Библия о воспитании детей

  • Shares

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Учение и наставление

  1. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).
  2. «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его…» (Пс.77:3-7)
  3. «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (Прит.3:1-2).
  4. «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих… Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым » (Прит.4:1-5; 11).
  5. «…И учите им (наставлениям Божьим) сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…» (Втор.11:19)
  6. «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (Прит.29:18).

Наказание

  1. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).
  2. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:25).
  3. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).
  4. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит.23:13,14).
  5. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Прит.29:17).
  6. «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит.22:15).

По материалам блога «Благая весть»-онлайн

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Коротко о библейском воспитании детей

Библейское воспитание детей — очень обширная тема. Далее затронуты лишь несколько основополагающих аспектов.

1. Осознать ответственность

Хочу начать с утверждения, которое когда-то сильно поменяло мое отношение к воспитанию: «Наши дети, на самом деле, это не наши, это Божьи дети!» Совершенный Бог с великой любовью по Своему образу и подобию соткал Свое бесценное творение во чреве матери; и поместил Творец этого ребенка именно в нашу семью, чтобы мы заботились о нем и воспитали его для Него и Его славы. Насколько же это огромная ответственность!

Когда кто-то говорит: «Это мой ребенок: как хочу, так и буду его воспитывать», то такой родитель совершенно не понимает истинного положения вещей. Воспитание ребенка — это наше важнейшее служение Господу!

Представьте себе, что ваш шеф попросил вас на время взять к себе в дом какое-то экзотическое, очень дорогостоящее животное, которое требует очень тщательной и осторожной заботы. Насколько ответственно вы бы к этому подошли? Я думаю, что вы бы выискивали книги, статьи, контакты, которые помогли бы вам сохранить состояние и жизнь этому питомцу, тратили бы на него много времени и других ресурсов, постоянно были бы в напряжении, поглощенные этой ответственностью. А ребенок это далеко не питомец, это бесценная, вечная, живая душа, созданная Господом и для Него. Но, к огромному сожалению, очень часто можно столкнуться с пренебрежительным отношением родителей к воспитанию, когда они практически не осознают той ответственности, которая возложена на них.

Не поймите неправильно, я абсолютно уверенна, что путь каждого человека, в том числе ребенка, контролирует и направляет Господь, используя даже ошибки родителей и обращая их во благо. Но как родители мы должны стремиться сделать всё, что от нас зависит, всё, что в наших силах, чтобы воспитать ребенка так, как того хочет наш Небесный Отец.

Если Господь дал нам привилегию стать родителями, то воспитание детей — это наше служение Ему, где мы просто не имеем права позволить себе пустить всё на самотек и быть безответственными, иначе последствия могут быть очень серьезными. Однажды ко мне на консультацию обратилась пара из-за проблем с тринадцатилетним сыном. Они признались, что примерно на один год полностью упустили его воспитание. Дело в том, что отец попал в аварию и ему пришлось проходить лечение, за тем последовали финансовые проблемы, вынудившие мать больше работать. В это время они почти не занимались сыном. В итоге, оказалось, что их мальчик вынес из их квартиры всё золото и деньги и на все эти сбережения обустроил подвал для старших мальчиков, с которыми он начал употреблять наркотики. Всего один год… Конечно, и до этого мать и отец допускали ошибки в воспитании сына (это были неверующие люди), но именно этот год стал решающим, когда родители упустили то, что нужно было спешить созидать.

Давайте прямо сейчас задумаемся, насколько лично мы посвящены этому служению и насколько много усилий прилагаем для того, чтобы развиваться и преуспевать в воспитании наших детей. Когда нам доверяют какое-то ответственное служение в церкви или какой-то очень важный проект на работе, мы делаем многое, чтобы развиться в этом и достичь успеха: ищем и изучаем различные материалы, посещаем конференции и семинары, советуемся с авторитетными людьми, которые кажутся нам более успешными в этом деле, и т. п. А сколько хороших христианских книг вы прочитали о библейском воспитании детей? Сколько семинаров посетили или просмотрели в интернете? Насколько жадно вы изучаете Божье Слово в поисках руководства именно в этом служении? Как часто и дерзновенно вы молитесь о том, чтобы быть хорошими отцами и матерями, родителями по сердцу Бога? Всё это очень важные и насущные вопросы для каждого из нас.

