Благодатный огонь

Благодатный огонь — правда или ложь, откуда берется Благодатный Огонь на самом деле?

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм Гроба Господня. С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь Пасхи.

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь — правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь — научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь — интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Церемония схождения благодатного огня (Статус-кво святых мест)

  • 1. Введение
  • 2. Совершение обряда
  • 3. Участники обряда
  • 4. Распределение мест в Ротонде
  • 5. Размещение гостей
  • 6. Проведение обряда
  • Оригинал на английском языке

1. Введение

Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными.

В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России.

Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории.

2. Совершение обряда

Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют.

По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения.

3. Участники обряда

Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

Хранитель ключей от Храма Воскресения Христова, мусульманин, по традиции опечатывает двери Кувуклии до входа Патриарха, также в течение всего обряда присутствует монах-францисканец.

4. Распределение места в Ротонде

Во время Схождения Благодатного Огня Храм полностью заполняется множеством взволнованных верующих, и представители разных конфессий должны находится в предназначенных для них местах, которые в свою очередь могут быть поделены между представителями разных городов.

Православной Церкви принадлежит часть площади с дальней от входа стороны Гроба, от передней части Гроба до середины седьмой колонны

Отсюда и до черного креста справа от девятой колонны, на расстоянии приблизительно около метра от центра – часть, принадлежащая Сирийской церкви. Эта граница, как правило, является предметом спора, так как сирийцы считают, что она должна проходить по центру колонны. Но этот вопрос, однако, решен не в их пользу, и граница осталась неизменной.

Эти две границы сходятся в северо-западном углу Кувуклии.

Коптская территория располагается от границы Сирийской церкви до центра колонны 12, по линии, проведенной к юго-западному внешнему углу Кувуклии.

Армянская территория завершает круг до передней части Гроба, но место перед дверями между колоннами 12 и 15 принадлежит Православной церкви.

Следует помнить, что паломники, особенно копты, прибывают в храм за несколько дней до Схождения Благодатного Огня и располагаются там на ночлег. В день самого обряда они должны неукоснительно соблюдать границы своих конфессий. Споры также часто случаются на территории Православной Церкви между верующими из Иерусалима и Яффы.

5. Размещение гостей

Балкон Православной Церкви с северной стороны от входа в Православный Кафоликон из Ротонды любезно предоставлен Патриархом в распоряжение представителям правительства и вмещает 10 человек, но всего пять или шесть кресел.

Патриарх Армянской церкви обычно предоставляет в распоряжение правительства два окна в южной галерее, у каждого из которых может разместиться семь или восемь человек. Там можно разместить по три кресла, и здесь обычно располагаются женщины. К этому помещению ведет лестница, которая находится слева от главного входа, рядом с армянским приделом.

Другие гости могут расположиться на галерее с видом на православный клирос. Доступ туда возможен через Голгофский придел. Здесь также есть просторная комната, которой можно воспользоваться для лучшего обзора, однако в ней нет мест для сидения.

Если есть возможность, Православный Патриарх также представляет правительству места у маленького окна в верхней части под Ротондой. Там могут стоять шесть человек, а пройти туда можно из здания Патриархата Православной Церкви.

Балкон с другой стороны от входа на православный клирос из Ротонды предоставляется генеральному консулу Греции.

Места прямо под балконами зарезервированы для гостей патриархатов, православного в северной части и армянского в южной, занимать их можно только с согласия драгомана. Здесь не могут быть построены ярусы для сидения, но для удобства присутствующих могут быть поставлены скамьи.

У каждого гостя, получившего место от представителя миссии , должен быть билет с указанием места необходима организация прохода на места непосредственных владельцев билетов. Билеты в Галерею и к окнам предоставляются через заместителя уполномоченного округа драгомана Православной Патриархии.

6. Проведение обряда

Утром, между 8 и 9 часами представители Армянской церкви открывают двери. Должны быть приняты меры для того, чтобы они смогли пройти сквозь большое количество народа, и люди должны держатся на некотором расстоянии от дверей, чтобы предотвратить столпотворение и давку, когда дверь откроется.

Войдя внутрь, православные верующие обходят справа Камень помазания и входят в Ротонду через православный Кафоликон, представители других конфессий обходят Камень слева и входят прямо в Ротонду.

В 10:30 утра крестным ходом прибывает Армянский Патриарх и входит в Ротонду через главный вход. Пройдя перед Гробом, он один раз обходит Ротонду и затем входит в Армянский придел. Армянский Патриарх не принимает фактического участия в богослужении, но по обычаю занимает первое место в Армянской галерее.

В 11 утра вход в Кувуклию запечатывается хранителем-мусульманином в присутствии одного православного и одного армянского архимандрита, стоящих близко к двери, каждый со своей стороны. Дверь закрывают, и по центру накладывают на нее большой кусок воска, удерживающий белую ленту, концы которой проходят через две дверные ручки. Концы ленты держат во время запечатывания два упомянутых выше свидетеля. Клир Православной церкви всегда располагается с северной стороны двери, клир Армянской церкви – с южной.

