Бог Надежды

Что значит уповать на Бога, доверять Ему?

Ч. В. Найлор

В 1922-ом году была издана небольшая книжица «Heart talks» (Сердечные беседы), статья из которой предлагается вашему вниманию. Автор, — Ч. В. Найлор (1874-1950), которого в 35-летнем возрасте постигло несчастье и он на всю оставшуюся жизнь остался парализованным и прикованным к постели, — научился в своей школе страданий и полной зависимости от Бога всецело доверять Ему и жить в тесном общении с Богом.

Во всей Библии нам указывается на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не уповали на людей, богатство и самого себя, потому что такое упование напрасно. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, т.к. из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом уповании базируются наши надежда, сила, спокойствие и защищенность.

Полное доверие Богу – что это?

Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога. Представлять все свободному течению обстоятельств – тоже не упование. Доверие – это всегда пребывать в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это определенное состояние души и равновесие духа (разума). В уповании мы можем открыть наши нужды, осознавая всемогущество Бога. Уповать – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за Него держаться.

Душа, имеющая истинную веру, не будет колеблема различными ветрами. Хотя волны высоко бьются об его жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто уповает на Бога, тот укрепил свой якорь за скалу силы Божьей.

Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их.

В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если в нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если мы имеем доверие к Богу, тогда страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в мучительном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед различными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощено сердце. Но этим я не хочу сказать, что если ты уповаешь на Бога, то тебе никогда не встретятся вещи, которые будут страшить тебя. Но в таких ситуациях именно доверие дает нам ощущение безопасности, основанное на знании того, что Бог рядом, Ему все ведомо и Он обо всем позаботится, окажет своевременную помощь и защитит нас.

Когда Джон Уэсли плыл из Англии в Америку для миссионерской работы, то корабль попал в сильный шторм. Казалось, весь корабль с пассажирами потонет. Большинство людей были в полном отчаянии и страхе, да и сам Уэсли тоже. Но тут его внимание привлекли несколько пассажиров, которые, несмотря на ужас непогоды, были спокойны и невозмутимы. На Уэсли это оказало большое впечатление, и он спросил о причине их спокойствия. Они просто и ясно ответили, что они доверяют Богу и их души сокрыты в Его присутствии и находятся под Его заботливой охраной. Они не испытывали страха, т.к. не было ничего такого, чего могли бы страшиться христиане. В это время Уэсли еще не пережил возрождения, но именно этот впечатляющий случай подстегнул его к тому, чтобы лично приобрести этот опыт.

В доверии нет озабоченности.

Если мы чем-то сильно озабочены, значит, мы не доверили это обстоятельство Богу. Доверие освобождает нас от любого беспокойства и заботы. Многие люди напрасно растрачивают большую часть своей силы и энергии в лишних заботах. Их постоянно что-то беспокоит. Их дни и ночи наполнены озабоченностью. Это стало их привычкой. В их жизни мало места для внутреннего мира, покоя и безопасности веры. Самое лучшее лекарство для таких состояний – полное упование. Тесная связь с Богом рождает доверие. Упование показывает, что Бог крепко держит руль нашего жизненного корабля. Это доверие требует от нас, чтобы мы пребывали в хорошем расположении духа, дает нам чувство безопасности, уверенность в том, что Бог наше прибежище и сила; оно дает нам понимание того, что наша жизнь, да и вообще все, находится в Его руках, и что Он желает сделать для нас все, что служит нам во благо.

О дорогой брат или сестра, оставь свои заботы и уповай на Бога! Это так облегчает жизнь! Если ты замечаешь, что обременен заботами, то прекрати заботиться. Отврати свой взор от всего, что отягощает тебя; обрати свой взгляд на Бога и не отводи его до тех пор, пока не познаешь Его вечную и верную заботу о тебе. Помни всегда о том, что если ты озабочен, то у тебя нет доверия к Богу. Но если ты Ему доверяешь, то не будешь заботиться! Заботы подавляют душу, ослабляют нас и лишают мужества, что мешает нам продвигаться вперед. Озабоченность – всегда препятствие в нашей жизни веры и упования на Бога. Бог хочет наполнить нашу жизнь мирным покоем, каким бывает покой красивого летнего вечера. Он желает, чтобы мы были бесстрашны и беззаботны точно так, как птицы или цветы на лугу. И мы можем это испытать, если доверяем Богу.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Доверие не знает жалоб.

Если мы все отдаем в руки Бога, то мы довольны всем, что посылает Бог в нашу жизнь. Тогда мы можем от всего сердца петь: «Твой путь, Господь мой, самый лучший…» Если мы доверяем Ему, то нам не сложно славить Его, потому что наше сердце исполнено благодарным благоволением. Но если мы склонны к жалобе, то у нас нет доверия к Богу.

Если мы доверяем Богу, то в нас не возникает горечь, если обстоятельства складываются не по нашему желанию. Там, где возникает горечь и противление (непослушание), невозможно доверие к Богу. Доверие всегда способно сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

В доверии – мир, именно – мир Божий, который «превыше всякого разумения». Человек, уповающий на Бога, имеет покой в своей душе. В доверии нет сомнений, потому что изгоняются уверенностью в безопасности. Уверенность в безопасности в свою очередь дает мир и покой.

Условием полного доверия Богу является тесное общение с Богом. Через доверие мы получаем способность познавать истинный характер Божий. И тогда мы до глубины осознаем его любовь к нам. Мы осознаем также как велика Его власть, в которой мы укрыты под сенью Его крыл. По причине нашего доверия наши враги и подстерегающие нас опасности теряют свою силу. Доверие дает нам чувство безопасности и защищенности, а они, в свою очередь, дают нам покой. Господь сказал: «…и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Душа, доверяющая Ему, найдет этот покой. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Разве эти обетования не драгоценны? Не являются ли они реальностью в этой жизни? Реальны ли они и в твоей жизни? Бог ожидает, чтобы так было! Доверие осуществит эти обетования лично в тебе. Но они никогда не станут реальными, если ты не научишься доверять Богу.

Доверие к Богу – это корень твоего жизненного древа, питающий и укрепляющий его. Доверие к Богу позволяет этому дереву цвести и приносить плоды. Чем больше наше доверие к Богу, тем богаче и лучше будут плоды праведности в нас.

Я много вещей сказал о доверии, но теперь хочу сказать о другом, что тоже связано с нашим доверием. Доверие требует присутствия уничижения (смирения). Часто Бог не может помочь нам, потому что мы не позволяем Ему это сделать: мы сами хотим строить и претворять наши планы. Мы хотим все иметь и делать по своему пониманию, как бы ни были узки наши познания.

Доверие включает в себя послушание. Это значит, мы трудимся для- и с Богом, чтобы достичь определенных результатов. Мы не можем бессмысленно сидеть сложа руки в ожидании что все свершится само собой. Если пахарь будет молиться о хорошем урожае и при этом не вспашет и не засеет поле, то напрасна его молитва. Труд и вера неразрывны. Мы должны позволить Богу управлять нашими усилиями. Мы должны быть готовы трудиться, когда и где Бог этого пожелает. Наши попытки доверять Ему будут напрасны, если мы не готовы быть послушными; именно это является причиной затруднений, которые возникают у большинства людей. Собственно, они хотят быть послушными настолько, насколько это сообразно их собственным представлениям. Но если что-то происходит не в соответствии с их представлениями, то готовность к послушанию исчезает. Наше послушание и готовность к действию не должны быть ограничены, иначе невозможно доверие.

Доверие включает в себя и терпение. В большинстве случаев мы ожидаем немедленного ответа на свои молитвы. Если этого не случается, то мы становимся нетерпеливы и думаем, что Бог нас не слышит. Но нет никакой необходимости давить на Бога, потому что стоим у Него на пути мы сами! Он будет трудиться не по нашим представлениям и планам, а по Своим; Он сделает все в Свое время. Бог Сам распоряжается временем.

Доверие к Богу указывает на нашу активную и позитивную жизненную позицию. Пассивное отношение к возникшей проблеме или уход от нее не являются признаками доверия к Богу. Доверять Богу, уповать на Его помощь означает: полностью полагаться на Него, считаться с Ним, верить, что Он желает исполнить нашу просьбу; и терпеливо ожидать ответа. Все это приведет нас к уверенности, что исполнение нашей просьбы – ясный свершившийся факт.

Мы не оставлены в сомнении, неуверенной надежде или предположениях; но мы имеем позитивное доверие, которое даст нам положительные результаты.

Пророк Исаия говорит: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» (12:2). Бог ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом. Он хочет, чтобы мы все отдавали в Его руки. Псалмопевец говорит нам, что мы должны делать, если нас одолевает страх: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Оставайся в уповании! Бог никогда не упрекнет тебя в настоящем неизбежном страхе, более того, Он укажет тебе путь из боязни, которая исходит от твоего неверия. Уповай на Бога! Это самый верный путь, по которому мы можем идти. Бог не забудет нас, ни тем более не оставит!

Упование на Бога

Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная. Ис.26,4

Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли. Пс.39,18

Даруй награду надеющимся на Тебя, и да веруют пророкам Твоим. Сир.36,17

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 1Тим. 4:10

Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Соф.3,12

А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Мих.7,7

Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит. Пс.113,19

Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек? Пс.117,6

Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117,8

Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша. Пс.32,20

..приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Пс.4–5

..прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Пс.90,2

Ибо ты сказал: «Господь – упование моё». Пс.90,9

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Пс. 42,5

Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня. Пс.54,17

Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. Пс.54,23

А я на Тебя, уповаю. Пс.54,25

В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Пс.55,5

На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? Пс.55,12

Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Плач.3,24

Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник – и безопасен. Притч.18,11

Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, . Пс.12,6

Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Пс.15,1

Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё. Пс.17,3

Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Мих.7,8

А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Пс.30,15

Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Пс.31,10

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Притч.16,3

И увидит это неприятельница моя и стыд покроет её, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» Насмотрятся на неё глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах. Мих.7,10.

Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. Мих.7,9

Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. Ион.3,9

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Ис. 25,9

Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1Пет.1,13

И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. Ис.31,3

Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. 2Цар.22,2

Вот, Бог – спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение моё – Господь; и Он был мне во спасение. Ис.12,2

..скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Ис.35,4

Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. Евр.13,5

..ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Ис.25,4

..не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ин.3,27

Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Евр.10,35

Итак я надеюсь на Господа,… и уповаю на Него. Ис.8,17

Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! 2Цар.22,3

Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36,5

..так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Евр. 13,6

Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Пс.33,9

И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Ис.26,8

Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину. Пс.36,3

А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Евр.3,6

Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя. Пс.32,22

Надежда, Надежда на Бога

Надеющийся на Господа будет безопасен. Притч.29,25

Ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности, моей. Пс.70,5

Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Ис.2,22

Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Притч. 11,7

Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Рим.8,24

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32

Утомляется и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся. Ис. 40,30–31

Надеющийся на Господа будет благоденствовать. Притч.28,25

Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром. Прем.5,14

Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. Прем.17,12

Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Пс.49,14

Я твой щит; награда твоя будет весьма велика. Быт.15,1

Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Ос.13,9

Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Прем.3,9

Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Пс.145,3

Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. Притч.28,26

Надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. Ис.57,13

Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин.3,2–3

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою. Рим.15,13

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Притч.3,5

 УПОВАНИЕ НА БОГА

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога.

Преподобный Максим Исповедник

Святой Макарий Великий

Должно христианину иметь упование

Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, — зло как бы истончавается и воденеет в нем. Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козни. Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления.

Преподобный Исаак Сирин

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце

Упоенные и согретые надеждою не знают ни скорби, ни чего-либо мирского.

Не изнемогай в уповании на Промыслителя своего, потому что дивно Домостроительство Его в присных Ему.

Приманка для души — радость, производимая надеждою, процветаемою в сердце.

Когда человек в мысли своей лишит свою жизнь надежды, тогда нет ничего дерзостнее его.

Не испытав явственного покровительства Божия, сердце не в состоянии надеяться на Бога.

Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели.

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, в своей мере, не исполнял воли Его.

Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести.

Когда душа упоена радостью надежды своей и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно.

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и перед врагами его похвала его.

Святитель Иоанн Златоуст

Упование поддерживает наши души

Оно <упование>, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и, вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока.

Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении.

Преподобный Максим Исповедник

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога

Упование от терпения и великодушие, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.

Преподобный Исидор Пелусиот

Уповающий на Бога поддерживается надеждой

Упование на Бога — незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя внешним упованием, тот не только приобретет самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается бедами постигшими, подкрепляя себя чаянием оного священного якоря. Посему воспользуйся упованием, и будешь выше всех горестей.

Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй.

И богатство… будь оно велико и теки отовсюду, и достоинство, будь оно царское, и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (Ис. 44, 25). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто возложил упование на Господа, тот спасется

Кто возложил упование на золото, тот падет, а кто возложил упование на Господа, тот спасется.

Всегда перед очами своими имей Господа, потому что спасает Он уповающих на Него.

Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца!

Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке.

Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему.

Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и нелегко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами.

Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну.

Дивлюсь, что доселе еще не исправился я, а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер.

На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они.

Преподобный Максим Грек

В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел

Вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, потребно… полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы. Ибо, как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду: так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи…

Утвердиться в такой надежде, и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие помышления:

То, что ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может сделать все, что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь.

То, что ищем ее у Бога, Который, как Всеведущий и Премудрый, знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.

То, что ищем такой помощи у Бога, Который, как бесконечно благий, с неизреченною любовию предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной, действующейся в нас брани, тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

Четвертый способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыженным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите: кто верова Господеви и постыдеся (Сир. 2:10)?

Преподобный авва Дорофей

Послание к брату, угнетаемому искушением

Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устроять всё, касающееся до нас, а тем более, должно поступать так теперь. Ибо, если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысл Божий делает много сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), относится к человеку, находящемуся в искушении.

Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чём помышляем (Еф. 3:20). Я мог бы отвечать на всё, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому, только желаю показать тебе путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твёрдый. Господь с тобою.

Имей надежду на Бога

Хорошо рассудил авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие помышления и имей надежду на Бога, которая делает гораздо более того, что мы предполагаем, и успокоит тебя надежда на Бога. Господь да поможет тебе, сын мой, молитвами святых. Мы должны сопротивляться таковым помыслам, ибо не дерзаем сказать, что проживём и завтрашний день.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Где ваша надежда на Меня?

Упование в молитве состоит в том, чтобы с верою в присутствие и слышание Божие, со страхом Божиим выговаривать прошения, благодарения и славословия, а о принятии и исполнении их не сомневаться и нимало не беспокоиться, в полной уверенности, что Владыка их выслушал и принял в пренебесный и мысленный Свой жертвенник и по желанию матери нашей – Церкви (если мы молимся от лица Церкви), равно и сердца нашего, как всеблагой, премудрый и всемогущий, даст просимое и даже с избытком против того, сколько мы просим или разумеем. Но сердце, пристрастное к пище и питию, жадное до них, изнеженное ими, не имеет этого упования, равно как сердце, в коем кроется ненависть, вражда, – связанное скупостью, сребролюбием, завистью – доколе не оставит своих недугов и не исправится.

Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). Что же нас разделяет и от Бога и между собою? Деньги, пища и питье, – этот прах, этот тлен, гной. – Отчего? Оттого, что нет живого христианского упования на Бога. Мы не знаем или забываем, что истинная жизнь человека есть любовь к Богу и ближнему. Полагая жизнь в прахе и надеясь на него, мы не воздаем Отцу Небесному подобающей славы возложением на Него всего упования, всей своей печали, как должно верным чадам Его во Христе. Аще Отец есмь Аз, то где слава Моя (Мал.1:6)? Где ваша надежда на Меня? Где ваша любовь ко Мне? Где беспристрастие к земному, тленному, и вседушевное желание небесного, духовного, вечного?

Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты, или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь. Аминь.

Преподобный Петр Дамаскин

Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию, и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением.

Авва Исайя

Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого.

Блаженный Диадох Фотикийский

Предел упования — преселение ума к чаемым благам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся: надежда побеждающих грех силою Божию и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи, неведению, неосторожности, по увлечению, не по намерению.

Святитель Феофан Затворник

Предайте себя в руки Божии… и Он не оставит вас

Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя!

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием.

Слабость веры и скудость упования помилования производятся врагом нашим.

Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие па волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам.

Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь.

Чувство упования на Бога — великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий.

Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают.

А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос.

Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати.

Извольте… продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое — не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и второе — при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого.

Надежда на Господа Спасителя

Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу, преданность в волю Божию.

Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов, по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать.

Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих.

Добре творите, что питаете надежду, и упование живо. Они — луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни.

Авва Петр, ученик аввы Исаии, рассказывал: «Когда я посетил авву в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печать, сказал мне: «Что это за страдание, когда есть надежда успокоения? Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение».

***

Один весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их своей матери, и был к нему голос: «Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?» Брат, познавши силу голоса, пал лицом на землю, молясь: «Ты, Господи, имей о нас попечение», — и, встав, воротился в свою келью. На третий день пришла к нему мать и говорит ему: «Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его и раздроби на малые части, чтобы нам питаться». Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией, преуспевал во всякой добродетели.

***

В Константинополе жил богатый купец по имени Феодор. Однажды его корабль потонул, и погибло все его богатство. Феодор любил одного богатого еврея и, придя к нему, стал просить дать в долг золота для торговли. Еврей сказал ему, чтобы он дал залог и тогда пусть возьмет сколько хочет. Христианину нечего было дать. Идя с евреем по улице, он увидел на вратах мозаичный образ Христа, самое дорогое, что он имел, и взял Его свидетелем своим и поручителем. Еврей сказал, что если его друг действительно верует Христу, то он даст ему золота. И дал ему тысячу златниц золота.

Феодор, купив на эти деньги нужное, отправился торговать в Александрию. На обратном пути в Константинополь его корабль утонул. Еврей, услыхав о возвращении Феодора, пришел к нему, надеясь взять свое золото с прибылью, но застал его плачущим в своем доме. Услыхав о потоплении его корабля, он утешал друга и говорил, чтобы он не скорбел, но верил поручившемуся за него Христу.

Видя скорбь купца, он дал ему еще тысячу златниц, привел к вратам, и Феодор опять взял образ Христа в свидетели. Купец отправился торговать, приобрел много богатства и, радуясь, возвращался в свой город. Но и на этот раз все богатство его погибло, ибо разбился его корабль, и он ни с чем вернулся домой.

Узнав о гибели товаров Феодора и с ними и своего золота, еврей призвал его и начал поносить Христа: «Смотри, как прельстились мы, веруя несуществующему Богу. Если бы Он был Сын Божий, на Которого ты надеешься, ты бы не потерпел уже третий раз потопления». Феодор, плача, говорил еврею: «Нет, друже, не хули истинного Бога, все это случилось из-за моих грехов. Но прошу тебя, дай мне еще в третий раз золото и веруй, что ради твоего вразумления я буду спасен и твое с прибылью возвращу тебе». Еврей в третий раз дал ему тысячу златниц, и опять образ Христа Спасителя они взяли в свидетели; при этом еврей сказал Христу: «Если Ты Сын Божий, пусть спасен будет христианин и его золото, чтобы и мне веровать, если же нет, пусть не обольщаются верующие в Тебя». Феодор взял золото, пустил его в оборот, побывав во многих далеких странах, и приобрел много богатства. Возвращаясь домой, Феодор взял четыре тысячи златниц, положил их в ковчежец с письмом, в котором было написано: «Феодор христианин — моему благодетелю Аврааму иудеянину! Вот четыре тысячи златниц золота вложил я в ковчег и надеюсь, что Христос, мой Свидетель и Поручник, вручит все это в твои руки». Запечатав ковчег, купец бросил его в море, сказав: «Господи Иисусе Христе, Ты Сам знаешь, как доставить этот ковчег моему заимодавцу».

В это время был сильный ветер. Корабли, стоявшие около берега, разбивались от напора волн, и многие жители города вышли на берег. Пришел посмотреть бушующее море и еврей, друг Феодора. И вот, когда он стоял на берегу моря, одна волна выбросила к его ногам ковчег с золотом. Взяв ковчег, Авраам принес его в свой дом и, открыв, нашел в нем письмо Феодора к нему с добавлением на еврейском языке: «Я, Иисус Христос, от Феодора христианина принес тебе золото, чтобы ты не хулил Меня. Я исполнил поручение, чтобы ты имел веру в Меня».

Когда со временем купец вернулся в полном здравии и со многим богатством, то, взяв подарки, пришел к еврею. Авраам взял подарки и, искушая его, спросил о долге. Феодор ответил, что он верит, что Христос, поручившийся за него, отдал ему золото, и оно находится в доме еврея. Еврей же сказал, что он ни от кого не получал своего золота. Тогда Феодор сказал ему, что если он не получал своего золота, то пусть подойдет к образу Христа и поклянется в этом. Но еврей убоялся и вынес письмо, положенное сверх золота. Увидев в своем письме дополнение, Феодор удивился, и они прославили Бога, а Авраам уверовал в Христа и крестился со всем своим домом.

Надеясь на Господа

Надеясь на Господа. Что означает надежда для верующего человека. Доверяя Господу, мы приобретаем надежду. Бог есть любовь, которая дает нам надежду.

Надежда считается одной из трех главных добродетелей. Одна из ступеней лестницы духовного роста в христианстве — вера, по которой восходят к Богу в христианстве. Надежда на спасение, полагаясь на волю Бога. (Еф.2:12).

Надеясь на Господа, признав Его своим Спасителем, раскаиваясь в своем грехе, доверяя Иисусу Христу свою жизнь, мы приобретаем великую надежду к спасению. Приобретаем надежду к нашим ожиданиям о будущем. Познаем божью любовь и укрепляем веру.

В Библии слово надежда включает в себя желание, ожидание и предвкушение. Мы часто думаем о надежде, как о простом желании, но в Библии “надежда” включает в себя больше, чем желание. В Писаниях надежда всегда имеет отношение к будущему.

“Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении”(Рим. 8:24-25)

Также “надежда” всегда имеет отношение к тому, что хорошо и желаемо к тому, чего нам хочется ожидать в своей жизни. В Библии о “надежде” всегда говорится как о чём-то возможном и реальном. Библия также говорит, что надежда — это то, что Бог дает нам.

Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,(2 Фес. 2:16).

В Новом Завете мы читаем о том, во что нам надо облечься в доспехи, которые защищают нас. В одном таком отрывке, (1 Фес. 5:8), мы читаем: “…облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения”. Посему, защита для нашей головы или разума исходит от надежды спасения!

Давайте, истинно утешаться надеждою, устремляясь к горнему, а не к земному (Кол. 3:1,2). Надежда дает нам силу переносить трудности и побуждает нас пребывать верными до конца (Евр. 3:6). Когда мы продолжаем стоять в вере, продолжаем молиться, мы получаем опыт или доказательство Божьей верности. Мы видим, как Он помогает нам, мы видим, как Он отвечает на наши молитвы, мы видим, как Он выводит нас из наших проблем. И это производит в нашем разуме надежду. Надежду на то, что и в следующий раз Бог не оставит нас. Вот почему в 102-ом Псалме Давид призывает свою душу, свой разум не забывать Божьих благодеяний. Пока мы помним то, что Бог сделал в нашей жизни, мы продолжаем укрепляться в нашей надежде.»Надежда не разочарует и не обманет». Конечно, речь здесь идёт о надежде на Бога. Бог не разочарует и не обманет нас в нашей надежде на Него. Если мы разочаровываемся, то потому, что перестаём надеяться на Него, перестаём доверять Ему.

Притча о надежде:

Ночь. Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: Я спокойствие, к сожалению люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: Я Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Едва произнеся это, тут же подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: я любовь, у меня нет больше сил, гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких. Недолго погорев, и эта свеча угасла.

Вдруг…
в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: что вы делаете, вы должны гореть, я боюсь темноты. Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча сказала: Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Я – надежда!

Божья любовь излилась в наши сердца Духом Святым. Это значит, что когда мы родились свыше, когда мы обратились к Богу, Он дал нам Своего Святого Духа, и вместе с Ним в наши сердца Он излил Свою любовь и познание Его любви. Как это связано с надеждой? Имея познание Его любви, мы можем знать, что Он никогда нас не подведёт, не предаст, не обманет и не бросит на полпути. Мы можем ожидать от Него только самое лучшее, потому что Он есть любовь, и Он любит нас намного больше, чем мы сами себя. Он дает нам надежду. Мы же надеясь на Господа, приобретая надежду, приобретаем мир и уверенность в завтрашнем дне.

Маленькая или плохо написанная статья — это не неуважение к тебе, дорогой читатель, не результат моей небрежности, но просьба и призыв к общению! У меня не всегда достаточно сил, знаний и времени. Если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием, дополни эту статью.