Часовня, что это?

«Монах и бес». Эксклюзивные поговорки, афоризмы из фильма, обреченные стать крылатыми.


Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя «Монах и бес». Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..
Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову, который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего «либретто» с представителями российского духовенства — они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивна, поскольку они были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше — можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа…
Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.
. Не та каденция. (Не тот случай).
. Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).
. Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.
. Ждали,да все жданики съели…
.Когда нечего сказать не стыдно и промолчать
. Был уродец, а станет новгородец!
. Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.
. Бог строит церковь, а черт пристраивает часовню.
. Мыло не мило,коли лицо загнило…
. Дед бабу любил и ее же доил.
. С работою дружим, а без работы не тужим…
. Мил гость, что душа, избывают его, как ежа…
. Мыло черно,да моет бело.
. Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.
. Вода студит,а человек блудит.
. Лес как интерес,нет леса нет интереса.
. Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.
. Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.
. Верста — не киста, на живот не давит.
. По небу лететь, не человеком вертеть…
. Помереть и родить — нельзя погодить.
. Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.( Отмазка от вопроса кто ты и откуда).
. Хоть не воровал, а тюрьму узнал…
. Мудрость- состояние ума такое, специфическое…
. Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре ( В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).
. Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.
. Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».
. — А что они Христом торгуют? — А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме ).

. Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).
. Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. ( По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)
. Подвижник без беса – это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом – это уже юродивый!
. Пойдешь в глубину трансфизических магм. ( Угодишь в ад ).
. Не пью только на небеси, а у нас на Руси — кому только не поднеси.
. Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.( Про водочку небось…) )
. Чарка вина не убавит ума.
. Молитва ждёт, горячее — нет.
.Куманда — ерунда. Но служение — вне разумения. — КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. ♦ Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л — (из академического словаря.)
. Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. ( Угодливо расступились перед важным лицом).
. Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!
. За нее ( Богородицу) и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.
. Сныть, да крапива, да немного пива! ( Про диету во время поста).
. Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? ( Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию , либо представителей другой культуры,не понимающим твою….).
. Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)
. Верую, ибо абсурдно. ( Приписывается Тертуллиану).
. Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.
. Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.
. Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! ( Извольте объяснить свой выпад).
. Удалите с глаз,не удаляя. ( Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).
. Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета… ( Буквально для рыбаков).
. Благочестие – это предрассудок. Руссо читал?
. Честь не есть… Сытым не будешь.
. Ноэль вполне заурядная. ( В этом нет ничего особенного).
. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.
. У тебя что, гангрена гипоталамуса?
. Без праци не бенде колораци… ( Без правды нет и царствования).
. Больше кузнечика и меньше воловья носка. ( Праведник о размере своих грехов).
. И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.
. Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!
. Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.
. Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.
Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму….) :
* * * * *
Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как?..
Легион. В каком смысле?
Иван Семенович. Ну… к-как человек?..
Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.
Иван Семенович. А ведь ты его не л-любишь, Легион.
Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.
Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?
Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.
Иван Семенович. Как у г-государя?
Легион. Государю вашему до него далеко.
Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?
Легион. У вас в миру еще хуже.
* * * * *
Легион.Значит так, Ванек, будешь славить сейчас Мамону, царя Ирода, Симон волхва и Лукрецию Боржиа.
Иван Семенович.Лукрецию не буду…
Легион. А кого будешь?
Иван Семенович.Богородицу.
Легион. Богородицу не надо, Ваня! За нее и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.
******
Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?
Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?
* * * * *
Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?
Легион. В р-рай.
Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?
Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный
* * * * *
Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.
Настоятель. Чего?
Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?
Настоятель. Нет. Бог миловал.
Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
Настоятель. Порок тяжкий.
Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?
Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.
Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…
Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)
* * * * *
Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди?..
Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.
Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?
Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.
* * * * *
Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?
Александр Христофорович. Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?
Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.
Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))
* * * * *
Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?
Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.
Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?
Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…

Рогатина, сулица и совня. Особые разновидности русского копья


Русские ратники прошлых веков могли использовать разное оружие. Однако на протяжении столетий основным вооружением пехоты являлось копье. Такое оружие постоянно эволюционировало за счет изменения тех или иных особенностей конструкции, что позволяло ему более полно соответствовать актуальным требованиям. Эволюция копья привела к появлению нескольких особых его вариантов, представляющих особый интерес.

