Чехов тест

Тест по биографии и творчеству А.П.Чехова (с ответами)

Феодосийская специализированная школа I-III ступеней №2

с углубленным изучением английского языка

им. Д.И. Ульянова

Феодосийского городского совета

Всеукраинский конкурс

«Учитель года 2012»

Материалы участника городского тура конкурса

учителя русского языка и литературы

БЕСЦЕННОЙ Анжелы Владимировны

г. Феодосия

2013

Мое учительское кредо:

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В.А. Сухомлинский

Описание педагогического опыта

Самообразование.

Методическая тема: «Формирование положительной учебной мотивации на уроках литературы».

Цель: Рассмотрение и практическое использование современных форм урочной и внеурочной работы, направленных на формирование мотивации учащихся к процессу обучения на уроках русского языка и литературы. Главная цель учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Задачи: Формирование положительной мотивации к учебно-познаватель-ной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла; формирование толерантности в учебном взаимодействии; развитие коммуни-кативной компетенции у обучающихся; создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Результат и вид работы

Срок выполнения

Изучение идейно-политического уровня:

— изучение и применение последних достижений в использовании нестандартных форм обучения на уроках русского языка и литературы

Изучение методической литературы

В течение года

Формирование мотивации на различных этапах урока

Доклад

Ноябрь

Научно-практическая работа:

— проведение открытого урока

В рамках методической недели

Текущая методическая работа:

— разработка электронных презентаций;

— разработка электронных текстов

Электронные презентации

Электронные тексты

В течение года

В конце полугодия

Анализ самостоятельной методической работы

Отчет

Май

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги. Воспитатель

должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало,

и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он

не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.
Антон Макаренко (1888 — 1939, советский педагог и писатель)

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Виды мотивации:

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• «Положительная» в двух формах:

1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими)

2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации;

  • осознание смысла предстоящей деятельности;

  • осознанный выбор мотива;

  • целеполагание;

  • стремление к цели (осуществление учебных действий);

  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);

  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.
Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.
б) Мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко вы ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле дует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
г) Мотивация избегания неудачи.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
К окончанию началь ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не успеха приобретает значительную силу. Тре вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

д) Компенсаторная мотивация .
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко ле, усилия учи теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», по высить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноцен ности и неуверенности в себе играют положительную роль, помо гая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

  • методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним некоторые требования к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

  • Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса , как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей — близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом — они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

— определите собственные цели занятия (его этапа);

— подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

— определите важность, значимость изучаемого материала;

— проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

— сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

— определите способ решения своей учебной задачи;

— ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

— определите свои затруднения во время занятия;

— представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Результаты:

Основными результатами своей работы считаю:

  1. Стабильное качество успеваемости в классах со средней и высокой мотивацией к обучению вообще и к изучению русского языка и литературы в частности;

  2. Создание возможности для слабоуспевающих детей наравне с другими получать хорошие и даже отличные оценки, не занижая их способностей а также активное их участие во внеурочных мероприятиях;

Вывод: Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Формирование положительной учебной мотивации на уроках литературы».

Меня зовут Бесценная Анжела Владимировна, я работаю учителем русского языка и литературы в Феодосийской специализированной школе I-III ступеней №2 с углубленным изучением английского языка им. Д.И.Ульянова. Преподаю в 5-х,6-х,9-х,10-х классах. Имею 1 квалификационную категорию и стаж работы в школе 17 лет. Моя тема по самообразованию – «Формирование положительной учебной мотивации на уроках литературы»

Мое педагогическое кредо- «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Мой подход к обучению – это мотивация,совместная деятельность учителя и ребенка, вовлечение последнего в работу посредством новых развивающих технологий.

Снижение положительной мотивации школьников – проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Система повышения учебной мотивации может быть представлена на уроках в виде схемы:

Разнообразные формы и методы работы на уроке

Дифференцированный подход

Мотивация

Индивидуальный подход

Благоприятный психологический климат

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.

