с окружающими людьми и вырабатываются стратегии управления самим собой. Руководит всем этим процессом – тренер. Оттого и требования к личности и деятельности педагога-тренера достаточно высокие.

В учебном пособии «Психология тренера» рассматриваются не только формальные обязанности тренера (составляющие учебно-тренировочного процесса, соревновательная деятельность и пр.), но и психологическая структура педагогической деятельности спортивного тренера и процессы формирования его личности. Обозначены основные трудности, которые испытывают тренеры на разных этапах своей работы, и разбираются варианты путей их преодоления. Приведены результаты отечественных и зарубежных исследований известных и весьма успешных спортивных тренеров (их мотиваций, особенностей индивидуального стиля деятельности, опыта и пр.).

Глава 1
Профессия тренера

1.1. Особенности профессии тренера

Профессиональная деятельность тренера трактуется очень просто: спортивный тренер – специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. Ключевые понятия в этом определении – «воспитать» и «подготовить». За ними стоит многолетний педагогический процесс, требующий от личности педагога-тренера необходимые для успешности этого процесса качества и широкий спектр профессиональных знаний и умений. Как сложно воспитать выдающегося учёного или врача, так же нелегко воспитать сильнейшего спортсмена. О профессии спортивного тренера существует много мнений.

Так, Евгений Маслов, заслуженный тренер Московской конфедерации бильярдного спорта, серебряный призер Чемпионата СССР 1991 г., абсолютный чемпион России 1998 г., считает: «…хорошим тренером <…> можно стать только по призванию. <…> Настоящий тренер – это не только человек, который может что-то показать или подсказать, он обязательно должен быть педагогом и психологом, интеллектуальным, грамотным человеком. К сожалению, в российском бильярде (применимо к спорту в целом. – Н. Л.) сейчас много хороших инструкторов, но очень мало тренеров, способных воспитать настоящих чемпионов» (Куприянов, 2009).

Рудольф Загайнов, известный спортивный психолог, пишет: «Профессионализм минус интеллект равняется фанатизм. „А фанатики и губят людей“, – заявил однажды один из великих спортсменов XX века Виктор Санеев. Не сосчитать, сколько загубили тренеры-фанатики своих учеников, оказавшихся неспособными противопоставить их воле свою. Елена Мухина, чемпионка мира по гимнастике, так и осталась парализованной на всю жизнь по вине своего тренера, заставившего ее в состоянии сильного утомления сделать еще одну попытку сложного упражнения» (Загайнов, 2006, с. 71).

Работа тренера достаточно многопланова. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта он специализируется. Тренеру в процессе работы приходится выполнять функции специалистов из разных областей, он является и педагогом, и учёным, и врачом, и менеджером, и дипломатом. Специалисты-педагоги выделили в деятельности тренера пять основных компонентов:

• проектировочная или конструктивная деятельность – планирование учебно-тренировочной нагрузки как на длительный период, так и на каждую тренировку;

• организаторская деятельность – организация места занятий (оборудование, инвентарь), деятельности занимающихся, собственной деятельности;

• коммуникативная деятельность – организация педагогического общения (вербального и невербального) с целью управления деятельностью спортсменов;

• гностическая деятельность – познание достоинств и недостатков собственной работы, ее анализ и внесение коррективов;

• двигательная деятельность – выполнение физических упражнений, показ упражнений, элементов техники, страховка спортсменов и пр. (Деркач, Исаев, 1981).

Тренеру, чтобы быть успешным в своей деятельности, необходимо постоянно развивать и совершенствовать способности, связанные с компонентами профессиональной деятельности: проектировочные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Выделяют специальные требования к тренерской деятельности:

• знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

• умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

• умение выбирать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

• способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

• умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

• способность готовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях и др.

При этом профессия тренера имеет дополнительные «риски», которые вносят свою лепту в общее эмоциональное состояние тренера:

• серьёзные результаты спортсмены демонстрируют спустя 8-10 лет после начала занятий спортом;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• занятия тем или иным видом спорта в ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школе) или СДЮШОР (специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва) относятся к сфере дополнительного образования, следовательно, спортсмен может прекратить тренироваться в любой момент;

• «призрачное» будущее талантливого спортсмена, особенно в регионах;

• коллеги на работе – одновременно и сотрудники и соперники;

• огромное количество факторов, влияющих на успешность спортсмена, которые нужно учитывать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности, однако учесть все факторы невозможно;

• колоссальная эмоциональная нагрузка на соревнованиях, которую приходится переживать, «сохраняя лицо», и т. п.

На основании всего вышесказанного Е. П. Ильин выделяет семь основных психологических особенностей тренерской деятельности, отличающих её от других педагогических профессий.

1. Постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Это накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.

2. Наличие «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что тот будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.

3. Стрессогенность в период соревнований – тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение. Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе.

4. Оторванность тренера от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта – до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней.

5. В процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, – с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами, врачами и др., что требует него коммуникабельности и выдержки.

6. Неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

7. Публичность (особенно в спортивных играх): успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время трансляций матчей, пресс-конференций, что требует постоянного контроля своих эмоций, грамотности речи, соблюдения этики общения с журналистами (Ильин, 2008).

При этом все перечисленные особенности профессии «спортивный тренер» не зависят от уровня профессионального мастерства спортсменов. Так же как в системе образования принято выделять педагогов начальных классов, средней школы, педагогов среднего и высшего профессионального образования, в подготовке спортсменов деятельность тренера тоже имеет разные уровни учебно-тренировочной деятельности (пять) в зависимости от степени подготовки спортсменов.

1. Уровень начальной подготовки: цель тенера – привлечение юных спортсменов, создание базы общефизической подготовки и отбор детей, пригодных к данному виду спорта; критерий эффективности на данном уровне – количество регулярно занимающихся и переданных на следующий этап спортсменов, выполнение разрядных нормативов.