Наконечники копий XI-XIII вв. Фото Swordmaster.org

Вопросы классификации

Известно, что в Средние века и позже развитие оружия на Руси представляло собой постоянный и непрерывный процесс. Регулярно появлялись новые конструкции вооружений, в т.ч. древковых, которые затем получали распространение и давали воинам преимущества перед врагами.
По очевидным причинам, большая часть копий и другого оружия сгинула без следа, но сохранившиеся образцы помогают археологам и историкам восстанавливать общую картину и ее отдельные элементы. История копья на Руси постоянно дополняется новыми деталями, но общие пути его развития давно определены и хорошо изучены. Также существует классификация наконечников копий, применявшихся в разные периоды.
К примеру, в труде А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие» известные наконечники копий разделены на семь типов с несколькими подтипами. К одному типу относят оружие со схожей конструкцией и очертаниями, а подтипы зависят, главным образом, от размеров изделия. Также применено разделение по периодам, что позволило уложить в классификацию находки от IX до XIII веков.

Разные варианты рогатины. Иллюстрация из книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»
Отдельные типы наконечников заметно отличаются от прочих представителей классификации, из-за чего могут представлять большой интерес. Кроме того, в истории русского копья имеются некоторые спорные моменты, которые тоже следует рассмотреть.

Курс на утяжеление

Пожалуй, самой известной разновидностью копья на Руси является рогатина. Первые упоминания в источниках и археологические находки такого рода относятся к середине XII в. В дальнейшем рогатина получила широкое распространение в пехоте и в коннице, а также стала охотничьим оружием. В последней роли она продолжала использоваться едва ли не до начала прошлого века.
По своей сути, рогатина являлась увеличенным, усиленным и утяжеленным копьем. Она изготавливалась на основе прочного древка большей толщины длиной, сопоставимой с ростом человека. Перо такого копья чаще всего имело лавролистную форму; длина наконечника могла достигать 500-600 мм. Также предъявлялись особые требования к прочности втулки. Готовое изделие было заметно крупнее других копий, а также в несколько раз тяжелее.
За счет усиленной конструкции рогатина могла наносить более мощные колющие и рубящие удары. Такое оружие отличалось большей пробивной силой, благодаря чему могло использоваться как против пехоты, так и в борьбе с конницей. Русская рать начала использовать рогатины практически сразу после их появления – в XII в. Доля такого оружия в общей численности копий постоянно изменялась, но всегда была достаточно большой. Последние упоминания о применении рогатин в армии относятся к XVII в. Дальнейшее развитие перспективных вооружений сократило роль копий.

Хрестоматийный лубок, изображающий охотничье применение рогатины. Wikimedia Commons
Особые характеристики позволили применять рогатину и на охоте. Подобная «карьера» усиленного копья продолжалась гораздо дольше. Рогатины применялись при охоте на крупного и опасного зверя – наиболее известно использование такого оружия против медведей. Некоторые охотничьи рогатины отличались наличием характерной перекладины вблизи пера. Эта деталь служила своеобразным стопором и позволяла охотнику удерживать пораженную добычу на безопасном расстоянии.

Между копьем и стрелой

В прошлом большое распространение имели метательные дротики. На Руси подобное оружие носило название сулица. Это было метательное копье малых размеров и ограниченной массы. Фактически оно было крупнее стрелы для лука, но меньше нормального копья. Первые образцы такого рода относят к IX в. Сулицы использовались всеми славянскими племенами, а затем поступили на вооружении ратей и дружин. Развитие такого оружия в целом повторяло эволюцию копий, хотя и с некоторыми отличиями.
Внешне и по конструкции сулица была похожа на копье, но была меньше и легче. Длина древка обычно не превышала 1,5 м, а наконечник не был длиннее 200 мм. Для упрощения конструкции и экономии наконечник могли оснастить не втулкой, а черешком, вбиваемым в древко.
Известны как небольшие и легкие, так и более крупные и тяжелые образцы. Разница в массе приводила к некоторым отличиям в боевых качествах. Как и копья, сулицы получали наконечники с перьями разных форм. В основном применялись удлиненные типы, способные показывать наилучшее пробивное действие при метании.

Современная реконструкция наконечника сулицы. Фото Dic.academic.ru
Основным способом использования сулицы являлось метание в противника. В зависимости от массы и скорости, такое оружие могло пробить легкую защиту врага или, как минимум, застрять в ней. Пехотинец мог нести несколько сулиц и какое-либо иное оружие, что расширяло его боевые возможности. Применение сулицы в роли копья не исключалось, но его эффективность ограничивалась объективными факторами.
Период относительно активного применения метательного древкового оружия пришелся на X-XIII вв. В дальнейшем изменение тактики боя и появление новых видов вооружений привело к сокращению использования сулиц. Позже они вышли из употребления.

Загадочная совня

В 1841 г. стартовал выпуск многотомного труда А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». В этой работе были собраны все известные данные об оружии русских армий, но имелись и некоторые новые сведения. Один из упомянутых образцов древкового оружия вызвал споры.
В первой части книги в числе вооружений пехоты и конницы упоминалась совня. Это оружие определялось как подобие рогатины с наконечником в виде большого ножа односторонней заточки. В книге также имелись два рисунка – один изображал собственно железко совни, а на втором присутствовал всадник с таким оружием.

Первое известное изображение копья типа «совня» (внизу). Иллюстрация из книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»

В дальнейшем было установлено, что термин «совня» ранее не применялся в отношении какого-либо реального оружия. Нечто похожее имелось только в одном из списков I Новгородской летописи, но и в этом случае не было полной уверенности. Дело в том, что этот фрагмент документа записан неразборчиво, а в других списках в этом контексте фигурирует иное оружие.
За прошедшие полтора века история русского древкового оружия была серьезно дополнена и всесторонне изучена. Несмотря на это, какие-либо следы совни, описанной А.В. Висковатовым, до сих пор не обнаружены. Впрочем, название «совня» или «совь» вошло в оборот и достаточно активно используется до сих пор.
В разных отечественных музеях хранятся отличающиеся археологические находки, названные совнями. При этом по сей день неясно, какое именно реальное оружие имел в виду автор «Исторического описания». Большой популярностью пользуется версия о допущенной ошибкой. Однако пока не все вопросы в контексте совни имеют ответы, и споры продолжаются.

Специализированные и живучие

Развитие копий на Руси продолжалось в течение нескольких веков и приводило к весьма интересным результатам. В разные периоды на основе «обычного» копья появлялись различные специализированные образцы с теми или иными особенностями. Тем не менее, одним из основных вооружений пехоты и конницы по-прежнему оставалось копье в его исходном виде – с тем или иным типом наконечника.

Всадники с древковым оружием. У бойца слева — совня. Иллюстрация из книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»
Причины этого вполне понятны. Копья основных типов, несмотря на развитие и изменение конструкции, были простым, удобным и универсальным оружием для пехотинца или всадника. Другие образцы, такие как рогатина или сулица, предназначались для решения специфических задач и потому должны были только дополнять основное оружие. Впрочем, такая роль не оказывала негативного влияния на их распространение. Все известные разновидности копий активно использовались и дорабатывались.
Со временем древковое оружие потеряло свою ценность для армий. Однако некоторые его разновидности все еще были интересны охотникам. Из всех специализированных разновидностей копья дольше всего в эксплуатации оставалась рогатина, особенности которой были полезными не только на поле боя. Но и она в итоге не смогла конкурировать с более новым и совершенным оружием, использующим иные принципы.

Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.

Главная задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим — это очевидно. Хотя, сколько их должно быть — на это никаких правил нет — всё решают возможности.

В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).

Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!

Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!

Сколько часовен в Москве?

В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.

Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.

Самые известные московские часовни — это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и — часовня в честь Иверской Божией Матери — у ворот, ведущих на Красную площадь.

Часовня-памятник героям Плевны, метро Китай-Город, Москва

Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади

А вот, что было на этом месте в Советское время.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, г. Озёры

Храм святителя и чудотворца Николая в Комарёво

В Озерском крае зазвонили колокола нового храма в честь святителя и чудотворца Николая в селе Комарево. 24 апреля 2010 года его Великое освящение совершил архиепископ Можайский Григорий. В этот день необычайно красиво пел церковный хор, божественная литургия прошла незаметно, как будто на одном дыхании, торжественный крестный ход завораживал белыми облачениями священников, а лица взрослых и детей были озарены нескончаемой радостью…

История храма-часовни

Первое упоминание о Комареве встречается в 1389 году в завещании святого великого благоверного князя Димитрия Донского. В селении была деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1864 году местные священнослужители отец Михаил Сперанский, диакон Иван Аретинский, пономарь Пахомий Никольский, а также церковный староста и прихожане обращаются к высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением благословить их на построение в Комареве новой каменной церкви. Сооружение церкви святителя Николая и ее отделку приняли на свое иждивение и полную ответственность крестьяне деревни Болотово (которая, как и Тарбушево, входила в приход Комаревской церкви) Илларион, Георгий и Алексей Митрофановичи Волковы.

Строительство храма окончилось в 1868 году. В ближайшем колодце постоянно освящали воду, и он получил название «Святой колодец».

В 1941 году началась война, а в 1942 году церковь взорвали под предлогом добычи кирпича для постройки школы. Кирпичные стены, намертво скрепленные известью, разобрать не удалось.

В 2001 году по благословению Управляющего Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия рядом с местом разрушенного храма построена деревянная храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца. 22 июня 2002 года на храм был водружен купол, начато строительство алтарной части. В 2010 году Никольский храм благоустроен в самые короткие сроки.

Слово архиепископа

В день Великого освящения к прихожанам обратился архиепископ Можайский Григорий. Он отметил, что подмосковный храм, построенный на святом источнике, будет привлекать много богомольцев:

— Мы собрались здесь сегодня, чтобы помолиться о близких, о нуждающихся в сердечной молитве. Новый храм сблизил православный народ. Если раньше людям приходилось далеко добираться до церкви, у них не было возможности молиться, то сейчас, наоборот, храмы приближаются к верующим. Наше Подмосковье – тому пример: Дома Божьи не только реставрируются, но и строятся новые. На сегодняшний день в Московской области построено более трехсот новых храмов. Все мы вносим свой вклад в созидательный процесс: кто-то непосредственно участвует трудом рук своих, кто-то помогает материально, а кто-то усердно молится, что также достойно похвалы. Давайте поблагодарим всех участников созидания и, прежде всего, Господа Бога, за то время, в которое мы живем, за то, что мы не являемся разрушителями, а, наоборот, строим и благоукрашаем церковные святыни.

Как отметил архиепископ, Никольский храм небольшой, но очень красивый и уютный. Это – заслуга отца Павла, во всем чувствуется его любовь и пастырская забота. Владыка Григорий поблагодарил благочинного церквей Озерского округа священника Геннадия:

— Если душа и сердце, вложенные в строительство церквей, возрождают храмы в небольшом благочинии на Озерской земле, значит, что эта любовь и забота возрождают все Подмосковье.

Архиепископ Можайский поздравил озерчан с двойной радостью — пасхальной, дающей надежду на вечную жизнь, с великим событием освящения нового храма и передал прихожанам горячее приветствие и сердечное благопожелание от владыки митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Награды за труды во имя Церкви

Знаки церковного внимания были принесены тем, кто особенно потрудился в святом деле созидания церкви в честь святителя Николая с. Комарево. Медалью Московской епархии «За усердное служение первой степени» награжден настоятель Никольского храма протоиерей Павел Бырлэдяну; медалью Московской Епархии «За жертвенные труды первой степени» — депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ Кира Александровна Лукьянова; медалью Московской Епархии «За жертвенные труды 3 степени» — благотворитель Никольского храма Вячеслав Владимирович Гуреев; благодарственной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – директор ООО «Тепло – Озеры» Алексей Михайлович Кодинцев; благодарственной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – сотрудник фирмы «Двери-Лэнд» — Роман Александрович Баязитов; благословенной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – казначей Никольского храма Нина Витальевна Давыдова.

Благочинный церквей Озерского округа иерей Геннадий Бырлэдяну обратился к присутствующим:

— Все, что мы делаем – во славу Божью. Святой храм собирает вместе и священников, и молящихся. Это говорит о том, что вера и любовь всех объединяет. А труды во имя Святой Церкви – это путь ко спасению.

Отец Геннадий сердечно поблагодарил тех, кто принял активное участие в благоустроительстве нового храма.

Значение события

Краевед С.М. Рогов знает не понаслышке, как поражают своей красотой и глубиной иконы, разобранные местными жителями в 1937 году, когда церковь была закрыта. Сергей Михайлович родился и вырос в селе Комарево. Он знает историю Никольской церкви от отца и деда и для него открытие вновь возрожденного храма – не пустое событие, а великая радость:

— С этой церковью связана жизнь наших предков: здесь их крестили, венчали, отпевали… Мы, окрестные жители очень рады, что в нашем селе вновь зазвонили колокола.

Марина Войтюк

Храм-часовня Всех Святых

Судьба этой скромной кладбищенской церкви, что находилась когда-то на западной окраине села Озёры, была похожа на судьбы многих храмов, осквернённых и стёртых с лица земли воинствующими безбожниками. Читать полностью…

Фоторепортаж об освящении нового храма во имя Всех Святых

23 октября 2011 года наконец-то состоялось долгожданное событие – Великое освящение новой церкви, построенной в честь Всех Святых на озёрском кладбище. Читать полностью…

Больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский домовый больничный храм действовал с 2010 года и представлял собой специально оборудованную комнату в помещении хирургического отделения Озёрской ЦРБ. Читать полностью…

Храм Димитрия Солунского в д. Паткино, приписной к Успенскому храму с. Белые Колодези

1 июля 2008 года архиепископ Можайский Григорий прибыл в Озерское благочиние, для того чтобы совершить чин великого освящения воинского храма в честь великомученика Димитрия Солунского, и посетить православный военно-патриотический лагерь «Защитник» Видновского благочиния, который так же проходил в этой воинской части.