Целью моего использования интернет-ресурсов является повышение качества обучения литературе, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

II. Развивающие:

1. Развивать у учащихся творческое мышление.

2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Средства обучения.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

a) Работа с учебником.

b) Использование аппарата учебника.

c) Иллюстрации учебного пособия.

d) Географические карты.

e) Учебные картины.

f) Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.

g) Тексты художественных произведений.

h) Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Задачей использования кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету.

Театрализация — методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации творческих способностей учащихся, которые способствуют формированию мировоззрения, эстетическому развитию.

я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.

Целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

— создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;

— формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья

— знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

На своих уроках я использую разные формы оздоровительных мероприятий:

-Общеукрепляющие упражнения.

-Ритмические.

-Танцевальные.

-Гимнастика для глаз

-Двигательно-речевые.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность на уроках русского языка и литературы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Мной были проведены такие внеклассные мероприятия: «На балу у Йогеля»,спектакль о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, литературно- музыкальная композиция «Любовью дорожить умейте»

Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым мы готовимся не один месяц. Ребята рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения,учатся танцевать танцы другой эпохи. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые мною в эпиграф моего отчёта — “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность»

Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес — наша задача.

Р а з р а б о т к и у р о к о в

Список использованной литературы

9. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников, № 9 2007.

С каким театром тесно сотрудничал Антон Павлович Чехов?

Всем известно что МХАТ — и Книпер-Чехова,которая почти всю свою жизнь прослужила в нём У театра единственной современной пьесой. Это сейчас, почти через 100 лет, «Чайка» стала образцом классической драматургии. А тогда пьеса рассказывала о самых живых и актуальных проб томах, ее действующие лица были современниками актеров. Вл. И. Немирович-Данченко взял на себя большую ответственность, уговаривая Чехова отдать «Чайку» новому театру. Еще не забылся провал «Чайки» на сцене Александрийского театра в Петербурге, очень тяжело воспринятый драматургом. Лишь после долгих уговоров А. П. Чехов согласился на новую постановку своей пьесы в Московском Художественном театре. Нет необходимости рассказывать, как тщательно готовил Станиславский режиссерскую партитуру, как волновались артисты, понимающие, что от исхода спектакля зависела судьба театра, какой громадный успех имела постановка. Об этом очень эмоционально, с массой интересных подробностей рассказано в известных мемуарах великого режиссера.

В исследовательской литературе считается установленным, что «спектакль Художественного театра поднимал очень существенную для Чехова тему, заключенную в его «Чайке». Театр услышал призыв писателя к людям оглянуться на свою жизнь и увидеть, «как плохо и скучно они живут», как невыносимо существование, лишенное «общей идеи», цели, смысла. Театр, как того и хотел Чехов, властно пробуждал в людях неудовлетворенность застойным существованием. В этом проявлялся общественный темперамент спектакля, который нес тревогу и смятение в зрительный зал».а вообще перейдите на ссылку которую я даю здесь.Вы всё узнаете из достоверных источников.А ещё(В заключение остается заметить, что Чехов востребован везде, где есть люди, не только о хлебе насущном думающие. Просматривая Kritikenrundschau (критический обзор), который постоянно выставляется в немецком Интернете, я обратила внимание еще и на отклики читателей под статьями о Чеховских постановках — отклики умные, серьезные, хорошо аргументированные, что дает право с полной уверенностью утверждать: в Германии такие люди, определенно, есть. Чехов здесь нужен.)

Тест по творчеству А.П.Чехова тест по литературе (10 класс) по теме

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЧЕХОВА

1 вариант

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом:

а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»

в) «Осколки» г) «Будильник»

3.Что объединяет между собой рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»?

  1. истинное лицо пошлости
  2. то, что они напечатаны рядом, — случайность
  3. они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно становятся то рассказчиками, то действующими лиами
  4. в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл, все написаны в 1898г.

