Данилов монастырь

Прозорливые святые старцы нашего времени, живущие сейчас

Православными старцами считаются люди, обладающие высокой духовностью и природной мудростью, чаще всего священнослужители. В древней Руси, истории о таких людях передавались из уст в уста, о них слагались легенды. Собиралась огромная очередь, желающих получить совет, избавиться от болезней.

Оглавление:

  • Известные старцы современности
  • Старцы на Украине
  • Отзывы о помощи
  • Актуальная информация

Известные старцы современности

С давних пор, старчество в православии — это особый институт духовного наставления. В России и на Украине все еще живут люди, обладающие даром прозорливости. Не все монахи принимают посетителей, но к некоторым из них все еще можно попасть на прием. Святые современные старцы в России, которые живы в это время:

  • Отец Герман — является настоятелем в Троице-Сергиевой Лавре. Архимандрит удивительный человек с добрым сердцем. Господь наделил его даром изгонять бесов. Известны случаи, когда одержимых нечистой силой к нему привозили со связанными руками. Отец Герман читал проповедь, а затем избавлял людей от недуга с помощью особой отчитки.
  • Отец Власий — схиархимандрит Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Обладает Божьим даром прозорливости. К сожалению, в настоящий момент не принимает и не исповедует.
  • Архимандрит Петр (Кучер) — служил духовником в Боголюбском монастыре. На покое с 2010 года. На портале «Православие и мир» можно ознакомиться с ответами Петра (Кучера) на вопросы прихожан.
  • Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин) — градский старец, является духовником патриарха Кирилла, служит в Оптиной Пустыне. По состоянию здоровья, принимает верующих крайне редко.
  • Архимандрит Илларион — отец-настоятель Ключевской пустыни (поселок Тургенево) в Казани. Будучи ребенком, увидел вещий сон, в котором было сказано, что он станет монахом и доживет до XXI века. Миряне рассказывают о том, что архимандрит способен избавлять людей от алкоголизма и наркомании.
  • Отец Амвросий (Юрасов) — духовник Введенского женского монастыря в городе Иванов. Наделен прозорливостью. К архимандриту можно попасть на прием. Несмотря на то что Амвросий ведет праведный образ жизни и является священнослужителем, человек он очень современный. С его проповедями можно ознакомиться в социальных сетях также он неоднократно участвовал в радиопередачах станции «Радонеж».
  • Отец Адриан. Живет в стенах Псково-Печерского мужского монастыря. К сожалению, больше не принимает людей, о чем очень жалеют верующие. По словам мирян, таких людей, как отец Адриан — единицы.
  • Валериан Кречетов — священник Московской Епархии, писатель. Служит и исповедует в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. Можно уточнить, какое расписание сейчас действует и встретиться с ним. Книги Кречетова — настоящий кладезь мудрости.
  • Отец Иоанн (Миронов). Служит в городе Санкт-Петербурге, в храме в честь Матери Божьей «Неупиваемая Чаша». Священник занимается духовной работой уже более 50 лет, за помощью к нему обращаются тысячи людей со всей России. На сайте православие.ру представлено множество бесед с батюшкой.
  • Отец Петр — священнослужитель, наделенный прозорливостью. Живет в стенах Покровского женского монастыря (село Лукино, Нижегородская область). В Москве часто собираются группы людей, совершающие паломничество в эту обитель, а заодно и посещающие Сеченовский угол, который находится неподалеку. Священник уделяет внимание каждому прихожанину.
  • Прозорливый Стефан — настоятель храма апостола Иоанна Богослова в Рязани. Подробную биографию старца невозможно найти в открытом доступе. Но те, кто совершал паломничество, утверждают что он действительно провидец от Бога.
  • Протоиерей Василий Изюмский. Проводил службы в церкви Рождества Христова в селе Беседы. Наделен даром лечить людей.

Редакторы сайта рекомендуют ознакомиться с биографией протоиерея Андрея Ткачева.

