Борман 17 мгновений весны

Семнадцать мгновений весны

Умер 12 марта 2018 года.

Советский и российский актер театра и кино, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

БИОГРАФИЯ

Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников. В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс В.О. Топоркова).

ТЕАТР

В 1957 О.Н. Ефремов создал «Студию молодых актеров», преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Олег Табаков был одним из основателей нового театра, и его первой ролью там стал студент Миша в легендарном спектакле Ефремова «Вечно живые». После этого были работы в постановках: «В поисках радости», «Пять вечеров», «Голый король», «Четвертый», «По московскому времени», «В день свадьбы» и других. Роли, сыгранные актером в 50-е и 60-е годы на сцене «Современника», стали знаковыми для всего искусства времен оттепели.

Актер служил в «Современнике» до 1983 года. С 1970 по 1976 год Табаков был директором театра.

С 1983 года Табаков – актер МХАТа. После разделения театра в 1987 году остался в МХТ им. Чехова. В 2001 году был назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова. Благодаря ему театр снова обрел статус одного из ведущих театров страны с актуальным репертуаром и модными режиссерами. К слову, именно Табаков в 2002 году пригласил молодого Кирилла Серебренникова поставить пьесу братьев Пресняковых «Терроризм», открыл московской публике питерского режиссера Юрия Бутусова и стал работать с Константином Богомоловым.

Роли на сцене МХАТа и МХТ им. Чехова

В 1987 году был основан московский театр-студия под руководством Олега Табакова, расположившийся на месте бывшего угольного склада на улице Чаплыгина. В труппу театра вошли актеры с курса Табакова, набранные в 1982 году: Марина Зудина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Сергей Шкаликов, Александр Мохов, Евдокия Германова и другие.

Роли на сцене московского театра-студии п/р О. Табакова

  • Меер Вольф – «Матросская тишина»
  • Петр Адуев – «Обыкновенная история»
  • Херб Таккер – «Я хочу сниматься в кино»
  • Талейран – «Ужин»
  • Иван Коломийцев – «Последние»
  • Анчугин – «Анекдоты»
  • Леоне Саваст – «Сублимация любви»
  • Иван Жуков – «Комната смеха»
  • Эндрю Лэд III – «Любовные письма»
  • Лука – «На дне»
  • Серебряков Александр Владимирович – «Дядя Ваня»
  • Плюшкин – «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Граф Альмавива – «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • доктор Дорн – «Чайка»
  • Степан Алексеевич Судаков – «Год, когда я не родился»
  • доктор Дорн – «Чайка» (новая редакция)

КИНО

Всенародную известность Олегу Табакову принесли роли в картинах: «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Достояние республики», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Ах, водевиль, водевиль…», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Москва слезам не верит», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие. Всего фильмография актера насчитывает более 200 работ в кино. Олег Павлович работал с Сергеем Бондарчуком, Григорием Чухраем, Кирой Муратовой, Александром Миттой, Никитой Михалковым и другими мэтрами отечественного кино.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Олег Табаков был женат дважды. Первой женой артиста была актриса Людмила Крылова. В этом браке родились сын Антон (1960) и дочь Александра (1966).

В 1995 году Табаков женился во второй раз, его избранницей стала молодая актриса Марина Зудина. В семье двое детей: сын Павел (1995) и дочь Мария (2006).

По материалам сайтов: mxat.ru, ok-magazine.ru, rg.ru, gq.ru, sobesednik.ru, starhit.ru, vokrug.tv, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ:

