Денщиков иконы из льняной нити

Мир Культуры

Уникальные иконы создает крымский мастер, актер театра и кино Владимир Денщиков. Во-первых, они объемные и выглядят, как скульптурные миниатюры под стеклом. Во-вторых, Владимир Денщиков плетет их из тонкой льняной нити, – каждая такая икона создается в технике макраме, из миллионов крошечных узелков. Только лики и ладони святых прописаны красками на холсте, – тогда техника называется макраме-коллажем.

Владимир Денщиков считает, что к этому творчеству его привел Господь Бог, отвадив от лицедейства инсультом. Болезнь поразила актера как раз перед театральной премьерой, и он так бы и остался недвижимым “кактусом”, если бы не родные, любимые люди, и не творчество. Прежде, чем попасть в больницу, Владимир Денщиков начал работу над иконой для храма-маяка в крымском селе Малореченском, и решил во что бы то не стало закончить ее, как обещал настоятелю. Лежа под капельницей, художник продолжал плести узелки, и чувствовал, что его парализованная рука двигается все свободнее, словно ею управляет сам Всевышний.

Эксклюзивные рукотворные иконы в технике макраме.

Богоугодное творчество Владимира Денщикова. Уникальные объемные иконы из льняной нити Макраме автор занимается уже лет 30, а иконами – только 10 лет. Техника плетения узелков, макраме-коллаж, это запатентованная разработка Владимира Денщикова. Также как и “рукотворная ткань”, из которой автор создает одежду святых. Для нее художник берет тонкую полумиллиметровую нить из чистого льна, поскольку именно лен ассоциируется у него с православием, затем смачивает их водой и складывает нити одна к другой. Так и получается ткань. Все остальные элементы икон – вручную завязанные узелки, опять же, в авторской технике, столь же уникальной, как и ее результаты. На одну икону художник тратит от трех месяцев до полугода. Его уже сегодня считают основоположником нового направления в иконотворчестве.

– Владимир Анатольевич, на Вашей выставке представлены удивительные иконы. Как называется этот вид искусства?

– То, что вы видите, начиналось с техники, которая называлась «макраме-коллаж». Совершенствуя, специалисты добавили туда такое название, как «узелковое плетение», и макраме осталось только в основе. Теперь эта техника называется «узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворных тканей».
Рукотворные ткани я придумал и запатентовал сам. В ризах, одеяниях святых использую своеобразную ткань, которая сложена из полумиллиметровых льняных ниточек без поперечного крепления. Неоднократно мне предлагали вплетать туда золотые, серебряные нити, – я категорически против этого. Моя идея – создать изо льна то, что создавали наши предки, и что так поражает в храмах в убранстве алтарей, икон, украшенных золотом серебром, дорогими камнями.
Я работаю без особых приспособлений – без крючка, спиц. Каждый узелочек завязан вручную. Ширина нити колеблется от 0,5-2 мм. Узор навязывается из этих ниточек и монтируется с помощью техники макраме-коллаж. Затем используется рукотворная ткань, которую я создаю – показать ткани в движении (складки, фалды), чтобы они не просто лежали одномерно в плоскости, а находились в движении.

– Но ведь это очень трудоемкий процесс!..

– Да, работа очень ответственная, поскольку ткань надо увлажнять, а если упустить момент, то она расползется на полумиллиметровые ниточки и ничего не получится. Лик Господа или святого пишется на холсте маслом. То есть в иконах используются только натуральные материалы. После болезни (я перенес инсульт) писать лики мне помогает наша крымская художница, хотя до болезни делал все сам. В своих первых работах пробовал даже лики выполнять техникой макраме. Но пришел к выводу, что лик должен быть писанным, а вот оклад – каким угодно: серебро, золото. В моем случае – это исключительно лен.

– Но почему именно лен?

