Бог сказал

Встреча человека с Богом. «Идущего ко Мне не изгоню вон»

Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.

«Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах»

Однажды после проведенной встречи с молодёжью, мы шли по городу и к нам подошли две сектантки. «Здравствуйте, не хотите ли поговорить о Боге?» — спросили они. Тогда я решил провести для православной молодёжи наглядный урок сравнительного религиоведения. «Здравствуйте», — обратился я к сектанткам. «Я – оператор механических навозоразбрасывателей, но мне очень интересно говорить о Боге. Расскажите мне о Нём и о том, что Он в мире делает». И сектантки, показывая свои примитивные журнальчики стали говорить: «При Аврааме Бог сделал то… при Моисее – то… при Давиде –то…»

«Хорошо», – остановил я их. «Я верю, что Бог помогал своим угодникам». Но дело в том, что мне нужен такой Бог, который не только в древности действовал, но и в нашей жизни может что-то сделать. Скажите мне, что Бог сделал в вашей жизни лично?»

Сектанток поразил вопрос. Они стали говорить, что я не прав, и Бог сейчас в мире не действует. Он действовал в библейские времена, а теперь просто наблюдает за миром и ждёт момента Страшного Суда, чтобы наказать грешных и наградить праведных. После этого православная молодёжь, слушавшая нас, сказала: «Слава Богу, что мы православные».

Встреча человека с Богом С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву.

Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Ведь любящему важно всё в любимом. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, а её главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров (со стороны человека), которые преодолеваются только с помощью молитвы. Все говорят – во время молитвы хорошо. Это потому, что Бог касается души.

Часто спрашивают: «Зачем нужно молиться, если Бог и так знает, что нам нужно?» Но мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить ради корысти, а получить от Него помощь в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не должен быть вспомогательным средством в наших земных делах, как воспринимают Его протестанты. Главным содержанием молитвы должно быть само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы «побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить Его присутствие».

Но мы не всегда чувствуем Бога в молитве. Причин тут может быть несколько. Бог может этим показать, что в нашей жизни что-то не в порядке, что мы грешим. Как если бы мы поздоровались с мамой, а она от нас отвернулась, – мы бы всполошились – что случилось? Чем мы её обидели? Что в нашей жизни не так, что она с нами не здоровается? То есть Бог может попустить «нечувствование», чтобы мы захотели исправить свою жизнь.

Человек может быть не готов познать Бога в молитве. Мы жалуемся, что Он не делает явным Своё присутствие в те несколько минут, когда молимся, но ведь весь день мы говорим Ему «мне не до Тебя». Потому святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».

Трудись и укрепляй в себе веру

Бывает так, что когда мы начинаем духовный путь, наше сердце стремится вместить в себя Бога. Иногда мы чувствуем, что во время молитвы нам «хорошо», что «небо нас слышит». Этого не надо бояться, а надо стараться жить духовно и, в конце концов, живое чувство Бога, живая вера придёт к нам.

Бывает так, что человек не способен воспринять Бога. Сердце повреждено искаженной жизнью и человек Бога не слышит. Бывает так, что услышать Бога мешает множество грехов.

Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться…
Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.
Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Христос дарует людям возможность на личном опыте познать Истину. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – это православный способ общения с Богом. Но если душа повреждена, она не ощущает небо. Тогда помогает исповедь. Ведь церковные таинства вводят Господа в жизнь человека.

Маленькому ребёнку не нужно доказывать существование Бога, он Его просто ощущает. Но становясь взрослее ребёнок совершает больше грехов, и грех заслоняет Бога от человеческой души. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Когда человек долго не исповедовался, то он не знает, что тому человеку сказать». А ведь старец Амвросий был прозорлив и знал содержание и состояние душ, приходящих к нему. Но он понимал и то, что пока человек не хочет перемены, ему не помогут советы, ведь он воспримет их в соответствии со своим лукавством. Поэтому у аввы Дорофея есть мысль о том, что если не желающий покаяться придёт даже к пророку, и Господь положит на сердце пророка, что сказать, чтобы помочь лукавому человеку, всё равно не получит никакой помощи, и виной будет его лукавое сердце.

«Идущего ко Мне не изгоню вон»

Церковные таинства очень помогают человеку не только встретить Бога, но и жить Богом. Святой Николай Кавасила говорит: «Именно таинства и составляют нашу жизнь во Христе». Приведу современный пример, рассказанный мне Татьяной Садыковой.

Случай произошёл с канадцем Кристианом из Квебека, мужем Таниной подруги. Он был ревностным католиком и ради интереса причастился в православном храме. После этого он сказал: «Вот настоящее причастие. После причастия в православии трудно оставаться не православным».

Высокое состояние – ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собою, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами.

Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко и пришла мысль — предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня была с собой. Он смотрел долго, и я спросил его, что он чувствует? И он сказал: «Чувствую, что я грешник». Это всё говорит о том, что не только мы пытаемся прийти к «живому чувству живого Бога», но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам. В Евангелии есть такие слова Христа: «Стою у двери (человеческого сердца) и стучу». И Он ждёт, кто Ему откроет, чтобы войти к тому и вечерять с ним.

Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их (прим. ред.: апостолов) дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям… «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (ст. 17), то есть, Я говорю не в укор. Что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но — для того, чтобы привести вас к дружеству.

И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы это не всегда замечаем. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».

Он постоянно присутствует в нашей жизни, хотя большинство людей этого не замечает. Мы не видим всю разумную красоту того, как складывается наша жизнь в единый сюжет, ведущий всех добрых людей к счастливому концу. Но мы можем довериться Господу и поверить, что это – так.

Расскажу одну историю. Катя Б. – библиотекарь православного факультета. Однажды она сидела в библиотеке (а читальный зал находится на этаже университетского общежития, где живут арабы, китайцы и негры) и думала: «Господи, как же есть хочется». А потом иностранный студент палестинец Анас, открыв дверь, увидел Катю и через несколько минут принёс ей три тарелки еды. Мама, узнав об этом, сказала словами аввы Дорофея: «Если Господь захочет, Он и сердце сарацина расположит, чтобы нам помочь».

Человек перед Богом может изображать из себя постника, молитвенника, а может – и «великого страдальца». Только Христос – во всём настоящий и от человека ждёт искренности. Важно знать, Бог всегда рядом с нами, но мы сами далеки от Него.

Бывает и так, что человек ощущает Бога во время молитвы, а вне её не ощущает. Это неудивительно – чувство Бога и вправду приходит в молитве. У кого-то из святых отцов есть замечание, что все высокие состояния духа переживали только молящиеся люди. Причём молящиеся правильно.

История Евгении К.

У Евгении есть в Донецке родственница Виктория. В 2010 году она была невоцерковлённой, хотя и признавала существование Бога. Виктории 50 лет, и она сильно страдала от приступов удушья в лёгких. Однажды ночью у неё начался сильный приступ, а она тогда в квартире была одна. Она упала на ковёр рядом с кроватью и стала молиться Богу и говорить: «Господи, мне страшно умирать, я ещё не готова».
И тогда в комнате во многом свете явилась Владычица. Виктория испытала удивительный мир в душе и необыкновенную радость. Владычица ничего не сказала, но положила руку на плечо Виктории, и та тотчас уснула. А когда она проснулась, болезни у неё уже не было. Тогда Виктория стала ходить в храм.

Был в Донецке ещё и такой случай. Одна неверующая учительница очень страдала. В таком состоянии она легла спать и увидела во сне икону. От иконы был голос: «Ты помолись – тебе легче будет». Так она и поступила и страдание облегчилось. Так она пришла в Церковь.

Правильным было бы молиться постоянно. Но мало кто это может. Поэтому важно иметь чувство Бога в себе. Как? Частой короткой молитвой в течении дня. Обращать внимание на то, что с нами происходит, это может послужить поводом для молитвы.

Есть несколько способов почувствовать Бога:

1. Молиться со вниманием (к словам молитвы).

2. Предстоять перед иконой, как осужденный, и молиться, как мытарь.

3. Совершать добрые дела.

4. Участвовать в таинствах.

5. Благодарить Бога за перенесённые страдания.

Чем чище сердце, тем естественнее человеку общаться с Богом, ощущать Его присутствие. Мера самоотвержения, добродетельная, подвижническая жизнь и есть мера нашего богообщения.

Эту историю рассказала одна из женщин, несущих послушание в Лавре. Некоторое время назад туда привозили мощи святого Целителя Пантелеимона. Конечно же, собирались большие очереди, стоять в которых приходилось по многу часов. Эта женщина ходила к мощам семь раз, но каждый раз просила, чтобы монахи её провели без очереди. Добрые монахи всякий раз соглашались. Когда мощи увезли из Лавры, этой женщине приснился удивительный сон. Она увидела во сне лаврский храм, полный людей, стоявших в очереди. По храму шел сам святой Пантелеимон и на голову каждого возлагал венец. Проходя мимо этой женщины, он не дал ей венца. Она возмутилась и говорит: «Как же так! Ведь я семь раз к тебе ходила. А остальные только по разу! Что же ты мне венец не даёшь?». И святой Пантелеимон тихо ответил: «Они потрудились…»

Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство, твёрдо надеяться, что придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Богу нужны задолго до того, как начали Его искать, и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием.

Также и мы можем рассчитывать на то, если только постараемся, что Бог встретит нас. Он хочет нас встретить, так как сказал: «Идущего ко Мне не изгоню вон».

И БОГ сказал мне » НЕТ»

поздравления в стихах красивые стихи поздравления стихи с днем рождения женщине красивые стихи есенина стихи про осень стихи пушкина поэт пушкин александр сергеевич пушкин стихи женщине красивые стихи девушке стихи любимому спокойной ночи любимому пожелания спокойной доброе любимый доброе утро любимая поэтический подвиг стихи о любви любовные стихи признание в любви смешной стих стих стихи поэтов серебряного века стихи современных поэтов стихи современных поэтов 21 века стихи про маму стихи о маме стихи про мамины глаза стихи для детей стихи про детей короткие стихи день красивых женщин стихи букет белой сирени прикольные стихи стихи лермонтова лермонтов поэт стихи тютчева великие поэты рейтинги поэтов рейтинги стихов рейтинги любителей поэзии стих поэт акростих поэт и поэзия поэзия gj’pbz мир поэзии vbh gj’pbb стихи и проза cnb[b b ghjpf стихи для души cnb[b lkz leib сайт стихов собственного сочинения сайт стихи и проза россии сайт стихи полный список авторов какой поэт известные поэты творчество поэта писатели и поэты стихи русских поэтов стихотворение поэт про поэта смерть поэта поэт года бывший поэт будучи поэтом стих я будущее россии русские поэты читать стихи читаем стихи русские стихи лучшие стихи слова поэтов стихи собственного сочинения исторические стихи память погибшим в авиакатастрофе стих погибшим в авиакатастрофе дарина главный пассажир стих самому маленькому пассажиру и всем погибшим пятница 13 стихи стихи пятница пришла стихи на свадьбу с днем свадьбы стихи молодоженам стихи однокласснице стихи однокласснику стихи про мой класс стихи о классе философские стихи гражданские стихи психологические стихи религиозные стихи фантастические стихи мистические стихи пейзажные стихи исторические стихи детские стихи стихи о животных юмористические стихи праздничные стихи поздравительные стихи красивые поздравления военные стихи стихи эпиграммы стихи оды стихи поэмы стихи пьесы стихи думы баллады cтихи в прозе тексты песен эротические стихи стихи для взрослых стихи в картинках видео со стихами стихи про кадетов стихи о моцарте стихи про новый год стихотворение на новый год стихи на новый год стих на новый год стих к новому году стих на новый год в ожидании нового года новогодние стихи стих мороз стихи про рождество рождественские стихи стихи на рождество стихи к рождеству стих на рождество стих на рождество стихи про январь стихи про февраль стихи про март стихи про апрель стихи про май стихи про июнь стихи про июль стихи про август стихи про сентябрь стихи про октябрь стихи про ноябрь стихи про декабрь стихи про понедельник стихи про вторник стихи про среду стихи про четверг стихи про пятницу стихи про субботу стихи про воскресенье стих про волшебную страну для детей стихи про космос стихи о мэрцишоре стихи на 23 февраля стихи на 8 марта стихи к 8 марта стихи на международный женский день поэт Лаврова Татьяна Анатольевна поэт Девлеткильдеев Вильям Вильямович поэт Рузанова ВикториЯ поэт Жижин Виктор поэт Михин Николай Сергеевич поэт КУЧЕРУК REXTHER АЛЕКСАНДР поэт Щербатюк Юлия Викторовна поэт Конева Нина Васильевна поэт Кравец Евгений Григорьевич поэт Каипецкий Николай Викторович споэт сергей кувшинов поэт борис красильников поэт садовников поэт Мельников Сергей поэт Япин Виктор поэт МаСаби Мави поэт Давыдова Татьяна поэт Капелька Елена поэт НИКА стих нам не нужна война стихотворение о тружениках тыла стихотворение военной медсестре стих про субботник они защищали родину стихи о фронтовых медсестрах стих как началась война стихи о войне стихи о знамени победы стихи к 9 мая стихи ко дню победы стихи на день победы стихи о георгиевской ленте стихи про огненную обезьяну стихи про наркотики форум поэтов форум поэтов любителей поэтический форум форум стихов форум поэзии сайт поэтов любителей забыли пароль стихи в память о бабушке стихи в память о дедушке стихи в память об умершем дедушке стихи про газ стихи о лыжне стих о дорогах войны стихотворения о пурге стишки про фейерверк татьянин день стихи поэты про татьянин день стихи про город омск портрет в гостиной найти артиста любовь и уважение стихи бардов ранимая душа Рота, шагнувшая в бессмертие Перова Галина

Что значит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы»?

