Что такое автокефалия?

Вселенский Патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины и отменяет анафему Филарета.

Вселенский патриархат в Константинополе согласился предоставить автокефалию Украинской православной церкви.

Священный синод Константинопольской православной церкви также принял решение отменить анафему предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета.

В Московском патриархате гневно отреагировали на принятое Константинополем решение, предупредив о катастрофических последствиях. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Автокефалия УПЦ и отмена анафемы Филарета

В Стамбуле на заседании Синода под председательством Вселенского патриарха Варфоломея I «было решено подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к процедуре предоставления автокефалии Украинской церкви», говорится в официальном заявлении.

Синод постановил «восстановить с этого момента ставропигию Вселенского патриархата в Киеве», а также «принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей».

Одновременно решено лишить юридической силы синодальное решение 1686 года о праве московского патриарха назначать киевского митрополита.

Священный синод также предостерегли от захвата и присвоения церквей, монастырей и других объектов.

Этому заявлению предшествовало двухдневное обсуждение «украинского вопроса». Участники Синода заслушали доклад экзархов Вселенского патриарха в Киеве, которые были назначены в сентябре для подготовки создания в Украине поместной церкви.
Решение о предоставлении Украинской церкви Томоса об автокефалии пока не было принято.

Заявление Вселенского патриархата: полный текст

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей.

Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

Следующие шаги

После нынешних решений Константинополя в Киеве должен состояться собор с участием архиереев УПЦ Киевского патриархата, Украинской автокефалььной православной церкви и той части клириков УПЦ МП, которая поддержала просьбу о томосе.

Задача собора — объединить церкви в одну и избрать ее первоиерарха. Только после этого патриарх Варфоломей вручит вновь избранному предстоятелю украинской поместной церкви томос об автокефалии.

Для этого в Украине могут продолжить работу экзархи Вселенского патриархата, которые и организуют этот собор.

Сейчас наиболее вероятным претендентом на пост будущего главы поместной церкви называют нынешнего предстоятеля УПЦ КП Филарета.
РПЦ в 1997 году подвергла его анафеме. Филарет в те годы возглавил часть иерархов УПЦ, отделившихся от РПЦ и приступивших к созданию независимой украинской церкви. Остальные православные церкви мира ее не признавали.

Киев обещает не захватывать храмы

Президент Украины Петр Порошенко назвал предоставление Украине Томоса и автокефалии вопросом независимости государства и его национальной безопасности.

Он добавил, что решение Синода о предоставлении Украине автокефалии означает «падение Третьего Рима как древнейшей концептуальной заявки Москвы на мировое господство».

«Автокефалия — это часть нашей государственнической проевропейской и проукраинской стратегии, которую мы последовательно воплощаем в жизнь в течение последних четрыхе лет и, подчеркиваю, будем продолжать и в дальнейшем», — заявил Порошенко.

Президент отметил, что государство будет уважать выбор тех, кто решит остаться в той церковной структуре, которая будет сохранять единство с Русской православной церковью.

«Но также гарантирую, что государство защитит права тех священников и мирян УПЦ МП, которые добровольно решат выйти из-под Москвы для того, чтобы вместе с другими православными создать Единую украинскую православную поместную церковь», — подчеркнул Порошенко.

Президент также сказал, что если кто и будет призывать силой захватить храм или монастырь, то это «московская агентура».

Реакция Москвы

Русская православная церковь назвала решение Вселенского патриархата «легализацией раскола».

«Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков.

По словам Волкова, РПЦ «будет вынуждена разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом» после его решения снять анафему с Филарета.

В УПЦ МП также считают решение Константинополя о снятии анафемы с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарха Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви патриарха Макария «абсолютно неправовым».

«Это решение абсолютно неканоническое, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», — заявил пресс-секретарь УПЦ МП Климент.

Еще после назначения экзархов Вселенского патриарха в Украину РПЦ частично прекратила церковное общение с Константинополем.

Москва считает, что Константинополь посягает на их каноническую территорию и настаивают, что Вселенский патриарх не имеет права предоставлять автокефалию Украинской церкви.

Автокефалия

  • Конспект по истории Поместных Православных Церквей прот. Василий Заев
  • Церковное право: Церковь и территория. Автокефальные и автономные Церкви прот. В. Цыпин
  • Таблица: Автокефальные церкви

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость Поместной церкви, право избирать своих епископов.

Православная церковь существует в виде самостоятельных Поместных церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурно-историческим бытием различных народов.

Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) русскими архиереями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учреждение в России патриаршества (1589г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

Все автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей:

  1. Константинопольская,
  2. Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),
  3. Антиохийская (Сирия и Ливан),
  4. Иерусалимская,
  5. Русская,
  6. Грузинская,
  7. Сербская,
  8. Румынская,
  9. Болгарская,
  10. Кипрская,
  11. Элладская (Греческая),
  12. Албанская,
  13. Польская,
  14. Чехословацкая,
  15. Американская.

Поместные церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Во главе управления Автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

***

Автономная церковь (от греч. — «самозаконие») — статус поместной церкви, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, в данном случае называется кириархальной церковью. Она утверждает устав автономии и предоставляет ей миро (см. ниже). Глава кириархальной церкви назначает главу автономной церкви. Имя последнего поминается во всех храмах после имени предстоятеля кириархальной церкви. Глава автономной церкви подсуден судебным инстанциям кириархальной церкви.

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  • свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  • самостоятельное освещение миры;
  • введение новых песнопений;
  • самостоятельное ведение суда;
  • созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность

Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.

В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:

  • Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
  • Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
  • На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
  • Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
  • Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
  • Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
  • На седьмом месте — Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
  • Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
  • На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
  • Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
  • На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
  • На двенадцатом — Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
  • Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
  • На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
  • Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.

Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.

Самоназванные автокефалии — это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:

1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно — православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Видео — что такое церковные каноны, томос, автокефалия и прочее

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал «Провозглашает». Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей «сопровозглашает», но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать «Провозглашает». Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

Поделись с ближним

Слово автокефальный

Слово автокефальный английскими буквами(транслитом) — avtokefalnyi

  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква ф встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ф
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква ь встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ь
  • Буква а встречается 2 раза. Слова с 2 буквами а
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о

Значения слова автокефальный. Что такое автокефальный?

Автокефальный

АВТОКЕФАЛЬНЫЙ — самостоятельный, самоуправляющий, независимый. Употребляется в применении к церквам для обозначения независимости от других высших церковных властей.

Словарь исторических терминов. — 1998

АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ

АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ — (греч. «сам» и «голова») – христианские церкви, к-рые исходят из единых оснований вероучения, культовой практики, придерживаются общих принципов церковной организации, но являются самоуправляемыми и независимыми.

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Автокефалия

Автокефалия (автокефальная церковь) — в православии административно — самостоятельная церковь. А. русской православной церкви была достигнута в 1448 году, после провозглашения ее самостоятельности по отношению к Византийскому вселенскому патриарху.

Краткий словарь историко-правовых терминов

АВТОКЕФАЛИЯ — церковная . Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии…

Православная энциклопедия

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа…

ru.wikipedia.org

Автокефальная церковь

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других православных поместных церквей.

ru.wikipedia.org

АВТОКЕФА́ЛЬНЫЕ ЦЕ́РКВИ (греч. αυτοζ — сам и κεφαλοζ — голова) — независимые, самоуправляющиеся, юрисдикционно и административно независимые правосл. церк. единицы, организованные по нац. и терр. принципам, имеющие собств. предстоятеля…

Гуманитарный словарь. — 2002

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от авто… и kephale — голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990-х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом…

Современная энциклопедия. — 2000

Белорусская автокефальная православная церковь

Белорусская автокефальная православная церковь — название нескольких неканонических религиозных организаций, объявивших себя автокефальной (то есть независимой) белорусской церковью.

ru.wikipedia.org

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. auto сам и kephale — голова) — 15 самостоят. самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию.

Атеистический словарь. — М, 1986

Русский язык

Автокефа́льный.

Орфографический словарь. — 2004

Украинская автокефальная православная церковь

Украинская автокефальная православная церковь (сокращённо УАПЦ, укр. Українська автокефальна православна церква) — канонически непризнанная православная церковь Украины и украинской диаспоры Северной Америки и Западной Европы.

ru.wikipedia.org

Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновлённая) (укр. Українська автокефальна православна церква (оновлена); кратко УАПЦ(o); обычно именует себя Харьковско-Полтавская епархия Украинской Автокефальной Православной Церкви, укр.

ru.wikipedia.org

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — образована в 1919 указом Украинской директории на территории Украинского экзархата (1918) Московской патриархии.

Энциклопедия «История отечества». — 1997

Украинская автокефальная православная церковь каноническая

Украинская Автокефальная Православная Церковь Каноническая (укр. Українська автокефальна православна церква канонічна; сокращённо УАПЦ-К) — одна из организаций неканонического православия…

«По главным вопросам предоставления автокефалии достигнут консенсус»

Фото: РИА Новости / Григорий Костин

Православный мир оказался в центре внимания политиков и СМИ в связи с инициативой президента Украины Петра Порошенко о создании «единой поместной церкви». Cинод Константинопольского патриархата заявил о намерении обсудить адресованное ему обращение Порошенко со всеми Поместными Православными Церквами. Существует ли сегодня общепринятая процедура предоставления церковной независимости — автокефалии — и что говорят об этом механизме церковные каноны, подробно разъяснил РИА Новости эксперт Русской Православной Церкви в этой области, замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

— Отец Николай, почему вопрос о предоставлении независимости той или иной Церкви не имеет раз и навсегда определенного четкого ответа — нет соответствующих основополагающих предписаний?