4. Среди черт «новой драмы» Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов

а) атмосфера всеобщего неблагополучия

б) атмосфера всеобщего одиночества

в) атмосфера психологической глухоты

г) полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба»

5. Одно из главных действующих лиц – время. Найдите категорию летоисчисления Фирса

а) Мы посадим новый дом б) до несчастья (1861)

в) 22 августа г) Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь

6. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру

а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма

7. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишневый сад»

а) ярославская тетушка б) Симеонов-Пищик

в) Даша, дочь Симеонова-Пищика г) любовник Раневской

8. Речь героев отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин б) Петр Трофимов в) Гаев г) Симеонов-Пищик

9.Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишневый сад»?

10.»Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…». Кому из героев пьесы «Вишневый сад» не спится от таких мыслей?

11.Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?

А) Раневской

Б) Лопахину

В) Епиходову

12.Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?

А) Лопахину

Б) Гаеву

в) Фирсу

13.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?

А) Гаева

Б) Трофимова

В) Яши

14.Все герои пьесы «Вишневый сад» — классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

15.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева

А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни, не стали буржуа

Б) неспособность понять, что их время ушло

В) излишняя доверчивость

Г) мягкость, интеллигентность

16.Все герои пьесы «Вишневый сад» — классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

17. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

  1. конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)
  2. нет никакой интриги, борьбы
  3. борьба вокруг продажи имения
  4. столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)
  5. внутрисемейный конфликт

18. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева?

А) Гаев – муж Раневской

Б) Гаев – ее брат

В) Гаев – ее сосед, они друзья юности

19.В чем особенность диалога в пьесе «Вишневый сад»?

А) построен как классический диалог – реплика является ответом на предыдущую

Б) неупорядоченный разговор – персонажи не слышат друг друга

В) они построены как классические диалоги – реплики является ответом на предыдущую

20. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?

А) Лопахину

Б) Гаеву

В) Фирсу

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЧЕХОВА

2 вариант

1. Город, в котором родился А.П. Чехов

а) Таганрог б) Симбирск в) Петербург г) Москва

2. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П. Чехову?

а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов

3.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это

А) любовь к «маленькому человеку»

Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности

В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни

4. Первая пьеса А.П. Чехова

а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»

5. Первая постановка пьесы «Вишневый сад» была осуществлена Художественным театром в:

а) 1901 г. б) 1904 г. в) 1899 г. г) 1900 г.

6. В пьесе два сюжета: внутренний и внешний. Кульминацией внешнего сюжета является:

а) уход Анны с Трофимом б) продажа сада с аукциона

7. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Один герой в тексте живет в настоящем. Кто?

а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин

8. В чем особенность диалогов в пьесе «Вишневый сад»?

а) они построены как диалоги – монологи

б) они построены как классические диалоги – реплики является ответом на предыдущую

в) они построены как неупорядоченный разговор (персонажи не слышат друг друга)

9. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия?

а) «бурный поток» б) «подводное течение»

в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»

10. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

11. Кто стал новым хозяином вишневого сада?

12.Какое прозвище было у Епиходова?

13. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?

А) Раневская

Б) Гаев

С) Шарлотта Ивановна

14. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?

А) Трофимов о Лопахине

В) Лопахин о Трофимове

С) Фирс о Гаеве

15.Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?

А) лакея Яшу

Б) Гаева

в) Трофимова

16. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад»

А) прощание с юностью, молодостью

Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений

В) разорение и упадок дворянских гнезд

Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения, нежизнеспособность дворянства

Д) призыв к борьбе с прошлым

17.Пьеса «Вишневый сад” насыщена символами: вишневый сад, город… Дополните ряд

А) брошка в виде пчелки

Б) звук лопнувшей струны

В) леденцы

С) бильярд

Г) звук топора

18.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»?

А) уезжает с Раневской за границу

Б) принят чиновником в банк

в) остается жить в имении

Г) уезжает жить к ярославской бабушке

19. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»?

А) Лопахину

Б) Гаеву

С) Трофимову

20. Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»?

А) Лопахина

Б) Гаева

С) Трофимова

Тест по литературе по рассказам А.П.Чехова.

