Бог справедлив

Тайны самой загадочной книги Ветхого Завета, или Почему Бог несправедлив

Если Бог есть Добро, то почему в мире столько зла? Если Бог справедлив, то почему мы живем в царстве тотальной несправедливости? Если Бог (Любовь) бесконечен, то Его противоположность (Зло) должно исчезнуть.

В книге Иова его друзья рассуждают так же, как и любой из нас. У них есть четко выстроенная логическая последовательность жестких аргументов.

  1. Бог есть Высший Судья, справедливый, мудрый и не допускающий ошибок. Справедливость и Всеведение Бога гарантируют награду тем, кто ее достоин, и наказание тем, кто его заслуживает.
  2. Награда переживается нами, как личное благо, радость и счастье, а наказание, как бедствие, страдание и боль. Иов страдает и мучается – значит он наказан Богом.

Вывод: Если Иов наказан Высшим Судьей, значит он виноват, и в этом не может быть ни малейших сомнений.

Книга Иова сразу же ставит перед нами, казалось бы, неразрешимую задачу. Бог говорит, что Иов праведен, чист и благочестив. Но при этом он страдает. Тогда одно из двух. Или Бог несправедливо поступает с ним, или же Иов имеет перед Господом какую-то вину. Конечно же, легче допустить второе предположение, на котором и основываются обвинения его друзей. Разберем их по порядку.

Аргумент первый

Бог Справедлив и Мудр. Да, но имеем ли мы представление о том, что есть Божественная Справедливость и Мудрость? Например, хорошая собака и хороший человек – это одно и тоже или нет? Если собака будет склонна к полигамии, станет ли она от этого плохой? Нет. А если человек? Несомненно! Значит хороший человек и хорошая собака – это не одно и то же. Но почему мы думам, что справедливый человек и справедливый Бог обладают одними и теми же свойствами этого качества?

Будет ли считаться отец хорошим, если позволит своему ребенку умереть, имея возможность его спасти? Нет. А Бог, который позволил попасть человеку в беду, имея возможность от нее избавить, становится ли от этого «плохим»? Тоже нет. Потому, что Его право действий в отношении любого человека настолько больше нашего, насколько Бог выше самого человека.

Значит хороший человек и хорошая собака – это не одно и то же. Но почему мы думам, что справедливый человек и справедливый Бог обладают одними и теми же свойствами этого качества?

Родной отец имеет право наказать свое дитя, потому что знает – этим он принесет ему пользу. Здесь проявляется педагогическая мудрость родителя. Но отец не имеет право убить своего ребенка. А у Бога такое право есть по одной простой причине – Он знает намного больше нас. Господь видит, что даст тому или иному человеку страдание, и какие плоды оно сможет принести в вечности. Поэтому наш Небесный Отец попускает людям претерпевать различные страдательные состояния и Сам определяет временные рамки жизни для каждого человека.

Справедливость и Мудрость Бога значительно превосходят наши человеческие представления об этих качествах. Поэтому наше непонимание этих божественных свойств воспринимается, как «несправедливость» и «ошибка» Бога по той причине, что мы не знаем какова по своей сути Божественная Справедливость и Мудрость.

Справедливость и Мудрость Бога значительно превосходят наши человеческие представления об этих качествах.

Если мы посмотрим на созданный Богом мир, то увидим, что даже на уровне творения в нем нет и тени той справедливости, которая нами часто понимается как равенство. Справедливо ли то, что мы созданы людьми, а черви червями? Почему Бог слепил меня человеком, а не Ангелом? Справедливо ли то, что одни дети рождаются в голодающих семьях бедняков, а другие в зажиточных семьях миллионеров? Почему одних собак носят на руках и заботятся о них, как о родных детях, а другие живут на помойках и голодают. О какой справедливости может идти речь, когда Сын Божий, не имея никакой вины, страдает за тех, кто на самом деле виноват?

