Бесы и ангелы

ЖИЗНЕННЫЙ МИР ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА: «БЕСЫ ВОКРУГ НАС!»

Одной из отличительных черт жизненного мира православного человека является наличие в нем демонов (бесов), вообразить которых неверующий человек не в состоянии. Что это такое? Этот вопрос возник у меня после прослушивания аудиокниги «Бесы» Ф. Достоевского (два раза во время двух последних автомобильных путешествий). Без обращения к православной теологии и православному опыту эта книга кажется странной, существенная часть ее смыслов ускользает от понимания. Решил разобраться.
Представления о демонах имеет древние корни: в мифологии под ними понимали полубогов, находящихся между двумя мирами. При этом они могли быть и злыми, и добрыми. В православной традиции категория демона закрепилась за сверхъестественными существами, которые противостоят истинному Богу. Нередко так называют павших ангелов, утративших благосклонность Бога.
Явление демонов, фиксируемое православными, можно пытаться объяснять в терминах психиатрии, но ее мало кто знает, а те, кто знают, не так часто могут разобраться в конкретных причинах дисфункций. Но само неверие в реальность демонов, как утверждает один блогер (olelookoyeah), означает, что человек находится в их власти. В силу этого проявления скептицизма в отношении реальности бесов опасно, если ты находишься в православной среде: тебя самого могут воспринять как бесноватого.
Православная теология предлагает простое и понятное рядовому человеку объяснение. Иеромонах Иов на сайте «Праволав.ру» так объясняет смысл этого явления человеку, пожаловавшемуся на постоянное засилье демонов в его жизни: «»Галлюцинации», о которых Вы пишете, – явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх» (http://www.pravoslavie.ru/answers/6690.htm).
Неверующий человек, не обремененный психиатрическим образованием, столкнувшись с теми же состояниями, интерпретирует их в терминах повседневной психиатрии: «Со мною происходит что-то странное…», «У меня какие-то галлюцинации», «Крыша едет» и т.д. Верующий человек, вооруженный знанием православной теологии, в этих же феноменах распознает приход демонов. То, что не видит атеист, видит православный, ибо вера – это специальные очки, изменяющие картину наблюдаемой реальности.
Как же православный видит демонов?
«…Когда я сидел в одиночестве, — жалуется верующий священнику-консультанту, — почувствовал как будто какой-то поток странной сладости, входящий в меня в области груди, и при этом я ощутил прямо перед собой чье-то присутствие, хотя никого и не видел. Я встал и поклонился перед этой незримо стоящей фигурой, при этом я ощутил его призрачные ноги на полу, от которых растекались какие-то призрачные потоки энергии и втекали мне в голову. <…> При этом мой ум отвлекся от дел, которые я делал, и я стал неспособен делать обычные дела. Еще через некоторое время мне в голову откуда-то извне начали приходить сведения о людях, которых я раньше знал, сведения о событиях, которые со мной раньше происходили, до того мне неизвестные, причем ум мой все более погружался в состояние какой-то отчужденности от реального мира, и я даже начал чувствовать побуждение выйти из дома. <…> Перед самым отходом ко сну я вспомнил то, что я знал о состоянии прелести и понял, что нахожусь в состоянии прелести» (http://www.pravoslavie.ru/answers/6690.htm). А вот свидетельство блогера о встрече с этим феноменом: http://den-axa.livejournal.com/44998.html?view=70086#t70086.
Современная техника используется для визуализации таких встреч. Например, здесь фотографии с искажениями, которые интерпретируется, как проявления демонов: http://bogistina.info/bes/004.php.