Составитель:

учитель литературы

МБОУ»Ликино-Дулевская сош№5″

Демидович Е.В.,

Тест по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Смерть чиновника»

1.В каком городе родился А.П.Чехов?

а) в Таганроге; б) в Тамбове; в) Туле.

2.На каком факультете университете он учился?

а) юридический; б) философский; в) медицинский.

3. Укажите жанр произведений Чехова «Хамелеон», «Лошадиная
фамилия», «Шуточка».
а) очерк
б) повесть
в) рассказ
г) роман

4. Каким термином обозначается построение художественного
произведения, взаимосвязь и расположение его частей?
а) сюжет
б) композиция
в) фабула
г) завязка

5.Какова была «лошадиная фамилия»?
а) Подковкин
б) Очумелов
в) Овсов
г) Вожжов

6. В рассказах Чехова герои часто оживлённо беседуют. Как
называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
а) эпилог
б) пролог
г) диалог
7. Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов; б) Овсов; в) Денис Григорьев.

8. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем; б) пожалел золотых дел мастера; в) узнал, чья собака.

9. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова; б) Хрюкина; в) Елдырина; г) повара; д) толпу зевак.

10.Смысл названия рассказа «Хамелеон» связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

11. За какую часть тела укусила собака мастера Хрюкина в рассказе
«Хамелеон»?
а) ухо б) нога в) нос г) палец
12. Как называется художественная подробность, которая
используется для характеристики героя (например, Очумелов «в
новой шинели и с узелком в руке»)?
а) бытописание б) деталь в) символ г) эпитет
13. В произведении А. Чехова «Смерть чиновника» высмеивается
а) любовь к театрам
б) чинопочитание в) глупость г) чванство
14. В произведении А. Чехова «Смерть чиновника» герой
а) обругал директора и заболел
б) наступил на ногу майору и уехал навсегда из города
в) чихнул на лысину генералу и умер от расстройства
г) толкнул государя императора и застрелился
15.Тема рассказа «Толстый и тонкий»:

А) встреча одноклассников

Б) неравноправие людей

В) приспособленчество

16.Встречу с одноклассником восторженно воспринимает :

А) толстый

Б) тонкий

В) тонкий и его семья

17..Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:

А) трубок

Б) пепельниц

В) портсигаров

18.Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:

А) бесчинство

Б) чинопочитание

В) чинуша

19.Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он еще в детстве:

А) устраивал истерики

Б) обманывал одноклассников и педагогов

В) ябедничал

20 . Назовите профессию главного героя рассказа Чехова «Тоска» Ионы Потапова:

а) рабочий; б) извозчик; в) ювелир.

21. Какое горе, о котором пытается рассказать Иона Потапов, случилось в его семье:

а) умерла жена; б) сгорел дом; в) умер сын.

22. Кто в конце рассказа «Тоска» выслушивает историю Ионы Потапова:

а) военный; б) молодые люди; в) дворник; г) лошадь.

Ответы:

Ключ для проверки теста (ответы):

1.а)

2.в)

3.в)

4.б)

5.в)

6.г)

7.а)

8.в)

9.а)

10.б)

11.г)

12.б)

13.б)

14.в)

15.а)

Тестовые задания по творчеству А.П.Чехова 10 класс

Тест по творчеству А.П.Чехова 10кл

Вариант 1

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова: 1б

а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841

2. Кем был А. П. Чехов по профессии? 1б
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

3. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова: 1б

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки» г) «Осколки»

4. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов

не принадлежит А.П.Чехову? 1б

а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов

5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»? 1б
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного,

подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя? 1б
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? 1б

1) всеобщий страх 2) всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

8. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем 1б
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

9. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» 1б

А) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

Б) нет никакой интриги, борьбы В) борьба вокруг продажи имения

Г) столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)

Д) внутрисемейный конфликт

10.Все герои пьесы «Вишневый сад» — люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

11. Кто из персонажей комедии «Вишневый сад» «проел(а) состояние на леденцах». 1б

а) Раневская; б) Симеонов-Пищик; в) Гаев; г) Фирс.