И сколько бы мы не размышляли по этому поводу, с точки зрения человеческой логики и нашего здравого смысла, мы придем к одному несомненному выводу – Бог, конечно же, несправедлив. И, собственно говоря, именно на этом Его качестве зиждется и наша надежда на спасение. Потому что, если бы Бог был справедлив, то почти никто на Его Суде не смог бы получить оправдания.

Бог не справедлив. Он – милостив. Но, вместо того, чтобы поблагодарить Его за эту милость, мы продолжаем сотрясать воздух и требовать справедливости.

Действия Бога, по отношению к людям, не всегда совпадают с тем, что, как нам кажется, должен делать справедливый и мудрый Творец мира.

Нам не нужно забывать, что все человеческие определения и понятия исходят из нашего падшего разума. Мы почему-то считаем себя самыми умными на планете только потому, что животные, в отличие от нас, так и не придумали колесо, не построили самолеты, не изобрели телефон и проч. Никому не приходит в голову, что может быть некоторые животные считают себя умнее человека по той же причине. Ведь они, в отличие от нас, умеют прекрасно жить без всех этих изобретений, лишь бы глупые люди им не мешали. Правда, мы научились лучше их убивать как самих себя, так и все то, что создано Богом. Но можно ли это считать аргументом в пользу того, что мы умнее других? Я думаю, что вряд ли, скорее наоборот.

Итак, действия Бога, по отношению к людям, не всегда совпадают с тем, что, как нам кажется, должен делать справедливый и мудрый Творец мира. Поэтому болеют и умирают не самые грешные, имеют богатство не самые умные, страдают не самые виновные…

Аргумент второй

Иов в самом деле страдает, и с этим уж точно не поспоришь. Но можно ли его по этой причине назвать счастливым? С нашей позиции, конечно же нет. Какое тут счастье, когда все болит. Но почему тогда Христос называет счастливыми (блаженными) алчущих, жаждущих, плачущих, нищих, гонимых правды ради? Что хорошего в том, что человек хочет есть и пить? Да и плачет он, явно, не от хорошей жизни. Но у Бога, в Его понимании, вырисовывается другая картина. В ней те люди, которые сейчас себя чувствуют очень даже комфортно, получают страшное пророчество от Христа: «Горе вам» пресытившиеся, богатые, смеющиеся ныне. Но какое же у них горе? Им сейчас очень даже хорошо. Но Бог почему-то считает совсем иначе.

Огород растет, бурьян чувствует себя прекрасно, пшеница ущемлена со всех сторон. Но Бог видит ангелов, один из которых стоит за огородом и разжигает спичками костер, в котором будет сожжен бурьян. А другой ангел заканчивает класть шифер на житнице, куда будет снесено зерно. Бог видит пирог, а мы только сырое тесто. Поэтому у нас с Ним разные оценки того, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Возможно, мы когда-то поймем, что Бог, как бесконечное Добро, никогда и не сосуществовал со злом. А те события, которые во времени ощущались нами как зло, были для нас, на самом деле, добром. Зло временно, а добро вечно. Бог говорит нам «потерпи» и попускает злу сделать для нас добро. Может быть, зло и существует в этом мире потому, что Сам Бог видит в его воздействии на нас несомненную пользу.

Люди, которые сейчас себя чувствуют очень даже комфортно, получают страшное пророчество от Христа: «Горе вам» пресытившиеся, богатые, смеющиеся ныне. Но какое же у них горе? Им сейчас очень даже хорошо. Но Бог почему-то считает совсем иначе.

Следовательно, вывод друзьями Иова сделан неправильно, потому что предыдущие посылки основывались на ложных основаниях. То, что они воспринимают как наказание Иова, было, на самом деле, его совершенствованием. Без этих страданий из Иова не вышел бы тот шедевр, который был в замысле Бога о нем. Он бы не достиг того объективного счастья, к которому привели его все эти испытания.