«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6)
«…и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35)​
«Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».
св. Василий Великий​
В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие людей богами. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6).Что значат эти слова? Почему богами названы люди? Есть ли это всего лишь иносказание или слово Писания имеет точный смысл?
Толкование этих слов затруднительно для человеческого разума. После грехопадения человек не ощущает себя богом, и если Сам Бог обращается к нему так, то подобное обращение вызывает недоумение. Язычники почитали богов, поклонялись демонам, но в этом месте богами названы люди. Богами как сильными мира в странах Востока часто называли царей и судей, но в этом месте сказано: «все вы». Может быть, под богами иносказательно разумеются ангелы? Нет, эти слова Писания точно истолкованы Спасителем, указавшим, что речь идет именно о человеке: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10:35, 36)
Своим замечанием Спаситель указал на точность текста, подтвердил неизменность предвечного определения Божия о человеке. Обличив иудеев в богохульстве, Он отверг саму возможность изменения Писания, указал на безусловную верность произнесенных в Ветхом Завете слов. Своими словами Спаситель отметил, что текст Писания имеет ясный и определенный смысл, вполне доступный пониманию человека.
Этот смысл раскрывают православные святые. Тщетно искать этот смысл в протестантских толкованиях. Они молчат о глубочайшем духовном опыте христианства, ничего не говорят нам о теснейшем соединении человека с Богом. Лишь интуицией протестант понимает, что Бог предуготовил человеку нечто большее, чем Его прославление. Тщетно искать этот смысл и в толкованиях католических. Католичество не вполне приняло учение о нетварной благодати Божьей. Оно подвергло сомнению духовный опыт Православия, отвергло учение св. Григория Паламы и духоносных старцев Афона о теснейшем соединении с Богом.
Только подвижники Православия — избранные сосуды Духа Святого — точно объясняют боговдохновенный текст. Это вполне естественно! Никогда не изрекалось Писание по произволу человеческому, но произносилось Божьими святыми. Обитающий в них Дух проницает и глубины Божии, а потому делает удобопонятным разумение Своих слов. Ниже мы приведем толкования святых и учителей Православия.
Св. Игнатий Брянчанинов:
«Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначению быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! Такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:
Аз рех: бози есте
(Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его, так что слова, сказанные им о жене, Спаситель мира прямо назвал Словами Божиими (Быт. 2, 24; Мф. 19, 4, 5)».
Св. Игнатий истолковывает смысл текста применительно к Ветхому Завету. Блж. Феофилакт Болгарский толкует слова Спасителя, указывая на связь Ветхого Завета с Новым.
«Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81, 6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству — Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я — Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение. — Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами: «к которым было Слово Божие», с которыми было, в которых обитало. Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою».
Блж. Феофилакт Болгарский дает точное определение: получившие обожение по благодати суть боги. Согласуясь с ним, Великий Василий говорит: «То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым; со вселением в него Духа, человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, Бога, будучи раньше землей и пеплом».
Подобно святым, учит и св. Каллист Катафигиот:
«Ибо нам как подобает быть деятельными во благом, чтобы быть бесстрастными, так и созерцательными по отношению к истине, чтобы быть боговидными, служа Богу, превосходящему все, и стремясь стать богами по положению и быть ими по законному подобию первообразу.
Итак, насколько есть сил, следует стремиться к бесконечному, исследовать превышающее ум, созерцать безвидное единое и непосредственно постигать непостижимое, чтобы быть в состоянии получить единственное наследие единого вышнего Бога, благодатию Господа нашего Иисуса Христа и Животворящего Духа, через Которых осияваемые мы сподобляемся созерцательной благодати, и обoженные по положению своему, мы становимся богами по дару Божию».
Св. Симеон Новый Богослов так толкует слова псалмопевца.
«Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). Внимай сказанному. Итак, каков первый, перстный, такими и все рождаются от него — перстными. А каков Христос, Небесный Владыка, такими — небесными — являются и все уверовавшие в Него (1 Кор. 15, 48), свыше родившиеся и крестившиеся Духом Всесвятым. Божествен.— родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога — боги по усыновлению «и сыны Вышнего все» (Пс. 81, 6), как говорят Божественные уста.
Ибо если Ты невидим для них существом и естеством неприступен, мне же Ты видишься и совершенно смешиваешься со мною сущностью естества (Своего), ибо они не отделены в Тебе и совершенно не разделяются,
но естество (есть) существо Твое и существо — естество; то поэтому, причастившись плоти Твоей, я приобщаюсь естества (Твоего) и поистине бываю причастником существа Твоего, (делаясь) соучастником и даже наследником Божества и бывая в теле выше бестелесных, я полагаю, (что) и сыном Божиим соделываюсь, как сказал Ты не к Ангелам, но к нам, Богами так (нас) назвав:
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего» (Псал. 81, 6; Иоан. 10, 34).
Так как Ты соделался человеком, будучи Богом по естеству, неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, то и меня, человека по природе, соделал Богом по усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего, чудным образом, как Бог, соединив разделенное».
Те же, которые восприняли Бога делами веры и, возрожденные Духом, наименовались богами, видят Его Самого — Отца их, всегда обитающего во Свете неприступном, имея Его обитателем, живущим в них самих, и сами обитают в Нем — совершенно неприступном».
Таким образам, богами названы обоженные люди, святые, приобщенные Божественной благодати.