Старцы на Украине

На территории Украины не так много священнослужителей, наделенных даром прозорливости. К ним относятся:

  • Алипий (Погребняк) — архиепископ Украинской Православной церкви, на покое с 1997 года.
  • Старец Серафим. Живет в Святогорской Лавре Удивительная личность, о нем есть множество благодарных отзывов. К нему можно обратиться, предварительно уточнив график приема.

Помимо этого, можно посетить Почаевскую Лавру. Она находится на Западной Украине (Тернопольская область, г. Почаев). Там живут несколько монахов, обладающих даром свыше. С ними можно побеседовать без предварительной записи и обычно не приходится ждать.

Отзывы о помощи

Люди, обратившиеся к прозорливым старцам, в Москве и Московской области, делятся своими впечатлениями о встрече, чтобы помочь другим:

В воскресенье батюшка Илий проводил службу в Подмосковье (район Переделкино). Потом подошел к людям и давал наставления. Огромное ему спасибо и крепкого здоровья! Очень помог нам с мужем. Приехали в первый раз и сразу же попали.

Виктория

Была на отчитке у отца Германа. Помогло за один раз. В моем храме так и сказали, что может помочь только он. В Москве больше нет священников с такой силой.

Рада

Ходила к отцу Валериану Кречетову на исповедь и причастие. Сейчас батюшке уже тяжело проводить исповедь, но службы он ведет и с людьми общается. Часто бывает в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Это рядом с храмом Покрова Богородицы. Когда идет Великий пост, его почти всегда можно застать в храме.

Татьяна

Актуальная информация

Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:

  • 2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;
  • 13 октября 2017 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
  • 20 февраля 2017 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
  • 1 декабря 2017 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
  • Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.

Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении.

Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

Свято-Данилов мужской монастырь — одна из жемчужин в короне христианских обителей России, по своему строению напоминающий кремль, имеющий статус ставропигии. Ставропигиальные обители находятся под непосредственным руководством Патриарха Всея Руси.

Величие белоснежных строений с зелено-золотистыми куполами покоряет с первого взгляда, в них ощущается мир, покой, благодать. Это совсем другой мир, свободный от суеты и мирских утех, только в стенах Божьих соборов можно остаться один на один с Богом.

История создания главного монастырского комплекса Москвы

Еще до своего княжества юный Даниил, будущий князь Московский, во время пребывания в Сирии, встретился с монахом Симеоном. Отшельник, живущий на маленьком плато на самой вершине горы, именуемой столпом, поразил мальчика силой веры и отречением от мирских благ для познания Божьей благодати.

Другие монастыри Москвы:

  • Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве
  • Заиконоспасский ставропигиальный монастырь в Москве

Симеонов столп и поныне стоит в крупнейшем центре Алеппо Сирии, как хранитель памяти о Данииле Столпнике, обладающем даром пророчествовать и врачевать. Данила Московский, ставши князем, увековечил память об отшельнике, пророке и врачевателе Данииле Столпнике, построив Данилову обитель в 1282 году.

Данилов мужской монастырь. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

Молодому Даниле досталось в наследстве самое малое княжество, однако, именно при его правлении московские земли достигли расцвета. Прожив наполненную любовью к своему княжеству жизнь, уклоняясь от распрей и междоусобных войн, князь в старости уходит в монахи.

После смерти Даниила Московский был похоронен около монастырских стен. В XVII веке Синод причислил миролюбивого князя к лику святых, его мощи были перенесены в Троицкий храм Даниловской обители, где хранятся и поныне.

  • В 1610 году войсками Лже-дмитрия Второго были разграблены и сожжены монастырские постройки, но за 200 лет святыня восстала из пепла.
  • 1812 год принес новое разорение Свято-Даниловскому монастырю, французы украли не только казну, но и серебряный оклад с раки князя Даниила. В это же время пропали и сами мощи.
  • Начало двадцатого столетия ознаменовалось революцией, Гражданской войной и массовым закрытием христианских святынь. Не обошла эта участь и мужскую обитель в Москве, ее закрыли в 1930 году. Большинство монахов расстреляли.

Беспризорные дети, жившие в детской колонии, которая после революции расположилась в святых кельях и храмах, разворовали все, что можно было, унесли, осквернили и испортили фрески, иконы и рисунки.

Только в 1988 году, когда христианский мир готовился к 1000-летию Крещения Руси, началось восстановление святыни, ставшей резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Уникальна история спасения церковных колоколов, звонивших в свое время так, что слышала вся Москва. Их во время революции собирались переплавить на пушки, но шедевры литейного мастерства были выкуплены американским обладателем литейной компании Чарльзом Крейном и переправлены в Америку в 1930 году.

В 2009 году Данилов монастырь вновь надел на колокольни вернувшиеся на родину колокола, и Москва наслаждалась колокольным звоном Свято-Даниловской обители.

Современный вид Даниловой святыни

Храмовый ансамбль Святых Отцов Семи Вселенских соборов состоит из нескольких церквей, первый этаж занимает собор Покрова Пречистой Божьей Матери.

Троицкий собор Данилова монастыря

Троицкий собор, в котором хранятся мощи святого Даниила Московского, остается самым большим храмом монастыря.

На заметку! В Троицкий собор приходят верующие помолиться и попросить заступничества у чудотворных икон Богородицы «Троеручница» и святого Иоанна Кассиана.

В современном архитектурном монастырском ансамбле находятся вновь построенные храмы:

  • князя Владимира Великого Киевского;
  • Живоначальной Троицы;
  • Всех Святых;
  • Серафима Саровского;
  • надвратная церковь святого Симеона Столпника;
  • церковь Рождества Иоанна Предтечи;
  • поминальная часовня;
  • надкладезная часовня.

Частицы мощей святого Даниила остаются главной святыней Даниловского мужского монастыря. Они были возвращены в 1986 году архиепископом Вашингтона.

Совет! Существует поверье, если при посещении Даниловой обители помолиться у иконы святого Спиридона и положить записку между башмаком и святым ликом, то ответ на просьбу обязательно придет.

Общежительный устав монастыря

Все в Даниловой обители общее, начиная от молитвы, заканчивая трапезой. Патриарх Московский и всея Руси является настоятелем московской святыни, повседневная жизнь обители управляется наместником Патриарха архимандритом.

Богослужение в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря

Помимо ежедневных богослужений, братия обители участвует в жизни нескольких социальных проектов.

При Даниловом мужском монастыре работают:

  • реабилитационные центра для нарко- и алкозависимых людей;
  • воскресные учебные заведения для детей и взрослых;
  • мастерские;
  • печатное издательство газеты «Данииловский вестник»;
  • центр духовного развития молодежи;
  • школа звонарского мастерства;
  • лечебные корпуса.

Подворья московской обители можно посетить в Рязанской области, Измайлово и Подмосковье.

Святыни монастыря

Гордится монастырская братия самым большим и древним иконостасом собора Святых отцов Семи Вселенских Церквей.

Среди множества икон особо почитаемыми являются святые образа Богородицы «Владимирская», «Казанская».

В приделе Данииловой церкви паломники могут помолиться у икон Спаса Нерукотворного и Богородицы «Гора Нерукосечная».

Иконостас Троицкого собора Данилова монастыря

Иконостас этого храма выполнен в четыре яруса. Особой гордостью собора Даниила Столпника являются Царские ворота, возвращенные из музеев Кремля Москвы.

Нельзя не восхищаться архитектурной красотой и богатством икон иконостаса надвратной святыни Симеона Столпника.

Информация для паломников и туристов

Находясь в Москве, к московской святой обители Даниила проще всего добраться на метро.