2. Осторожность в выборе источников

В наше время мы сталкиваемся с огромным количеством подходов к воспитанию детей, которые часто противоречат друг другу. Но мы должны твердо стоять на том, что только Слово Божье является абсолютно верным и авторитетным источником в этом вопросе. Возложив на нас ответственность за заботу и воспитание Своего творения, Бог не оставил нас в неведении о том, как правильно это делать. В Своем Слове Он дал нам множество важных принципов и направлений для того, чтобы быть хорошими родителями.

Многие христиане недооценивают Библию, полагая, что именно о воспитании детей там не так уж и много написано. Но при тщательном изучении и правильном подходе к Слову Божьему мы всё больше осознаем, что и в этом вопросе Библии абсолютно достаточно (2 Тим. 3:16,17). Я не отрицаю, что иногда другие источники тоже могут быть полезными, но мудрые христиане должны тщательно проверять всё, что претендует на истину: не выходит ли это за рамки абсолютной истины, которая есть Слово Божье. Каждое утверждение мы должны «пропускать через фильтр» Писания и без сомнений откидывать те, которые противоречат откровению Самого Творца. Это является очень важным принципом для всех сфер нашей жизни и, в частности, для воспитания детей.

3. Правильный фокус воспитания

Часто родители в воспитании своих детей нацелены на изменения их внешнего поведения, их поступков. Именно на это направлены наиболее частые замечания родителей: «Не говори со мной таким тоном», «Будь вежливым», «Попроси у девочки прощения», «Не обижай мальчика, пожми ему руку», «Поделись своей игрушкой» и т. п. Таким образом, когда удается заставить ребенка поступить правильно, а особенно, скажем, «выдрессировать» у него эту привычку, большинство родителей остаются довольными результатом.

Но что же об этом говорит Библия? Слово Божье чётко даёт нам понять, что внешнее поведение человека является лишь отображением того, что происходит у него внутри, в его сердце.

Давайте вникнем в следующие отрывки из Писания:

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Пс. 1:3

Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.

Иер. 17:5–8

В этих отрывках человек сравнивается с деревом, плоды которого тесно взаимосвязаны с его корнями. Дальше мы увидим, что же является «корнями» человека:

Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Мк. 7:21–23

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Лк. 6:43–45

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Пр. 4:23

В этих отрывках четко указано на то, что источником всех внешних поступков и грехов человека является сердце. Что же такое «сердце». Если посмотреть словарь Стронга, то и древнееврейское слово, использованное в Ветхом Завете в этих отрывках, и греческое имеют одинаковое значение: «Сердце включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции, чувства, страсти».

Итак, важно осознать, что всё, что внешне делает человек, происходит не просто так, но исходит из его внутреннего человека, из того, чем переполнено в данный момент его сердце. Кто-то может попытаться оспорить эту истину, заявляя, к примеру: «Я просто гневливый человек». Давайте поразмыслим. Если этому «гневливому» человеку наплевать на бездомных собак, то ничего не произойдет, если он увидит на улице, как мальчишка бросил в собаку камень. Если же такой человек исполнен жалостью к бездомным животным и ценит их, то его гнев может проявиться так, что мало не покажется. Но этот же человек, скорее всего, не станет неумеренно проявлять свой гнев, если рядом будет идти, скажем, пастор его церкви. От чего же это зависит? Очевидно, что его внешняя реакция проистекает из его внутренних убеждений, мыслей, желаний.

Дерево — это замечательный образ, помогающий нам понять многое о том, кто есть человек. А также это направляет нас к тому, что на самом деле должно быть в фокусе библейского воспитания.