2. Уровень углублённой специализации: цель – специализация в избранном виде спорта (игровое амплуа); критерий эффективности – количество подготовленных спортсменов 1-го и 2-го разрядов, а также результаты в городских, областных, районных соревнованиях.

3. Уровень базового мастерства: цель – выявление одарённых спортсменов; критерий эффективности – результаты в юношеских чемпионатах страны, количество спортсменов, переданных в сборные, количество подготовленных кандидатов в мастера спорта (КМС) и мастеров спорта (MC).

4. Уровень высшего спортивного мастерства – MC и мастера спорта международного класса (МСМК): цель – подготовка спортивного резерва для сборной страны, выступление в чемпионате страны; критерии эффективности – количество подготовленных MC и МСМК, количество спортсменов, переданных в сборную, результаты на международных чемпионатах.

5. Уровень высших достижений – сборные команды страны: цель – достижение максимальных результатов в международных соревнованиях, поддержание спортивного долголетия; критерий эффективности – результаты в международных соревнованиях, призовые места, мировые рекорды.

В профессиональной деятельности тренера есть примеры того, как тренер сопровождает своих спортсменов от уровня начальной подготовки до уровня высших достижений. Тогда от тренера требуется талант для того, чтобы на длинном пути спортивной карьеры постепенно переходить от роли учителя к роли наставника, а впоследствии – доброго советчика. Чаще всего тренер работает в какой-либо одной зоне спортивного мастерства. Например, на уровне базового мастерства или высшего спортивного мастерства, создавая из уже обученных, подготовленных спортсменов потенциальных рекордсменов. Тогда от тренера требуется большое терпение и профессиональный опыт, так как особенностью этих этапов подготовки является то, что многие спортсмены покидают спорт, отдавая предпочтение учёбе или семье.

Например, известный баскетбольный тренер Евгений Гомельский, прошедший все уровни тренерской деятельности, пишет о работе тренера следующее: «…работа детского тренера непопулярна, – пока ещё ребята вырастут и станут знаменитостями, если, конечно станут. Опять же тренеры команд мастеров, случается, проявляют недопустимый и обидный снобизм в отношении своих менее именитых коллег. И средства массовой информации, рассказывая о выдающихся спортсменах, не часто упоминают имена их первых наставников, и это большое упущение, если оценивать условия, в которых происходит подготовка спортивных кадров» (Гомельский, 2004, с. 29).

После знакомства с особенностями непростого тренерского труда возникает вопрос: как принимается решение стать тренером?

1.2. Выбор профессии тренера

Как происходит принятие решения стать спортивным тренером? Часто это очень похоже на выбор любой другой профессии, но выявляются некоторые особенности.

Обычно свой профессиональный путь современные юноши и девушки вынуждены планировать и делать первые шаги к нему уже в 17-летнем возрасте, после завершения обучения в школе. При этом им приходится ориентироваться на свои знания и умения, сформированные в школьные годы. Скорее всего, это будет выбор из области того учебного предмета, в котором у них были успехи. Многие авторы выделяют разные мотивы выбора будущей профессии: например,

Е. П. Ильин отмечает, что от 30 до 45 % выпускников школ поступают в вуз из-за интереса к предмету, но не к будущей профессии (Ильин, 2004).

Обобщая данные разных исследований, можно выделить следующие причины (мотивы) начала профессионального пути молодого человека:

• поступает на ту специальность, по профильному предмету которой имел хорошую успеваемость в школе (математика, физика, история и пр.);

• поступает на ту специальность, по которой работают его родители, родственники, знакомые;

• поступает за компанию с друзьями;

• поступает на ту специальность, которую посоветовали родители или знакомые (чаще всего надежную профессию со стабильной зарплатой – юриста, экономиста и т. д.);

• поступает на ту специальность, где самый невысокий конкурс;

• поступает в местный вуз, чтобы не уезжать в другой город, и т. д.

В отличие от других профессий, решение стать тренером принимают юноши и девушки, имеющие опыт спортивной деятельности. Как сложно представить учителя музыки, не прошедшего в детстве музыкальную школу, так же сложно представить спортивного тренера, никогда не занимавшегося спортом.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на то что решение стать тренером может созреть только в юношеском возрасте, приобщение к возможной будущей профессии начинается гораздо раньше. Так, например, тренер по плаванию мастер спорта СССР Марина Владимировна Хан пишет: «С выбором профессии я определилась ещё в третьем классе. Мечтала быть тренером по плаванию и пронесла свою мечту через все школьные годы, через все сочинения на тему „Кем я хочу стать“, не меняя своих устремлений. Конечно, главную лепту в принятие моего решения внесла мой первый тренер Пастернацкая Наталья Аркадьевна, которая оставила огромный след в моей судьбе, в моём воспитании, в становлении характера, в воспитании трудолюбия, работоспособности и формировании жизненных принципов. Она так сумела увлечь нас своим делом, что мы, как оголтелые, без устали носились на тренировки, забывая про „улицы“ и пустое времяпровождение» (Хан, ).

Примеры того, что молодежь принимает решение стать тренером по примеру своих наставников, подтверждают различные социологические опросы. Например, вот что говорит директор Института физической культуры и спорта Самарского государственного педагогического университета Валерий Беленов: «Мы проводили анкетирование среди учащихся выпускных классов на тему „Что определило ваш выбор получить специальность „тренер“?“ Большинство ребят ответили, что хотят быть похожими на своих наставников. И это здорово – значит, их тренеры вкладывают душу в свою работу. А как иначе? Спортсмены проводят с тренерами большую часть жизни: и на тренировках, и на соревнованиях, и на сборах. Растить, воспитывать ребят – это большой труд» (Учускина, 2008).

При этом научных исследований мотивов выбора такой профессиональной деятельности, как спортивный тренер, довольно мало.

И. Д. Свищёв и С. В. Ерёгина в своем исследовании ориентации специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры (Свищёв, Ерёгина, 2002) выяснили, что в настоящее время выпускники вузов, подготовленные для сферы физической культуры и спорта, практически не работают по специальности (82 %). Это побудило их изучить мотивы профессиональной деятельности будущих тренеров. Исследование мотивов выбора студентами профессии педагога показало, что студентов можно условно разделить на четыре группы. В первую группу вошли студенты, чей ведущий мотив – «любовь к предмету», при этом у разных студентов он проявляется в разных видах:

а) как любовь к избранному виду спорта;

б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию;

в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности.

Вторую группу представляют студенты, поступившие в вуз без осознаваемого мотива, их можно разделить на группы желающих:

а) получить любое образование;

б) избежать службы в армии;

в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование.

В третью группу вошли студенты, проявляющие интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со II–III курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно-педагогической деятельности.

Четвертую группу образовали студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои «сопутствующие» способности в ходе педагогической практики (в общеобразовательной школе), или в летнем оздоровительном (спортивном) лагере, или в подготовке спортивно-массовых мероприятий.

Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко второй группе (с неосознаваемым мотивом выбора) (Свищёв, Ерёгина, 2002).

Те же авторы, чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, провели исследование в Московском педагогическом государственном университете на факультете физической культуры и спорта среди студентов III–IV курсов. Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза (Свищёв, Ерёгина, 2002) (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100) (Свищёв, Ерёгина, 2002)

Будучи информированными о возможных рабочих местах, студенты не очень стремятся занять их, так как не считают перспективными в плане материального благополучия и профессионального роста. Исследование мнения студентов факультета физической культуры и спорта МИГУ с помощью методики «Диагностический опросник самоидентификации» (ДОС) (приложение 1) позволило ранжировать предпочитаемые ими профессиональные сферы деятельности по степени готовности профессионально реализоваться в них:

• учитель – 28 %;

• тренер-преподаватель – 36 %;

• директор спортивной школы – 4 %;

• педагог дополнительного образования – 11 %;

• начальник спортивного клуба – 1 %;

• руководитель физического воспитания – 6 %;

• инструктор по физической культуре – 9 %;

• инструктор-методист – 3,5 %;

• директор спортивного сооружения – 1,5 %.

• методист по физической культуре – 0 %.

Таблица 2. Потенциальные должности специалистов в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100) (Свищёв, Ерёгина, 2002)

Наши зарубежные коллеги тоже обеспокоены проблемой подготовки кадров. Так, Хельмут Дигель, доктор социологии, профессор спортивной науки и спортивной социологии, директор Института спортивной науки в Техническом университете в Дармштадте, говорит о том, что, например, в Германии существует кадровая проблема, причиной которой является нехватка молодых кадров. Он пишет, что «профессия „тренер“ не является очень популярным ответом (т. е. выбором. – Н. И.) среди молодых людей при ответе в анкетах на вопрос, какую работу вы бы хотели иметь в будущем. <…> Следовательно, „непрерывности поколений“ больше не существует в профессии тренера, и поэтому перспективы качественной тренерской работы в будущих поколениях весьма мрачные. Принимая во внимание эту проблему, вся система спорта высших достижений находится в опасности исчезновения» (Дигель, 2001). Причинами такой ситуации X. Дигель считает те условия, которые на сегодняшний день доминируют в профессии тренера практически в любом олимпийском виде спорта.

«– Точный профиль работы постоянных тренеров в ассоциациях олимпийского спорта часто не определен. Зачастую деятельность, включенная в обязанности „тренера“, не имеет ничего общего с действительной деятельностью тренера, а именно с тренерской работой. Особенно проблематичными являются термины „главный тренер“ и „тренер национальной сборной“.

– Не существует точной детализации (обязанностей. – Н. И.) для оплачиваемых тренеров.

– Зарплаты тренеров совершенно несправедливы и часто определяются явным социальным неравенством. При одинаковых уровнях зарплаты совершается абсолютно разная работа. В связи с этим „система тренеров“ не прозрачна.

– Профессия „тренер“ – одна из самых рискованных из существующих в нашем обществе (так как она связана с ответственностью за жизнь и здоровье спортсменов. – Н. И.).

– Работа тренера пользуется интересом общественности и, следовательно, является предметом постоянного общественного изучения. Поэтому защита личности может быть гарантирована только отчасти; личности тренера безоговорочно угрожает опасность.

– Коммуникация между тренерами совершенно неудовлетворительная (что обусловлено высокой конкуренцией. – Н. И.). <…>

– Тренеры не имеют возможности высказываться „спортивно-политически“ и не могут защищать свои собственные интересы в сотрудничестве.

– Занятие тренера как академическая профессия включает необходимость <…> непрерывного обучения. Но сегодняшние тренеры часто не имеют под рукой достаточной и непрерывной системы повышения квалификации.

– Мужские ритуалы и „сеть старых ребят“ (старые спортивные связи. – Н.И.) часто доминируют в профессии тренера, препятствуя, в большой степени, желаемой модернизации» (Дигель, 2001).

– Это мнение зарубежного специалиста можно подтвердить, обратившись к нашему законодательству. Как понять специалисту в области физической культуры, какими полномочиями и должностными обязанностями он будет наделен? Большинство выпускников и даже уже работающих тренеров не смогли прояснить разницу в нижеперечисленных должностях.

Должность спортивного тренера до 1 декабря 2008 г. была обозначена Министерством труда РФ как:

• старший тренер-преподаватель по спорту;

• старший инструктор-методист спортивной школы;

• старший инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

• тренер-преподаватель по спорту;

• тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего);

• инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего);

• инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;

• инструктор-методист спортивной школы (Постановление Минтруда России от 22.01.1993 № 8…, ).

Поскольку система подготовки кадров отражает социальный заказ, а спортивные успехи на международной арене сейчас рассматриваются в контексте мирового статуса страны, то и запрос общества на подготовку достаточного количества высококвалифицированных специалистов, ориентированных на работу в спорте, начинает возрастать. К сожалению, открытие новых специальностей в вузах является запоздалой реакцией на потребности общества (Войнар, 2000).

Несмотря на трудности, возникающие при выборе профессии тренера, удивительно, что около 60 % тренеров, которые уже занимаются своей профессиональной деятельностью, все равно хотят порекомендовать молодым людям выбрать эту профессию. Они, конечно, предупреждают о перспективах нестабильной работы и сомнительного карьерного роста, недостаточных финансовых гарантиях, малого признания заслуг от коллег и спортсменов, низкой престижности профессии тренера, указывают на недостаток времени для обычной жизни, но при этом выделяют большое количество положительных моментов, которые для каждого из них перевешивают негативные.

Многие тренеры отмечают, что одним из приятных моментов в работе для них является то, что тренер воспитывает не только спортсмена, он формирует человека. Наблюдение за тем, как меняются воспитанники, становятся мудрее, сильнее, начинают правильно ориентироваться в жизни, придает творческих и жизненных сил. Работа тренера насыщена эмоциями, заставляет быть в хорошей физической форме, справляться со сложными задачами. Профессия тренера носит творческий характер, заставляет постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Данная профессия может заинтересовать тех, кто сам любит спорт и хочет делиться своими знаниями и умениями с другими людьми.

Секреты победителей. Рекомендации спортивного психолога.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 93%

Всю нашу жизнь можно рассмотреть через призму спортивной игры. Мы также приходим под руку с родителями, учимся ходить, бегать, бросать или ударять по мячу, выстраивать отношения в команде, выполнять какую-то работу в рамках установленных правил, здесь есть свой начальник — тренер, над ним руководство клуба и все установки ходят сверху вниз. Спорт — это такая же конкурентная среда, где выживает сильнейший и провалы случаются у всех: затяжные поражения, травмы, конфликты в команде, отсутствие финансирования, залов для занятий и т.д. Иногда это превращается в один огромный ком проблем, и выпутаться из него сложно. Все это можно увидеть в обычной жизни любого человека.

Как справиться с затянувшейся цепью неудач и вновь подняться к вершинам?

Если мы говорим о психологической работе в спорте, то необходимо рассмотреть происходящую ситуацию в трех аспектах: мышление, тело и эмоции.

В первую очередь, разберитесь со своим мышлением, с установками и последующими решениями, действиями. Какие мысли нас погружают в проблемы, какие провоцируют повторение ситуации, где мы не находим выхода? Что это за мышление богатеющих людей, и чем отличается от беднеющих? Почему наше здоровье никак не приходит в норму?…

Очень простая для понимания ситуация: 2 человека, выходцы из одной семьи, отправляются утром на работу. Первый, обращая внимание на карту пробок, думает как бы ему с пользой провести время в пробке или добраться быстрее на общественном транспорте, успев при этом прочесть что-то интересное и созвучное его душе. Второй, при таком же раскладе, думает как его достали пробки, сколько же бесполезного в этой беготне до работы и обратно… А дорога одна и та же, транспорт тот же, условия те же. Но один готов получить удовольствие, а другой ищет негатив, и самое главное — каждый найдет то, что ищет!

Первый, являясь руководителем отдела продаж, старается создать команду, не привязываясь к половой принадлежности, возрасту, религиозные взглядам. Команду, в которой целеустремленные люди, обладающие особым чутьем. Ему нужны люди для результата. В этом коллективе каждый имеет свое поле действия, свою ответственность.

Что в это время делает второй. Он ограничивает себя стереотипами: женщины ничего не смыслят в технике, он так стар, что ему только дома сидеть, как может продавать человек, не имеющий никакого опыта и так далее. Второй отсекает невидимые на первый взгляд способности человека, одевая на него ярлык. Коллектив будет сформирован из некой картины мира с неэффективными формами взаимодействия.

У кого из этих двух людей будет больше счастливых моментов в жизни? Кто сможет выстроить работающую структуру отдела?

Очевидным становится то, что первый имеет мышление победителя, второй- проигравшего.

Одна из форм провального мышления — так называемая в психологии, мотивация избегания неудачи. Это линия мышления, основной чертой которой, является не поиск выхода из проблемной ситуации, а оберегание себя от нее, что никаким образом не улучшает наше существование. Например: спортсмен боится вновь совершить решающий бросок из-за предыдущей неудачи в итоговой игре сезона, где его команда проиграла турнир, хотя находится в очень выгодной позиции. Что происходит? Под страхом повтора, спортсмен ищет варианты не решения задачи, а переложения ответственности на другого, тем самым избегая пройденного ранее опыта. Со временем данная реакция входит в привычку, и игрок вообще перестает бросать в кольцо, испытывая неуверенность в своих действиях. В дальнейшем такой атлет никому не нужен.

Совет: пересмотрите свои ожидания. Фокусируйтесь на цели, а не на проблеме. Что это значит? Когда Вы фокусируетесь на самом моменте ошибки, в вашей голове возникает образ неправильного действия, неверного решения и так далее. То есть приходится исправлять устоявшееся отношение, переживание, а как мы знаем переделывать всегда сложнее, поэтому проще и эффективней создать цель. Когда мы создаем цель, мы меняем наше отношение к ситуации. Мы отталкиваемся от того, где нам необходимо оказаться и выбираем методы, способствующие решению. В нашем случае, это «Я забиваю в кольцо каждый для себя удобный мяч». Заметьте, что речь не идет об этом решающем броске, а о удобном моменте в принципе. Цель — забить и набрать очки и не важно, когда совершен бросок. Каждое очко важно! Внимание спортсмена смещается на решение общей цели — победа, набор очков.