  • Государственная премия СССР за исполнение роли Александра Федоровича Адуева в спектакле «Обыкновенная история» (1967)
  • Орден «Знак Почета» (1967)
  • Премия Московского комсомола (1967)
  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист РСФСР (1977)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1982)
  • Народный артист СССР (1988)
  • Орден Дружбы народов (1993)
  • Премия «Золотой овен» (1995)
  • Премия «Золотая маска» (1996)
  • Премия мэрии Москвы области литературы и искусства (1997)
  • Государственная премия РФ (1997)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1998)
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
  • Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг. («Лучший дуэт» — спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»)
  • Звание почетного гражданина Саратова (2003)
  • Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»
  • Премия «Чайка» в номинации «Сердце ангела» за продюсерские успехи
  • Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность (2005)
  • Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004-2005 гг.) в номинации «Человек года»
  • Премия «Чайка» в номинации «Патриарх»
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За доблестное служение искусству»
  • Премия имени Г. А. Товстоногова (в рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», сезон 2006-2007 гг.) — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
  • Звание почетного доктора Чешской академии изящных искусств (2007)
  • Премия газеты «Московский комсомолец» (почетная номинация «Добрый талисман нашей газеты», 2008)
  • Звание почетного члена Российской академии художеств (2008)
  • Премия газеты «Московский комсомолец» (2009)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность (2010)
  • Памятная медаль «150-летие Чехова» за большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия А. П. Чехова (2010)
  • Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в развитие театра» (Международный театральный форум «Золотой витязь», 2010 и 2011 г.)
  • Премия Европейской культуры «Треббия» за выдающийся вклад в развитие искусства (2011)
  • Международная премия «Персона года» (Гран-при)- за наиболее яркое проявление себя в деле служения общественным политическим и государственным интересам России (2011)
  • Звание почетного гражданина Саратовской области (2011)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2011)
  • Премия «Кумир» в номинации «Высокое служение искусству» (2011)
  • Премия «Звездный мост» за выдающийся вклад в развитие аудиовизуальных искусств для детей и юношества (2011)
  • Офицер ордена Почетного Легиона (Франция) (2013)
  • Премия Олега Янковского «Творческое открытие» (фестиваль «Черешневый лес») — за открытие Московской театральной школы (2013)
  • Межгосударственная премия «Звезды Содружества» (2014; награда учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ)
  • Зрительская премия «Звезда Театрала» в номинации «Любимый театр / Лучший директор» (2014)
  • Памятная медаль за значительный вклад в развитие российско-швейцарских отношений (к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, 2014)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2015)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и статус полного кавалера ордена — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность (2015)
  • Театральная премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Мэтры. Лучшая мужская роль» за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2015)
  • Премия Олега Янковского «Творческое открытие» (фестиваль «Черешневый лес») — за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2016)
  • Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР

ФИЛЬМОГРАФИЯ: ОЗВУЧИВАНИЕ

  • Трое из Простоквашино (1978)
  • Каникулы в Простоквашино (1980)
  • Зима в Простоквашино (1984)

Время и место действия – Германия, канун Победы в Великой Отечественной Войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же – штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.

Семнадцать мгновений весны

1973 г., режиссер:

Татьяна Лиознова, сценарий:

Юлиан Семенов, композитор:

Микаэл Таривердиев, слова песен:

Роберт Рождественский. Киностудия им. М. Горького (СССР). Жанр: политический детектив. 12 серий. Авторский текст читает

Ефим Копелян.

Операторы: Пётр Катаев; Анатолий Буравчиков

Художник: Мариам Быховская

Художник-постановщик: Борис Дуленков

Звукорежиссёр: Леонард Бухов

Фильм снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Действие фильма разворачивается на протяжении семнадцати дней весны 1945-го года.

Иосиф Сталин поручает Штирлицу ответственное задание: сорвать сепаратные переговоры немцев с Западом. Начиная с лета 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер через своих доверенных лиц начал осуществлять контакты с представителями западных спецслужб с целью заключения сепаратного мира. Благодаря мужеству и интеллекту Штирлица эти переговоры были сорваны.

В ГЛ. РОЛЯХ:

Вячеслав Тихонов –

Макс Отто фон Штирлиц (нем. Max Otto von Stierlitz; род. 8 октября 1900 – дата смерти неизвестна), он же Максим Максимович Исаев, настоящее имя Всеволод Владимирович Владимиров – штандартенфюрер СС.

Генрих Мюллер, фото 1940 г.

Леонид Броневой –

Генрих Мюллер (нем. Heinrich Müller; 28 апреля 1900 – 1945) – шеф тайной государственной полиции (IV управление РСХА) Германии (1939 – 1945), заместитель главы РСХА Р. Гейдриха. Последний раз его видели в бункере Гитлера 27 апреля 1945 года. Существует множество версий его дальнейшей судьбы, однако точно ничего неизвестно.

Вальтер Фридрих Шелленберг, фото сентябрь 1943 г.

Олег Табаков –

Вальтер Фридрих Шелленберг (нем. Walter Friedrich Schellenberg, 16 января 1910 – 31 марта 1952) – начальник политической разведки службы безопасности (VI управление РСХА), бригадефюрер СС (с 1944), позднее – преемник адмирала Канариса на посту руководителя военной разведки Третьего рейха. Член НСДАП с 1933 года.

Иосиф Сталин, фото 1942 г.