– Потому, что он для меня ассоциируется с православием: такой же простой, чистый, доступный, прочный навеки. Наши предки ходили в льняных одеждах, лен всегда сопровождал нашу историю.
Как-то посчитал количество узелочков на 1 дм. кв. Получается, что в каждой работе размером 40 на 50 см – от 1 до 1,5 млн. узелков, завязанных вручную! На одну такую икону уходит 3-6 месяцев. Все говорят, какое терпение надо иметь. А я вам скажу: для меня это – колоссальное удовольствие! Работать еще приятнее, когда начинает вырисовываться картинка.
Отрадно, когда видишь потом эту икону в доме у друзей, в храме. Одна такая икона Святителя Николая Чудотворца уже находится в пос. Малореченское – в храме-маяке в честь моряков и погибшим на водах. Начинал работать над ней еще до болезни, потом случился инсульт. Но, поскольку обещал работу завершить к Пасхе 2007 года, попросил привезти икону в палату и доделывал ее там. Немного помогала мне супруга Наталья Малыгина, тоже народная артистка Украины.
Сейчас в театре не работаю, преподаю в Институте культуры в Симферополе – мастерство актера, режиссуру и сценографию.

– В Ваших иконах присутствует необычная глубина…

– Может быть, она пришла ко мне из театра. В свое время я оформлял спектакль как художник-постановщик. А там, как вы знаете, есть первый план, второй, третий и т.д. Этот момент, наверное, и послужил толчком для создания глубины в иконах.

– Как Вы готовитесь к написанию иконы: молитесь, или идете за благословением?

– Да, обязательно спрашиваю благословения или у Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, или у нашего семейного духовника отца Василия, настоятеля храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Симферополе. В меру того, что мне позволяет здоровье после инсульта: у меня сейчас – сахарный диабет, но я пощусь. Хотя пост понимаю не только в том смысле, что съел, а – что в душе и в сердце…

– И сколько у Вас таких льняных икон?

– За 5-7 лет изготовил больше 70, где-то до 100. Они находятся в частных коллекциях – у друзей, высокопоставленных лиц государства, многие – в храмах.

– Свои работы продаете или дарите?

– По-всякому бывает. После болезни были необходимы средства для восстановления руки и ноги, поэтому приходится иногда иконы реализовывать. Хотя сейчас стараюсь этого не делать. Есть предложения подготовить выставку, а для нее необходимо иметь свои работы. Нельзя же использовать доброту друзей, которые предоставляют для выставок работы из своих коллекций.

– Где еще проходили Ваши выставки?

– Представлял экспозицию в Симферополе, в Москве – в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха – проходила выставка «Святой лен». В Саках готовил выставку в Ливадийском дворце — для инвалидов-колясочников.
За год у меня состоялось четыре персональные выставки. Когда Святейший Патриарх всея Руси Кирилл находился в Симферополе, ему преподнесли мою икону, и он был поражен. Потому что в такой технике исполнения он еще не видел святых образов – узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворной ткани.
По благословению нашего Владыки Крымского Лазаря, я создал работу «Александр Невский» для воссоздающегося кафедрального собора в Симферополе. На ее творение ушло 14 месяцев. В полотне, размером 1м на 1,3 м, больше 9 млн. узелков, Александр Невский изображен в полный рост. Работа очень интересная и богатая, надеюсь, что она будет подарена восстановленному храму. Я очень счастлив, что имею к этому отношение.

– Владимир Анатольевич, благодарю за интервью и за эти прекрасные работы! Здоровья Вам и вдохновения!

Тамара Рябкова

Источник: Жизнь – театр

***

Владимир Денщиков в 1975-2007 работал артистом, режиссёром, художником-постановщиком в Крымском академическом русском драматическом театра им. М. Горького. В 2007 перешёл на преподавательскую работу. Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, Народный артист Украины, Лауреат премии АРК 2009 г. в номинации прикладное искусство.

Родился Владимир Денщиков в Киеве, в 1952 году. Увлечение Владимира Денщикова получило всемирное признание. Из льняной нити с помощью узелков он делает уникальные вещи.

Иконы Владимира Денщикова, детали узоров на окладах и ризы образов созданы из льняной нити (0,5-2 мм), причём каждый узелок завязан вручную, без применения технических средств (спиц, крючков и т. п.).

Техника, в которой работает Денщиков — авторская, она так же уникальна, как его иконы. Эта техника запатентована и называется «узелковое плетение — макраме коллаж». В работах последних лет использована также запатентованная «рукотворная ткань» нескольких видов, один из которых автор применяет при создании одеяний и риз святых, изображённых на иконах. Специалисты называют Владимира Денщикова основоположником нового направления в иконотворчестве. Его иконы создают потрясающее ощущение объёма и глубины.

