Борис и Глеб

Борис и Глеб – первые святые Руси

Братья Борис и Глеб были сыновьями крестителя Руси киевского князя Владимира Святославовича. Матерью их, по сообщениям разных летописей, была или «болгарыня», или гречанка. Скорее всего, родились они в 986-987 годах, за несколько лет до крещения Руси, которое состоялось по различным данным в 988 или в 990 году. При крещении Борис получил имя Роман, а Глеб – Давид.

В 1015 году великий князь Владимир заболел. Его будущий преемник Ярослав сидел на пристоле в Новгороде, Борис был ростовским князем, а Глеб – муромским. Незадолго до болезни Владимира Ярослав отказался выплачивать отцу дань со своих земель.

Старый князь начал готовиться к походу против строптивца, но болезнь нарушила его планы. Владимир вызвал в Киев своего сына Бориса, который, судя по всему, был его любимцем и главным претендентом на престол. В это время стало известно о походе на Русь тюркоязычных кочевников – печенегов. Владимир отправил против них свою дружину во главе с Борисом.

Согласно летописи, дальше события происходили таким образом. Борис не встретил печенегов, которые, скорее всего, отвернули в степь, узнав о приближении большой русской дружины. Тем временем старый князь скончался. Власть в Киеве захватил один из старейших сыновей Владимира, Святополк, о котором известно, что ранее он был князем в Турове или Пинске. Его поддерживала боярская верхушка богатого пригорода Киева, Вышгорода.

Весть о смерти отца настигла Бориса на реке Альте вблизи Переяслава. Дружина предложила князю идти на Киев и брать власть. Однако Борис ответил, что не пойдет против старшего брата. После этого войско покинуло князя. Летопись сообщает, что Святополк подослал к Борису убийц из числа вышгородцев.

Они ночью ворвались в шатер князя и пронзили его копьями и сулицами, а затем повезли тело в Киев. При этом дальше говорится о том, что Борис был ещё жив, но его добили специально посланные Святополком варяги. Произошло это 24 июля.

После убийства Бориса Святополк решил расправиться и с Глебом. Он отправил гонцов в Муром, призывая брата в Киев. Возле Смоленска Глеб получил известия от Ярослава, который сообщал о смерти Бориса и предупреждал об опасности. Однако муромский князь не стал противиться судьбе и вскоре, 5 сентября, был убит собственным поваром («торчиным») по наущению подосланных Святополком людей.

Через несколько лет Ярослав победил Святополка, а Борис и Глеб впоследствии стали первыми русскими святыми. Нам точно неизвестно, когда они были канонизированы. Называются разные даты, от 1020 до 1115 года. Однако почти наверняка известно, что в 1072 году их культ уже существовал. В конце 11-го века части мощей святых были отправлены в Чехию. Святополк же получил прозвание Окаянного.
Борис и Глеб святые русской церкви, которые почитаются как страстотерпцы и чудотворцы-целители.

Также они были покровителями княжеского и затем царствующего рода Рюриковичей. В их честь были построены многие церкви и основано несколько монастырей.

Дни их памяти отмечаются 24 июля, 5 сентября, а 2 мая (в этот день их мощи были перенесены в новый храм).

Существуют признанные православной церковью жизнеописания святых: » Сказание о Борисе и Глебе «, «Сказание о чудесах» и » Чтение о Борисе и Глебе «, написанное знаменитым летописцем Нестором. Помимо канонической версии истории жизни Бориса и Глеба, существуют и альтернативные гипотезы.

Большей частью они основываются на известиях скандинавской «Саги об Эймунде». Согласно этому источнику, записанному через несколько сот лет после описанных событий, варяг Эймунд служил Ярославу (Ярицлейву) и убил его брата Бурицлейва. При этом некоторые исследователи склонны считать, что под Бурицлейвом следует понимать именно Бориса (Борислава). Другие историки отмечают, что Ярослав боролся не только со Святополком, но и с его тестем – польским князем Болеславом, который и мог стать источником имени для персонажа саги.

Так или иначе, но в любом случае святые князья Борис и Глеб – одни из самых почитаемых мучеников русской православной церкви, первые святые Руси.

Святые правители православной Руси

Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители православной Руси — благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием.

Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого Православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, перед кончиной принявший постриг с именем Алексий.

Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского — князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершаем 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.

Святой благоверный князь Александр Невский

А младший сын святого Александра Невского Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь первый московский монастырь в честь небесного покровителя своего — святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там, в сердце Русской Православной Церкви, официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, они и пребывают ныне на радость всем нам. Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой Лавры — Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитриевской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Но мало кто вспомнит, что супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершаем 20 июня. А вот еще одно, позабытое, может быть, теми, кому не очень дороги ни вера отеческая, ни история России, но такое дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь ростовского князя Димитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271-1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского, то есть его племянником. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.

Святой благоверный князь Феодор Ярославич Новгородский

Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 года. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».

Святой благоверный князь Даниил Московский

В пределы тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана, во крещении принявшей имя Агафия. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его — князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафия внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что ее отравили, и он вызвал князя Михаила в орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить за други своя… Худшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтирь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бы бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И, как перед приездом в орду, князь выбрал мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. 22 ноября 1318 года — а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, — в орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в орде, о муже, о старшем сыне Димитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329). Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилью басурман. По ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих, крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом.

Святые князь Димитрий Донской и княгиня Ефросинья

Да будут нам примером благочестивые предки наши — благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдши». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!

Борис Косинский

Источник: Покров