  • По карте метро следует выйти на Серпуховско-Тимирязевскую линию, сесть в поезд, идущий до остановки Тульская.
  • Выйдя из метро, выйдите на улицу Тульскую и идите по ней, пока перед вами не появится площадь Серпуховской заставы.
  • Поверните направо и двигайтесь вдоль трамвайной линии улицей Данилевский вал, пока не увидите ворота московской святыни.

Планируя посетить Данилов монастырь на праздничные дни, расписание богослужений уточняйте по телефону.

На заметку! Мужской монастырь открыт ежедневно, начиная с 6 утра и до самого вечера, 20.00 часов.

При желании на память о посещении святыни Москвы можно приобрести освященную икону, свечи, памятные сувениры в монастырской лавке, она работает с 8.00 утра.

Каждый посетитель мужского монастыря может заказать молебен, Сорокоуст, подать записки на Литургию.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского. Данилов монастырь Фильм о Даниловом монастыре

Наместники настоятеля Свято-Даниилова монастыря

Наместники настоятеля Московского Свято-Даниилова монастыря
архиепископа Феодора (Поздеевского).
Из эфира на радиостанции «Радонеж» 10 июля 2010 года.
С 1917 по 1930 год Московский Свято-Даниилов монастырь пережил выдающиеся годы своей истории – годы нового расцвета, годы небывалых гонений, годы твердого исповедничества и мученичества – годы, давшие Царствию Небесного Православия Христова Собор новомучеников и исповедников Даниловских как часть великого и славного Собора новомучеников и исповедников Российских во главе со святым Царем-Мучеником Николаем.
Начать говорить об этом периоде надлежит от февраля 1917 года – от даты крушения русской православной государственности, от даты начала современного ига в земле Святой некогда Руси.
Когда обманом, трусостью и предательством был лишен власти Божий Помазанник святой Русский Император Николай II Александрович и власть захватило масонское Временное правительство, в стране начались антимонархические гонения.
1 мая 1917 года, в разгар этих гонений, с должности ректора Московской Духовной академии был смещен епископ Феодор (Поздеевский) и назначен управляющим (на правах настоятеля) Московским Даниловым монастырем. Смещен он был постановлением Синода.
Временным правительством запрещалась пропаганда монархических взглядов, и Синод, идя в ногу со временем, торопился «воздать кесарю кесарево», забывая о Божием. Вот как малодушно откликнулся Синод на произошедшее в стране, заявив: «Совершилась воля Божия… Россия стала на путь нового устроения государственной жизни…»
В храмах – подумайте только! – в православных храмах не стали поминать больше Православного Государя, а поминали масонскую лжевласть – Временное правительство. И возрадовались силы зла, видя такое малодушие в Русской Церкви.
Но были и исповедники в ее ограде.
В обители благоверного и преподобного князя Даниила воссиял новый праведник – владыка Феодор, праведник, охраняющий Церковь от мятежных мирских течений. Воссияла новая «звезда пресветлая Земли Русской».
«В области церковной жизни, – говорил он, – может и должна быть главная реформа: покаяние и молитва, а все остальное, тоже, конечно, полезное, пойдет из этой благодатной реформы духа». Владыка Феодор пользовался большим уважением среди архиереев, был принципиальным противником новшеств и реформ в Церкви. Был он строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого Богословия и канонического права. Он привлек в свой монастырь ученую братию, монахов-подвижников.
В 1918 году под его руководством в Даниловом монастыре была открыта Высшая Богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику.
Однажды во время проповеди владыки Феодора все молящиеся в Троицком соборе свято-княжеской обители увидели в Царских вратах схимника, в котором узнали самого святого князя Даниила. Схимник благословил всех и исчез. Благословил он обитель свою на исповедничество, а владыку Настоятеля на наместничество ему самому во времена, подобные временам его земной жизни – времена новой смуты.
О владыке Феодоре (Поздеевском) – настоятеле Московского Свято-Даниилова монастыря, высоком вожде Даниловской братии, стоящим теперь во главе Даниловских исповедников и новомучеников, мы не раз уже говорили, не раз еще, Бог даст, удостоимся и впредь поминать имя его. А сегодня скажем о его наместниках.
Даниловский архипастырь Феодор не был огражден от сил и власти зла, как не был огражден от зла во властном образе никто в России, потому что лишена была она Удерживающего зло Православного Монарха. Сама лжевласть, попущенная Богом в наказание за грехи епископата, начальников мирских и затем и простых людей творила дела свои – дела злые.