Работы мастера экспонировались на выставках Германии, Австрии, Венгрии, Украины и в Крыму. Они также находятся в частных коллекциях Украины, России, Чехии, Венгрии, Германии и США. Все иконы действующие, они живут и помогают людям, например, в Храме-маяке посёлка Малореченское в соборе Николая Чудотворца.

В июле 2010 икона «Умиление» была принесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. В мае 2011 икона «Святой Благоверный князь Владимир» вручена Блаженнейшему Митрополиту киевскому и всея Украины Владимиру.

Каждая работа уникальна и существует в единственном экземпляре.

***

© РИА Новости. Юрий Лашов

В Храме–маяке на южном берегу Крыма открылась выставка льняных икон

СИМФЕРОПОЛЬ, 18 июня 2017 — РИА Новости (Крым). Выставка икон из льна, созданных в технике узелкового плетения, открылась в воскресенье, 18 июня, в цокольном этаже храма-маяка Святителя Николая Чудотворца в селе Малореченское. Об этом в эфире радио “Спутник в Крыму” рассказал настоятель храма отец Сергий.

По его словам, выставка посвящена 10-летию со дня открытия храма-маяка. Автор уникальных икон — крымский актер театра и кино Владимир Денщиков, единственный мастер в мире, работающий в такой технике. Он представит на выставке 20 своих работ, в том числе, икону Александра Невского в полный рост, которую впоследствии передадут в дар кафедральному Александро-Невскому собору в Симферополе.

“По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в зимнем храме в цокольном этаже пройдет выставка единственного автора в мире уникальных произведений икон из льняной нити. Иконы уникальны: каждая содержит от одного до миллиона узелков! На этой выставке будет представлено более 20 икон уникальных работ, одна из этих работ — икона Александра Невского в рост, которая, по завещанию автора, будет подарена в кафедральному Александро-Невскому собору в Симферополе в день его открытия”, — отметил отец Сергий.

Он уточнил, что техника плетения узелков — макраме-коллаж — запатентованная разработка Владимира Денщикова. Кроме того, из нитей льна он создает “рукотворную ткань”, которую используют в изготовлении одежды святых. На создание одной иконы уходит от трех месяцев до полугода.

“Эта выставка не только возможность посмотреть и вдохновить себя, но и поразмышлять о нашем духовном состоянии, о своем призвании. О том, что каждому из нас дается жизнь как божий дар, и тот, кто дает нам этот дар, вправе распорядиться этим даром и призвать нас к новому служению, новым открытиями. Для того, чтобы прославлять своими творениями, своей жизнью своего творца и быть востребованным не только как человек, но и как уникальный автор”, — подчеркнул он.

Источник: РИА Крым

Православные иконы из льна от Владимира Денщикова

Итак, знакомьтесь, Владимир Анатольевич Денщиков – народный артист Украины, режиссер, художник-постановщик, артист Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького, заслуженный деятель искусств АРК, лауреат государственной премии по прикладному искусству, г. Симферополь.
Несмотря на занятость в театре, Владимир Анатольевич всегда находил время для хобби. Более 30 лет он занимается макраме. Начинал с колье, кулонов, сумочек. Сегодня в его творческом багаже выполненные на высочайшем художественном уровне объемные иконные ризы и картины.
Для создания икон Владимир Анатольевич использует уникальную авторскую технику макраме-коллаж, не имеющую аналогов в мире. Лики и руки святых прописываются, а ризы и оклады выполняются из нетипичного для этого искусства материала – льняной нити толщиной 0,5-2 мм. Каждая из работ мастера насчитывает миллионы узелков, завязанных вручную, без применения каких бы то ни было технических средств.

Калужская Богородица

Николай Чудотворец

Пантелеймон Целитель

Казанская Пресвятая Богородица

Казанская Пресвятая Богородица

Преподобный Сергий Радонежский

Николай Чудотворец

Умиление Пресвятой Богородицы

Покрова Пресвятой Богородицы

Казанская Пресвятая Богородица

Казанская Пресвятая Богородица

Святой Великомученик Пантелеймон Целитель

Святой Александр Невский

Ангел Хранитель

Колокола

Троица

Знамение Пресвятой Богородицы

Святой Великомученик Пантелеймон Целитель

Икона Божией Матери `Умиление`

Фото: arthit.ru

— Владимир Анатольевич, на Вашей выставке представлены удивительные иконы. Как называется этот вид искусства?
— То, что вы видите, начиналось с техники, которая называлась «макраме-коллаж». Совершенствуя, специалисты добавили туда такое название, как «узелковое плетение», и макраме осталось только в основе. Теперь эта техника называется «узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворных тканей».
Рукотворные ткани я придумал и запатентовал сам. В ризах, одеяниях святых использую своеобразную ткань, которая сложена из полумиллиметровых льняных ниточек без поперечного крепления. Неоднократно мне предлагали вплетать туда золотые, серебряные нити, – я категорически против этого. Моя идея – создать изо льна то, что создавали наши предки, и что так поражает в храмах в убранстве алтарей, икон, украшенных золотом серебром, дорогими камнями.
Я работаю без особых приспособлений – без крючка, спиц. Каждый узелочек завязан вручную. Ширина нити колеблется от 0,5-2 мм. Узор навязывается из этих ниточек и монтируется с помощью техники макраме-коллаж. Затем используется рукотворная ткань, которую я создаю – показать ткани в движении (складки, фалды), чтобы они не просто лежали одномерно в плоскости, а находились в движении.
— Но ведь это очень трудоемкий процесс!..
— Да, работа очень ответственная, поскольку ткань надо увлажнять, а если упустить момент, то она расползется на полумиллиметровые ниточки и ничего не получится. Лик Господа или святого пишется на холсте маслом. То есть в иконах используются только натуральные материалы. После болезни (я перенес инсульт) писать лики мне помогает наша крымская художница, хотя до болезни делал все сам. В своих первых работах пробовал даже лики выполнять техникой макраме. Но пришел к выводу, что лик должен быть писанным, а вот оклад – каким угодно: серебро, золото. В моем случае – это исключительно лен.
— Но почему именно лен?
— Потому, что он для меня ассоциируется с православием: такой же простой, чистый, доступный, прочный навеки. Наши предки ходили в льняных одеждах, лен всегда сопровождал нашу историю.
Как-то посчитал количество узелочков на 1 дм. кв. Получается, что в каждой работе размером 40 на 50 см – от 1 до 1,5 млн. узелков, завязанных вручную! На одну такую икону уходит 3-6 месяцев. Все говорят, какое терпение надо иметь. А я вам скажу: для меня это – колоссальное удовольствие! Работать еще приятнее, когда начинает вырисовываться картинка.
Отрадно, когда видишь потом эту икону в доме у друзей, в храме. Одна такая икона Святителя Николая Чудотворца уже находится в пос. Малореченское – в храме-маяке в честь моряков и погибшим на водах. Начинал работать над ней еще до болезни, потом случился инсульт. Но, поскольку обещал работу завершить к Пасхе 2007 года, попросил привезти икону в палату и доделывал ее там. Немного помогала мне супруга Наталья Малыгина, тоже народная артистка Украины.
Сейчас в театре не работаю, преподаю в Институте культуры в Симферополе – мастерство актера, режиссуру и сценографию.
— В Ваших иконах присутствует необычная глубина…
— Может быть, она пришла ко мне из театра. В свое время я оформлял спектакль как художник-постановщик. А там, как вы знаете, есть первый план, второй, третий и т.д. Этот момент, наверное, и послужил толчком для создания глубины в иконах.
— Как Вы готовитесь к написанию иконы: молитесь, или идете за благословением?
— Да, обязательно спрашиваю благословения или у Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, или у нашего семейного духовника отца Василия, настоятеля храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Симферополе. В меру того, что мне позволяет здоровье после инсульта: у меня сейчас — сахарный диабет, но я пощусь. Хотя пост понимаю не только в том смысле, что съел, а – что в душе и в сердце…
— И сколько у Вас таких льняных икон?
— За 5-7 лет изготовил больше 70, где-то до 100. Они находятся в частных коллекциях – у друзей, высокопоставленных лиц государства, многие – в храмах.
— Свои работы продаете или дарите?
— По-всякому бывает. После болезни были необходимы средства для восстановления руки и ноги, поэтому приходится иногда иконы реализовывать. Хотя сейчас стараюсь этого не делать. Есть предложения подготовить выставку, а для нее необходимо иметь свои работы. Нельзя же использовать доброту друзей, которые предоставляют для выставок работы из своих коллекций.
— Где еще проходили Ваши выставки?
— Представлял экспозицию в Симферополе, в Москве – в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха – проходила выставка «Святой лен». В Саках готовил выставку в Ливадийском дворце — для инвалидов-колясочников.
За год у меня состоялось четыре персональные выставки. Когда Святейший Патриарх всея Руси Кирилл находился в Симферополе, ему преподнесли мою икону, и он был поражен. Потому что в такой технике исполнения он еще не видел святых образов – узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворной ткани.
По благословению нашего Владыки Крымского Лазаря, я создал работу «Александр Невский» для воссоздающегося кафедрального собора в Симферополе. На ее творение ушло 14 месяцев. В полотне, размером 1м на 1,3 м, больше 9 млн. узелков, Александр Невский изображен в полный рост. Работа очень интересная и богатая, надеюсь, что она будет подарена восстановленному храму. Я очень счастлив, что имею к этому отношение.
— Владимир Анатольевич, благодарю за интервью и за эти прекрасные работы! Здоровья Вам и вдохновения!
Тамара Рябкова