Авторы специализированного сайта «Бог – истина. Демоны среди нас» разъясняют, кто такие демоны и как они являются к людям: «Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут проникать через все преграды (стена, дверь), т. к. могут «просачиваться» сквозь них. Свободные демоны не могут проникать в освящённое помещение. <…> Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они. По природе своей демоны (бесы) — это чрезвычайно хитрые, злобные, лукавые, лживые существа (сущности), имеющие отвратительную внешность. Они ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их «рабом». Питаются демоны энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти, гордыни, жадности, зависти, корысти). Также демоны любят вдыхать фимиамы от различных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, особенно с кровью, или же предаётся блудной страсти (при этом энергия партнёра «высасывается» демоном)».
Тренированный православный глаз распознает человека, в которого вселился бес, или видит приметы его прихода к себе. Авторы сайта «Бог – истина. Бесы среди нас» дают подробное описание симптомов присутствия беса:
«Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и «космические истории» внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие — я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем «Друг» и «Наставник» начнёт вас учить, и направлять — по пути сатаны.
Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он — бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.
Вселение демона (беса) в человека называется одержимостью. Открытое проявление демона (беса) является беснованием. <…> Одержимый чувствует себя в это время как бы в необычном полугипнотическо-трансовом состоянии, он ощущает, слышит, видит, что происходит, но порой, как под небольшим гипнозом (если не сопротивляется демону), он просто становится куклой в руках беса. При этом существо открыто показывает своё отношение к людям, выкрикивая хулу на них («как я вас всех ненавижу!…», » будьте вы все прокляты!», идёт ругательная, порой нецензурная брань в сторону людей, сопровождающаяся ненавистью и сильной агрессией, порой такой, что одержимый может замахнутся на вас острым первым попавшимся предметом, или запустить в вас тоже тем, что первое попало под руку). Человек становится уже не человеком — он может встать на четвереньки, начать лаять, выть, хрюкать, шипеть, залезть в шкаф и спрятаться там, и т.п. Демон ненавидит всё то, что связано с Божественным, и поэтому как только видит или чувствует освящённые вещи (иконы, свечи, святую воду, крест с распятием), это вызывает у него бурю ненависти. При этом человек выкрикивает богохульства, может плевать на иконы, опрокинуть стакан с освящённой водой, задуть освящённую свечу.
<…> Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого «фильма ужасов».
У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть «Третий глаз», чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.
Демон может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает «обрабатывать» человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что «скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем».
Что же делать? Атеист пойдет к психиатру или психотерапевту. Человек, верующий во что-то сверъестественное, но не перегруженный знанием православной теологии, может пойти к бабке, знахарке, колдуну и прочим духовным целителям. Настоящий православный идет к батюшке, хотя многие признаются, что грешили, отправляясь к выше перечисленным лекарям.
Что же советуют православные священники?
«Я в страхе пошел в церковь, — рассказывает пострадавший от демонов, — позвал священника и начал рассказывать ему о случившемся. Он, не дослушав, принес исповедь, начал говорить за меня, и как только перекрестил меня, с меня как-будто спала эта пелена, и я все увидел в другом свете, отличном от обычного сознания, и ощутил довлеющую надо мной Божественную силу, которая все возрастала и причиняла мне что-то вроде довлеющего жжения, короче говоря, я, по-видимому, пришел в состояние, свободное от прелести и впал в руки Бога Живаго. После чего подошел священник, поднял меня на ноги, благословил меня причаститься и сказал, что в Введнской церкви есть отчитка отца Александра, и мне необходимо туда поехать» (http://www.pravoslavie.ru/answers/6690.htm).
Или другой совет иеромонаха:
«Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. <…> Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия.
<…> Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих… (http://www.pravoslavie.ru/answers/6690.htm).