Вера и понимание

Вся сложность принятия вышеизложенных размышлений находится не в области рассудка, а в области веры. Легко рассуждать и соглашаться с этими доводами до тех пор, пока твой собственный малолетний ребенок не заболел, к примеру, раком. Тяжелее всего бывает тогда, когда ты кричишь Богу, молишь Его, просишь, а Он молчит, как будто Его вовсе нет. И это в то время, когда Он нужен больше всего. В этом случае все наши доводы рассудка рушатся, как дом, построенный на песке.

Благочестивая священническая семья, у которой в доме сгорели заживо двое маленьких детей, были утешены видением, как Сама Матерь Божия держит девочек за руки и ведет их в райский сад. Но такое утешение дается очень редко. В большинстве случаев нам остается только верить.

Вера в Бога, которую человек имеет в благополучии, комфорте и достатке, не стоит ни копейки. Имеет ценность только та вера, которая прошла через горнило скорбей и при этом не погибла. Мир пройдет, каждая плоть уйдет в землю, но останется человек и вечный Бог. Если в нашем сердце не умрет вера и доверие к Богу, несмотря на тяжесть испытаний, то и мы сможем когда-то тогда услышать слова: «Вера твоя спасла тебя». Именно об этом и учит нас книга Иова.

Взгляд Церкви: Почему нет справедливости в этом мире?

Мы часто задаем данный вопрос. Особенно тогда, когда силимся понять, почему у нас, таких хороших, жизнь идет под откос, а у тех, кто предал душу порокам, все получается как нельзя лучше.

Вразумительный ответ на упомянутую дилемму предполагает, что нам нужно быть честными в отношении самих себя. Если бы все в этой жизни измерялось исключительно справедливостью и автоматическим воздаянием за проступки, мы бы все исчезли с лица земли. Нас бы попросту смыл гнев Божий. Ведь никакими добрыми делами человек никогда не сможет искупить те объемы зла, которые он привносит в мир.

Я говорю не только о грешных поступках. Речь также идет и о злых, порочных мыслях, желаниях, страстях. Они, словно радиация, проникают в нашу жизнь, незаметно ее отравляя и сея в ней плевелы смерти. Все это в совокупности превышает то добро, что нам удается сделать. А ведь нужно помнить – часто наши добрые поступки на самом деле таковыми не являются. Поскольку их причиной становится не желание помочь ближнему, а стремление получить похвалу, потешить свое самолюбие и гордыню.

В свете сказанного вопрос о земной справедливости становится неактуальным и на первый план выходит другой аспект. Господь создал нас не для этого мира. Он всего лишь временное пристанище перед переходом в вечность. Именно поэтому Бог различными испытаниями ведет нас к мысли о том, что не нужно приземлять свое сердце и душу здесь, связывать их исключительно с устроением своего земного быта. Тот, кто уповает на Господа и желает достичь Царствия Небесного, будет со смирением принимает все, что происходит в его жизни. Ведь для такого человека главное – не миллионы на счету в банке, которые могут в любой момент сгореть в пламени очередного финансового кризиса, а надежда стать жителем Небесного Иерусалима, где его вечно будет согревать огонь Божественной любви.

Тот же, кто бежит от Господа, часто пытается заглушить голос совести суетой и наслаждением в пороках. И даже, если у него по земным меркам все идет великолепно, это настоящая трагедия. Поскольку такой человек после смерти будет судим по справедливости. А она, в отличие от милости, не умеет прощать безнадежные долги в десять тысяч талантов.

Успех, здоровье и счастье в жизни в основном определяются нашим личным отношением к ней. Всё, что мы получаем от своего существования в этом мире: хорошее или, наоборот, плохое — напрямую зависит от наших мыслей, желаний и действий. Помните, что каждый из нас является творцом собственной судьбы.