Какова ваша цель? Напишите решения, которые вы в состоянии выполнить. Если речь о бизнесе. Цель — увеличить объем продаваемой продукции. Задачи: собрать команду специалистов, разработать маркетинговую программу, исходя из современных тенденций, запроса общественной массы; разработать экономико-финансовый план, расширить список оптовых закупщиков, выявить наиболее заинтересованную аудиторию и так далее. И решайте эти задачи! Всегда только цель! Цель формирует наши действия!

Погружаясь с головой в переживания, проблемы, прежде всего, страдает наше тело. Обратите внимание, как Вы себя чувствуете, когда думаете о своих трудностях жизни. Замечаете, как учащается пульс, как сжимаются мышцы, и Вы начинаете сутулиться, дышать уже не так легко, брови опускаются, губы сжимаются. Что же происходит? Тело начинается защищаться от внешней среды, становится меньше и наше сознание погружается в мысли о том, как бы избежать неприятностей. Это неэффективное состояние тела для решения задач, которые ставит перед нами жизнь.

Давайте обратимся к нашим физиологическим особенностям. Что является естественным стабилизатором нервных процессов в организме? Это дыхание! Все восточные практики начинаются с обучения дыхательным упражнениям. Почему? Когда мы объемно дышим, мозг получается бо́льшее кислородное обогащение, улучшается кровоснабжение, повышается уровень внимания, память становится яснее.

Так как я имею дело со спортсменами, и их деятельность подразумевает постоянную смену ситуации и необходимо находиться в активном, сосредоточенном состоянии. Проводить длительный дыхательный тренинг во время соревнований нет возможности. Используется брюшное дыхание, при котором диафрагма работает с большей амплитудой, производится естественный внутренний массаж сердечной мышцы. На протяжении игры времени немного, поэтому спортсмены делают 2-3 глубоких вдоха, чтобы сбросить напряжение и включиться в дальнейшую работу.

Нравится статья?

Если же Вы, например, выступаете на публичных слушаниях, волнуетесь, выполните 4-5 вдохов «животом» до выхода на публику, во время выступления, дышите ровно, найдите паузу для 1 глубокого вдоха, дайте нервной системе отдохнуть!

Американцы часто используют в своих терапевтических сеансах, тренингах на уверенность обучение через тело. Наше тело помнит каждый эмоциональный опыт. Если мы закроем глаза и вспомним момент триумфа, пусть он будет не столь значительный в масштабе жизни и мира, вспомним те ощущения, наши плечи раскроются, захочется поднять голову и дышать глубже.

Одна из рекомендаций, например, перед прохождением важного собеседования, на пару минут примите позу сидя или стоя, которая ассоциируется с вашим успехом, раскройтесь, займите больше пространства. Поверьте, придет более комфортное и приятное состояние и мысли придут о удачном исходе! Тело Вам поможет! Используйте две минуты в день для обучения уверенному состоянию. Концентрируйтесь на ощущении силы, своей стабильности и радости.

Наше тело- это удивительный механизм, который сам нам подсказывает, как привести себя в рабочее состояние. Вспомните, что мы делаем, чтобы успокоить плачущего ребенка. Правильно! Мы его качаем! Выполняем цикличные движения и подкрепляем пением. Когда человек находится в глубоком состоянии стресса, тело начинает непроизвольно выполнять маятниковые движения вперед-назад и мысли становятся такими же ритмичными. Вы когда-нибудь смотрели соревнования по плаванию? Перед стартом спортсмен разминается через повторения махов руками, структурируя и мобилизуя всю работу тела. Если Вы заметили, во всем случаях, организм стабилизируется с помощью синхронизации психических процессов с движениями цикличного характера.

Сохранить себе или поделиться с друзьями?

При работе со спортсменами некоторые специалисты используют метод синхрогимнастики М.Хасая. Метод «Ключ», таким является официальное название метода, составляет первичную диагностику состояния и дальнейший комплект психокорректирующих упражнений.

Стресс-диагностика. Синхронизирующие упражнения нужно делать без мышечных механических усилий — волевой командой, силой мысли. В классическом варианте они получили названия: «Расхождение рук», «Схождение рук», «Левитация рук/ полет», «Автоколебания тела» («езда в поезде, укачивание ребенка»), «Движения головой» (медленное вращение по кругу). Если данные упражнения выполняются с трудом, вы испытываете нехватку амплитуды движения тела, вам точно нужна разрядка!

Сама же гимнастика включает в себя 5 упражнений, которые были названы автором следующим образом: «Хлёст», «Лыжник», «Вис назад-Вис вперед» и «Шалтай-болтай» и «Свободный танец» (его, кстати, дети исполняют в раннем возрасте, когда еще не сформирована двигательная база общепринятых танцевальных движений). Для изучения при применения данного комплекса рекомендую посмотреть видео-уроки самого М. Хасая и, по возможности, записаться на его тренинги.

Итак, оказавшись в сложной ситуации, Вы самостоятельно сможете разобраться со своими установками, которые формируют ваше общее отношение к происходящему и самому себе. Сосредоточьтесь на цели и своих лучших чертах и развивайте в себе те качества и навыки, которые приведут к реализации задуманных планов. Работайте со своим телом и эмоциями. Наблюдайте за детьми! Когда они делают первые шаги и падают, не останавливаются и не отказываются от мечты, ходить так же как их родители, старшие братья и сестры. Они учатся, не ограничивая себя страхами! Не получилось? Глубже вдох и выберите новую стратегию! Стратегию эффективных шагов вперед!

Анастасия Сторожева, спортивный психолог, г. Москва.

Хотите первыми узнавать о полезных и интересных статьях на сайте?