Когда родителям удается добиться от ребенка правильного поступка без внутренних изменений в сердце, это можно назвать «приклеиванием хорошего плода». Что же произойдет с красивым плодом, если он абсолютно не имеет связи с корнями, и если мы просто приклеили его к ветке дерева? Он сгниет, засохнет и отпадет. А вскоре на его месте из тех проблемных корней, которые остались, произрастет новый привычный плохой плод, не так ли? Вот почему так часто в подобном воспитании родители терпят неудачу. Иногда, используя различные методы, без работы с сердцем, родители могут научить ребенка «приклеивать» хорошие плоды и «сдерживать» произрастание плохих. Но в это время «корни» крепнут, проблемы в сердце накапливаются, и они обязательно произрастут и проявятся внешне. Вот откуда так много проблем с подростковым возрастом, когда ребенок перестает сдерживать всё, что накопилось, и больше не считает необходимым делать то, с чем внутренне не согласен.

Вот что еще очень важно: если родителям удается достигнуть успеха в «приклеивании плодов», то они успешно воспитают фарисея! Такой подход подвергает резкой критике сам Иисус Христос. В Мф. 23:25 Иисус восклицает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». В Мф. 23:27 используется еще более резкая аналогия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Вот, что говорит Иисус о том, когда мы, воспитывая наших детей, учим их «по наружности казаться людям праведными», оставляя без внимания то, что внутри они могут быть «исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Особое внимание нам следует обратить на Мф. 23:26, где Господь дает руководство для истинных изменений: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Итак, абсолютно очевидно, что воспитывая ребенка, родители, прежде всего, должны работать над тем, чем наполнено его сердце, уделяя гораздо больше внимания мыслям, предпочтениям, желаниям, стремлениям ребенка, его мировоззрению и познанию Бога, проявлением чего и является его внешнее поведение.

Важно также осознать, что взаимодействуя с ребенком, родители всегда имеют дело с его сердцем, и именно они оказывают колоссальное влияние на формирование мировоззрения и богопознания ребенка, на его восприятие внешнего мира и своей роли в этом мире. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. В Мф. 7:24–27 Иисус рассказывает о двух домах, крепость которых зависела от того, на каком основании они были построены. Именно родители помогают ребенку строить его дом либо на камне, либо на песке.

Следует помнить и о том, что мнение родителей является наиболее весомым для ребенка, особенно до подросткового возраста. Поэтому нам ни в коем случае нельзя упускать драгоценное время. Далее мы коротко коснемся трех аспектов нашего служения родителей, влияющих на сердце ребенка.

4. Учение и наставление

Ключевым отрывком из Писания можно выделить Еф. 6:4: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». (Примечание: везде, где идет обращение к отцам, мы можем применять это и к матерям, как к родительницам и как к помощницам мужа.)

Это необычайно богатый текст! Мы сейчас не будем касаться всех тонкостей, но этот текст однозначно достоин тщательного изучения. Что именно включает в себя слово «раздражать»? Что такое «учение», а что такое «наставление» (эти два греческих слова несут в себе разную смысловую нагрузку)? Те, кто действительно хотят развиваться в служении родителей, обязательно должны постараться разобраться в этих вопросах.

Скажу только, что первое и наиболее важное, что мы должны постараться вложить в сердца наших детей — это две наибольшие заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему. Именно это должно стать двумя основными кирпичиками, на которых они будут строить свою жизнь. В Мф. 16:26 Иисус направляет наши размышления: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Мы можем научить наших детей всему, дать им образование, развивать все их навыки, полностью обеспечить их материально, научить их вести бизнес, весь мир положить у их ног. Но в этом не будет никакой пользы, если мы не научим их, прежде всего, созидать свои души в подчинении Христу.

Во Втор. 6:5–7 записано важное повеление: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая».

Мы должны использовать любую возможность, чтобы научить наших детей всем сердцем любить Господа, поклоняться Ему, восхищаться Им, благоговеть пред Ним, искать Его воли и Его славы в своей повседневной жизни. А также научить их любить ближнего, как самого себя, то есть, быть готовыми пожертвовать своими интересами ради блага другого. Если эти заповеди укрепятся в детском сердце, то они будут управлять и внешним его поведением.