Однако, чтобы жизнь приносила нам радость, необходимо знать, как правильно к ней относится. Если Вы полагаете, что она к Вам несправедлива – значит, Вы воспринимаете её несколько иначе, чем более «везучие» персоны. Сама по себе жизнь не может быть однозначно справедливой или несправедливой. Только Ваша точка зрения на данный вопрос определяет, как Вы к этому относитесь.

Отношение к проблемам

Каждый человек сталкивается с различными трудностями на жизненном пути. И он либо преодолевает их, либо пытается от них спрятаться. В данном случае можно обнаружить взаимосвязь: чем больше препятствий Вы преодолеваете, тем сильнее и счастливее становитесь. Вы начинаете ощущать уверенность в себе и собственных силах, а также осознавать определённую закономерность: жизнь награждает Вас за поступки, она даёт Вам что-то ценное взамен.

И наоборот: если Вы считаете, что не в состоянии справиться с возникшими проблемами, и пытаетесь убежать от них, то естественно, что все нерешённые вопросы постоянно будут преследовать Вас. Отсюда и возникает та пресловутая «несправедливость», которая, по сути, является вполне логичным явлением.

Почему нам кажется, что жизнь несправедлива?

К сожалению, это проблема тесно связана со всем нашим обществом, а корни у неё довольно-таки простые — всё дело заключается в современном воспитании.

Зачастую родители хотят, чтобы их дети ни в чём не нуждались, чтобы у них было всё самое лучшее. Но это вполне обычное желание приводит к тому, что когда дети становятся старше, у них увеличивается количество потребностей и запросов, толстеет эгоизм. И поскольку они привыкли только получать, а не отдавать, то, столкнувшись с необходимостью действовать, чтобы зарабатывать деньги, содержать семью и нести за неё ответственность, идти на какие-либо лишения ради близких, они просто не выдерживают, пускаются во все тяжкие и начинают утверждать, что жизнь несправедлива по отношению к ним.

Однако, если ребёнка с раннего детства приучать выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои поступки, то в будущем ему будет гораздо легче преодолевать трудности, которые повстречаются ему на пути.

Богиня правосудия, справедливости и возмездия в мифологии

Каждый знаком с таким понятием, как богиня правосудия. Она представлена в виде женщины, держащей меч и весы, а ее глаза закрыты повязкой. Все эти атрибуты имеют определенную символику. Фемида является общепринятым символом закона и порядка. Она изображена на многих элементах, которые имеют отношение к судейской системе.

Богиня справедливости и правосудия

Древняя богиня правосудия была женой Зевса, который наделил ее правом решать сложные вопросы. Он любит ее так же, как и вторую супругу Геру. У Фемиды и Зевса было трое детей, так говорится в истории. «Мойр» и «Гор», среди которых была дочь по имени Дике, которая символизирует справедливость. Как описывает мифология, Зевс не выполнял правосудие без своей жены и дочери.

Жена олимпийского Бога всегда давала ему дельные советы и не желала восстать против него. Она всегда находится справа от владыки и является его главным советчиком. Слепая богиня правосудия является одной из самых главных в мифах древней Греции. Она одна из первых, кто начал борьбу за соблюдение закона и порядка. Далее у нее были последовательницы, которые так или иначе привнесли свою лепту в историю.

Богиня правосудия Фемида

Богиня Фемида известна всем, кто так или иначе верует в Богов и связывает все происходящее в нашей жизни с их влиянием. Она является центральным образом, который описан во многих источниках древних мифов, играет большую роль в повседневной жизни каждого человека. Она связана со всеми события и ситуациями. Наделена такими атрибутами, которые объясняют ее «цели» и «возможности»:

  • меч – символизирующий расплату за деяния, наказание;
  • весы – определяющие меру наказания;
  • повязка на глаза – признак объективного решения.

С помощью весов богиня взвешивает все за и против, после чего определяет, каким будет наказание. Она является символом всей судейской системы, которая работает по принципу справедливости. Каждый плохой поступок должен быть наказан. Богиня правосудия известна во всем мире и красуется на многих зданиях судебной системы. Сейчас в ее честь даже названа юридическая премия.

Богиня правосудия Немезида

Немезида — богиня возмездия и кары. Она символизирует закон и справедливость. Все, кто не соблюдает установленный порядок, караются Немезидой и Фемидой. Эти обе богини наделены правом карать, но Фемида еще может решать, каким будет наказание и будет ли оно вообще, потому как правосудие не всегда заканчивается карой. Иногда человек может быть признан невиновным. Немезида изображена с такими элементами:

  • весы – умеренность;
  • меч или плеть – контроль за непокорностью и наказание;
  • крылья или колесница с грифонами – скорость кары и ее неизбежность.

В древнегреческих мифах, женщина представлена с крыльями. Она является дочерью Океана, и иногда является нимфой, хотя больше описывается, как богиня мщения. Немезида была наделена обязанностью контролировать греховные души. Если блага среди них распределяли нечестно, следовало наказание. Немезида многими воспринимается, как жестокая Богиня, но в этом и таится ее справедливость.

Богиня Юстиция

Богиня правосудия Юстиция была символом правды в Риме. Народ характеризует ее, как женщину, обладающую правом судить. Так, богиня правосудия в греческой мифологии именовалась, как Фемида, отвечающая за законный порядок. Справедливостью же занималась Дике. В итоге, римский народ объединил права двух богинь в одну, откуда и появилась Юстиция. Ее отцом считают Юпитера или же Сатурна. Римляне изображают богиню с повязкой на глазах. В правой руке у нее меч, а в левой — весы. С помощью таких атрибутов, женщина взвешивала вину и невинность людей.

Богиня Астрея

Богиня правосудия Астрея является ребенком Зевса и Фемиды. В мифологических источниках она представлена как женщина, которая спустилась с небес, чтобы наладить порядок в мире людей. Она выполняла контроль и наказывала тех, кто нарушает порядок. Все это происходило в золотом веке, а после его окончания, Астрея вернулась обратно на небеса, потому что люди испортились, а их нравы оставляли желать лучшего. Некоторые источники говорят о том, что Астрея — богиня Дике, символизирующая справедливость и правду. Астрея изображена с весами и венцом звезд.

Богиня Дике

Дике — богиня справедливости, которая была ребенком Фемиды и Зевса. Когда отец выполнял роль верховного судьи, она была рядом, так же как и ее мать, отвечающая за соблюдение законов. Греческий народ понимал, что соблюдение закона и справедливость — разные понятия, поэтому Дике представляла интересы справедливости, а Фемида – закона. Ее обязанности и права отличались от тех, что были у матери. Богиня воплощает личную мораль и ответственность за приятные решения.

Дике тоже является хранительницей ключей от врат, через которые проходит день и ночь. Она вершит справедливость в круговороте душ, которые «запутались» в настоящем времени. Если человек был преступником, богиня следовала за ним и наказывала с жестокостью, присущей преступлению. Она изображена в виде женщины, которая душит и избивает несправедливость, которые были представлены в образе Коринфа.

Богиня Адрастея

Адрастея в греческой мифологии изображена, как богиня, карающая зло. Она приносила возмездие там, где оно было правильным с точки зрения справедливости. Все ее наказания были неизбежными – если человек совершал грех, он обязательно должен быть наказан. Она тоже определяла дальнейшую судьбу душ в круговороте. Ее образ в некоторых источниках является аналогом Немезиды и прототипом Дике.

В мифологии образы очень переплетаются и не так просто определить, кто богиня правосудия, — каждая из них несет правосудие и возмездие за нарушение порядка и жизненных законов. Самым главным и центральным образом является Фемида — она определяет меру наказания с полным беспристрастием, а также воздает по заслугам виновному в полной мере.