  • возможность
  • экстремальный спорт
  • опыт
  • инструмент
  • преодолевать
  • проблема
  • поражение

Строгий тренер

Строгий тренер
Кинороман в 2х частях, 286 серий
Действующие лица и исполнители
Тренер
Светлана
Репликанты
Волки
Таинственные сущности из соседних комнат
Другие синхронистки
Выхино и пр. субъекты международного права
«от автора»
В начале небольшое предуведомление. «От автора» выходит на сцену и
—«Кхе -кхе, (кашляет в кулачок) Что мы тут нагородили понять без полллитра не.. А хотя впрочем можно-с! Это, знаете ли, представьте что тут такой «Твин пикс», тут есть что-то общее со всеми сериалами и вместе с тем мы над ними посмеиваемся. И еще тут и юридическая сказка, и шпилечка-антитеза в адрес не самых лудших любовных отношений какие бывают. А остальное.. Ну, морской протест это вид нотериального действия с подачи капитана при столкновении судов на море. Капитан обыкновенно связывается с нотариусом по рации, и страшно ругаясь (у него пробоина в борту) просит портового нотариуса заявить морской протест. Конечно Выхино- коровник морской протест не может заявлять, это так шутка была. Ещё? Ну, признание де-факто это один из видов дипломатического признания, Их всего два, «де-юре» и «де-факто». Ну, Генерал Дима, так журналисты адвоката Дмитрия Якубовского звали в 90-е годы. Ну, я еще выйду, объясню, что вы прям ей богу. (Смущенно кашляет и скрывается за сценой) Ну а мы переходим, дорогой читатель, к основному действию!
Сцена 1 Общежитие спортсменок по синхронному плаванью. С потолочных балок свисают брошенные туда бюстгальтеры, книжки Акунина и другие предметы женского туалета.
! план. Синхронистка Света (камера, медленно наплывая, освещает её пористое, со следами выдавленных прыщей лицо). Света дописывает стихотворение
«прощай мой нежный, милый мальчик
тебя покинуть я должна
и голос сладкий мой — обманщик
забудь его. Уже ушла.
ты не ищи меня не пробуй,
найдешь меня не на земле
я растворюсь в небесной сфере
звездою улыбнусь тебе.
и лежа на своем диване
вдвоем с гнетущей тишиной
ты сам того, увы, не зная
в окно увидишься со мной.
когда я буду вниз спускаться
и стану быстро увядать
ты будешь мною любоваться
успей желанье загадать.»
Неожиданно дверь распахивается и Света испуганно захлопывает альбом. На пороге тренер щуплый злобный мужчина лет 50 в валенках тельнике и небольшими лобными залысинами по всему телу. Видуха…Лермонтов о таких говорил: «Рожден был хватом»
— Тренер: Живей Лахудры, совсем растелешились, бля олимпийские игры на носу, а вы тут буи пинаете, стишки ё. Вчера опять какой-то пидор по простыням лез, компьютер бля, налаживать, как вы мне потом объясняли. Только вам этого соавтора не видать. Ищите его в тридевятом царстве, только и оттуда без олимпийских медалей не возвращайтесь!
Тренер зловеще захохотал и пощелкал в воздухе ножницами со свисающими с них клочьями окровавленной простыни. Присутствующие здесь же спящие синхронистки на соседних койках, (тренер на протяжении своей соплейтсити*-тирады несколько раз трогал их хлыстом, а у одной даже снял прищепку с носа) так и не проснулись.
«Куда же вы. Не уходите.» Света зарделась. «Знаете, я хотела вам сказать…»
—А почему, собственно я должен оставаться»—перебил ее тренер. «Обязанность совершить определенные действия может быть возложена на гражданина только федеральным законом!» и тренер исчез, только его и видели.
Сцена 2.После ухода тренера. Камера. Наплыв.
— Света.Не любят нас хорошеньких курсисток. Вот мудак то, я же ему стихотворение посвятила, а он даже не заметил, козёл!
С тайной нежностью глядит туда, где только что белела спина тренера.Но ничего, я ему шоу с пробором устрою. Покажу я ему звёздочку из стишка, заодно и потренируюсь. Он у меня чокнется мудак от воспоминаний.
Света подошла к окну, внизу как раз под общагой сектор для прыжков. Все-таки, думает Света, удобно, не нужно тратить время на переодевания и поездки. Достаточно только встать на подоконник и….В прошлый раз так повесился мальчик-синхронист из соседней комнаты, естественно на почве несчастной любви. Он не нашел верёвки и выбросился в сектор для водяных прыжков в который так и не налили воду.
Сцена 3. Камера. Наплыв. На протяжении 10 часов Света безуспешно гадает на картах Таро, потом на таре, оставшейся с Нового года, на пустых бутылках, звонит в Тартар по телефону. Разводит тары-бары-растабары с другими колдунами пытаясь выяснить, налили ли в расположенный под окнами общаги сектор для прыжков синхронистов воду, но так и не приходит, ни к чему существенному. Зритель между делом узнаёт, что она ещё и ведьма.
—Все мы будем в аду, только я буду с вилами, ладно, бурчит Света, и всё- таки решает спрыгнуть на свой страх и риск.—Он ведь заебёт, сволочь, тренировками. Я сейчас немного поколдую и потренируюсь. Глядишь, и изведу гада. Стишок то не зря написала.
Света одевает на нос прищепку цвета хаки которую ей одолжили в Разведцентре Трёх Вокзалов на Лысой Горе и, бормоча заклинания очертя голову прыгает вниз.
Сцена 4.По пути она пролетает 8й этаж, где живёт, если верить заклинанию пребывающий «вдвоём с гнетущей тишиной» тренер. Камера крупно показывает балкон тренера, где на верёвочках висят тельники, портянки, сушатся валенки и другие озонаторы воздуха. Подлетая, Света усиливает заклинания, пытается изобразить «растворённую в небесной сфере звезду» но тренера спасает родное Выхино, которое заменяет ему холмы Валенсии, и Света, чиркнув головой о край балкона, несётся вниз, так и не нарушив богатырский храп тренера.