Также мы должны активно наставлять наших детей относительно всего остального. Например, вот вам интересный вопрос для размышления: является ли объяснение того, откуда берутся дети, наставлением Господним? Конечно да. Это часть Божьего творения, это жизнь. У Бога есть определенное отношение к этому вопросу, и Он довольно точно изложил его в Своем Слове. Поэтому, когда мы говорим с нашими детьми об этой теме, мы должны обязательно научить их Божьему взгляду относительно этого вопроса. В противном случае, наши дети будут черпать информацию из других источников (друзья, улица, СМИ), и это будет извращенный, мирской взгляд. Подобным образом мы ответственны за то, чтобы учить и наставлять наших детей в отношении всего, что касается жизни.

5. Душепопечение детей

Следующий аспект нашего служения как родителей детям —это душепопечение. Это тоже очень обширная тема, здесь я лишь коротко коснусь ее.

Ключевым отрывком к этой теме можно выделить Пр. 18:14: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему».

Обычно, если у нашего друга или подруги возникают проблемы, то мы готовы найти время, чтобы встретиться наедине и обстоятельно поговорить об этом за чашечкой чая, выслушивая, уделяя всё возможное внимание и с осторожностью подбирая нужные советы. Часто ли мы предпринимаем что-либо подобное с нашими детьми? К сожалению, обычно наши ответы и советы детям в их проблемах (особенно когда дети еще маленькие и эти проблемы кажутся нам, взрослым, очень незначительными) являются поверхностными, и мы даем их, даже не отрываясь от того дела, которым заняты, не так ли?

Душепопечение — это разговор с ребенком один на один, когда больше говорим не мы, но когда сначала лишь являемся внимательными активными слушателями, задавая правильные вопросы, чтобы помочь ребенку открыть свое сердце и понять самого себя. Это время, когда мы можем узнать своего ребенка, и выявить, что в его сердце стало источником проблемного состояния или поведения. Мы должны постараться понять, какие чувства, страхи, обиды или разочарования переполняют его сердце, какие страсти и желания воюют сейчас в его плоти, и принести всё это под свет Божьего Слова. Именно к глубоким сердечным проблемам нам следует адресовать Евангелие, помочь «обновиться духом ума» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23,24). Да, это задачка не из легких, но верен Бог! Он дарует мудрость, сходящую свыше, если мы просим. И Он способен оснастить нас всем необходимым для того, к чему Он нас призывает.

Каждая проблема ребенка, каждый его неправильный поступок — это возможность узнать его ближе, помочь ему познать самого себя и приблизиться ко Христу (см. подробнее в книге Пола Триппа «Возраст возможностей»). Нам необходимо душеопекать наших детей. Часто мы стараемся переложить эту ответственность на школьных учителей или детских психологов, но, прежде всего, это является ответственностью именно родителей!

5. Сила личного примера

Без личного примера, то, о чём было сказано в предыдущих двух пунктах, не будет иметь никакого результата. Наши дела говорят громче, чем наши слова. Если мать будет учить свою дочь, что внешность это не главное, но часами будет стоять перед зеркалом и ужасно раздражаться, когда в нужный момент не может найти свою губную помаду, то дочь сделает соответствующие выводы. Или какой урок извлечет для себя сын, если отец будет стараться внушить ему, что материальное не имеет ценности, но нужно стремиться к горнему, а когда увидит царапину на своей машине, то будет гневно кричать о том, что готов кому-то оторвать голову?

Однажды мать, наказывая семилетнего сына за то, что он толкнул младшего брата, начала со всей силы бить его по руке и при этом много раз гневно кричать: «Нельзя обижать маленьких!» Что же при этом делала она? Ответ очевиден: она сама обижала маленького.

Ключевой отрывок из Писания: «Или как скажешь брату твоему: „Дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:4,5).

Если мы наказываем ребенка в гневе, то это не будет иметь хорошего результата. Если мы делаем замечание ребенку с раздражением, грубым тоном, то мы не достигнем этим желаемой цели, угодной Богу. Если мы обзываем ребенка, то не сможем помочь ему исправиться.