Впервые священнослужители Озерского благочиния начали принимать участие в жизни воинской части в 1999 году, когда после встречи священника Михаила Егорова с командиром части полковником В.В. Терещенко, военнослужащих стал окормлять настоятель Успенской церкви села Белые Колодези священник Дмитрий Князев. Священник стал желанным гостем не только на всех праздничных мероприятиях, но и в повседневной жизни части. Раз в неделю жители поселка, свободные от заданий военнослужащие собирались на молитву в местном клубе. Но желание иметь свой храм было велико и сам командир части неоднократно прикладывал усилия, ходатайствуя о разрешении строительства.

Наконец на входе в воинскую часть был воздвигнут небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского, который стал украшением всего военного городка.

На освящении воинского храма присуствовали: священник Геннадий Бырлэдяну, глава Озерского района А.Ю. Почукаев, командир воинской части, сотрудники администрации района, жители Озёрского района.

Чин великого освящения и Божественную литургию Владыка Григорий совершил в сослужении благочинного церквей Озерского округа священника Геннадия Бырлэдяну, благочинного церквей Видновского округа протоиерея Михаила Егорова, а также духовенства Озерского благочиния.

После окончания богослужения архиепископ Григорий передал всем собравшимся архипастырское благословение митрополита Ювеналия и поблагодарил всех, чьими трудами был воздвигнут этот уютный храм. Особо были отмечены труды командира части полковника В.В. Терещенко, который был награжден Святейшим Патриархом орденом благоверного князя Димитрия Донского III степени, настоятеля освященного храма священника Димитрия Князева (орден преподобного Сергия Радонежского III степени), а также майора Н.А. Курта (медаль благоверного князя Даниила Московского).

Из храма Владыка Григорий в сопровождении личного состава части и гостей проследовал на площадь военного городка, где после поднятия флага России обратился со словами благословения и приветствия к личному составу части. В благословение и на память о празднике все присутствовавшие получили из рук архипастыря образ великомученика Димитрия Солунского. После осмотра казарм и выставки стрелкового оружия Владыка отправился в расположение православного лагеря «Защитник». Этот лагерь был устроен Видновским благочинием при поддержке администрации Ленинского района и проходил с 16 июня по 1 июля на территории воинской части. Ребята в количестве 60 человек жили в палатках на берегу озера, готовили пищу на костре. В течение трех недель участники лагеря постигали основы Православия, изучали историю России, знакомились с различными видами вооружения, обучались методам выживания в экстремальных условиях. Руководил лагерем клирик Георгиевской церкви города Видное диакон Николай Берсеньев. Дети показали гостю свой лагерь и познакомили с его жизнью. На память о лагере каждый получил из рук Владыки икону великомученика Георгия.

Настоятель храма-часовни Димитрия Солунского — протоиерей Димитрий Князев.

Троицкий храм в СНТ «Дворики», приписной к Преображенскому храму с. Бояркино

Храм Святой Троицы приписан к Преображенскому храму
с. Бояркино Озерского района. Настоятель — священник Алексий Иванов.

Строительство деревянной церкви началось в 2008 году. Первое богослужение совершено в июне 2011 года.

История Преображенского храма неразрывно связана с селом Бояркино и уходит своими корнями во времена царя и великого князя московского Иоанна IV Васильевича Грозного, при котором в 1577-1578 гг. проводилась очередная хозяйственная перепись Московского царства, и в Писцовой книге Коломенского уезда, в описи Большого Микулинского стана появилась следующая запись: «… с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп…». В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии, управляемой еп. Давидом. Несомненно, сёла в древности не возникали вдруг – на пустом месте – а значит и история Бояркино и Преображенского храма древнее времени их первого упоминания в официальных документах, но насколько древнее – определить представляется затруднительным. Поэтому будем вести счет нашей истории с даты первого упоминания, дошедшего до нас, – с 1578 г. от Рождества Христова, или, по счёту того времени, с 7086 г. от Сотворения мира. Как выглядел этот храм, какого он был размера – судить по скупому упоминанию Писцовой книги, увы, невозможно. Шли годы, и село ещё не раз попадало в Писцовые книги, но о состоянии храма в них, к сожалению, ничего не упоминалось. И лишь спустя, почти, полтора века под 1715 г. (Коломенская и Каширская епархия управлялась тогда архиеп. Антонием (Одиновичем)) Переписная книга Коломенского уезда сообщает о деревянной церкви Преображения Господня (год её постройки /перестройки/ не известен, но маловероятно, что это была церковь, упоминавшаяся в 1578 г.) и её тогдашнем настоятеле «попе Андрее Игнатьеве». Прошло ещё полвека, и этот храм по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия (Крайского), наложенному 4 апреля 1762 г. на прошение премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова, был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине не готовности в них иконостасов оставались неосвященными. По-видимому, исправление и перестройка 1762 г. носили характер косметический и не смогли решить проблем ветшающего деревянного храма. И спустя десять лет, при следующем епископе Коломенском и Каширском – Феодосии (Михайловском), в 1771 г. на месте старой деревянной церкви – была построена новая, так же деревянная, но на каменном цоколе и крытая железом, церковь с тремя престолами – Преображения Господня, Пророка Илии и великомученика Георгия.2 Эта новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина – 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота «до верха карниза» – 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой «до верха карниза» 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы – одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный – высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров); и два боковых (придельных) иконостаса высотой 1 1 /2 сажени (3,2004метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров). Каждый из трёх престолов (престольных праздников) был закреплён за жителями конкретных деревень: Преображения Господня – с. Бояркино, д. Холмы; Великомученика Георгия – д. Б. Уварово, д. Кудрявцево; Пророка Илии – д. Паткино, д. Сенцово. Постепенно и эта деревянная церковь ветшала, кровля требовала обновления железного покрытия и покраски. Особые опасения вызывала деревянная колокольня, которая к началу 20-х годов XIX столетия настолько пришла в ветхость, что стало опасным содержать на ней колокола, т.к. возникла угроза к их падению, разрушению и другим непредвиденным последствиям. И в 1824 г. ряд жителей с. Бояркино, в частности, помещица титулярная советница Барыкова Вера Михайловна и церковный староста Евсей Назарин, а также жительница сельца Большое Уварово действительная тайная советница Куракина Екатерина Дмитриевна, крестьяне того же сельца Куприянов и Цепеляева, жители д. Сенцово Сергеева, Михайлова, помещик д. Паткино Дмитрий Александрович (фамилия не указана) обратились с «Всепокорнейшим прошением»: в Святейший Правительствующий Синод, в Комиссию Духовных училищ, к Высокопреосвященному Филарету (Дроздову) Московскому и Коломенскому, архиепископу Московской епархии. В «Прошении» они излагали возникшие проблемы деревянной церкви с. Бояркино и испрашивали позволения перекрыть и покрасить всю церковь, и построить новую колокольню. Их «Прошение» было изучено губернским секретарем Казанским и, вскоре, в Московской духовной консистории был составлен Указ за №625 (подписан 18 февраля 1825 г. трёхсвятительским протоиереем Петровым и Губернским секретарём (подпись неразборчива)) от имени Его Императорского Величества Николая I, который был послан в Коломенское духовное правление, в святейший Правительственный синод, комиссию духовных училищ, а так же Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Московскому и Коломенскому, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Архимандриту и разных орденов Кавалеру. Копия указа была направлена в с. Бояркино на имя помещицы Барыковой В.М.3 В этом Указе говорилось: 1. Церковь в с. Бояркино перекрыть и покрасить. 2. Колокольню разобрать, т.к. её перестройка законом не позволена, а колокола подвесить на столбах рядом с церковью. 3. Прихожанам составить новое Прошение в Московскую духовную консисторию о необходимости строительства каменной церкви в с. Бояркино. Согласно Указу деревянная церковь была перекрыта и покрашена, а колокола подвешены на столбах возле церкви. Видимо означенная реконструкция была столь впечатляющей, что в 1828 г. местные жители обратились к епархиальным властям с прошением об освящении двух приделов. Каков был дан ход этому прошению неизвестно. Однако спустя десять лет (в 1838 г.) вопрос об устроении приделов поднимался вновь. Под 1836 г. сообщается о постройке деревянной колокольни. Что это была за колокольня, увы, не ясно, ибо прежде речь шла об устроении примитивной звонницы «на столбах». Сомнительно чтобы колокола провисели на аварийной колокольне 11 лет, прежде чем был исполнен Указ от 18 февраля 1825 г. Можно предположить, что бояркинцы всё-таки реконструировали или перестроили заново аварийную колокольню над храмом. Либо же как-то облагородили наземную звонницу. К концу 70-х годов XIX столетия деревянная церковь в с. Бояркино вновь сильно обветшала. В 1880 году местные жители, живущие в Москве, просили у митрополита Московского Макария (Булгакова) разрешения построить в деревне Холмы бояркинского прихода каменную часовню, а митрополит предложил им вместо того построить каменный храм в самом селе. Поэтому, согласно 3-му пункту Указа от 18 февраля 1825 г. в Правительственный синод, к Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту от имени жителей деревень Бояркинской волости было составлено новое прошение о дозволении строительства каменного храма в с. Бояркино Коломенского уезда. Его составил в ноябре 1881 г. строитель из д. Холмы Сидоров Василий Сидорович. К Прошению прилагался план будущего храма, который имел так же три придела. Главный – во имя Преображения Господня и два других – во имя Великомученика Георгия и Пророка Илии. Прошение было подписано 5 декабря 1881 г.: 1. Сидоровым Семеном Сидоровичем (д. Холмы) 2. Комиссаровым Иваном Васильевичем (д. Холмы) 3. Гороховым Филиппом Ивановичем (д. Холмы) 4. Крюковым Тимофеем Никифоровичем (д. Холмы) 5. Веревкиным Михаилом Петровичем – петербуржским купцом (д. Холмы) 6. Комиссаровым Василием Алексеевичем (д. Холмы) 7. Сумароковым Илларионом Алексеевичем (д. Б. Уварово) 8. Столбовым Матвеем Евстафьевичем (д. Б. Уварово)4 9. Артамоновым Анисимом Борисовичем (с. Бояркино) 10. Ильиным Егором Осяновичем – церковным старостой (с. Бояркино) 11. Сидоровым Василием Сидоровичем – главным строителем (д. Холмы). В строительном отделении Московского Губернского правления был обнаружен ряд недочётов в предложенном плане строительства храма в с. Бояркино (не было расчётов по устойчивости и прочности сводов куполов всех приделов храма, и другие недостатки). План необходимо было доработать и исправить. В январе 1882 г. продолжилась переписка прихожан Бояркинской церкви с Московской Духовной Консисторией и строительным отделением Московского Губернского правления. Главный строитель В. С. Сидоров указывал, что прихожане — жители д. Холмы, сельца Б. Уварово и с. Бояркино ручаются в оказании любой помощи в процессе строительства нового каменного храма, и что прежняя деревянная церковь будет сохранена, и в ней будет продолжаться богослужение. Строительство храма предполагалось на средства, собранные прихожанами в качестве пожертвований. В частности указывалось, что госпожа Данилова Прасковья Сергеевна (с. Бояркино) жертвует одну десятину земли для производства кирпича и ещё полдесятины — для складирования материалов, необходимых для строительства храма, и три десятины леса для обжига кирпича с условием, что по окончании строительства земля будет ей возвращена в собственность. Отмечалось, что церковь в то время имела в наличии 1 744 руб. 80 коп. Переписка о необходимости возведения каменного храма в с. Бояркино продолжалась в течение всей зимы и весны 1882 г. Подключились к ней и служители Бояркинской церкви: священник Петр Невский, дьякон Григорий Рождественский, псаломщики Иван Смирнов и Егор Некрасов, жители с. Бояркино Иван Быстров, Сергей Поляков, Евдоким Савостьянов, сельский староста Антон Фомич Ребров, а также жители д. Паткино, д. Сенцово, Б. Уварово, с. Васильевское, д. Холмы, в т.ч. сельский староста д. Холмы, волостной старшина Степан Агапович Лебедев, инженер-строитель Семен Сидорович Сидоров и др. Наконец, 15 апреля 1882 года из строительного отделения Московского губернского правления в Московскую Духовную Консисторию был направлен доработанный проект на постройку в с. Бояркино Коломенского уезда, в память мученической кончины Государя императора Александра II, нового каменного храма вместо существующего деревянного. 21 апреля 1882 г коломенский коллежский секретарь Березкин направил Докладной реестр с проектом строительства нового храма в с. Бояркино его строителям Семену и Василию Сидоровым, в котором говорилось, что будущий каменный храм будет иметь три придела: главный (холодный) – Преображения Господня и ещё два теплых: левый – во имя Великомученика Георгия и правый – во имя Пророка Божьего5 Илии. В реестре также отмечалось, что строительство храма будет осуществляться на церковную и жертвенную суммы. 