Сцена 5. Пустой сектор для синхронного прыжков-плаванья. Воды в него так и не налили.
-Бля, так я и знала, шепчет Света, но ничего, я ведьма, я не расшиблась.
Света ищет в груде донного мусора и пошуровав вытаскивает.. симкарту!
Неделю назад она поссорилась с тренером, который был её экс-любовником и, предполагая его горечь и боль от разлуки с ней, зная, что тренер будет ей маниакально названивать, она выбросила симкарту своего телефона с 9го этажа общаги где проживала счастливо по сей день с другими девочками.
—Сейчас посмотрим, как он гад по мне убивался; пробормотала Света вставляя симку в свой мобильный и о чудо!- на симке было2824 звонков! Приглядевшись к Симе Света, медленно увидела всполохи Билайн-Джиесем, тарифа «Безымянный» и даже различила там лицо самого тренера, который был в боксёрских перчатках и показывал ей кукиш. С симкарты он что-то говорил Свете, но слов было не разобрать.
Сцена 6. Наплыв камеры. На лицо Светы медленно наплывает синяк, видимо встреча с кучей мусора да ещё с 9го этажа, не прошла для неё бесследно. Перед зрителем разворачивается клиническая картина сотрясения мозга Светы с изнурительными видениями. Рано утром её нашли санитары, она сидела в куче мусора в секторе для прыжков и что- то шептала, сидя перед маленькой симкартой, которая заменяла ей экран плазменного телевизора. На симкарте санитары не обнаружили ни одного звонка!
Сцена 7. Тренер в тельнике и валенках на босу ногу идёт в сторону леса. На поляне в призрачном свете луны его обступает стая волков, которая ведёт себя почтительно. Беломордый вожак-волк кладёт к ногам тренера тускло блеснувший предмет, в котором зритель с удивлением узнаёт… симкарту стандарта Джиесем! Становится ясно, что симкарта играет ключевую роль в этом повествовании, она заменяем магический перстень и нити Шахеризады.
Тренер, медленно поводя клыками, которые у него вдруг появляются, вставляет симкарту в свой мобильный телефон, в это время коровник-Выхино дарует ему одну из своих коров и тренер пьёт её кровь.
Сцена 8. Неожиданно он вставляет симкарту в свой допотопный мобильный телефон и набирает Светин номер. Пауза. Земля дрожит и вот уже шестеро волков (5+1, тренер обратился в волка!) подламывая наст, несутся в туманной долине. Лес куда-то девался, но в интересах правдоподобия продолжается зима. Что делает тренер в образе волка никому неизвестно, но чувствуется, что это очень всех интригует, тем более что волк не снимает валенки и тельник.
Сцена 9. Обслуживает момент общежития, когда тренер звонит Свете с мобильного, одновременно обращаясь в волка.
Над спящими синхронистками с потолочных балок развеваются карты Таро. Акунин дописав очередной роман спускается с потолка держа в рукаве японца: жизни синхронисток угрожает опасность, чувствуется, что строгий тренер недалеко, но они не просыпаются. По обшарпаным стенам сказочными фантомами проносятся тени волков стандарта Джи-Ес-Ем. Музыкальной заставкой звучит песня К. Шульженко «Валенки».
Сцена 10. Красавица Света поступает на Чаплинское отделение Института Физкультуры и кинематографии. По выбору этого учебного учреждения все окончательно понимают, что Света психически больна сотрясением мозга, и с вышки лучше всего прыгать, когда там есть вода, причём синхронно с другими девочками. Пауза. Торжественное выздоровление Светы на 14м Конгрессе психиатров.
Сцена 11. Холмы Валенсии, Выхино-коровник и Родина тренера признают друг друга де-факто и устанавливают между собой дипломатические и консульские отношения. На саммите присутствует в качестве наблюдателя волк с белой мордой но это никого не удивляет. По предложению беломордого внесены и некоторые изменения в законодательство; так например уже не облагается пошлиной вынесение Выхино-коровником морского протеста.
Сцена 12. Репликанты**
Тут вообще-то должна быть сцена с репликантами. Но зритель между делом узнает, что намечается падение живых людей с высоты, волнуется и требует автора. Кошмар! Ситуация усугубляется тем, что в роли репликантов (подумать только) используются виднейшие представители адвокатского сообщества!! Автора скорей! И циничный «от автора» не замедлил явиться:
— «Кхе-кхе, (кашляет не смущенно, а уже со свойственной ему наглостью; наглость это его фирменный знак). «Да я подумал ладно, пусть прыгают. От них все равно никакого толка. А чего? Автору виднее, что им делать. Сказано прыгать, значит…И реплики пусть подают! Должна быть польза от персонажей…» (Уходит).
Финал. Сцена 13.Музыка, титры, на сцену общежития для прыжков взявшись за руки выходят безмерно удивлённые этим событием репликанты. Почему то все они виднейшие московские адвокаты***.
1й. Адвокат Козлов:»Ребята, вы чё опухли? А я то тут при чём!!»
Из них: 2) Генрих Падва, 2) Анатолий Кучерена, 3) Резник,)Михаил Ольшанский 4)Генерал Дима и пр. не нашлись что сказать, но согласились, что вместе прыгать..веселее!
примечания *имеется в виду Солт-Лейк-Сити, город в штате Юта (США), где проходили зимние олимпийские игры 2002г.
**Право реплики действительно существует в процессуальном праве.
*** Адвокаты вообще, страсть какие молодцы! Они идут по пути минимизации ответственности для своих честных, кристально чистых подзащитных. Из разбойного нападения они делают грабеж, из грабежа кражу, но уже наказуемую административно. А из такой «административной кражи» уже ушедшей из под сени УК они делают казус. Из казуса же, легкое недоразумение! Мол, пожали друг другу руки и разошлись…
конец.