Владыка Феодор не мог свободно совершать свое служение. Почти постоянно он бывал в тюрьмах, ссылках и лагерях – так перевернулась жизнь, так стало все наоборот. Если в Царские благодатные времена злодеи были наказываемы, то, начиная с февраля 1917 года, злодеями наказываются добрые люди.
И вынужден был Даниловский настоятель для управления монастырем назначать наместников из числа братии обители.
Первым таким наместником при настоятельстве гонимого архиерея стал архимандрит Герасим (Садковский) – в 1919-20 годах.
Отец Герасим еще со студенческих лет учебы в Московской Духовной академии был любимым учеником владыки Феодора. Он был прилежным чадом известных и благодатных старцев. Особенно сильно воспитывающее влияние имели на него затворник отец Алексий (Соловьев), схиархимандрит Гавриил (Зырянов), игумен Чудова монастыря отец Герасим (Анциферов), и, кроме них, сам епископ Феодор. Отец Герасим со студенческих лет старался не только внешне подражать своему учителю, но и внутренне, присовокупляя опыт, полученный от старцев.
Вместе с отцом Герасимом подвизался в те годы в Даниловом монастыре его родной старший брат отец Игнатий – также воспитанник владыки Феодора по Московской Духовной академии. Владыка назначил отца Игнатия духовником братии с несением одновременно послушания гробового иеромонаха у мощей святого благоверного князя Даниила Московского. В 1920 году отец Игнатий принял епископскую хиротонию; прожил славную жизнь в верности Христу в гонениях, а ныне почитается в лике священномучеников и является одним членов Собора Новомучеников и исповедников Даниловских.
Ни в чем не отстававшему от старшего брата своего, а может быть, в чем-то и преуспевавшему, архимандриту Герасиму Господь Бог раньше вручил пасти Свое стадо.
В 1919 году отец Герасим стал первым наместником Данилова монастыря при настоятеле епископе Феодоре (Поздеевском). Правильнее сказать – наместником Даниловской общины, так как в начале 1919 года Даниловский монастырь был закрыт.
Но уже 20 февраля 1919 года была образована Даниловская община, заключившая договор с Моссоветом с правом пользования храмами монастыря. Договор подписали 96 человек, и одной из первых подписей была подпись отца Герасима. В общину вошли бывший клир монастыря и многие миряне.
Если учесть, что бывший ректор Московской Духовной академии Преосвященный Феодор собрал около себя ученую, подающую большие надежды молодежь, и среди них выбрал себе помощником отца Герасима, то можно заключить, насколько доверял он духовному и практическому опыту архимандрита Герасима.
Служение архимандрита Герасима наместником было недолгим.
В 1920 году он умер от тифа. Похоронен был возле Троицкого собора обители, за алтарем придела святого Алексия, человека Божия.
С 1920 по 1927 год наместником обители был архимандрит Поликарп (Соловьев), еще один воспитанник владыки Феодора по Московской Духовной академии.
Он был одним из замечательных духовников. Выделялся особой молчаливостью, сосредоточенностью, смирением. Его духовные дарования сочетались с блестящей Богословской образованностью. На монастырском дворе его можно было увидеть лишь идущим в храм или из храма. Шел он всегда быстро, держа очи долу. Было видно, что он постоянно молился.
Став наместником монастыря, отец Поликарп ввел обычай по праздничным и воскресным дням устраивать трапезу для бедных Богомольцев. Этот обычай сохранялся до закрытия обители.
Отец Наместник обладал даром слова. Его простые и глубокие проповеди проникали в души Богомольцев и запоминались надолго.
Духовные дарования отца Поликарпа сочетались с блестящей образованностью и истинно монашеским смирением. Однажды владыка Феодор в Богословском разговоре процитировал кого-то из святых Отцов. Но не помнил, чьи это слова, и обратился к отцу Поликарпу: «А ты, авва, не помнишь?» Отец Поликарп тут же назвал автора, издание и даже страницу, где было напечатано процитированное изречение.
На долю отца Поликарпа в период его управления Даниловым монастырем выпали тяжелые испытания. Один за другим закрывались храмы обители, изымались церковные ценности.
Не раз он бывал арестован. Сидел в тюрьмах безбожников, был отправляем ими в ссылки.
Жизнь свою закончил мученически: 27 октября 1937 года его расстреляли в тюрьме УНКВД по Ивановской области.
Кагал властных сатанистов обвинил его в том, за что в Царствие Небесном удостаиваются славных мученических венцов: что он был «активным участником контрреволюционного «Иноческого братства князя Даниила», руководителем контрреволюционной группы этого братства в Кашине и в Москве, вел фашистскую агитацию».
Вот как бесстрашно он исповедовал правду (записано в протоколе рукой следователя): «Я против социализма и коммунизма и сожалею о падении Монархии. Монархия, по моему убеждению, наиболее способствует воле Божией о власти на земле и наиболее способна поддерживать порядок и благоденствие, поскольку власть и подвластные держатся веры и Закона Божия. Советская власть, решительно порвавшая с религией, отрешающаяся и надеющаяся вскоре совсем ликвидировать ее, тем самым неприемлема моему духу, и ее начинания даже по видимому направлены к благосостоянию народов, не кажутся мне способными принести им благоденствие как начинания, не основанные на вере и христианской нравственности». «Я недостаточно знаком с фашизмом, и отношение, напр., Гитлера к религии и Церкви для меня не ясно; более известно по газетам отношение к Церкви, напр., генер. Франко. Поскольку фашизм поддерживает религию и нравственные начала в обществе и государстве и поскольку противопоставляет себя силе коммунизма, он представляется мне желанным». «Митрополитом Сергием мы были запрещены в священнослужении и вместе с бывшей общиной исключены из ведения патриархии. Причиной этого было неисполнение указа Синода о поминовении на Богослужении советской власти. Это поминовение мы признавали неправильным, поскольку советская власть есть атеистическая и Церковь отделена от государства. Декларации митр. Сергия мы не сочувствовали, так как советская власть придерживается идеологии материалистической, атеистической, значит антицерковной». «Поскольку Церковь отделена от государства и поскольку советская власть есть атеистическая, поминовение ее при богослужении неуместно». «Нельзя согласиться с таким положением, высказанным м. Сергием, что Христос пришел для угнетенных и обездоленных, которым м. Сергий противопоставляет другие классы. Христос пришел для всех классов, и Христианство и Церковь могут существовать при всяком государственном строе».
Таким вот, братие и сестры, мужественным человеком был наместник Даниилова монастыря добрый воин Христов архимандрит Поликарп (Соловьев).
Ко времени наместничества отца Поликарпа следует добавить несколько слов о священномученике епископе Парфении (Брянских). Когда в 1924 году были под арестом владыка Феодор и его наместник отец Поликарп, братию обители возглавил один из епископов-исповедников, проживавших в Даниловской обители владыка Парфений. Он был одним из ближайших помощников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Владыки Парфений и Петр почитаются ныне Церковью в лике священномучеников. И епископ Парфений, и митрополит Петр, любивший обитель князя Даниила и часто служивший в ней, – оба достойны нашего почитания в лике Новомучеников и Исповедников Даниловских.
Вот какое дивное событие произошло в обители 12 сентября 1925 года, когда монастырскую братию возглавлял епископ Парфений (Брянских). Митрополит Петр, продолжая традицию особого почитания московскими архипастырями святого благоверного князя Даниила, служил в Свято-Данииловой обители при весьма большом стечении народа. Путь к раке с мощами преподобного князя Даниила в Троицком соборе устилал ковер из живых цветов. Войдя в храм, владыка Петр прошел к мощам, благоговейно приложился к ним, а затем направился к солее. И тогда над мощами образовалось как бы облако, в котором появился образ князя Даниила. И все то время, пока митрополит Петр шел к алтарю, святой князь Даниил сопровождал его.
С 1927 по 1929 год наместником обители был архимандрит Стефан (Сафонов).
Когда в 1927 году наместник архимандрит Поликарп (Соловьев) был арестован, архимандрит Стефан был назначен наместником монастыря его настоятелем архиепископом Феодором, находившимся в заключении.
Отец Стефан, по окончании Казанской Духовной академии – также родной академии для владыки Феодора, учившегося, а затем и потрудившегося в ней, отец Стефан поступил в Московский Свято-Даниилов монастырь по благословению схиархимандрита Спасо-Елеазаровой пустыни отца Гавриила 28 октября 1917 года.
28 октября 1929 года отец Стефан был арестован. При аресте обвинен в «сопротивлении закрытию одной из церквей Данилова монастыря».
23 ноября 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был осужден по групповому «делу об иноческом братстве Данилова монастыря во главе с епископом Парфением (Брянских)».
13 сентября 1937 года архимандрит Стефан (Сафонов) был осужден тройкой при УНКВД СССР по Калининской области по обвинению в том, что был «руководителем группы контрреволюционной фашистско-монархической организации» по групповому «делу епископа Григория (Лебедева) и «фашистско-монархической организации». Он был расстрелян 17 сентября 1937 года в тюрьме города Калинина (ныне Тверь). Вместе с ним была арестована, по тому же делу приговорена и в тот же день расстреляна его двоюродная сестра и многолетняя келейница монахиня Таора (Лысихина).
Епископ Григорий (Лебедев) – также воспитанник Свято-Даниилова монастыря, ныне почитается церковно как священномученик и входит в лик Новомучеников и Исповедников Даниловских.
Но вернемся в обитель в 1929 год.
После ареста осенью наместника архимандрита Стефана на должность наместника Данилова монастыря братией был выбран иеромонах Тихон (Баляев). Настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) в то время находился в ссылке, вероятно, в городе Орске Оренбургской губернии, однако руководил жизнью братии и ничто в обители не совершалось без его благословения. Для утверждения в должности наместника отец Тихон поехал к нему в ссылку, где владыка Феодор и возвел 34-летнего иеромонаха Тихона в сан архимандрита. Прихожане Данилова монастыря вспоминали, что после встречи с архиепископом Феодором отец Тихон вернулся скорбным.
Архимандрит Тихон был всегда серьезным, сосредоточенным. В жизни был аскетом, стремился строго следовать святоотеческому учению. Он имел художественное дарование, был хорошим скульптором. В музее Данилова монастыря хранится несколько его работ.
Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), как и вся братия монастыря, отец Тихон не принял.
В 1929 году закрыли Троицкий собор монастыря.
24 сентября 1930 года во время всенощной накануне празднования преподобному Сергию Радонежскому в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе, когда запели: «Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие», в это время открылись церковные двери, и отец Тихон с некоторыми внесли мощи благоверного князя Даниила. Тут же запели: «Величаем тя, святый благоверный и Великий княже Данииле». Пели и плакали – такая радость была. Мощи князя Даниила в этом храме пребывали примерно два года с небольшим.
В конце 1930 года у даниловской общины были отобраны ключи от последнего действующего монастырского храма, архимандрит Тихон был арестован.
Здесь и заканчивается этот период истории Свято-Даниилова монастыря. Впереди были годы поругания и мерзости запустения в месте святе.
А отец Тихон тогда был обвинен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по групповому «делу об иноческом братстве Данилова монастыря».
Он – один из немногих членов Даниловской братии, кому удалось пережить 1937 год.
Во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов отец Тихон жил в Харькове при женской монашеской общине – в затворе во флигеле на Холодной горе.
Осиротевшие даниловские прихожане узнали о его местопребывании и наладили с ним связь, но он весьма ограничивал общение, боясь нарушить свое уединение и злоупотребить гостеприимством тех, кто принял его ради Бога. Те, кому посчастливилось знать его в эти годы, почитали его как истинного подвижника и молитвенника. Он имел непрестанный плач, занимался составлением поучений по творениям святых Отцов.
11 июля 1952 года архимандрит Тихон преставился ко Богу. Был похоронен в Харькове на кладбище Залютино. За его могилой ухаживает сестричество при церкви в честь иконы Божией Матери Озерянской, что на Холодной горе.
К этим славным именам, к именам наместников Данилова монастыря в дни гонений должно нам добавить и имя преподобномученика архимандрита Серафима (Щелокова), который в 1930 году – будучи еще иеромонахом – некоторое время исполнял обязанности наместника монастыря. В 1930-31 годах отец Серафим служил в храме Воскресения Словущего. Довелось ему, как и другим даниловцам, познать ссылку и тюрьму. Но дух его был тверд. Вот как говорил отец Серафим в 1937 году: «Времена настали лютые, верующие должны быть мудры, как змеи, чтобы победить врага; надо молиться и все терпеть; если не время еще прийти антихристу, Церковь еще будет господствовать».
19 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области он был обвинен в «контрреволюционной агитации, а/с деятельности, связи в к/р целях с архиепископом Поздеевским и монашками из Каширы».
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
21 октября 1937 года архимандрит Серафим (Щелоков) был расстрелян на «Бутовском полигоне» в поселке Бутово Московской области. Там же и погребен – в безвестной общей могиле на полигоне.
Архимандрит Серафим (Щелоков) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
Упокой, Господи, души рабов Твоих наместников настоятеля Московского Свято-Даниилова монастыря архиепископа Феодора архимандритов Герасима, Поликарпа, Стефана и Тихона и их святыми молитвами помилуй нас, грешных!
Священномучениче отче Парфение и преподобномучениче отче Серафиме, молите Бога о нас!

Даниловский монастырь в Москве: как добраться, расписание богослужений, официальный сайт

Адрес Даниловского монастыря

Москва, Россия, 115191, ул.Даниловский вал, д.22. Звонить можно только по рабочим дням. Телефон 8 (495) 961-14-80.

Как добраться до Даниловского монастыря

  • Станция метро Тульская. Последний вагон из центра. Выйдя из метро, повернуть назад и дойти до трамвайных путей. Затем повернуть направо и идти прямо до монастыря.
  • От станции метро Павелецкая ехать на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь.
  • Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00.
  • В монастыре нет гостиницы и нет возможности разместить паломников.

Расписание богослужений Даниловского монастыря

В седмичные дни

  • С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов
    • 6:00 Братский молебен, Полунощница.
    • 7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
    • 17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.
    • (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30.)
  • В субботу
    • 6:45 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе
  • В воскресные дни
    • 6:30 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Молебны и акафисты

  • Акафисты совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
    • Благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
    • Преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме;
    • иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.
  • Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
  • Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

  • По будням:
    • 9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
    • 13:30 заказные молебны.
  • По воскресеньям и большим праздникам:
    • 12:00 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.
  • Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
  • Молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00.

Таинство исповеди

  • С понедельника по пятницу – в 7:00 в храме Св. Отцов. Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
  • По субботам
    • 7:00 – в храме Св. Отцов;
    • 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;
    • 17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • По воскресеньям и большим праздникам — в 6:30 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

Псалтирь

В храмах монастыря за свечным ящиком можно заказать Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».)