— Действительно, условия и процедура предоставления автокефалии явным образом не прописаны в постановлениях Вселенских Соборов (их решения являются основополагающими и имеют первостепенное значение для всех Церквей. — Прим. ред.).

Поэтому, когда на Родосе в 1961 году началась подготовка к Всеправославному Собору, данная тема по общему согласию была внесена в каталог вопросов для обсуждения. К практическому ее рассмотрению Поместные Православные Церкви приступили на заседании Межправославной подготовительной комиссии (МПК) в Шамбези, близ Женевы, в 1993 году.

К этому времени восемь Поместных Православных Церквей представили свои доклады по теме «Автокефалия и способы ее предоставления». В разнообразии мнений можно было выделить две концептуально разные позиции.

Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский патриархаты и Элладская Православная Церковь подчеркивали приоритет компетенции Вселенских Соборов и Поместных соборов Константинопольского патриархата в предоставлении автокефалии.

Московский, Румынский и Болгарский патриархаты, а также Польская Православная Церковь исходили из самостоятельного права каждой автокефальной Церкви даровать автокефалию своей канонической части.

Однако в ходе обсуждения удалось договориться о главном: нет автокефалии без волеизъявления церкви-матери, то есть той Поместной Православной Церкви, к которой в настоящее время принадлежит ее часть, желающая получить автокефалию. И нет автокефалии без всеправославного согласия, которое «выражается единогласием Соборов автокефальных Церквей». При достигнутом полном единодушии Церквей в отношении этих принципов оставалось договориться о процедуре, деталях процесса.

— О каких деталях в первую очередь идет речь?

— Ввиду важности вопроса, который ныне в связи с известными событиями получил особенную остроту, приведу обширную цитату из скрепленного подписями представителей всех общепризнанных автокефальных церквей итогового документа МПК 1993 года:

«3. Было отмечено полное совпадение взглядов относительно необходимых канонических условий провозглашения автокефалии какой-либо Поместной Церкви, т. е. относительно согласия и действий Церкви-Матери, обеспечения всеправославного консенсуса и роли Вселенской Патриархии, а также других автокефальных Православных Церквей при провозглашении автокефалии. Согласно этому:

а) Церковь-Матерь, получая просьбу от подчиненного ей церковного региона, оценивает существующие экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии. В случае, если Поместный Собор в качестве высшего церковного органа даст свое согласие, он вносит соответствующее предложение Вселенской Патриархии для поиска всеправославного консенсуса, информируя остальные поместные автокефальные Церкви.

б) Вселенская Патриархия, согласно всеправославным установкам, патриаршим посланием доводит до всеобщего сведения все, связанное с конкретной просьбой, и добивается всеправославного консенсуса. Всеправославный консенсус выражается единогласием Соборов автокефальных Церквей.

в) Выражая согласие Церкви-Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей Церкви изданием Патриаршего Томоса. Томос подписывается Вселенским Патриархом и (желательно) Предстоятелями всех автокефальных Церквей, но в обязательном порядке предстоятелем Церкви-Матери.

4. Поместная Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т. д.).
Примечание. Содержание пункта 3.в будет и в дальнейшем рассматриваться следующей Межправославной комиссией, которая должна найти по нему единую позицию Поместных Православных Церквей, завершив тем самым свою работу по данному вопросу».

Таким образом, при полном согласии в основополагающих принципах предстояло договориться о том, как именно провозглашается автокефалия, предоставляемая по общему согласию всех Поместных Церквей: кто и как подписывает соответствующий документ.

После этого, однако, процесс совместной работы приостановился.

— Что помешало полностью согласовать процедуру и окончательно решить этот вопрос?

— После 1993 года Константинопольская Церковь, председательствующая в МПК, не созывала ее заседаний шесть лет, а когда такая попытка была предпринята в 1999 году — помешал разразившийся тремя годами ранее эстонский церковный кризис. Константинопольский патриархат потребовал участия в заседаниях наравне с общепризнанными Поместными Церквами так называемой Эстонской апостольской православной церкви, учрежденной на канонической территории Русской Православной Церкви в качестве Константинопольской автономии. А Русская Православная Церковь не могла с этим согласиться.

— Но впоследствии переговоры Церквей по этой проблеме возобновились. Чего удалось достичь?