Андро Кобаладзе –

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашви́ли, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879), Гори, Тифлисская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Кунцево, Московская область, РСФСР, СССР) — российский революционный и советский государственный, политический, партийный и военный деятель. Народный комиссар по делам национальностей РСФСР (1917-1923), Народный комиссар государственного контроля РСФСР (1919-1920), Народный комиссар Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (1920-1922); Генеральный секретарь ЦК РКП(б) (1922-1925), Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) (1925-1934), Секретарь ЦК ВКП(б) (1934-1952), Секретарь ЦК КПСС (1952-1953); Председатель Совета Народных Комиссаров СССР (1941—1946), Председатель Совета Министров СССР (1946—1953); Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР (с 1941), Председатель Государственного Комитета Обороны (1941—1945), Народный комиссар обороны СССР (1941—1946), Народный комиссар Вооружённых Сил СССР (1946—1947).

Адольф Гитлер, фото 1942 г.

Фриц Диц, актер студии «DEFA», ГДР (озвучивает Евгений Весник) –

Адольф Гитлер (нем. Adolf Hitler; 20 апреля 1889, Браунау-на-Инне, Австро-Венгрия – 30 апреля 1945, Берлин, Германия) – основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 29 июля 1921 года, рейхсканцлер Германии c 30 января 1933 года, фюрер и рейхсканцлер Германии со 2 августа 1934 года, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне, главный нацистский военный преступник. Кстати, Адольф Гитлер, вопреки распространённому с 1920-х годов и попавшему даже в 3-е издание БСЭ утверждению, никогда не носил фамилию Шикльгрубер.

Герман Геринг

Вильгельм Бурмайер, актер студии «DEFA», ГДР (озвучивает Николай Граббе) –

Герман Вильгельм Геринг (более точное немецкое произношение — Хе́рман Ви́льхельм Гёринг, нем. Hermann Wilhelm Göring; 12 января 1893 – 15 октября 1946), политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, рейхсмаршал (нем. Reichsmarschall, буквально «маршал империи», полностью Рейхсмаршал Великогерманского рейха — высшее звание в Рейхе, звание присвоено 19 июля 1940 после победоносного завершения французской кампании). 23 апреля 1945 года по приказу Гитлера лишён всех званий и должностей. Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников. Покончил жизнь самоубийством.

Мартин Борман, фото 1934 г.

Юрий Визбор (озвучивает Юрий Соловьёв) –

Мартин Борман (нем. Martin Bormann, 17 июня 1900– 2 мая 1945) – государственный и политический деятель Германии, начальник Штаба заместителя фюрера (с 3 июля 1933 года), начальник Партийной канцелярии НСДАП (с мая 1941 года), «Личный секретарь фюрера» (с 12 апреля 1942 года). Рейхсляйтер (2 июня 1933 года), Рейхсминистр без портфеля, почётный обергруппенфюрер СС, обергруппенфюрер СА. Ближайший соратник Гитлера, ставший к концу войны самым могущественным человеком Третьего рейха после фюрера.

Екатерина Градова –

Кэтрин Кин (она же радистка Кэт, она же Екатерина Козлова) – советская разведчица родом из Рязани, выполнявшая роль радистки для Штирлица совместно с Эрвином Кином, с которым они жили как муж и жена. Когда Штирлиц получил очередное задание Центра (узнать источник сепаратных переговоров), Кэт ждала ребёнка. После того, как на их дом попала английская бомба и Эрвин погиб, она была извлечена из-под завалов и доставлена в больницу, где у неё начались досрочные роды. Штирлиц ранее предупреждал Кэт о том, что женщины во время родов кричат на родном языке, и она обещала держать ситуацию под контролем – однако из-за шока и травм во время родов Кэт была без сознания, и в таком состоянии она произнесла русские слова. Работники больницы заметили это и позвонили в гестапо, где сопоставили наличие в доме женщины, говорящей по-русски, с чемоданом, найденным на месте завалов, внутри которого находился радиопередатчик. Положение, в котором оказалась Кэт, осложнено младенцем, за которым она должна ухаживать. Штирлицу удаётся опередить людей Мюллера и взять дело под свой надзор, однако во время его отлучки гестаповцы начинают допрашивать её своими методами, используя ребёнка как заложника. Дело кончается тем, что солдат, приставленный охранять Кэт, не выдерживает и устраивает её побег, убив двух членов СС. Кэт с ребёнком вынуждена скрываться по Берлину, пока на неё не выходит возвратившийся в город Штирлиц и не устраивает ей безопасный выезд за границу. Помимо работы с передатчиком, Кэт хорошо играет на пианино. Штирлиц во время своего визита к ней замечает, что она “относится к тому редкостному типу женщин, которых беременность делает неотразимой”, на что Кэт возражает: “Беременность делает неотразимой любую женщину”. Вымышленный персонаж.

