Блюдите како опасно ходите

Глава 5

Еф.5:1. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные.

«Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная». Сподобились вы всыновления, именуете БогаОтцом. Поэтому ревнуйте о сем родстве.

Еф.5:2. И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

«И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания». И здесь показал Апостол равенство Отца и Сына. Ибо, повелев подражать Богу, то же самое заповедует и в рассуждении Сына. И как сказал об Отце, что даровал нам, так и о Сыне говорит, что «возлюбил есть нас и предаде Себе за нас». Ибо не по нужде, как какой-нибудь раб, повиновался, но добровольно «предаде Себе за нас». Сие же: «жертву и приношение в воню благоухания», явно говорит о теле, потому что тело пригвождено ко кресту.

Еф.5:3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

«Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым». Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти.

Еф.5:4. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не при­личны вам, а, напротив, благодарение.

«И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение». Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство.

Еф.5:5. Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

«Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога». То же сказал и в Послании к Коринфянам (1Кор. 6, 9–10). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: «никтоже может двема господинома работати», и: «не можете Богу работати и маммоне» (Мф. 6, 24).

Еф.5:6. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.

«Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя». поелику последующие эллинским учениям делали все исчисленное выше, то повелевает не слушать сих учений, потому что делателям лукавства угрожает наказание от Бога.

Еф.5:7. Итак, не будьте сообщниками их.

«Не бывайте убо сопричастницы сим», то есть тем, которые порабощены злочестию.

Еф.5:8. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.

«Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе»; потому что озарились Божественным светом.

«Якоже чада света ходите». поелику назвал их светом, светом же истинным нарицается Господь, то нарек их и чадами света.

Еф.5:9. Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

«Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине». Кто приобщается Всесвятого Духа, тот да приносит плоды Духа.

Еф.5:10. Испытывайте, что благоугодно Богу.

«Искушающе, что есть благоугодно» Господу. Одарены вы разумом и прияли благодать Всесвятого Духа. Посему удобно можете распознавать благоугодное Богу.

Еф.5:11. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Еф.5:12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Еф.5:13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

«И не приобщайтеся к делом неплодным тме паче же и обличайте». «Бываемая бо отай от них срам но есть и глаголати». «Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть». Назвал ефесян светом и чадами света. А свет обличает кроющееся во тьме. Посему повелевает им не только убегать сообщения с пребывающими во тьме, но и обличать их лукавство.

Еф.5:14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

«Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос». Так в некоторых списках читается: «осветит тя Христос», и сие чтение более всего прилично связи речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господня света. Впрочем, должно знать что свидетельство сие не из Писания, ибо в Божественном Писании нигде не находим оного. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и сие дает разуметь божественныя. Апостол в Послании к Коринфянам: «кийждо вас псалом имать» (1Кор. 14, 26).

Еф.5:15. Итак, смотри?те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.

Еф.5:16. Дорожа временем, потому что дни лукавы.

«Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри»: «искупующе время, яко дни лукави суть. Днями лукавыми» называет не самое время (ибо какое лукавство имело бы время?), но злобу, на какую отваживаются в сии дни. Посему и сказал: «искупующе время», то есть оно не ваше, потому что вы – пресельники и пришельцы. Поэтому мужественно переносите встречающиеся скорби и употребляйте настоящее время, как должно.

Еф.5:17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

«Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия». Ибо крайнее безумие не служить всем спасшему Владыке.

Еф.5:18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.

Еф.5:19. Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

«И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но исполняйтеся Духом», «глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви». Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное. Сие разумел, сказав: исполняйтеся Духом», то есть: непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого.

Еф.5:20. Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.

«Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу». Не за себя только надлежит песнословить благодетеля Бога, но и за всех участвующих в благодеянии. Делать же сие надобно, всегда памятуя спасшего нас Христа.

Еф.5:21. Повинуясь друг другу в страхе Божием.

«Повинующеся друг другу в страсе Божии». Ибо повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поелику Апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым родам людей.

Еф.5:22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.

Еф.5:23. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

«Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу», «зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела». Весьма премудро божественный Апостол представил сей пример. Ибо достаточно оного, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам.

Еф.5:24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

«Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем». Как предписывающий закон благочестивым, Апостол присовокупил: «во всем». А что дает закон благочестивым, показывает представленный пример. Никто же из питомцев благочестия не предпочитает своего Божию.

Еф.5:25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

Еф.5:26. Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.

Еф.5:27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Еф.5:28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Еф.5:29. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь.

«Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню»: «да освятит ю, очистив банею водною в глаголе», «да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна». «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса». Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, соделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле. А сие: «очистив банею водною в глаголе», значит: во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Любяй бо свою жену, себе самого любит»: «никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю». Если в каком-либо члене бывает какое-либо страдание, не отсекаем оного, но стараемся уврачевать. Так и вам надлежит, говорит Апостол, заботиться о женах.

«Якоже и Господь Церковь». Питает и греет ее, предлагает ей в снедь собственное Свое Тело и Кровь Свою.

Еф.5:30. Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

«Зане уди есмы тела Его от плоти Его, и от костей Его». Ибо как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, ядим Тело Его и пием Кровь Его. Апостол же напоминает нам и сказанное о жене.

Еф.5:31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

«Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24). Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть. Свидетель сему и плод брачный, потому что единое чадо рождается от обоих. Впрочем, божественный Апостол, повторив закон брака, показывает, что он просиявает и в браке духовном, и взывает:

Еф.5:32. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

«Тайна сия велика есть: аз глаголю во Христа, и во Церковь». Ибо Сам Христос, оставив Вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил только видимо, по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество.

Еф.5:33. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

«Обаче и вы по единому кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа». Не во всех отношениях, говорит Апостол, ко Христу и к Церкви прилагаю я брачный закон. Ибо и вы подлежите закону, и мужу надлежит любить жену, как собственное свое тело, а жене и любить, и бояться своего мужа. Сие повелел и божественный закон: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт. 3, 16).

Блюдите, яко опасно ходите…


Раньше о таких историях я читал в патериках, но вот вчера один батюшка рассказал нам о той, свидетелем и участником которой он стал недавно.
Наверное, с неделю назад, его пригласили причастить одну умирающую женщину. Она в общем то в храм периодически ходила, т.е. была такая «как все». И вот Господь по своей милости через ее заботливых близких, не ровня тем, о ком я помянул рассказом ниже, призвал священника к ее постели. Она была еще в сознании. Была хорошая исповедь, тихое мирное причастие, очень светлое настроение и чувство в комнате у умирающей. Уходя, батюшку посетил «странный» помысел (странный тем, что ранее как-то особо не приходил в подобных ситуациях), движимый которым — он еще остался некоторое время с ней, и рассказал о том, что если вдруг ей явятся — «ангелы», «богородица» или даже «христос», то чтобы она эти видения не принимала, почитая себя недостойной их, а сосредоточилась только на осознании свое греховности. Вот после этого он ушел…
Спустя дня три его позвали еще раз, и сказали, что больной стало намного лучше, она почти встает(!). Удивленный (думал, что она уже преставилась, т.к. была крайне тяжела в тот раз) священник с Св.Дарами вновь пошел к ней. Зайдя в комнату — очень удивился, т.к. по его словам в комнате было ощущение какой-то мерзости, разгоряченности, какой-то «липкости», смущения…
Ну мало ли что привидится ? Но вдруг больная, с каким то горящим взглядом прошипела:
— Что поп пришел? Мясо принес ? (указывая на дароносицу).
Вот тут стало немного не по себе. Присмотревшись к больной, он с трудом ее узнал. Женщине попробовали дать пить святой воды, которую однако она все время выплевывала не желая никак пить. Понятно, что дать ей причастие было невозможно (она его бы просто выплюнула)…
Батюшка уединился с близкими и спросил что происходит ?
Кто-то из них, сказал ему, что в тот же день, когда ее причастили, к ней приходили «ангелы».
Он спросил откуда они знают, что это ангелы ?
Ответили, что больная сама об этом сказала… «Ангелы» ей рассказали о том — кто ее сглазил, что она не умрет, что нужно лучше питаться и всякое другое… Но самое поразительное, что «ангелы» ей абсолютно точно рассказали про грехи другого человека (о которых она знать точно не могла) и чем накаутировала родных окончательно. Как же можно не верить, если они рассказали сущую правду ???
И действительно, как можно не верить ? Вот только маленький нюанс… Они рассказали про грехи другого человека, т.е. переключили ее внимание не на свою греховность, а на греховность другого…
К сожалению, священнику ничего не оставалось делать как уйти (сказав, что если вдруг состояние больной изменится, что она сможет причаститься, чтобы его сразу позвали).

Нужно ли говорить, что это был последний день ее «выздоровления» ? Что этой же ночью она умерла…без напутственного причастия…
Блюдите братия, яко опасно ходите….
***
Что поучительного в этом рассказе ?
Конечно же, понятно и насчет того, что сатана может принять вид ангела света (2Кор.11:14), и о том, что истинное состояние христианина, которым он должен поверять себя — это должно быть состояние покаяния, видения своего недостоинства, сердечное сокрушение, смирение, неосуждение другого и безразличие к чужим грехам.
Но что еще примечательно. Не многим умирающим являются бесы в виде ангелов света. Отчего так ?
Попробую предположить.
Если человек умирает в покаянии, причастившись Св. Христовых Тайн, то по не ложному церковному преданию, он беспрепятственно проходит все мытарства (конечно же, не по своему достоинству), а по Святости Того, Кто в нем находиться. (Вот подлинная цена — Святых Тайн! Они открывают нам врата Царствия Божьего! Как говорил св. прв. Иоанн (Кронштадский): «Святые Тайны для меня — всё». И как же мы небрежны, не внимательны к этой небесной пище, ведущей в жизнь вечную, хотя и можем ее иметь во всякое время — во-истину, пока не «клюнет жареный петух»)
И вот представьте себе. Еще вчера этот человек был в их руках. Еще вчера, не нужно было никаких фокусов, т.к. он и так им полностью принадлежал, т.к. был «как все». (Да, да это я о тех, кто мнит о спасении, но ничего для него не делает). Но вот теперь, исповедавшись, причастившись, во-многом по любви и неравнодушию родных и милости Божьей — он стал Христовым…. О-о-о, это невозможно допустить… И вот здесь в бой пошли все средства…. И…
И?
Господи, упокой р.Т. имя которой ведаешь! Спасибо тебе за те вразумления, что Ты всегда посылаешь нам грешным!
О, как правы были Серафим (Роуз), со своим «Душа после смерти», свт. Игнатий со своим «Слово о смерти», как обманчиво это «розовое спасение» всех и вся, как обманчивы те фокусы духов злобы, которыми они завлекают несчастную душу в ад под видом светлых городов, ангелов, святых, умерших родных и т.п. По сути, это продолжение — «ты достоин этого», «ты заслужил спасение» и т.п. Т.е. Богу мы предстоим не как кающиеся грешники, умоляющие о милости, смирившиеся до от них же первый есмь аз, но напротив — мы «богоизбранные», «святые» и проч. безумия…
Вот здесь то происходит падение с самой последней ступеньки…
И как часто наше дерзновение, дарованное благодатью Святого Духа, может перейти в дерзость….если мы забудем о трезвости, о сущности нашего спасения — начало и конец которого — покаяние и страх Божий.