Дефект фикции

Фефекты фикции

В 1977 году на советский экран вышел чудесный комедийный фильм «По семейным обстоятельствам», закрепивший в массовом сознании гротескный образ логопеда, созданный талантливым Ролланом Быковым. С тех пор в представлении большинства россиян логопед это специалист, который исправляет «фефекты фикции», при этом его собственное звукопроизношение может быть далеко от нормативного.
Между логопедом-Быковым и реальным специалистом в области речевой патологии сходства не больше, чем между современным врачом и Айболитом Корнея Чуковского. Вроде бы все это понимают, и, тем не менее, считают, что логопед это тот, кто «ставит звуки». Если некто «выговаривает все буквы», значит, ему у логопеда делать нечего – вот самое распространенное мнение, касающееся логопедической работы.
Увы, но это совсем не так!
Речь – интегральная функция, которая нарушается при большинстве неврологических и психических заболеваний. Логопеды работают с разными видами речевой патологии, возникающей у лиц любого возраста.
Просто перечислю некоторые аспекты профессиональной деятельности: нарушения голоса (все виды органических и функциональных поражений голосовой функции), нарушения тембра речи, возникающие вследствие расщелин губы, неба; заикание; нарушения речи при сосудистых заболеваниях и черепно-мозговых травмах (прежде всего — все формы афазии); задержка и недоразвитие речи; отсутствие речи при сохранном физическом слухе и интеллекте (моторная и сенсорная алалии); нарушения письменной речи (недоразвитие, искаженное развитие, распад); нарушения глотания. Последнее (дисфагии) является одним из чрезвычайно актуальных направлений. Ой, чуть не забыла! Конечно, «дефекты дикции» — нарушения звукопроизношения, возникающие вследствие органических или функциональных проблем (дислалия, дизартрия), но это – самое простое и редкое, что встречается в работе специалиста.
Логопед, работающий в образовательном учреждении, помогает детям с негрубой речевой патологией.
В учреждениях здравоохранения логопеды занимаются преодолением серьезных речевых расстройств, работая как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Как правило, такая работа ведется целой бригадой специалистов (невролог, медицинский психолог, психиатр и др.), в состав которой логопед входит как один из партнеров.
На днях приведу какой-нибудь наглядный пример.

Настольная игра «Фефекты фикции»

«Фефекты фикции» — увлекательная детская игра для развития речи и творческого мышления, разработанная профессиональными логопедами и детьми.
Игроки отправляются в путешествие, выполняют задания сказочных персонажей. Ребята активно используют воображение, развивают речь, мелкую моторику, память, внимание и творческое мышление.
Проигравших в игре нет!
Вас ждут 26 видов игровых заданий (всего в игре более 350 заданий):
— Артикуляционная гимнастика.
— Выложи узор из палочек и шнурков.
— Повтори стишок.
— Дорисуй половинку узора.
— Исправь ошибку во фразе.
— Придумай предложение, используя заданные слова.
— Развитие ловкости.
— И многое другое.
Игра направлена на комплексное развитие речи и интеллекта. В увлекательной игре ребенок с интересом учится не только произносить звуки правильно, но и изучает новые слова, активно использует воображение, развивает память, внимание и творческое мышление.
В центре игрового поля располагается замок богатырей, который окружают четыре сказочные страны. В этих странах живут Баба Яга, Леший, Водяной и Змей Горыныч. Цель игры — обойти всех злодеев на карте, выполняя их задания, и вернуться в родной замок.
Всего в игре может принимать участие до 9 игроков — при условии разделения детей на команды. Участники одной команды вместе выполняют выпавшие им задания. Однако с увеличением количества игроков снижается эффективность обучающей и развивающей части игры. Рекомендуем ограничиться 1-3 игроками на раунд.
В комплекте: игровое поле из 4 частей; 3 игровые фигурки богатырей; 120 карточек с заданиями; набор счетных палочек; 3 шнурка по 50 см каждый; 2 пакетика для карточек. игровой кубик; правила игры.