ИКОНЫ из льняных нитей | Владимир Денщиков

Трудно поверить, что эти филигранные работы, больше похожие на скань, сделаны миллионами узелков из тонких льняных нитей. Владимир Денщиков изобрел и запатентовал новое направление в технике макраме под называнием “макраме-коллаж”. На данный момент в этой технике работает только Владимир!

В далекие 70-е, на территории СССР, случился макраме-бум. Именно с тех пор макраме является для Владимира релакс-хобби. Сначала он плел украшения и аксессуары для своей жены, потом небольшие картины. Созидатель по натуре, он к творческому процессу отнесся как инженер. C каждой новой работой он увеличивал сложность плетения, стараясь создать ощущение объемности и многоплановости. В начале двухтысячных Денщиков приступил к плетению икон. У Владимира лен олицетворяет простоту, прочность и православие. Не удивительно, что выбор был сделан в пользу льняных нитей.

Получив актерское образование, Владимир Денщиков больше тридцати лет проработал в Крымском академическом русском драматическом театре. Последние годы он был художником-постановщиком театра. Расставание с профессией случилось неожиданно. В 2007 году у Владимира случился инсульт… Болезнь по сути перечеркнула будущее: инвалидная коляска, руки не слушались, даже держать ложку было проблемой! Поэтому просьба принести ему в больницу начатую икону Николая Чудотворца прозвучала странно. Плетение макраме кропотливый труд, ведь льняную нить можно сравнить с толщиной человеческого волоса. Но именно икона стала путем исцеления! Работая над иконой, руки начинали слушаться! Так увлечение стало основным делом всей его жизни!

Икона может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому, прежде чем приступить к созданию иконы, необходимо соблюдение поста и следование всем церковным канонам. Владимир относится к этому серьезно!

Для создания большой иконы художник завязывает больше девяти миллионов узелков. Однажды Владимиру предлагали занести этот “рекорд” в книгу рекордов Гиннесса. Но Владимир на это только улыбнулся. Ведь в свои иконы он вкладывает всю душу, делая их для людей во имя Бога, а не для рекордов.

Обычно Денщиков плетет 2-3 иконы одновременно. На создание небольшой иконы уходит около 3 месяцев, а на большую – около 14. Периодически художник делает выставки своих работ в храмах разных городов. Выставки Владимира Денщикова всегда привлекают к себе много внимания. Так, в соборе Николая Чудотворца австрийской Вены, доступ к иконам Владимира продлевали ежедневно на несколько часов!

Много лет назад, сидя к инвалидной коляске, Владимир даже представить не мог, что жизнь настолько изменится. О неожиданном повороте в своей судьбе Денщиков говорит просто: “После потрясений в жизни мы часто спрашиваем: «За что, Господи?!» А мне кажется, надо иногда спрашивать: «Для чего, Господи?» И я призываю всех людей, у которых есть проблемы со здоровьем, не сдаваться, бороться. Потому что человек силен, а Бог поможет.”