12.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот

цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали.

Вперед! Не отставайте, друзья!»? 1б

А) Гаева Б) Трофимова В) Яши

13. Темой пьесы «Вишневый сад» является: 1б

а) Судьба Раневской и Гаева; б) Судьба России и ее будущее;

в) Судьба сада; г) Вторжение, приход капитализма в лице Лопахина.

14.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

А) уезжает с Раневской за границу Б) принят чиновником в банк

в) остается жить в имении Г) уезжает жить к ярославской бабушке

15. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Кто в тексте живет в настоящем? 1б

а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

Вариант 2

1. В каком городе родился А.П.Чехов: 1б

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

2. Как называлась книга о жизни каторжан на Сахалине? 1б

а) «Рассказ неизвестного человека» б) «Остров Сахалин»

в) «В ссылке» г) «Убийство»

3. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? 1б

а) Червяков; б) Беликов; в) Старцев; г) Очумелов.

4. Героем какого произведения Чехова был врач? 1б

а) «Ионыч»; б «Крыжовник»; в) «Человек в футляре»; г) «Хамелеон».

5.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это 1б

А) любовь к «маленькому человеку»

Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности

В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни

6. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую 1б

осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

7. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев

превращается в Ионыча – «языческое божество»? 1б

А) «среда заела» Б) в этом его собственная вина

В) неостановимый ход времени Г) Екатерина Ивановна

8. Кто «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

9. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру 1б

а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма

10 .Кому принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша

нескладная, несчастливая жизнь»? 1б

А) Раневской Б) Лопахину В) Епиходову

11. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия? 1б

а) «бурный поток» б) «подводное течение»

в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»

12. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад» 2б

А) прощание с юностью, молодостью

Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений

В) разорение и упадок дворянских гнезд

Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения,

нежизнеспособность дворянства

Д) призыв к борьбе с прошлым

13. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б

а) Выходит замуж; б) Остается экономкой в своем имении;

в) Уезжает за границу; г) Умирает.

14. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) Епиходов; б) Доктор Старцев; в)Лопахин; г) Шарлотта.

15. Кому из пьесы «Вишневый сад» принадлежат слова: «Человечество идет вперед,

совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким,

понятным, только вот надо работать…» 1б

а) Лопахину; б) Петру Трофимову в) Епиходову; г) Симеонову-Пищику.

Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б

Тест по творчеству А.П.Чехова

Вариант 3

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов 1б

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом: 1б

а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»

в) «Осколки» г) «Будильник»

3. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье: 1б

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

4. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и

Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал

в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Кто этот герой? 1б
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

  1. Кто из героев А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и

6. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин? 1б

а) «Крыжовник»; б) «Палата № 6»; в) «Ионыч»; г) «Смерть чиновника»

7. Проблема деградации и нравственной смерти человека стала основной темой рассказа: 1б

а) «Человек в футляре»; б) «Смерть чиновника»; в) «Ионыч»; г) «Крыжовник».

8. Чем объединены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»? 1б

А) истинное лицо пошлости Б) то, что они напечатаны рядом, — случайность

В) они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно

становятся то рассказчиками, то действующими лицами

Г) в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл,

все написаны в 1898г.

9. Первая пьеса А.П. Чехова 1б

а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»

10. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева? 1б

А) Гаев – муж Раневской Б) Гаев – ее брат В) Гаев – ее сосед, они друзья юности

11.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева 1б

А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни

Б) неспособность понять, что их время ушло В) излишняя доверчивость

Г) мягкость, интеллигентность

12. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»? 1б

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

13 Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля,

глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…».

А) Лопахину Б) Гаеву С) Трофимову

14. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»? 1б

А) Раневская Б) Гаев С) Шарлотта Ивановна

15.Все герои пьесы «Вишневый сад» — люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не

делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу.В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.