— Прошло еще девять лет, прежде чем в 2008 году Константинопольский патриархат отказался от прежних требований. Процесс подготовки Всеправославного Собора возобновился.

На заседании МПК в Шамбези в 2009 году (я был среди участников этого заседания, как и всех последующих встреч, посвященных подготовке Собора, вплоть до мая 2016 года) удалось сделать еще шаг к достижению полного согласия: была выработана формулировка единственного остававшегося пункта, который шестнадцатью годами ранее не довели до окончательного вида. Теперь он формулируется так:

«3.в) Выражая согласие Церкви-Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей об этом Церкви посредством издания Томоса об автокефалии. Этот Томос подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом».

Здесь еще более усилен акцент на всеправославном согласии как условии автокефалии.

Вместе с тем оставались не сформулированными до конца «вопросы о содержании Томоса (указа. — Прим. ред.) об автокефалии и способе его подписания предстоятелями», которые были переданы следующей МПК для «изыскания единой позиции Церквей».

— Почему же способ подписания Томоса об автокефалии не определен до сих пор?

— Вопрос о способе подписания Томоса обсуждался на МПК в 2011 году, но полного консенсуса Поместных Православных Церквей по нему достигнуто не было. А ведь консенсус всех общепризнанных автокефальных Церквей был основополагающим принципом всех предшествующих мероприятий по подготовке Всеправославного Собора.

Все Церкви были согласны, что подписывать Томос должны все предстоятели. Все были согласны, что подпись Вселенского (Константинопольского) Патриарха при этом будет занимать первое место. Но делегация Константинопольского патриархата настаивала, что подпись Вселенского Патриарха, кроме того, должна быть еще и специальным образом выделена. В частности, предлагалось снабдить ее словом «апофенете» (по-гречески — «решает»), а подписи предстоятелей остальных Поместных Православных Церквей — словом «синапофенете» («совместно решает»). Делегация Русской Православной Церкви выражала мнение, что Томос должен утверждаться одинаковыми подписями предстоятелей всех Поместных Православных Церквей, причем Константинопольскому Патриарху, разумеется, отводилось бы место первого среди равных.

Из-за непреодоленных разногласий по такому, в общем, второстепенному вопросу тема автокефалии не была вынесена на рассмотрение Всеправославного Собора. Согласно решению, принятому на Собрании предстоятелей, которое состоялось в Стамбуле в 2014 году, данный вопрос должен был дополнительно обсуждаться в рамках вновь учрежденной Специальной межправославной комиссии, чтобы, в случае достижения консенсуса, быть рассмотренным на Соборе. Однако в действительности комиссия даже не приступала к изучению этого вопроса, несмотря на призывы ряда Церквей. Так, в 2015 году предстоятели Грузинской, Сербской и Болгарской Православных Церквей в переписке с Патриархом Константинопольским Варфоломеем выступали за вынесение темы автокефалии на Собор.

На новом Собрании предстоятелей, которое прошло в Шамбези в январе 2016 года, Русская Православная Церковь настойчиво предлагала довести до конца то немногое, что оставалось согласовать в вопросе о предоставлении автокефалии, чтобы принять окончательное решение на Соборе. Но Константинопольский патриархат опасался, что это может привести к задержке созыва Собора.

Тем не менее Патриарх Константинопольский Варфоломей заверил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что ни на самом Соборе, ни после него Константинопольским патриархатом не будут предприниматься действия, связанные с легализацией раскола или предоставлением автокефалии на Украине. При этом условии Русская Церковь согласилась на проведение Собора без рассмотрения темы автокефалии, о чем Патриарх Кирилл официально уведомил всех предстоятелей на заседании Синаксиса (собрания. — Прим. ред.) 24 января 2016 года.

— Но Собор на Крите так и не стал Всеправославным. Это окончательно отложило решение вопроса об автокефалии? Или есть надежда?

— К сожалению, при дальнейшей подготовке Собора по причинам, не зависящим от Русской Православной Церкви, не было уделено достаточного внимания неоднократно заявленному несогласию Антиохийской Церкви участвовать в нем без предварительного решения спорного вопроса о церковной юрисдикции в Катаре (Антиохийская и Иерусалимская Церкви оспаривают право на приходы в Катаре. — Прим. ред.), а также тем возражениям, которые были выдвинуты со стороны Грузинской и Болгарской Церквей. Все это привело к тому, что Собор хотя и состоялся, но не стал Всеправославным.

Но это уже другая история. Она не отменяет того факта, что по главным вопросам предоставления автокефалии — о роли Церкви-матери как инициатора процесса, о непременном консенсусе всех Поместных Церквей, выражаемом единогласием их Соборов, — общеправославное согласие, или, словами документа, «полное совпадение взглядов», было достигнуто еще четверть века назад.