Нам важно понять золотую истину: для достижения Божьей цели, нельзя использовать небожьи методы. Никакая «святая» цель не дает нам права грешить против детей и тем самым против Бога.

В Гал. 6:1 читаем: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Какое замечательное, исполненное мудростью повеление! Обычно мы вспоминаем об этом стихе, когда собираемся обличить брата или сестру. Но, к сожалению, забываем об этом принципе, обличая собственных детей.

Итак, нам, прежде всего, нужно заботиться о состоянии своих собственных сердец, анализировать их, самим не впадать в искушение, трудиться над собственным освящением силой Духа Святого.

Если всем своим сердцем мы сами не любим Господа и не возрастаем в любви к ближнему, если этим не будут пропитаны все наши поступки, то мы не сможем научить этому и наших детей. Если мы лицемерим, то, скорее всего, так будут поступать и наши дети. Мы помним, как жестко Бог наказал Ананию и Сапфиру именно за лицемерие (Деян. 5:1–11). Сейчас подобного не происходит (по крайней мере, я о таком не слышала), но отношение Бога к лицемерию не изменилось. Поэтому нам следует быть очень бдительными в том, чтобы самим не быть лицемерами и своим собственным лицемерием не научить тому же своих детей.

Очень важно также признавать перед детьми свои ошибки, собственным примером учить их истинному покаянию, демонстрируя Евангелие в действии. Дети должны видеть, что и мы не являемся духовными суперменами, но так же, как и они, постоянно нуждаемся в Божьем очищении, Его милости и благодати.

В Мф. 7:5 Иисус дает нам чудесное обещание о том, что уделяя достойное внимание освящению собственных сердец, разбираясь прежде с бревном в собственном глазу, мы обязательно увидим, как вынуть сучок из глаза ближнего, как помочь нашему ребенку исправиться и стараться возрастать в послушании Христу.

Напоследок, я хочу ободрить вас. На земле нет, и никогда не будет идеальных родителей, мы все допускаем ошибки. Но Небесный Отец дал нам верное направление в воспитании детей, в котором нам следует развиваться и расти с Его помощью, для Его славы. Да благословит Он каждого из нас!

Инструктаж по прикладному воспитанию

Ремень и розги – это сильнодействующее средство и применять его нужно только по строгим показаниям. Уж коль драть ребенка, то не чаще одного раза в неделю, лучше по субботам не из-за старинного русского обычая, а чтобы в воскресение ребенок мог бы прийти в чувство после наказания и осознать свою вину. Для порки маленьких детей лучше всего подходят прутья из красного дерна: длинные, ровные, без сучков и очень гибкие. Бить только одним прутом, не связывая их в пучок. Для порки более старших детей применяют ремень. Ремень применяется только для детей и еще слегка лишь опушившихся в паху подростков. Пряжкой лучше не пользоваться, а ремень складывают вдвое. Там где ложится “петля”, остается синяк. Детей иногда наказывают также мокрой веревкой. Порет взрослый детей и подростков и свежей крапивой, окуная ее в ведро с дождевой водой и высекая по голой заднице. Подростков с уже сильным оволосением в паху и более взрослых секут чаще всего розгами. Плетью порят за серьезные провинности, и только по решению главного. Розги заготавливают заранее. Срезают у ручья длинные ивовые прутья, вымачивают, замачивают в соленом растворе Подойдя к ведру, выбирают самый длинный прут. Если используются розги, ребенка рекомендуют всегда смазывать, втирая, вазелином, поскольку так получается больнее, кожа портится меньше, а следы проходят быстрее.
Бить ребенка рекомендуют, привязав его к дивану, а еще лучше – к скамейке, чтобы он не мог бы вырываться и получал бы удары только лишь по попе, а не по жизненно важным органам. Скамейку делают из очень толстых и плотно пригнанных друг к другу досок, долгое время лежавших в воде, и проделывают в скамейке несколько отверстий для того, чтобы фиксировать наказываемого так, чтобы попа не могла вертеться. Стоять такая скамейка может под окнами, а при необходимости выдвигаться на середину комнаты.
Порят, положив ничком и привязав к скамье (дивану) так, чтобы попа не дёргалась. Ребенка заставляют лечь на диван (скамейку) и вытянуть вперед руки, завертывают ему рубашку (платье) до подмышек и спускают до щиколоток трусы. Руки и ноги ребенка связываются ремнями и притягиваются к ножкам дивана (скамейки), вытягивая наказуемого как стрелку компаса. Как ребенок маленький, руки связывают вместе, и ноги связывают вместе, когда же вырастает, руки и ноги привязывают по отдельности к ножкам скамейки или табуреток, если скамейка становится коротковатой для полной растяжки. Нередко ребенка привязывают еще и за талию, чтобы он меньше вертелся. Под живот ему могут положить подушку, а могут и не положить. Однако чаще всего взрослый порет ребенка, укладывая его животом поперёк своих коленей или же стоя или сидя, зажав его голову между своих колен. Шлепает сильно ладонью, ремнем или плашмя ложкой, линейкой. Так как гениталии ребенка прижаты к коленям экзекутора или находятся как раз над коленями, отсюда и возникает возможность сексуального возбуждения и даже случайного оргазма в этом положении, и эта позиция, как полагают, является причиной, пробуждающей возникновение огромное количества фетишей и извращений, связанных с поркой, еще в детстве.
Иногда исполнители помогают наказуемому обнажить задницу и лечь. А иногда требуют, чтобы ребенок делал это самостоятельно. Если он сам не спускает с себя трусы и не ложится на живот, поднимая рубашку (платье), его ждут дополнительно несколько очень чувствительных ударов. Нарвавшись несколько раз, ребенок уже заголяется сам, даже без напоминания. Спину свою взрослый во время удара держит ровно, прут должен пересекать обе половинки, а дергать его на себя нельзя: порвется кожа. Нельзя бить два раза по одному и тому же месту: синяк будет больше, а пользы от такого воспитания меньше. За сопротивление могут возлагать дополнительное наказание.
Каковы при порке ощущения ребенка? Вначале по телу пробегает неприятный холодок. Ребенок ревет как белуга и судорожно сжимает ягодицы. Просит простить. Ему очень страшно. Его сердце отчаянно бьется, явно намереваясь выпрыгнуть из груди. Все достается его попке. Он вертит ею, как только может, взрослый не всегда попадает совсем точно, и бывает очень больно. Когда приходит черед розог, ребенок сперва слышит противный свист, и все его тело пронзает жуткая боль. Он орет как резаный. При порке крапивой сначала становится холодно, а потом тело все горит как на сковородке. Взрослый спокойно ждет, пока ребенок проорется. Когда боль у ребенка стихает, на него обрушивается следующий удар чуть выше первого. После порки рекомендуют мазать наказанное место маслом из лампадки, а если сильно повреждена кожа — йодом. Для того, чтобы не было следов, используется техника порки с разогревом. Воздействие вначале очень щадящее, мягкими порющими средствами. Это способствует притоку крови к обрабатываемому участку, увеличению эластичности кожи и мышц, и началу выделения эндорфинов. До, во время и после порки на кожу ягодиц наносятся специальные мази, кремы и гели, благодаря которым риск возникновения сле дов сводится к минимуму. Ребенок в полубессознательном состоянии может даже и не помнить, как его отвязывают. Прийдя в себя , при удобном случае он смотрит на свою попу в зеркало. На посиневшей попе вспухают аккуратно прочерченные параллельно друг другу полосы. Урока хватает недели на две-три. В случае порки детей, порка нередко является мощным эротическим переживанием для экзекутора.
kostercold@yandex.ru если вам интересна эта тема как таковая как с позитивных нак и с негативных сторон

Как наказывали детей на Руси: Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав



На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка Такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил


Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.
И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года


Розги./Фото: argumenti.ru

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.
Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.
В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.
Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.
Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.
Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов


Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.
За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию


Художник П. Ковалевский. Порка.

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай


Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.
Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.
Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: