Богословское образование

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Главная победа – это победа над собой»
    • «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Беседы на святки
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Бог врагов наших
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Вера — это шаг из лодки на воду
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Выше – истина Христова
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Добродетели и пороки в семье
    • Должно ли быть рассуждение в милостыне? Ответы пастырей
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие о совершенном милосердии
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Если мы боги, то почему это незаметно?
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как отличить Крест Христов от самодельного? Ответы пастырей
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?
    • Любовь христианская всегда – вопреки
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Маловажен ли малый грех
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О мистической красоте церковного языка
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Общее Соборование: история смещения смысла
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • Осуждение, обличение и рассуждение
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • По стопам самарянина,или Для кого я ближний
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Путь пророка Илии
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Радоница — общий праздник с усопшими
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождественский пост в вопросах и ответах
    • Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Три корочки хлеба
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы душа оставалась дома Размышления о добродетели терпения
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • В разделе «Методика преподавания» размещена статья «Зачем ходить в воскресную школу?»
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед
    • «Я не подумал», «я просто подумал…» Об одном редком умении
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Атеизм тогда и сейчас
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Бог. Народ. Писание
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Виртуальный тур по духовным мирам. О молитве и медитации
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Возможно ли добро без Христа?
    • Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Искушение экстримом
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как общаться с чужими?
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как побороть зависимость от компьютерных игр? Советы пастырей
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Мертвых душ не продадите?
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О «святочных гаданиях» и картах
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Отношение католиков к Благодатному огню
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
    • Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
    • Повсеместное заблуждение о посте
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие и инославие. Вопросы единения
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи. Ответ сектантам
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Предательства, папизм и мы
    • Претыкание слепому
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбываются ли астрологические прогнозы
    • Свобода воли и «либеральные ценности»
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Скука вдвоем
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть и Промысл Божий
    • Смерть, которой ждут
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Трудно быть человеком
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

Сухова, Наталия Юрьевна

Наталия Юрьевна Сухова

Дата рождения:

26 сентября 1963 (49 лет)

Место рождения:

Москва

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера:

История России, История Русской Церкви

Место работы:

ПСТГУ

Учёная степень:

доктор исторических наук, доктор церковной истории

Учёное звание:

доцент

Альма-матер:

МГУ им. Ломоносова

Известен как:

первая в России женщина — доктор церковной истории

Сухова, Наталия Юрьевна (род. 26 сентября 1963, Москва) — российский историк, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры Истории РПЦ богословского факультета ПСТГУ, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета ПСТГУ.

Область научных интересов

  • История богословской науки в России.
  • История духовной школы в России.
  • История и современное состояние богословского образования христианских конфессий.

Научная деятельность

  • 1986 — окончила Механико-математический факультет МГУ.
  • 2000 — окончила Миссионерско-катехизаторский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С этого же года преподает на кафедре истории Русской Православной Церкви этого института (с 2004 г. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), с марта 2006 г. в должности доцента, с декабря 2010 г. — в должности профессора.
  • 2004—2010 — заведующий Учебно-методического отдела Богословского факультета
  • 2005 — получила ученую степень магистра богословия за диссертацию «Уставы православных духовных академий 1869 и 1884 гг. и их значение для богословского образования в России».
  • 2007 — получила ученую степень кандидата исторических наук за работу «Реформы высшего православного духовного образования в России во второй половине XIX века».
  • 2008 — удостоена ученого звания доцента от ВАК РФ.
  • 2010 — получила ученую степень доктора церковной истории за диссертацию «Система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в православных духовных академиях России (XIX — начала XX в.)», став первой в России женщиной, удостоенной этой степени.
  • 2011 — защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему: «Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России(1808-1918 гг.)».

В ПСТГУ читает курс «История Русской Православной Церкви» для студентов Богословского и Исторического факультетов, курс «История и методология богословия» для магистрантов Богословского факультета, специальный курс «История духовного образования и богословской науки в России в XVIII начале XX в.» для студентов и магистрантов Богословского и Исторического факультетов. Участвует в проведении общефакультетских курсов «Введение в историю богословия», «Введение в специальность (Теология)», «Методика научного исследования», «Междисциплинарные проблемы Теологии».

Лауреат Макариевской премии (2007).

Ссылки

  • Биография Н.Ю. Суховой
  • Публикации Н.Ю. Суховой
  • ПСТГУ и Богословский факультет в традиции русского духовного образования. Интервью с Н. Ю. Суховой, I часть
  • Научная деятельность БФ и включение в нее студентов. Интервью с Н. Ю. Суховой, II часть
  • О специализации на Богословском факультете по Истории РПЦ, духовному образованию, истории богословской науки и о перспективах развития направления. Интервью с Н.Ю. Суховой, часть III
  • По страницам истории ПСТГУ. Интервью с заведующей Центром истории богословия и богословского образования Н.Ю. Суховой

О богословском образовании для мирян

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРИЗЫВАТЬ ЗНАНИЕ И ВЗЫВАТЬ К РАЗУМУ;

ЕСЛИ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО, КАК СЕРЕБРА,

И ОТЫСКИВАТЬ ЕГО, КАК СОКРОВИЩЕ,

ТО УРАЗУМЕЕШЬ СТРАХ ГОСПОДЕНЬ И

НАЙДЕШЬ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ.

(Притчи Соломона 2: 3-5)

История богословского образования довольно древняя. Образование для всех, не только для священнослужителей и церковно-служителей, было обязательным условием для того, чтобы человек получил право называть себя христианином. Духовное образование, вмещающее в себя истины веры и понимание личного пути христианина, люди получали во время огласительных бесед. Это были не просто 1-4 беседы с желающими принять крещение. Это был целый период в жизни человека, когда он постепенно входил в жизнь Церкви, когда осознанно готовился к новой жизни. В отдельных городах римской империи (Эдессе, Александрии…) существовали даже огласительные школы.

Постепенно практика оглашения стала более формальной и даже частично утратилась. Люди, по преимуществу, крещенные с детства, должны были быть наставляемы в вере своими родителями – так богословские знания передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе как живую веру, так и предрассудки, искажения, накопленные многими поколениями. но была еще одна форма просвещения – проповеди священника в храме. Но, поскольку, уровень образования священников был очень разным, то и их прихожане, соответственно, имели разное представление о вере. Конечно, душа человека стремится к Богу, и этого хватало очень многим людям для того, чтобы, не будучи хорошо наученными людьми, они были просвещаемы самим Христом.

В России духовное образование получали, в основном, священнослужители и церковнослужители в монастырях, при самостоятельном чтении книг, когда эти книги стали более доступными. Систематически организованное духовное образование начинает появляться в к. XVI в. на Украине, где существовавшие там братские школы становятся основой Киево-Могилянской Академии. В конце XVII в. в Москве создается Славяно-греко-латинская Академия, которая сегодня нам известна уже как Московская Духовная Академия.

В следующем веке в России начинают открываться духовные учебные заведения при архиерейских домах. Позднее они стали известны как семинарии. Само слово «семинария» заимствовано через польское seminarium от лат. sēminārium «место посадки»: sēmen «семя». Семинарии представляли собой не просто учебное, а учебно-воспитательное заведение для юношей. Позднее ведущие семинарии преобразовывались с духовные академии, а в н. XIX в. возникло трехуровневое духовное образование (духовное училище, семинария, академия). Интересно то, что преподавание велось на латинском языке вплоть до постепенного перехода на русский в XIX в.

Однако семинарии не предоставляли только духовное образование. Их программы включали в себя общеобразовательные науки (как в классической гимназии). Семинаристы, окончившие курс, могли заниматься другим делом или поступить в другое учебное заведение. Но лучшие из них определялись в церковнослужители, становились священниками или занимали места учителей и надзирателей в духовных учебных заведениях.

А что же миряне? Они могли посещать церковно-приходские и воскресные школы, изучать Закон Божий в гимназии, слушать проповеди и заниматься самостоятельно. Традиции огласительных бесед были утеряны, а систематическое духовное образование было доступно только желающим посвятить себя целиком служению в Церкви или детям священнослужителей.

В наши дни ситуация изменилась. Сегодня не только священнослужители, но и миряне имеют возможность получить богословское образование, и желающих воспользоваться этой возможностью немало. Но возникает вопрос: зачем прихожанам храмов изучать богословие? Разве недостаточно верить в Бога, знать Символ веры, посещать службы, молиться, читать Священное писание, творения святых отцов? Мы знаем, что многие святые подчас не имели вообще никакого образования.

Действительно, у необразованных (в нашем понимании) святых был путь прямого богопознания, была сердечная вера и доверие Богу. Однако, были среди них и те, кто, имея названные дары, был образован, и знание не мешало ему, а помогало найти дорогу к Богу. Мы помним, что и сам Господь призывал своих учеников учить и просвещать народы.

Как отмечает иг. Киприан (Ященко) сегодня есть особая проблема: большая часть народа крещена, но не просвещена. Между тем, познание Бога – это прямое назначение ума человека. Через изучение опыта Церкви (а это и есть богословское знание) у человека формируется «кристаллическая решетка, на которой вера укрепляется и становится более действенной» (иг. Киприан).

По мнению патриарха Кирилла, богословское образование нужно людям вне зависимости от того, собираются они работать в храме или занимаются другим делом. Это образование позволяет человеку и самому лучше усвоить истины веры, и другим правильно рассказать о них. «Важность богословского образования не столько в том, что студент благодаря ему испытывает личный духовный рост, а в том, что, изучая богословие и сопутствующие науки, он учится говорить о своей вере» (А. Митрофанов, прор. МДС).

Раньше богословское образование было, в основном, доступно мужчинам (чаще тем, чья жизнь каким-то образом была связана со служением в Церкви). Может ли сегодня православная женщина стремиться к получению такого образования? Не только может, но и должна (свщ. Виктор Кобзов). Мы же помним, что сам Спаситель говорил сокровенные слова, обращаясь к женщинам. Сегодня женщины работают в храмах, несут различные послушания на приходах. Именно к женщине бывает легче обратиться за помощью человеку, впервые пришедшему в храм. На матери, в основном, лежат заботы по воспитанию детей. Так богословское образование для женщины сегодня «не роскошь, а необходимость», и образованные духовно женщины сегодня должны участвовать в жизни Церкви.

Богословское образование на курсах при Донской духовной семинарии сегодня может получить любой человек православной веры, который готов немного потрудиться на пути познания и имеет желание употребить полученные знания как для своего внутреннего развития, так и для блага тех, кто стоит в начале христианского пути.

(5894) просмотров