Спорт дает детям взрослые эмоции. И детский спортивный психолог здесь очень важен. Так как дети не всегда способны справиться даже со своими «маленькими» проблемами.

Кроме того, общение со спортивным психологом и преодоление трудностей в спорте положительно влияют на все остальные сферы жизни ребенка. Он переносит стратегию преодоления трудностей из спорта на учебу в школе или отношения с родителями и друзьями.

Риски в спорте и как помогает детский спортивный психолог

Неправильно выбранный вид спорта

Очень важно правильно выбрать вид занятий для ребенка. И в этом может помочь спортивный психолог. На самом деле, это первая задача, которую он должен выполнить. Это позволяет избежать неприятных ситуаций, когда ребенок отказывается посещать тренировки, на которые было потрачено много денег и усилий.

Отправить ребенка в «любой» спорт или тот, который ВЫ предпочитаете, не очень хорошее решение. Ребенку может быть не интересен этот вид спорта или даже спортом в целом. И заставлять его практиковаться в этом случае-ошибка. Ни вам, ни ребенку это не принесет ничего хорошего. Если вы позволите своему ребенку выбрать занятие, которое ему нравится и поддержите его в начинаниях, вполне возможно, он добьется успехов и достигнет больших высот.

Спортивную деятельность следует выбирать в соответствии с темпераментом и характером ребенка. Кроме того, необходимо учитывать интересы и вещи, которые ему нравятся. Может быть, есть особый вид спорта, которым он хочет заниматься или есть известный спортсмен, который ему нравится.

Давление

Какой бы ни была цель у родителей, отдающих своего ребенка в спортивную секцию, и что бы они ни говорили об этом, мама и папа всегда надеются, что ребенок достигнет успеха.

Некоторые родители хотят, чтобы их дети стали чемпионами и для этого отправляют их в профессиональный спорт. В этом случае их дети с раннего возраста готовятся к определенной жизни, которая крутится вокруг спорта.

Такие родители оказывают слишком большое давление на своего ребенка и заставляют его много тренироваться. Нагрузка может быть слишком большой для ребенка. И это вызовет не только отвращение к спорту, но и можете попросту испортить психическое здоровье.

Кроме того, давление на ребенка только увеличивается, когда мальчик или девочка понимают, что в его спортивную деятельность и развитие вложены большие деньги и на нем лежит огромная ответственность. Он чувствует, что должен и обязан это делать, чтобы оправдать ожидания. Потому что авторитеты в лице родителей этого хотят. А дети в свою очередь не хотят, а иногда даже боятся их разочаровать. Но эта ответственность им абсолютно не по возрасту.

В этой ситуации спортивный психолог раскладывает все по полочкам. Есть две ситуации — когда нужно работать с ребенком и когда с родителем.

В первом случае психолог помогает малышу преодолеть трудности и сохранить психическое здоровье, оберегает его от психологических травм. Во втором случае необходимо объяснить родителю, что он оказывает слишком большое давление и почему это плохо. Возможно, потребуется более тщательная работа, чтобы объяснить, что ребенок – это отдельный человек, у которого есть свои интересы. Утверждая это, спортивный психолог часто сталкивается с сопротивлением родителей, которые патологически уверены, что знают, что лучше для их ребенка.

Школа и свободное время

Когда ребенок вырастает и начинает ходить в школу, она начинает занимать большую часть его дня. Он должен делать домашнюю работу, которая тоже отнимает время. Кроме того, в этом возрасте детей начинают привлекаться к работе по дому – уборке, стирке, приготовлению еды, садоводству и тому подобное. Таким образом, у них остается не так много свободного времени, особенно если они занимаются профессиональным спортом и много тренируются.

У них нет возможности отвлечься от школьного стресса и делать то, что они действительно хотят. Например погулять, поиграть на гитаре или пообщаться с друзьями. Некоторые из них даже не имеют возможности побыть наедине со своими мыслями! А ведь это действительно важно для психического здоровья. После тяжелого дня они просто проваливаются в сон, как только коснутся подушки.

Эта постоянная усталость — большой стресс, и здесь, если вы и ваш ребенок хотите продолжить занятия спортом, помощь психолога действительно необходима. Он поможет составить график и справиться с этим стрессом, перегрузкой. Учитывая тот факт, что спортивные психологи могут работать у вас дома, такая помощь не отнимает много времени, которого и так не хватает. А результат будет значительным.

Преодоление кризиса

Бывают ситуации, когда ребенок, который недавно бежал в припрыжку на тренировку, вдруг говорит, что больше туда не пойдет. И родители в шоке, они отказываются просто принять это и смириться. Психолог может помочь в этой ситуации. Он разговаривает с ребенком и выясняет проблему, мотивирует ребенка и поддерживает его. Очень часто такие ситуации вызваны спортивным выгоранием. И после того, как ребенок с этим справляется, он достигает больших успехов. Это похоже на эффект плато – ребенок уже добился многого, но больше не заинтересован в этом или его прогресс остановился. Психолог вместе с родителями и ребенком преодолевают этот кризис. Но в некоторых ситуациях единственным решением является изменение вида спорта.

Принятие поражений и неудач

Поражение на соревнованиях становится настоящей трагедией для ребенка. Потому что они принимают это слишком близко к сердцу и им кажется, что победа имеет огромное, опредляющее значение. Еще хуже, когда такая ситуация разочаровывает родителей, и они высказывают свое недовольство ребенку. Это оказывает больше давления и заставляет его чувствовать себя неудачником. Кроме того, если нет поддержки даже со стороны мамы и папы, ребенок теряет уверенность в себе и начинает думать, что ничего не умеет и ничего не добьется в жизни.

В этом случае также требуется работа психолога как с ребенком, так и с родителями. И когда они справятся с ситуацией, улучшатся и их отношения. Кроме того, такой опыт в преодолении трудностей влияет на развитие ребенка и его характер в целом. Именно поэтому спортсмены легче справляются с проблемами и обладают сильным характером. Но все это возможно только с хорошим наставником, которого не всегда может заменить спортивный тренер.