Ростислав Плятт –

пастор Фриц Шлаг. Пастор Фриц Шлаг, проповедовавший пацифистские идеи, был арестован гестапо и брошен в берлинскую тюрьму “за распространение пораженческого настроения”, где провёл полгода. Пастор был освобождён Штирлицем по указанию Шелленберга, который решил использовать связи пастора во влиятельных кругах Швейцарии и Италии. После того, как пастор выполнит свою миссию, Шелленберг, в частности, предлагал ему “устроить автомобильную катастрофу”. Но Штирлиц, войдя в контакт с пастором, перевербовал его на свою сторону. В результате Шлаг сыграл ключевую роль в комбинации, задуманной Штирлицем, а не Шелленбергом с Гиммлером. В сериале пастор Шлаг показан как высокодуховный, пусть и терзаемый внутренними сомнениями, человек, который продолжает верить в лучшее начало в людях, несмотря на всё то, что ему пришлось вынести. В частности, в разговоре со Штирлицем он говорит, что одинаково помог бы и беглому коммунисту, и нацисту, как как прежде всего они оба являются людьми. Эта его реплика вызывает возражения со стороны Штирлица. Остаётся непонятным, к какой конфессии принадлежит пастор Шлаг. С одной стороны, “пастор” – обращение к протестанским священникам, с другой стороны, в деле гестапо Шлаг фигурирует как “католический священник”, а Папа Римский принимает его у себя как единоверца. Вымышленный персонаж.

Евгений Евстигнеев –

Вернер Плейшнер, профессор. Профессор Плейшнер был завербован Штирлицем после смерти своего старшего брата, который многие годы являлся его помощником в антифашистском движении. Штирлиц принял решение привлечь профессора, так как в связи со смертью Эрвина Кина и исчезновением Кэт у него почти не было каналов связи, кроме пастора Шлага. Штирлиц решил сделать себе запасной канал и для этого дал задание Плейшнеру отправиться в Берн, признавшись, что он является советским разведчиком. Плейшнеру уже доводилось бывать в застенках гестапо (а именно в концлагере Дахау), откуда он вернулся почти со сломленным духом. Человек глубоко интеллигентный, он плохо ориентируется в обществе и предпочитает сидеть в библиотеке, работать над своими научными трудами. Режим нацистов ему отвратителен, однако он имеет никакой возможности выражать это. Предупредив Штирлица, что в случае провала он может “не выдержать”, Плейшнер всё же без колебаний соглашается сотрудничать с ним. В Берне ему нужно отправить шифрованную телеграмму (с этой частью миссии он справляется успешно) и встретить резидента в явочной квартире. К сожалению, в результате своей оплошности опьяненный воздухом свободы Плейшнер не замечает условного сигнала о том, что явочная квартира провалена, и раскрывает себя нацистам (впрочем, Штирлица он при всём этом не выдаёт). Когда он понимает это, то предпочитает покончить с собой, чем снова оказаться в нацистской тюрьме. Вымышленный персонаж.

В ролях:

— Юрий Багинян – адъютант Геринга

— Валентин Белоногов – немецкий солдат

— Михаил Бочаров – шуцман

— Паул Буткевич – связной (озвучивал Олег Мокшанцев)

— Николай Волков (младший) – Эрвин Кин

— Валентин Гафт – Геверниц, сотрудник Даллеса

— Николай Горлов – портье в пансионе «Вирджиния»

— Сергей Голованов – посол Великобритании в СССР

— Николай Гриценко – генерал в вагоне

— Евгений Гуров – хозяин птичьего магазина

— Владлен Давыдов – сотрудник Даллеса (озвучивал Артём Карапетян)

— Алексей Добронравов – сторож коттеджа Штирлица

— Лев Дуров – Клаус

— Владимир Емельянов – генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель

— Михаил Жарковский – обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер

— Константин Желдин – оберштурмбанфюрер СС Вильгельм Холтофф

— Юрий Заев – Биттнер

— Эдуард Изотов – адъютант Гитлера

— Юрий Катин-Ярцев – астроном

— Владимир Кенигсон – Краузе

— Владимир Козел – кюре

— Станислав Коренев – адъютант Кальтенбруннера

— Евгений Кузнецов – группенфюрер СС Фридрих Крюгер

— Леонид Куравлёв – оберштурмбаннфюрер СС Курт Айсман

— Евгений Лазарев – сотрудник советской разведки Емельянов

— Василий Лановой – обергруппенфюрер СС Карл Вольф

— Григорий Лямпе – физик Рунге

— Лаврентий Масоха – штандартенфюрер СС Шольц, помощник Мюллера

— Отто Меллис (в титрах — «Отто Мелиес») – Хельмут Кальдер (озвучивал Евгений Жариков)

— Эмилия Мильтон – фрау Заурих

— Рудольф Панков – «Одноглазый», сотрудник СД

— Владлен Паулус – советник немецкого посольства

— Евгений Перов – хозяин кабачка «У грубого Готтлиба»

— Николай Прокопович – рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер

— Клен Протасов – стенографист Сталина

— Виктор Рождественский – адъютант Гиммлера

— Владимир Рудый – Коваленко

— Алексей Сафонов – штурмбаннфюрер СС Юрген Рольф

— Светлана Светличная – Габи Набель

— Владимир Смирнов – хозяин явочной квартиры в Берне

— Манефа Соболевская – сестра в детском приюте

— Юрий Соковнин – водитель Бормана

— Ольга Сошникова – унтершарфюрер СС Барбара Крайн

— Инна Ульянова – дама с лисой

— Пётр Чернов – Громов, офицер советской разведки

— Вячеслав Шалевич – Аллен Даллес

— Элеонора Шашкова – жена полковника Исаева (Штирлица)

— Георгий Шевцов – сотрудник Холтоффа, избивающий Рунге

— Алексей Эйбоженко – Гюсман, сотрудник Даллеса

— Ян Янакиев – Дольман

Интересные факты о фильме:

— Курьёзное различие: у всех нацистов в характеристиках, озвученных в фильме, присутствует фраза: «Связей, порочащих его, не имел». Только у Штирлица она звучит иначе: «В связях, порочащих его, замечен не был». ;)))

— Интерес к сериалу «17 мгновений весны» во время его первого показа был столь велик, что домой к режиссеру Татьяне Лиозновой постоянно звонили взволнованные зрители — узнать, что же будет дальше с героями и чем все закончится.

— Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги — все, как один, голубоглазые блондины.

— Фильм снимался в основном в Риге, некоторые эпизоды — в Москве.

— Композитор Микаэл Таривердиев и поэт Роберт Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию. Но в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине» («Где-то далеко…»). Обе песни исполняет Иосиф Кобзон.

— На роль Гитлера первоначально пробовались Леонид Куравлёв и Леонид Броневой.

— У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала.

— Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. Таким образом, он стал популярным артистом только в 45 лет. При этом реальный Мюллер абсолютно непохож на Броневого — он был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то скорее всего отказался бы от роли.

— У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки есть татуировка «Слава», сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому, всякий раз когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек), это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий «писал за Плейшнера» все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк.

— В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.

— Женщины в СС не служили, за исключением так называемых Женских вспомогательных подразделений СС, которые имели собственную систему званий. Так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.

— В эпизоде, когда Штирлиц рисует шаржи на Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана, заметно, что на листках бумаги заранее намечены контуры рисунков.

— В одном из эпизодов Мюллер в беседе со Штирлицом, говорит что он старше и по возрасту и по званию. В действительности Тихонов старше Броневого на 10 месяцев. Оба актера родились в 1928 году.

— Лётчик-курьер, которого Вольф отправляет с пакетом, садится в советский самолёт Як-12 (который в общих чертах похож на немецкий Fi.156). Но затем по полосе разбегается совершенно непохожий на него истребитель Мессершмитт Bf.109, а взлетает уже Фокке-Вульф Fw 190 (использованы документальные кадры). Форма свастики на киле Як-12 сильно отличается от принятой.

— В кабинете Мюллера на стене висят советские часы «Слава», выпускавшиеся в 1970-х годах.

— Пастор Шлаг был арестован по доносу его прихожан Роберта Ниче и Барбары Крайн. Унтершарфюрера СС — сотрудницу на радиоквартире — тоже зовут Барбара Крайн.

— Сцены в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.

— В массовке в ролях военнослужащих охраны РСХА снимались курсанты Московского высшего командного пограничного училища КГБ СССР имени Моссовета (ныне Московский военный институт ФСБ России).

— Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой, снимался в московском кафе «Лира», расположенном в дальнем конце Новопушкинского сквера, в конце Большой Бронной (сейчас в этом помещении размещается первый в СССР и крупнейший в Европе ресторан сети Макдоналдс).

— Сцены в трактире «Грубый Готлиб» снимались в известном берлинском ресторане «Zur letzten Instanz» (Последняя инстанция). Это заведение, под своим подлинным именем, упоминается в «Майоре Вихре».

— Здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, на самом деле известный своей архитектурой в стиле «модерн» дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков (Малый Ржевский пер., 6).

— Сцена истязаний Катрин Кин, в которой её ребенок раздетый лежит на холоде, снималась в студии, где в действительности царила жара.

— Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.

— В романе Ю. Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорьх» (Horch). На пробах фильма Тихонов действительно снимался на роскошном «Хорьх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру Александру Алексеевичу Ломакову. Машину утвердили. Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же автомобиля в известном советском боевике «Бархатный сезон» в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года.

— Как минимум в трех эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года «Die Brücke» («Мост»). Можно разглядеть даже главных героев немецкого фильма.

— В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Впоследствии как соавтор сценария фильма «Фронт без флангов» (также с участием Вячеслава Тихонова) Цвигун выступил под псевдонимом Семён Днепров. Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта Георгия Пипии — «Колх» — тоже не настоящая, а псевдоним.

— Председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам — другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.

— После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого.

— Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.

— Брежнев посмотрел картину только при третьем его повторе по телевидению.

— Сюжет советского фильма «Секретная миссия» (1950, режиссёр М. Ромм) построен на тех же событиях — разоблачение советской разведкой сепаратных переговоров Гиммлера с англичанами и американцами. Советским резидентом в этом фильме была женщина, в финале она погибает. Фамилия сценариста фильма «Секретная миссия» – Исаев.

— Эпизод с переговорами Вольфа и Даллеса запечатлён также в киноэпопее «Освобождение». Однако здесь обергруппенфюрер отправляется в Берн по приказу Гитлера.

— Некоторые персонажи фильма и книги (Исаев, Холтофф, Айсман, Рунге) перекочевали в другой фильм об Исаеве-Штирлице — «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (по роману Юлиана Семёнова «Бомба для председателя»), снятый А. Бобровским в 1976 году. При этом роль физика Рунге в обеих экранизациях исполнил один и тот же актёр — Григорий Лямпе. Евгений Кузнецов, исполняющий роль группенфюрера СС Крюгера, играл ту же роль в фильме «Майор Вихрь».

— Фильм удостоен Государственной премии РСФСР в 1976 г.

Фильм отреставрирован и раскрашен к 9 мая 2009 года. По заказу телеканала «Россия», под руководством Александра Любимова, над новой версией в течение трех лет работали 600 человек в пяти странах: России, США, Кореи, Китая и Индии. Они использовали уникальные методики по работе над цветом. А некоторые кадры раскрашивались даже вручную. Параллельно шла и усиленная работа по полной переработке звука. Создатель черно-белого оригинала Татьяна Лиознова одобрила идею и приняла участие в российской части проекта. К сожалению, вся партия издания цветной версии на лицензионных DVD выпущена с техническим браком (местами дрожание картинки, погрешности изображения в начале второй и третьей серии).

Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии: «То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.» — Вячеслав Тихонов: «То, что сделали с «Мгновениями», — преступление». Литературная газета, № 32, 11 августа 2010

Анекдоты про Штирлица:

Штирлиц вихрем ворвался в бункер и выстрелил прямо в лоб Мюллеру. Пуля со звоном отскочила. «Броневой?!» — подумал Штирлиц.

=*=

Штирлиц проснулся в тюремной камере. Он совершенно не помнил, как сюда попал, какое сегодня число и какая в городе власть. После долгих размышлений он наконец решил, что если войдет гестаповец, надо будет сказать: «Хайль Гитлер, я — штандартенфюрер СС фон Штирлиц», а если войдет советский солдат — представиться: «Я — полковник Исаев». В этот момент входит милиционер и говорит: «Ну и нажрались Вы вчера, товарищ Тихонов».

=*=

К концу войны положение Германии было столь плачевно, что даже в рейхсканцелярии приходилось стоять в очереди для того, чтобы купить колбасы. Однако Штирлиц, вопреки всем нормам поведения, всегда брал без очереди.

Гестаповцы очень возмущались этим. Они еще не знали, что Герои Советского Союза

обслуживаются вне очереди.

=*=

=*=

Звонок Гитлера Сталину: «Сталин, Ваши люди не брали у меня из сейфа секретные документы?» — «Выясню.»

=*=

— Какого цвета у меня трусы? — спросил Мюллер.

— Красные, — не задумываясь, ответил Штирлиц.

— Вот Вы и попались! — воскликнул Мюллер, — Цвет моих трусов кроме меня знает лишь русская пианистка!

— Не валяйте дурака, Мюллер, — спокойно ответил Штирлиц, — и застегните ширинку.

=*=

Плейшнер выбрасывался из окна уже в пятый раз. Ампула с ядом во рту всё не действовала…

=*=

Объявление на двери: «Штирлиц, если Вы не заплатите за электричество, мы отключим вам рацию.»

=*=

Штирлиц облил кошку бензином и поджег. Кошка пробежала десять метров и упала, слабо подергиваясь. «Бензин кончился,» — догадался Штирлиц.

=*=

=*=

Мюллер выглянул из окна и увидел Штирлица. «Куда это он идет?» — подумал Мюллер. «Не твое собачье дело,» — подумал Штирлиц.

=*=

Штирлиц увидел на окне 38 утюгов и 24 фикуса в синих горшках и понял, что явка провалена.

=*=

Мюллер шел по лесу и услышал стук. «Дятел,» — подумал Мюллер. «Сам ты дятел,» — подумал Штирлиц, сворачивая рацию.

=*=

Штирлиц шел с радисткой Кэт по парку. Раздалась автоматная очередь, Кэт упала, истекая кровью, тут же рядом разорвалась граната, изувечив тело радистки. Штирлиц насторожился.

=*=

=*=

=*=

Штирлиц сидел у открытого окна и писал отчет. Возле него назойливо жужжала муха, Штирлиц махнул рукой, муха вылетела в окно. «Совсем как Плейшнер»,- подумал Штирлиц.

=*=

Штирлиц подошел к Александрплатц, и, чтобы не привлекать излишнего внимания, пересек ее по-пластунски.

Ну и как всегда, найдутся деятели, любящие искать мелкие огрехи и ляпы в фильмах. Один такой «злобный тролль» написал целую статью об этом (

), осторожно, многабукаф и пакостной злости…

Кадры из фильма:

При написании использован гуглинг с яндексингом и материалы со следующих сайтов:

Семнадцать мгновений весны (телефильм) Wikipedia (С)(R)

Семнадцать мгновений весны

Шеф гестапо Мюллер в исполнении Леонида Броневого стал одним из самых запоминающихся и выразительных персонажей сериала. Несмотря на род своей деятельности, Мюллер показан не как обычный костолом-гестаповец, слепо подчиняющийся указаниям начальства, а как человек умный, умудрённый опытом, способный к адекватному анализу ситуации, со своеобразным чувством иронии и юмора.

В сериале Мюллер выполняет роль основого противника Штирлица, который пытается его разоблачить. Действуя сначала лишь по указке своего начальника Кальтенбруннера, он со временем начинает убеждаться в обоснованности подозрений и загонять Штирлица в угол. Лишь благодаря точно рассчитанным хитроумным комбинациям и в коей-то мере удаче Штирлицу удаётся отвести от себя ставшим было неминуемый удар. Пространный монолог Мюллера о текущей ситуации и будущем нацистской философии в одном из заключительных серий стал одним из наиболее ярких эпизодов сериала.

Мюллер, показанный в сериале, является скорее символическим персонажем, так как практически ничего общего с реальным шефом гестапо Генрихом Мюллером не имеет. Это произошло из-за того, что у съемочной группы были крайне скудные сведения о нём. В частности, в фильме Мюллер выглядит существенно старше Штирлица (а его реплики: «Я старше вас, и по возрасту, и по званию» и «Сколько вам будет в 1965-м? Под семьдесят?.. А мне под восемьдесят» подтверждает впечатление о заметной разнице в возрасте). В действительности же, как актеры Тихонов и Броневой, так и их герои Штирлиц и Мюллер — ровесники (первые — 1928-го года рождения, вторые — 1900-го).

Настоящий Мюллер

Генрих Мюллер (нем. Heinrich Muller, 28 апреля 1900 — ?) — шеф тайной государственной полиции (IV управление РСХА) Германии (1939—1945). Группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции (1941), заместитель Гейдриха. № в НСДАП — 4583199, № в СС — 107043.

Родился в Мюнхене, Бавария в католической рабочей семье и был единственным ребенком в ней. Отец Алоиз Мюллер (1875—1962) в разное время был полисменом, церковным реставратором и садовником.

С 1906 года учился в начальной школе в Ингольштадте, после окончания которой родители отослали его в рабочую школу в Шробенхаузене. В 1908 году был переводён в школу города Крумбаха, в которой он учился в последующие школьные годы.

Во время первой мировой войны был награждён за храбрость Железным крестом II класса.

После подписания Версальского мира начал с 1919 года службу в баварской полиции, где принимал участие в подавлении коммунистических волнений. После расстрелов заложников революционной Красной Армией в Мюнхене, во время «Баварской Советской Республики», Мюллер приобретает пожизненную ненависть к коммунизму. Во времена Веймарской республики он руководит политическим отделом Мюнхенской полиции и знакомится со многими членами НСДАП, в том числе Генрихом Гиммлером и Рейнхардом Гейдрихом.

Историк Ричард Эванс писал: «Мюллер всегда был сторонником дисциплины и порядка. Поставленные перед ним задачи он выполнял так, словно они были военными командами. Истинный трудоголик, никогда не бравший выходных, Мюллер был настроен служить немецкому государству вне зависимости от того, какое правительство было у власти и полагал, что это есть всеобщая обязанность повиноваться».

Как сотрудник криминальной полиции Мюнхена до 1933 года, он нанёс немало чувствительных ударов нацистам в годы их подпольной борьбы. После прихода Гитлера к власти стал так же ревностно служить новому режиму, как раньше служил Веймарской республике. Гиммлер обратил внимание на такие его качества, как слепое подчинение дисциплине и профессиональная компетентность. Мюллер не раз подавал заявление о приёме в нацистскую партию, но в течение шести лет получал отказ; членом партии он стал только в 1939 году, что не помешало ему, тем не менее, фактически руководить гестапо с 1935 года.

Одним из первых дел Мюллера было дело Бломберга—Фрича. Ему принадлежит разработка и осуществление провокационной операции в Глейвице, в которой он отвечал за доставку трупов заключённых концлагерей («консервов») и координацию действий групп эсэсовцев, изображавших немецких пограничников и польских военнослужащих, напавших на таможенный пункт в Хохлиндене. Он руководил расследованием деятельности подпольной организации «Красная капелла». 20 января 1942 года Мюллер находился среди пятнадцати высших нацистских руководителей, присутствовавших на Ванзейской конференции, где принималось решение по еврейскому вопросу.

Осенью 1942 года Гиммлер поручил Мюллеру создать собственную систему концлагерей для уничтожения евреев. Благодаря стараниям Мюллера, в январе 1943 года из Голландии было вывезено 45 000 евреев, 3 000 из Берлина, 30 000 из Белостока и 10 000 из Терезиенштадта для отправки их в газовые камеры Освенцима.

В июне 1943 Мюллер был направлен в Рим, чтобы выяснить причины, позволявшие итальянским евреям избежать ареста.

В последние дни Третьего рейха Мюллер находился в бункере фюрера. Именно ему Гитлер поручил допрос Германа Фегелейна, адъютанта от СС и мужа сестры Евы Браун, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отказался явиться в бункер по вызову Фюрера.

Судьба Мюллера после апреля 1945 года неизвестна. Последний раз его видели в бункере Гитлера 27 апреля 1945 года. Существуют следующие версии его смерти:

По одной из версий, Мюллер погиб в Берлине. В августе в здании Министерства авиации был обнаружен труп группенфюрера СС с документами на имя Генриха Мюллера. Его тело было захоронено Кройцбергском военном кладбище Берлина. Однако в 1963 году по распоряжению прокуратуры могила была вскрыта. Экспертиза выявила, что найденные кости принадлежат 3 людям, но не Мюллеру.

По другой версии, Мюллер скрылся в Латинской Америке. Назывались различные возможные места его пребывания: Аргентина, Чили, Боливия, Бразилия, Парагвай.

Вальтер Шелленберг высказывал версию о том, что Мюллер был завербован НКВД и в дальнейшем жил в СССР. Согласно этим сведениям, Мюллер умер в Москве в 1948 году.

В 1990-е годы были опубликованы «Вербовочные беседы» и «Дневники» Мюллера, которые, однако, многие специалисты считают апокрифом. Согласно «американской» версии, Мюллер был завербован ЦРУ, в дальнейшем жил в США и умер в Калифорнии в 1982 году.

Мюллер — единственный в мире человек, смерть которого была зарегистрирована, но после регистрации его смерти был выдан ордер на его же арест.

Категория Персонажи