29 апреля 1882г. Семен Сидорович Сидоров получил на одном листе проект строительства храма. Указ о строительстве нового храма в с. Бояркино был направлен также протоирею с. Васильевское Михаилу Спасскому. Получив проект и разрешение на строительство нового храма, прихожане Бояркинской волости на приходском собрании постановили: — Новый храм будут строить крестьяне д. Холмы и сельца Б. Уварово под руководством инженеров-строителей Василия и Семена Сидоровых. — Прежний деревянный храм из уважения к его древности после завершения строительства нового будет неприкосновенен, хотя он и не имеет большого исторического значения. — Новый храм после постройки должен быть освящён. Строительство нового храма продолжалось около четырёх лет. 23 августа 1886 г. производились выписки из дела с указанием завершения строительства каменного церковного храма в с. Бояркино. Храм был построен тщанием прихожан: крестьян деревни Холмы Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Иллариона Алексеевича Сумарокова. Храм получился, поистине, грандиозный – страховая опись отзывалась о нем так: «строение очень прочное… оштукатурен внутри и снаружи, снаружи окрашен клеевой краской, а внутри – масляной и расписан внутри живописью и орнаментом; крыт железом, выкрашенным медянкою. Длина храма, считая колокольню 20 сажень (42,672 метра), наибольшая ширина 10 сажень 2 1 /4 аршина (22,9362 метра), высота до верха карниза 10 сажень (21,336 метра). На церкви имеется 5 глав: одна большая, посредине, и четыре малых; больших окон 16 штук и малых, в средней главе, 8 штук; дверей наружных створчатых 7 штук, из них три железных с просветом и 4 штуки деревянных (вязанных), из них две наполовину со стеклами, а одна обита войлоком с клеенкой; внутренних дверей – двустворчатых 3 штуки, – одностворчатых 2 штуки. Храм отапливается духовыми печами… Колокольня в пять ярусов, – общей высотой до верха карниза 20 сажень (42,672 метра)». Внутреннее убранство храма также поражает воображение: «иконостас, вызолоченный сплошь на полимент с резьбой длиной (три иконостаса вряд) 9 сажень 2 аршина 4 вершка (20, 8026 метра); высотой: главный – 5 сажень (10,668 метра), а придельные по 73/4 аршин (5,5118 метра)». Шестнадцать резных золоченых киотов украшали алтарь, клиросы и сам храм. Согласно страховой оценке 1910 г. храм был оценен в 40 тыс. рублей.6 В этом же году, 8 ноября, нововозведенный храм с приделами пророка Илии и вмч. Георгия Победоносца, по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева), был освящён викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым). Однако же, со строительством нового пятиглавого каменного храма, не был забыт и прежний деревянный храм – прослуживший селу сто с лишним лет. В 1895 году, при митрополите Московском Сергии (Ляпидевском), старая деревянная церковь была возобновлена церковным старостой сельца Большого Уварова Илларионом Алексеевичем Сумароковым при участии жены действительного статского советника Зинаиды Ивановны Даниловой. Но недолго судил Бог прослужить этим храмам… Все они без следа погибли в огне безбожной ненависти, захватившей власть на просторах Руси в XX веке. В 1937 г., после ареста последнего настоятеля (прот. Димитрия Русинова), храмы в с. Бояркино были закрыты, а после и вовсе прекратили своё существование (были разрушены). Почти на столетие умолкла церковная молитва. Лишь немногие сельчане сохранили верность Богу. Но «не стоит село без праведника», и их тихие потаённые воздыхания охранили село от участи многих, отступивших от Бога, русских сел и деревень – село не вымерло, не исчезло в истории. А со временем пробились на свет и ростки Веры – поруганной, но не уничтоженной. 17 декабря 1996 г. жители с. Бояркино на сельском сходе постановили ходатайствовать об открытии в их селе прихода Русской Православной Церкви. Делу был дан ход, и спустя три года, в 1999 г. в селе была открыта небольшая кирпичная церковь, на базе восстановленного прихожанами из руин одного из бывших корпусов Бояркинской сельской больницы. Она действует и по настоящее время.

Храм преподобного Серафима Саровского в д. Бабурино, приписной к Сергиевскому храму с. Горы

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Метрополита Крутицкого и Коломенского в 2010 году благочинным церквей Озёрского района священником Евгением Кочетковым был совершён чин освящения закладного камня в основание Храма во имя прп. Серафима Саровского в д. Бабурино Озёрского района. В настоящее время продолжается строительство. В храме идут богослужения.

Строительство храма

Настоятель храма — священник Сергий Смольянинов.

Часовни: зачем их строят?

Часовни и их виды

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен — приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище — часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен — погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, — утверждает Андрей Анисимов. — Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Иверская часовня на Красной площади

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади — часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, — объясняет Никита Гайдуков. — Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны — и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть — Престол, левая — жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери — завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть — католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших — храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила — небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах — дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня — современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни — памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа — в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня — это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку — все, уже место освящено. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».