В полдень Православный Патриарх спускается через Храм Св. Иакова, входит в Храм Воскресения Христова и проходит через южные двери Кафоликона в алтарь. Представители других конфессий выражают свое почтение и получают разрешение принять участие в богослужении.

Затем архимандрит заносит в Кувуклию святую лампаду, печать с двери снимает православный драгоман. Дверь снова не запечатывается, но ленты возвращают на место.

Двух держащих ленты архимандритов сменяют два епископа, за ними два драгомана, а за ними — два пономаря.

Примерно в это время в Ротонду через православный придел входит группа молодых людей, хлопающих в ладоши и поющих обрядовые песнопения. Иногда один или двое из них сидят на плечах у своих товарищей. Как раз сейчас, когда нарастает волнение, и теснота становится все сильнее, и возникают споры, особенно из-за расположения у отверстий в Кувуклии, через которые подается Благодатный Огонь.

Местные служители храма занимают места в северной части возле входа в Кувуклию.

В это время пространство между входом в Кувуклию, включая каменные сидения, и входом в православный придел должно быть совершенно свободным и под охраной полицейских. Они мгновенно открывают проход, когда необходимо пропустить процессию.

Сюда допускаются только официальные лица и клирики. К последним относятся два епископа, архимандриты, драгоманы и пономари, по одному из Православной и Армянской церквей, а также один представитель мирян от каждой конфессии и хранитель-мусульманин. Представители Коптской и Сирийской церквей пока попасть сюда не могут, но остаются за линией границы с южной стороны. Францисканцы находятся возле дверей Кувуклии с северной стороны.

В 12:30 богослужение начинается выходом Патриарха из алтаря православной . Впереди процессии несут 13 хоругвей представители ведущих православных семей и чтобы очистить дорогу в массе людей. Процессия трижды обходит Ротонду. В третий раз дойдя до входа в Кувуклию, люди с хоругвями и все священнослужители, кроме Патриарха, сопровождающих его лиц, а также тех, кто упомянут выше, возвращаются в православную часовню.

Епископ Армянской церкви, сопровождающий Патриарха в Кувуклию, присоединяется здесь к Его Блаженству.

Патриарх разоблачается, и его митру и облачение относят в алтарь православного придела. Затем дверь открывается, и Патриарх входит в Кувуклию в сопровождении епископа Армянской церкви.

Копты и сирийцы теперь проходят вперед и становятся прямо перед дверью, готовые войти, когда она откроется. Другим священникам в это время входить не разрешено, их входу необходимо препятствовать, а также необходимо обеспечить вход коптов и сирийцев и выход Патриарха. Дверь не открывается до тех пор, пока Патриарх не постучит.

Патриарх и представитель Армянской церкви передают Благодатный Огонь паломникам через отверстия в Кувуклии, вначале с северной (православной) стороны. Это событие встречают громкими возгласами, аплодисментами и колокольным звоном. Православный обычай таков, что первым Огонь получает приходской священник, а после него выбранные представители общины. Люди тянутся к Огню пучками из 33 свечей – по числу лет земной жизни Нашего Спасителя – каждый держит такой пучок, и здание вскоре заполняет море огней.

Когда Патриарх готов выйти из Кувуклии и вернуться в православный алтарь, он сообщает об этом стуком в дверь. Дверь открывает православный епископ, сразу входят представители коптов и сирийцев и внутри получают Огонь от Патриарха. Никто из других священников в это время не входит. Затем Патриарх появляется с горящими факелами в обеих руках, за ним следует епископ Армянской церкви. Представителям коптов и сирийцев нельзя выходить из Кувуклии сразу же после Патриарха. Появление Патриарха обычно служит сигналом для верующих, и они бросаются зажигать свои свечи от факелов Патриарха. Охране нужно сдержать этот поток, офицеры должны помочь Патриарху пройти, очистив ему дорогу. При прохождении к православному приделу должны быть приняты меры предосторожности, чтобы обойти камень, отмечающий центр земли.

Копт и сириец, выйдя из Кувуклии с Огнем, возвращаются к месту расположения своих конфессий. Здесь также могут быть необходимы меры для освобождения пути и для сохранения Огня. После того как Патриарх и армянский епископ вышли из Кувуклии, входят пономари, сначала православные, и зажигают свои лампады внутри и снаружи Кувуклии. Францисканец также опускает и зажигает лампаду над входом.

Вскоре входят два епископа, и православный епископ снимает лампады и относит их в православный алтарь.

Армянский епископ не сопровождает Патриарха, а идет прямо в армянский монастырь, и для него необходимо освободить проход сквозь скопление людей и позволить священникам и певчим Армянской церкви выйти из монастыря и участвовать в крестном ходе вокруг Ротонды. Коптские и сирийские священники и певчие также выстраиваются и следуют за армянами крестным ходом. Все обходят Ротонду трижды и возвращаются в свои приделы после короткого богослужения каждой конфессии у входа в Кувуклию. Важно ограничить количество участников из священства и певчих в крестных ходах, иначе невозможно будет провести крестные хода и богослужения организованно. Для Армянской церкви максимальное число участников составляет 70 человек, 50 – для Коптской церкви и 40 — для Сирийской. Число участников определяется на основании площади территории, отведенной для каждой общины. При формировании колонны хвост сирийской процессии не должен выходить восточнее линии, проведенной от центра колонны 6 до противоположного угла Кувуклии. Соответствующий интервал должен поддерживаться между головой армянской процессии и хвостом сирийской.

Пока копты и сирийцы ожидают окончания армянской и коптской службы перед Гробом после крестного хода, с южной стороны Кувуклии обычно ставится кресло для служащего священника этих двух общин. Кресло должно быть поставлено на уровне отверстия, через которое подается Благодатный огонь, чтобы не помешать выходу армянской процессии по окончании их службы.

***

Оригинал на английском языке

2. Conduct of the Ceremony

3. Participants in the Ceremony.

4. Allocation of Space on the Floor of the Rotunda

These two boundary lines converge on the north-west corner of the Edicule.

5. Accommodation for Visitors

6. Order of the Ceremony

The District Staff take up a position by the northern seat near the entrance to the Tomb.

The Bishop of the Armenian Church, who is to accompany the Patriarch into the Sepulchre, here joins His Beatitude.

Shortly afterwards, the two Bishops enter and the Orthodox Bishop removes the lamps and bears it to the Orthodox Altar.

The status quo in the holy places (Статус-кво святых мест)

Тайна Благодатного Огня…

Тайна Благодатного Огня, сходящего на Гроб Господень
В 2002 году в Афинах вышла книга, в которой приведено уникальное свидетельство старца Митрофана (Папаиоанну), исполнявшего послушание Хранителя Гроба Господня в течение 57 лет. Старец родился в 1900 году в греческой семье на территории нынешней Турции. Вся его семья была убита, а сам он – отправлен в рабство. Здесь он дал обет Богу, что, если выживет, будет служить Ему у Его Гроба всю жизнь. Через некоторое время юноше удаётся бежать, и он оказывается в Иерусалиме, где рассказывает священнику о своём обете… Юношу принимают служить при Гробе. И далее он предпринимает немыслимо дерзновенный план: подсмотреть, как сходит Благодатный Огонь в Великую Субботу…
Привожу отрывок из книги.

Мы у самого главного в мире храма: Храма Гроба Господня, или Воскресения Христова, в Иерусалиме. На этом месте был казнен, погребен и Воскрес Христос.
– …После пройденного испытательного срока, – продолжал о. Митрофан, – мне сообщили, что я должен явиться в Патриархию, где меня ожидала какая-то приятная новость. История моего бегства из турецкого плена дошла до самого главы Иерусалимской Церкви, поэтому он захотел со мной познакомиться.
» Чадо моё, – сказал он, увидев меня, – твоя жизнь, твоё послушание стали мне известны. С сегодняшнего дня я назначаю тебя Стражем Живоносного Гроба Господня…»
С того дня я приступил к великому и почётному послушанию – служению Гробу Господа. Каждый день благодарил я Бога за сию великую Его милость и старался относиться к своим обязанностям свято, честно, неподкупно и внимательно. Эту высокую должность Стража Живоносного Гроба вот уже в течение двадцати веков выполняют только православные, т.к. никто из еретиков или иноверцев не может даже попытаться занять это место Стража Гроба Христа.
– Велий еси Господи, и чудна дела Твоя, – воздохнув из глубины души, сказал о. Митрофан и осенил себя крестным знамением. Видно было, что в своём богатом духовном опыте он был свидетелем потоков слёз людских, пролитых на Гробе Господа, был очевидцем глубоких сердечных переживаний верных чад Божиих. Немного помолчав, он продолжил:
– Страж Гроба Господня ответственен за специальную службу, посвящённую Благодатному Огню. Многим известно, что Благодатный Огонь ежегодно появляется на Гробе Господнем в Великую Субботу, откуда его рассылают всему миру как Божие, Небесное благословение!..
После назначения на это послушание моим духовным отцом стал о. Анатолий. Теперь я должен был повиноваться ему во всём. Старец отец Анатолий был тогда Стражем Гроба Господня, и на его плечи легла тогда вся ответственность за меня. Он был очень строг в отношении к своим обязанностям.
Нам так хотелось узнать, что же, в самом деле, происходит в Великую Субботу и как возжигается Благодатный Огонь. Вероятно, многие задавались вопросом: может быть, тут происходит какой-то обман, скрывается некая тайна? И вот мы могли услышать ясный ответ из уст о. Митрофана – человека, который заслуживал полного доверия. Мы попросили его рассказать нам обо всём, что ему известно и чему сам он был свидетелем.
Чудо, повторяющееся в веках
Отец Митрофан и сам был глубоко взволнован, найдя в нас благодарных слушателей, которые искренне желали услышать истину о Благодатном Огне.
– Природу Благодатного Огня невозможно определить. Трудно сказать, что он такое. Он безграничен и неопределим. Я могу вам рассказать о том, чему меня научил мой опыт, и постараюсь описать то, что сподобился увидеть собственными глазами.
Когда в 1925 году я получил назначение на должность Стража Гроба Господня, тогда невольно задался вопросом: «Что есть Благодатный Огонь?» Старец мой не терпел колебаний или сомнений. Когда стала приближаться Страстная Неделя, он самым строгим образом сказал мне:
– Слушай внимательно, что ты должен будешь делать в Великую Субботу. В этот день появится Благодатный Огонь на Живоносном Гробе Господнем, ибо Сей Гроб является вечным его источником. В 9 часов утра ты возьмёшь пять килограммов чистейшего воска – на этом воске предварительно совершалась Божественная литургия в течение сорока дней. Им будет опечатан вход в Кувуклию во время Последования Благодатного Огня. В 10 часов утра в Великую Субботу в Храм Живоносного Гроба Господня войдёт Блаженнейший Патриарх в сопровождении духовенства греческой Патриархии. Патриарх поднимется по ступенькам и пройдёт в алтарь, где сядет на Патриаршем троне. Тогда все представители инославных вероисповеданий тоже пройдут в алтарь и приложатся к его руке. Сам по себе этот факт замечателен, ибо в нём отражается официальное признание того, что только Православие обладает истиной, что только оно хранит в целости апостольское предание…
Когда представители чуждых нам догматов возьмут у Патриарха благословение, он направится в сторону Кувуклии и станет напротив её входа. Там на особых местах будут сидеть посланцы со всего мира: городские власти, представители дипломатических корпусов, представители народа.
Между 10 и 11 часами утра Великой Субботы уполномоченные лица входят в Кувуклию Святого Гроба, над которым в виде золотой занавеси горят сорок три золотые лампады: тринадцать принадлежат православным, тринадцать – католикам, тринадцать – армянам и четыре – коптам. Внутрь входят только для того, чтобы в последнюю минуту погасить все лампады. В этот день наблюдают за всем представители других вероисповеданий. Их присутствие имеет одну цель – проследить, чтобы не была оставлена зажжённой лампада или какой-то предмет, от которого можно было бы зажечь огонь, а также не скрылся ли в Кувуклии какой-нибудь человек.
Кувуклия проверяется трижды. Ровно в 11 часов совершается процедура запечатывания Гроба. Затем двумя огромными белыми лентами крестообразно покрывают двери входа. На двустворчатые двери со всех четырёх сторон накладывается достаточное количество воска, и вход в Кувуклию запечатывают официальной печатью Патриархии.
Эта процедура напоминает безнадёжную попытку первосвященников запечатать Гроб Начальника жизни печатью, чтобы Тело Его не украли ученики. И приступив к Понтию Пилату, «говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну… И Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у Гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27, 63-66).
В 11 часов утра Великой Субботы начинается крестный ход. Эта торжественная византийская процессия переносит паломника в иные сферы бытия. На некоторое время все молящиеся здесь люди становятся гражданами Неба. После троекратного крестного хода вокруг Кувуклии Патриарх становится напротив её входа, его в это время подвергают самому тщательному осмотру в присутствии всего верующего народа. Ровно в 12 часов дня разрезаются ленты и снимается печать со входа в Кувуклию. После этой процедуры Патриарх в одном лишь подризнике, в епитрахили и архиерейском омофоре входит в Кувуклию.
– Будь внимателен, – сказал мне старец Анатолий, – заранее приготовь и поставь на мраморную плиту Гроба Господня святую лампаду в золотой подставке.
«Лампаду? – молниеносно пронеслось в моей голове. – Какая лампада может быть на Гробе Господнем, если Благодатный Огонь нисходит свыше?»
– Кроме этого, на Живоносном Гробе должна быть положена священная книга. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня.
Услыхав о «толстой свече», я потерял последний остаток веры, и так едва теплившейся во мне.
– Зачем нужна свеча?
Но тут же услыхал я голос старца, который раздался словно гром средь ясного неба:
– Где твоя вера? Где твоё послушание – величайшая добродетель монаха? Куда всё исчезло? Это дьявол борется с тобою. Разве тебе не ведомо, что вера православная выдерживает любой контроль, любое расследование? Смотри, не погуби душу свою. Делай всё так, как я тебе говорю. – И, встав со стула, он строго спросил: – Есть ли у тебя ещё какие-нибудь вопросы ко мне?
– Нет, – ответил я и, сделав земной поклон старцу, поцеловал его руку.

С трепетом вхожу в храм Гроба Господня и вижу Кувкулию, специальный огромный ковчег, построенный над тем местом, где Воскрес Христос.
Безрадостная Пасха
После этого разговора я не мог ни о чём ином думать, как лишь о присутствии лампады и свечи на Гробе Господнем. Вера моя боролась с неверием. Вспомним слова апостола Павла: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Сомнение же, наоборот, старается уничтожить всё, что есть святого и священного в человеческой душе.
Меня пугал вопрос: смогу ли я выполнить всё в точности так, как приказывал мой старец? Ведь мужество покинуло меня. Кроме того, я был измучен строгим постом. Наконец наступила Великая Суббота. В этот день я заранее растопил воск, позаботился о белых лентах, поставил лампаду на мраморную плиту Живоносного Гроба и толстой свечой заложил страничку книги.
Всё, что говорил мне старец, выстроилось в моей памяти в определённом порядке. Инославные наблюдатели последний раз проверили Живоносный Гроб, затем все вышли из Кувуклии, и я вслед за ними. Я, стоя у двери Гроба, видел, как запечатали воском Кувуклию. После торжественного крестного хода, ровно в 12 часов, двери Кувуклии распахнулись, и первым туда вошёл Патриарх. За ним в качестве наблюдателя последовал представитель Армянской Церкви, имеющий привилегию первенства. Во вторую часть Кувуклии он войти не может, наблюдая лишь из придела Ангела за действиями нашего Патриарха.
Патриарх встаёт перед мраморной плитой и с великим благоговением молится. Спустя некоторое время в Кувуклии внезапно появляется Благодатный Огонь. Кувуклия имеет два больших отверстия: одно справа, второе слева. Из этих отверстий Блаженнейший передаёт Благодатный Огонь представителям армянского и католического вероисповедания. Православный архиерей также получает Благодатный Огонь. В это время хор исполняет особые песнопения, посвящённые Благодатному Огню. А православный народ, в порыве духовной радости, на своих плечах уносит Патриарха в алтарь Храма Воскресения.
И на сей раз все торжествовали и радовались. Только один я оставался в смятении и повторял про себя: «О, доверчивый, простодушный народ! Мне-то известно, что на Гробе Господнем стоит лампада. Кто знает, каким образом Патриарх зажёг огонь. А ты, в своей простоте и наивности, считаешь его Благодатным!» Тогда я пережил самую безрадостную Пасху в моей жизни, и я не желал бы никому такое пережить.
Мне оставалось взять лампаду и священную книгу с Гроба Господня и со всеми мерами предосторожности вынести отсюда. Войдя в Кувуклию, я вдруг ощутил нечто такое, что просветило мои внутренние чувства. «Конечно, быть может, лампада на Гробе Господнем каким-то образом сама зажглась, – подумал я. – Свеча оказалась совсем нетронутой и находилась в том же месте, то есть в Книге. Если первой зажглась лампада, то зачем понадобилась свеча? Зачем мой старец приказал заложить ею ту страницу книги?»
И вдруг послышался во мне неизвестно откуда взявшийся голос, который строго сказал: «Тот, кто верит, не подвергает опытным исследованиям духовные, неизъяснимые тайны нашей веры. Тот, кто верит, гонит прочь от себя все сомнительные помыслы. Исследование не имеет места там, где совершается чудо. Ведь чудеса не подчиняются физическим законам, чудеса являются проявлением Божией силы, проявлением Его энергии в этом мире».
– При чём тут свеча в книге, ежели речь идёт о чуде? Для чего свечой заложена книга и зачем стоит лампада на Гробе Господнем?
И снова первый голос перебивал второй, говоря: «Как же могла зажечься лампада, если свеча не была зажжена и на ней нет никакого следа от огня? Почему же ты сомневаешься? Почему не веришь?»
– Я должен сам во всём убедиться, – повторял я, как второй Фома неверный, – должен увидеть, что происходит в Кувуклии при закрытых дверях. Только тогда я смогу поверить.

Здесь всегда люди. За год поклониться Гробу Господню приходит не один миллион христиан.
Дерзновенный план
Слова о. Митрофана вызвали в нас большую тревогу. Те серьёзные вопросы, над которыми он бился, поколебали отчасти и нашу веру. Отец Митрофан, заметив наше волнение, сказал:
– Не волнуйтесь. Дослушайте меня до конца и прославьте Бога.
Желание увидеть собственными глазами, что происходит внутри Гроба, было непреодолимо. Я понимал, что невероятно трудно привести в исполнение задуманный план. Оставалось надеяться лишь на какую-нибудь случайность.
Не могло быть и речи о том, чтобы остаться внутри Священной Кувуклии во время сошествия Благодатного Огня. Правила в этом отношении неумолимо строгие. Что же делать? Не скрыться ли мне самовольно в Кувуклии? Но я понимал, что там нет ни одного уголка, в котором можно было бы укрыться. Кувуклия трижды проверяется, кроме того, как ответственный Страж Гроба, я не мог отсутствовать во время службы. Бог-Сердцеведец видел мою внутреннюю борьбу, ибо Ему ведомы помыслы каждого из нас. По Его воле обстоятельства сложились таким образом, что я смог увидеть то, чего так жаждал.
Отец Митрофан вдруг прервал свой рассказ. Затем как будто некая невидимая сила осенила его: глаза засияли от радости, и широкая улыбка появилась на лице.
– Слушайте же, – сказал он, – что уготовал для меня Всеблагий Бог. Однажды над Живоносным Гробом случилось нечто ужасное: оборвалась толстая цепь, на которой держался один из четырёх рядов золотых лампад. Произошла суматоха, падение лампады вызвало у всех большое волнение.
Однако я заметил, что позади висящих лампад, образующих собой как бы занавес, имеется маленький купол, а слева от него, вверху, как раз напротив мраморной плиты Гроба Господня, есть маленькое местечко наподобие крипты. В ней мог бы поместиться один человек. Забравшись незаметно туда, я смогу увидеть всё, что происходит внутри Кувуклии. Купол весь покрыт густым слоем чёрной копоти, образовавшейся от горения множества лампад. И я решил использовать её в задуманном плане.
– Вы не можете себе представить, – горячо доказывал я старцу, – какая грязь накопилась вверху. Ведь совсем не исключено, что в какой-то день отвалится кусок копоти и упадёт прямо на Живоносный Гроб… Мне бы хотелось промыть Кувуклию также сверху, – добавил я.
Но старец строго запретил мне это делать:
– Никакая односторонняя деятельность здесь невозможна, ибо армяне, католики и копты сразу потребуют своих каких-то прав и будут в претензии на нас.
Услыхав категорический ответ старца, я поклонился ему в ноги и, поцеловав его руку, ушёл. Однако не с тем чтобы отступиться от своей цели. Я снова стал придумывать, как же мне её достигнуть.

У входа в Кувуклию специальная охрана – хранители Гроба Господня. Часть из них – из турок, часть – от греков.
Хитроумная подготовка
На Живоносном Гробе ежедневно совершается Божественная литургия. Гроб Господень служит попеременно то Жертвенником, то Престолом. В последнем случае архиерей или священник, совершая литургию, стоит пред Гробом на коленях. Я решил пойти на хитрость. Копоть я уложил так, чтобы при малейшем движении лампады она упала вниз, на Св. Гроб. Когда копоть упадёт, тогда старец сам сможет убедиться в необходимости промыть купол Кувуклии.
Всё случилась, как я и предполагал. Священник остановил службу и позвал меня. Я выслушал его упрёки, постоял в задумчивости, а затем достал материю, без особого труда прикрепил её между висящими лампадами и Живоносным Гробом, и литургия продолжалась. После того как православная литургия закончилась, я успел удалить ткань. Армянский священник вынужден был отказаться от совершения литургии. Убедившись, что служить литургию невозможно, католический священник также отменил богослужение. Все сообща – православные, копты и католики – решили, что надо промыть вековую копоть в Кувуклии. Радость моя была неописуема, старец сказал:
– Ты прав. Можешь приступить к этому делу.
Я много потрудился, чтобы хорошенько промыть купол, и был поражён, когда увидел, что под толстым слоем чёрной копоти скрывалась прекрасная византийская мозаика. На ней было изображено Воскресение Христово. Чистота внутри Кувуклии вызывала у всех восторг и изумление. Каждый как мог старался выразить чувства благодарности и поздравлял с успешным завершением работы.
Наконец наступил Великий Пост 1926 года. Передо мной стоял труднейший вопрос: как объяснить своё отсутствие в Великую Субботу? Необходимо было придумать серьёзную отговорку. В конце концов я с великим страхом сказал:
– Отче святый, я получил письмо с родины… Буду отсутствовать с раннего утра Великой Субботы до часа окончания службы. Вы благословите?
Моя настойчивость и неустанные мольбы сделали своё дело.
– Ну ладно, иди. Бог тебя благословит.
Можете ли вы себе представить, какую радость испытал я? Получив благословение о. Анатолия, я приступил к осуществлению задуманного плана.
Наступили первые дни Страстной Седмицы. Разрешение на отлучку было получено, однако как мне забраться в крипту? Мне придётся воспользоваться лестницей, но потом кто её уберёт? Я вспомнил об одном человеке, отличавшемся крайней добротой и бесхитростностью.
«Портарис», то есть привратник Храма Живоносного Гроба, ежедневно открывал и закрывал высоченную дверь Храма. Был он по-детски прост, всегда готов прийти на помощь и был всеобщим любимцем. Я подошёл к нему и совершенно спокойно сказал:
– Отец Никандр, в Великую Пятницу я хочу попросить тебя об одной услуге. Принеси мне, пожалуйста, твою лестницу, чтобы я смог подняться и сверху проверить все те лампады, которые висят над Живоносным Гробом. Я хочу избежать неприятных неожиданностей, которые могли бы возникнуть во время чинопоследования Благодатного Огня. Тебе не надо будет меня ждать, мне легко будет спуститься вниз и без лестницы.
Я знал, что одним прыжком легко можно выпрыгнуть из крипты. В том шуме, в том невыразимом веселье я в должное время появлюсь на своём посту, так что никто и не заметит, откуда я взялся.
Простодушный о. Никандр, конечно же, согласился выполнить мою просьбу.
Я видел Благодатный Огонь
Было ровно 12.30 пополуночи с Великой Пятницы в канун Великой Субботы. Я приобрёл маленький электрический фонарик и прихватил с собой небольшой сосуд с водой. Как было заранее условлено, я, поднявшись вверх, сказал о. Никандру:
– Забирай лестницу и не жди меня. Когда закончу, спущусь сам.
И он ушёл, унеся с собой лестницу.
Разумеется, в эти ночные часы в Храме никого уже не было. Как вам описать моё тогдашнее состояние? На меня напал неизъяснимый, мистический страх, которого я никогда прежде не испытывал. «Разве посмел бы кто-нибудь решиться на такое отчаянное дело? Вряд ли в течение всей истории христианства нашёлся бы другой такой дерзкий человек, как ты!» – эти мысли не давали мне покоя, в то же время я не мог справиться с моим упрямством. Что же здесь происходит: Чудо или обман? Увижу всё своими глазами и не буду больше терзаться мучительными сомнениями.
Минуты мне казались часами, а часы – годами. Ровно в два часа пополуночи вошёл православный священник служить Литургию. После него, в четыре часа утра, прибыли армяне. Громкие звуки снизу буквально били по ушам. Накопилась усталость за все предшествующие богослужения Страстной Седмицы, мне казалось, что всё тело горит в огне. Я стоял не шевелясь и время от времени набирал в пересохший рот несколько капель воды.
В 6.15 утра закончилась служба у католиков, и Живоносный Гроб перешёл в руки моего старца Анатолия. Что бы он сказал, если бы только знал, что все мои слёзные просьбы были ужасным обманом! Я внимательно следил за каждым движением старца. И когда ровно в 11 утра Гроб запечатали, в нём наступил полнейший мрак.
Я посветил фонариком, увидел на мраморной плите Гроба Господня лампаду и заметил, как некая невидимая рука зажгла её, очевидно для того чтобы от неё возгорелся Благодатный Огонь. Рядом с лампадой лежала закрытая книга, и вместо закладки нужная страница была заложена толстой свечой.
Я погасил свой фонарик и начал горячо молиться Господу: «Ты знаешь, я пришёл к такому решению по причине моих сомнений. Вспомни избранного, любимого Тобою апостола. Он захотел вложить персты в рану Твою, чтобы удостовериться самому. Я же ещё более слаб в вере, нежели Твой ученик, я захотел увидеть своими глазами, что здесь происходит, для того чтобы укрепилась колеблемая вера моя. Ведь и ученики Твои умоляли: “умножь в нас веру” (Лк. 17, 5), хотя были свидетелями стольких чудес, совершённых Тобою…»
Когда я закончил молитву, то снова включил фонарик. Луч его упал как раз на свечу. Ах уж эта свеча! Зачем тут она? В ту же минуту я увидел, что дверь Гроба открылась. Ровно 12 часов дня. Сердце моё готово было выскочить из груди. Вдруг я почувствовал угрожающее сжатие в нём, и мне показалось, что я вот-вот упаду в обморок. В это время в приделе Ангела показался силуэт Патриарха, он низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы. Стоя на коленях пред Гробом, Патриарх протянул свою руку и открыл книгу на той странице, которая была заложена толстой свечой, положил на мраморную плиту Гроба четыре пучка свечей и начал читать молитвы.
Пока Патриарх читал молитвы, голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым. Подобное явление было описано Евангелистом в момент Преображения Христа Спасителя. Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой.
От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы. Было такое ощущение, что я нахожусь среди пламени огня, исходящего из раскалённой печи. Мне казалось, ещё немного, и я умру.
…В Храме стоял невообразимый шум и гам. Теперь я мог спокойно выйти из засады. Не теряя времени, я спрыгнул, взял с Гроба Господня лампаду, книгу и свечу, служившую закладкой, и сразу же направился к отцу Анатолию. Удивлённый моим неожиданным появлением, он спросил:
– Как ты тут оказался?
– Разве вы меня не заметили, батюшка? Я вам обещал вернуться вовремя, вот я и выполнил своё обещание.
Как мне вам описать Пасху, которую я пережил в 1926 году? Насколько колебалась моя вера в прошедшем году, настолько окрепла и ожила она во мне теперь. Всё моё существо было переполнено посещением Святого Духа. Перед моим духовным взором снова проносились молниеносные движения того сверхъестественного голубого света. Я как бы заново переживал его живое присутствие, дивился его мгновенному изменению и превращению в сияние, ярче солнца в летний день.
И я снова духом возвращался в Сионскую горницу, начинал слышать тот шум, который был подобен «дыханию бурну». Там свет явился в виде огненных языков, здесь же – в виде Благодатного Огня. Там он явился лишь ученикам Христовым, а здесь Благодать посетила всех верующих. Душу мою не покидала неизреченная радость, и я повторял слова благодарности: «Слава Тебе, Боже!».
Я предавался размышлениям о долготерпении Божием, о бездне Его любви, о том, что Он уступил и даровал мне то, чего так жаждала душа моя!
Другие люди тоже видели Благодатный Огонь в Великую Субботу. Многие и теперь сподобляются его видеть, но каждому по вере его даётся сие небесное видение. Одни видят Благодатный Огонь подобно молнии. Другие видят Кувуклию в виде пещи огненной. Иные видят в виде яркой светлой звезды, которая спускается сверху на Кувуклию. Приходят в Храм Гроба Господня также и неверующие люди, но и они сподобляются видеть Благодатный Огонь.

Входим в то самое помещение, в котором и произошло чудо Воскресения Христова. Люди молятся перед ложем, на котором лежал почивший Христос. Здесь Он и Воскрес.
В Великую Субботу на эту мраморную крышку Гроба сходит Благодатный Огонь.
Автор отрывка из книги, который я привожу, спрятался именно здесь.
Угрызения совести
Через несколько дней радость моя сменилась глубокой печалью. Я почувствовал сильные угрызения совести и впал в крайнее уныние.
– Ты должен исповедоваться, – раздался во мне властный голос.
Однако меня охватил такой жуткий страх, что преградил путь к покаянию. Так я продолжал бороться сам с собой в течение сорока дней. Монахи заметили моё беспокойство. Когда они догадались, что со мной творится что-то неладное, то посоветовали пойти на исповедь. А я твердил лишь одно: что должен исповедоваться у самого Патриарха. Как только я увидел святого старца, упал пред ним на колени и начал горько рыдать.
– Подойди сюда, чадо моё, – ласково обратился ко мне Патриарх. – Зачем столько слёз? Что ты сделал? Человека убил? Исповедь и искреннее покаяние всё прощает.
Услыхав эти слова утешения, я вдруг ощутил в себе мужество и сказал:
– Отче Святый, мне было бы в тысячу раз легче, если бы я убил человека, нежели то, что я совершил! Я отважился на дерзкий поступок. Сколько труда и сил приложил я для того, чтобы выполнить его! Когда же мне удалось устранить все препятствия, я спрятался внутри Гроба Господня в Великую Субботу. Но никто, абсолютно никто не знает об этом…
Когда Патриарх услыхал мой рассказ, лицо его вдруг изменилось, в глазах выразилось невероятное беспокойство. Он резко встал со своего трона и изменившимся голосом сказал:
– Как ты посмел совершить такое, чадо моё?
– Дабы изгнать из души моей неверие, Святый Владыко.
– Где же ты мог спрятаться внутри Гроба Господня?
– Отче Святый, мне удалось спрятаться в крипте, которую я обнаружил. Мне хотелось узнать, зачем нужна свеча в той книге Последования Великой Субботы…
Я стал ему описывать во всех подробностях, что я видел. Святой Патриарх начал часто креститься и славить Бога. И со слезами на глазах он мне сказал:
– Я абсолютно ничего не видел, чадо моё. То, о чём я тебе сообщу, никому не говори до тех пор, пока я не умру. Как только я, прочтя несколько строк положенной молитвы, поднимаю пучки свечей, сами по себе возгораются святая лампада и свечи в моих руках. Если же душа моя не подготовлена должным образом, тогда, как только я склонюсь, чтобы войти внутрь Гроба, вижу, что лампада уже зажжена. Иди, чадо моё, я благословляю тебя. Бог, удостоивший тебя увидеть Благодатный Огонь, да будет всегда с тобою.
…Незаметно проходили годы. После исповеди в моей памяти долго хранилось видение Благодатного Огня. Всё это я берёг в своей душе как своё личное достояние, не делая никого участником сей благодати Божией.
– С такими-то мыслями, – продолжал о. Митрофан, – я и жил до сего времени, а теперь рассказываю вам о том, что я сподобился увидеть и чем насладиться.
Взято: http://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Можно ли делить Святых по «специализации»?

11.04.2020
Илья Забежинский
Если для священника Евхаристия лишь ритуал

24.05.2020
Священник Валерий Духанин
Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко
Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

14.05.2020
Александр Щипков
Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

10.05.2020
Диакон Илья Маслов
Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

12.05.2020
Николай Каверин
Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков
От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин
Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь
«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева
Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие…

3.05.2020
Священник Валерий Духанин
Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров
Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин
Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин
Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин
Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко
События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин
Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов
О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин
Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев
О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин
Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев
Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров
О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)
Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко
Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко
Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин
Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)
Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров
На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин
Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин
«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!
Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин
Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин
Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин
Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин
Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков
Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин
О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик
О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев
О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов
Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев
Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)
Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев
Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин
Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко
Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян
Последуя святым отцам…
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин
Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей
Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов
Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко
«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин
О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009
Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)
Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов
Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин
Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин
«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин
Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко
За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин
Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей
Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей
Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин
Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский
Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин
Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев
Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов
В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев
Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)
Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко
«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов
Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий
О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова
«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма…»?

7.10.2015
Николай Каверин
Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов
Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков
Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин
Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов
Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)
К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов
О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская
О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев
О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин
Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер
В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин
Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин
Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)
Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин
«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)
Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин
Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин
О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов
Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов
Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин
О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов
Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин
Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин
Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе
Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин
Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Россия перед Вторым пришествием… Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин
О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев
Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин
Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин
С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов
«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин
Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев
О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин
Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова
Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин
Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин
О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин
О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин
Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин
Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов
О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов
Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков
Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев
Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин
Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов
Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов
Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин
Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин
Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева
Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин
Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин
Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)
Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин
О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов
Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов
Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин
Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин
Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов
Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин
Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова
Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов
Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков
Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)
Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»