Явления бесов

Когда Старец жил в монастыре Стомион, к нему пришел паренек и остался на ночь. Старец сказал ему: «Ты располагайся здесь, а я где-нибудь пристроюсь». Он решил пойти в пещеру на краю скалы. Под этой пещерой простиралась пропасть глубиной около трехсот метров. Спускаясь к пещере, Старец неожиданно услышал крик петуха. Это место было чрезвычайно пустынным, никаких петухов там быть не могло. Старец понял, кто это был и дальше не пошел. Он всю ночь простоял на том месте, где застал его крик, и молился. Это был первый случай за месяцы жизни Старца в монастыре Стомион, когда диавол его искусил.

* * *

В другой раз он услышал музыку и шум. Было слышно, как играют скрипки и другие музыкальные инструменты. Поглядев в окно монастыря Стомион, Старец увидел пляшущего диавола. Диавол помахал Старцу рукой, как бы приглашая танцевать. Старец начал творить Иисусову молитву, и вскоре бесовское видение исчезло.

* * *

Еще один случай, происшедший в монастыре Стомион: была ясная лунная ночь, вдруг возле монастыря явилось множество бесов, кричащих Старцу, чтобы он отворил им ворота.

Когда Старец жил в Иверском скиту, то вначале каждую ночь к его келье приходил диавол и стучал в дверь со словами: «Молитвами святых отец наших…». Старец отвечал: «Диавол, ты будишь меня на молитву и помогаешь мне попасть в Рай». — «В этом доме было какое-то искушение, — говорил он потом, — потому что один мирской человек разбил о стену бутылку с крещенской водой».

* * *

Однажды ночью, когда Старец жил в каливе Честного Креста, кто-то постучал в дверь. Старец подумал, что это вор и зажег свечу. Вскоре стук раздался уже не в дверь, а в окно. Тогда Старец пошел в церковку и зажег свечи, чтобы вор подумал, что в келье много людей и ушел. Вскоре стук послышался сверху, с крыши. Тогда Старец понял, что ночным вором был диавол, и сказал: «А, это ты? Ну так бы сразу и сказал. Сейчас мы с тобой друг друга поняли».

* * *

В другой раз, живя в келье Честного Креста, Старец пошел в монастырь Ставроникита на Всенощное бдение. Во время святоотеческого чтения перед Шестопсалмием Старец опустил сиденье стасидии, и на мгновение им овладел легкий сон. Когда сквозь дрему он услышал»Слава в Вышних Богу» и понял, что началось Шестопсалмие, то, вскочив на ноги, увидел близ себя злобного черного пса со свесившимся языком. Этот пес появился на долю секунды. Старец, увидев его, осенил себя крестом, стал творить Иисусову молитву, и диавол, явившийся в виде пса, исчез.

* * *

В другой раз Старцу пришел хульный помысел. Он резко воспротивился этому помыслу, отрицательно качая головой. Повернувшись к окну, он увидел козла (в его образе явился диавол) с волосатыми ногами, который старался залезть в келью.» А ну-ка исчезни, козлиная морда», — сказал Старец, выражая диаволу презрение.

* * *

Свидетельство Елевферия Тамиолакиса, живущего на острове Крит: «Когда я пришел в келью Честного Креста первый раз, Старец мне долго не открывал, и я уже собирался уходить. Наконец дверь открылась, я увидел Старца и положил ему поклон. Я заметил, что он был немного встревоженным и уставшим. И еще до того, как я успел что-то спросить, он объяснил мне, что в предыдущую ночь видел самого диавола. Дословно он сказал мне следующее: «Благословенная душа, знаешь, на месте, где ты стоишь, вчера стоял диавол. Он был очень наглый, желтого цвета, с красными глазами. Он не давал мне покоя целую ночь, сотрясая келью». Всю предыдущую ночь Старец противодействовал диаволу молитвами и поэтому был очень истощен. Диавол не мог войти в его келью и сделать ему зло: его опаляла молитва Старца».

* * *

Старец рассказывал: «Я видел диавола, который делился со мной разными «откровениями». Он называл поименно разных людей и говорил: «И этот мой, и этот мой». Многое из того, что он сказал, было ложью, однако случается, что он говорит и правду».

* * *

В 1979 году Старец посетил один святогорский монастырь. Вечером он пошел в келью в архондарике и лег спать. Во сне услышал, как в дверь кто-то стучит.

Он подумал, что это пономарь, который зовет его на службу. Старец поднялся и пошел в храм. Церковь была закрыта, вокруг никого не было. Тогда он вернулся в келью, лег и вновь услышал в коридоре стук, тяжелые шаги и бормотание, но не мог разобрать ни слова. Выглянув за дверь, он никого не увидел, все было погружено в молчание. То же самое повторилось и в третий раз. Тогда Старец понял, кто производил весь этот шум: «тангалашка». И Старец объяснил, зачем он его искушает.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >