Аскетик

Аскетизм (аскеза)

  • Раздел: АНТРОПОЛОГИЯ И АСКЕТИКА
  • Аскетизм, Аскеты Богословско-литургический словарь
  • Аскетические опыты (Том 1 и Том 2) свт. Игнатий Брянчанинов
  • Аскетизм свящ. Сергий Дергалев
  • Почему аскеты не становятся невротиками свящ. А. Лоргус, М. Филоник
  • Узкий путь Тит Коллиандер
  • Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века Павел Пономарев

Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, осуществляемое через подвиги добродетельной жизни в монастыре или миру.

Можно сказать, что аскетизм проявляется в напряженных усилиях человека стяжать благодать Святого Духа как залог спасения и достижения Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.

В христианство слово «аскетизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из античной культуры. Слово «аскетика» восходит к греческому глаголу ἀσκέω (аскео), который в древности обозначал: 1) искусное и старательное обрабатывание что-либо, например, грубого материала, украшение или обустройство жилища; 2) упражнение, развивающее телесные и/или душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.

Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, АНТРОПОЛОГИЯ

«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа.
Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным.
В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архимандрит Софроний (Сахаров)

Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.
патриарх Кирилл

Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11). А чтобы на месте зла, от которого ты отказался, появилось что-то доброе, должно появиться смирение.
митрополит Алексий (Кутепов)

Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины.
протоиерей Максим Козлов

Различные виды самоограничений можно отнести к трем основным группам:

  1. Тела.
  2. Языка.
  3. Ума.

Ограничения тела

Здесь самое главное — помнить, что ваша цель заключается в освоении контроля чувств и желаний и ни в коем случае не нанести вреда своему телу. Не надо уподабливаться йогам и подвижникам прошлого, истязающим и умертвляющим свои тела, ибо то, что для вас есть неудобство, — для них являлось вполне нормальным и естественным.

К самоограничениям тела можно отнести:

  • ограничение в питании: неупотребление ненатуральных и вредных продуктов, постничество, вегетарианство;
  • в движениях и действиях: выполнение щадящих и умеренных нагрузок;
  • в местонахождении: выполнение паломничеств, пребывание в уединенных и благостных местах;
  • во внешнем виде: простота одежды и манер;
  • полный отказ от вредных привычек;
  • воздержания в половой близости.

Ограничения языка

Это воздержанность в речи, качестве языкового общения. То, что слетает с наших уст, нас может как облагораживать и возвышать, так и осквернять, унижая и сводя на нет наше человеческое достоинство.

Практика языкового ограничения:

  • отсутствие злословия;
  • уход от осуждения и критики;
  • умение выслушивать до конца, не перебивая;
  • всегда быть правдивым;
  • воздерживаться от спора и крика;
  • не навязывать свое мнение;
  • не пустословить и не надавливать словами.

Ограничения ума

Самоограничения ума более всего могут наставить человека на смирение, приблизив к духовным высотам, помочь увидеть скрытые смыслы в простых вещах.

Среди самоограничений ума следующие:

  • способность контролировать свои эмоции, а также чувства;
  • работа с гордыней, усмирение ее;
  • изучение и чтение священных Писаний;
  • размышления, самопогружение;
  • раскаяние в содеянном;
  • ненасилие;
  • уважение и любовь не только к ближним.

Женская и мужская аскезы

Как для мужчины, так и для женщины разумные, правильные самоограничения являются важным условием дальнейшего духовного развития. Общее для них заключается в том, что они ведут к раскрытию внутренних потенциалов, улучшению не только физического и душевного здоровья, но и изменению качества жизни в целом, в том числе, и в материальном плане. Разница в том, что каждый из полов должен выполнять соответствующие практики, свойственные, соответственно, мужской или женской природе, поскольку имеется разница не только в физиологии, но и в предписанных каждому обязанностях.

Мужские

Для мужчины важны аскетичные практики, связанные с телом, поскольку они укрепляют и усиливают мужские качества характера.

К ним относятся:

  • голодание или ограничение в принятии пищи;
  • ранние подъемы до рассвета;
  • сон на твердой поверхности;
  • обливание или холодный душ;
  • довольствование малым;
  • сложные тренировки, связанные с выдержкой;
  • выполнение тяжелой физической работы;
  • хождение босиком.

Женские

Чрезмерное увлечение женщины мужскими практиками может привести к увяданию ее женских качеств и расцвету мужских. Это приведет к огрублению сердца и уведет от своего природного предназначения. Ее практики — это самоограничение работы языка и деятельности ума. Если они выполняются в благости применительно ко всем аспектам жизни ее семьи, счастье обретает не только женщина, но и все домочадцы.

Назовем следующие:

  • приготовление пищи должно происходить только в состоянии любви;
  • она всегда довольна тем, что у нее есть;
  • ее мысли никогда не касаются другого мужчины, а о муже она думает с любовью;
  • она всегда в состоянии любви выполняет все домашние обязанности;
  • внимание и забота о домочадцах, кормление их и угощение гостей;
  • не только просить помощи, но и помогать другим;
  • рукодельничать, создавать обереги, заряжая их своей силой мысли;
  • стараться создавать позитив в отношениях с другими людьми и поддерживать его.

Если каждый из супругов периодически обращается к данным практикам, то исходный результат будет залогом прочной, гармоничной семьи, ее здоровья и грамотного воспитания их детей.

Аскетический образ жизни

Для чего нужен

И все-таки подытожим, зачем нужен такой образ жизни применительно к ныне живущим. Каковы причины обращения к подобным практикам современными людьми. Дело в том, что, то, что было для человека ценным на протяжении тысячелетий, важно для него и сейчас: здоровье, семейные ценности, стремление к познанию себя и Бога, развитие внутренних способностей, желание сделать мир лучше.

В нынешнем обществе аскетическое лицо — это человек, принявший решение очиститься от ненужного и мешающего, будь то материальные предметы, старые привязки, связи и окружение. Это смельчак, решивший сбросить уже не актуальный, ненужный груз прежнего образа мышления и жизни в целом. Иными словами, тот, кто избрал путь освобождения от всего навязанного и искусственного во имя своей природной целостности.

Правила поведения

Тому, кто избирает данный путь, скорее всего, придется придерживаться некоторых правил для того, чтобы в своем личностном и духовном развитии и движении вверх не оступаться, слетая на несколько ступеней, а то и пролетов вниз.

Давайте их определим:

  1. Прежде всего — это уважение избранного пути без оглядки назад, не обращая внимание на назойливое брюзжание со стороны, пытающееся увести в сторону.
  2. Разумное освобождение от излишеств, довольствование малым.
  3. Основной приоритет — развитие своего внутреннего мира и расширение границ сознания.
  4. Гуманное отношение к живым существам и бережное к природе.
  5. Приоритет в литературе — духовно-оздоровительное направление.
  6. Принятие жизни таковой, какова она есть, терпимость и смирение.
  7. Стремление к натуральности (одежда, жилище и утварь, отношение с людьми).

Из представленного видео вы узнаете об аскетичном образе жизни основателя IKEA.

Известные аскеты

История богата на имена выдающихся людей, которые избрали путь аскетичности как в миру, так и в религии. Назовем некоторые самые известные из них. Это посвященный в глубину древних мистерий Пифагор и яркий представитель школы киников, живший в глиняной бочке Диоген, врачеватель Гиппократ и философ Кант, гений военного дела Александр Суворов и миллиардер Генри Форд, академики Николай Амосов и Дмитрий Лихачев.

Несчетным будет число всех подвизавшихся на сей подвиг в мировых религиях и духовных течениях. Ограничимся примерами некоторых известных, чаще всех находящихся на слуху в христианстве и буддизме.

В христианстве

Подвижники христианства через постоянный молитвенный подвиг и ряд суровых испытаний и самоограничений поднимались по ступеням познания Бога, на первой из которых они освобождались от восприятия мира посредством чувств, дабы достичь глубокого смирения и бесстрастия. На второй они уже имели возможность созерцать во всей неземной красе мир духовный и даже входить в него. Высшая ступень подразумевала возвышение над всем условным и ограниченным материальными рамками, постигая суть божественных творений, достигая глубин осознания бытия.

На этом непростом пути духовного восхождения для своих целей они использовали ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество было их непременной спутницей. Основными же подвигами монахов, отшельников, пустынников являлись пост и бдение, лишение себя крова и нагота, поклоны и вериги.

Приведем примеры из описании жития святых отцов. Одним из них является свидетельство подвига блаженного Ионы, который будучи монастырским садовником в одном из монастырей Пахомия Великого, дожив до возраста восьмидесяти пяти лет, ни разу не сомкнул очей. После выполнения своих каждодневных обязанностей в саду, он заходил к себе в келию и бдил, до рассвета молясь и плетя веревки.

Преподобный Ефрем Сирин — религиозный отшельник, проводящий жизнь в строгом воздержании , спал на голой земле, а сирийский подвижник Савин вкушал заплесневелую муку, едва смоченную водой.

Недельный пост был для аскетов нечто обыкновенным, а некоторые, уподабливаясь Христу, не ели и не пили до сорока дней.

Преподобный Серафим

Но в качестве более яркого примера служения Богу и людям опишем вкратце жизнь легендарного русского подвижника, чудотворца, преподобного Серафима Саровского.

Родился он 20 июля 1754 года в семье благочестивого купца Исидора Мошнина и жены его Агафьи. В крещении был наречен Прохором. Через три года умер отец, строивший церковь в Курске, и Агафья сама воспитывая сына, взгрузила на свои плечи неоконченное дело мужа и воспитание сына.

Когда Прохору было семь лет, он по неосторожности упал с колокольни, но оказался невредим. Для близких людей это было знамением, что ребенок находится под защитой Господа.

Однажды во время тяжкой болезни мальчику явилась в чудесном сиянии Богородица, утешила и сказала, что вскоре он будет здоров

Прохор отличался от своих сверстников тяготением к уединению для чтения священных писаний и посещению церковных служб. Постепенно через молитву ему стал открываться во всей красе непознанный духовный мир.

В 17 лет он отправился в Киев для посещения Лавры к мощам святых Антония и Феодосия. Старец, монах-затворник Досифей благословил его идти в Саровскую обитель, где Прохор после прохождения самых тяжелых монастырских испытаний удалился в глушь монастырского леса, где творил свой уединенный молитвенный подвиг. Пройдя тяжкие испытания лишениями и болезнями, устоявшись в крепости своей веры и любви к Богу, Господом была дарована преподобному Серафиму сила, благодаря которой он смог исцелять больных и предвидеть будущее.

Своим молитвенным подвигом он очистил душу от всякой скверны, избавился от маловерия и гордыни, и когда ему исполнилось 32 года, его постригли в монахи, дав новое духовное имя Серафим, что значит «пламенный».

Как-то в Великий Четверг во время Литургии ему явился Христос в сопровождении ангельского воинства. Преподобный изменился в лице, после этого его подвиги стали еще суровее. Теперь он всенощно бдел в молитве за весь мир.

Когда в 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в иеромонахи, он ушел из монастыря и стал жить в деревянной келии в пяти верстах от монастыря в глухом лесу на берегу Саровки. Здесь он подвергал себя тягчайшим испытаниям ношения тяжестей, неимоверно строгими постами, питаясь лесной травой — снытью.

Однажды на него напали разбойники, желая его ограбить, думая что за свою помощь людям он скопил немало добра. Подвижник не противился насилию, когда его калечили, проламывая голову и жестоко избивая, в результате чего было сломано много ребер. Думали, что он не выживет. Во сне ему снова явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном, а наутро силы вернулись к преподобному, в тот день он начал вставать, но спина его на всю жизнь осталась согнутой.

Разбойников поймали, однако по настоятельному требованию пострадавшего отпустили. Их настигла вышняя кара, уничтожив огнем их добро, после чего они явились к старцу, раскаиваясь в содеянном и прося прощение.

Испытания следовали одно за другим, его святость испытывалась темными силами, дабы устрашить и сбить с пути праведного. После сего старец начал свой тяжелейший подвиг — стояния на камнях, который продолжался 1000 дней и ночей. С утренней до вечерней зари Серафим стоял на камне в келии, а с темна и до зари — на глыбе в глухом лесу. В стужу и зной, под проливным дождем и жгучим снегом, он творил молитву, воздав руки к небесам.

По всей Руси разнеслась весть о великом подвижнике. Тысячи людей со всех концов земли русской стремились, чтобы хотя бы увидеть чудотворца или прикоснуться к нему. Дух старца благодаря его великому подвигу достиг небывалой высоты, обрел необыкновенную степень свободы. Старец стал прозорливым, он мог видеть не только мысли приходящих к нему людей, но и всю их внутреннюю природу. Ему открылось будущее России, ее нелегкая доля и тяжкие испытания русскому народу. Двенадцать раз святому являлась Матерь Божья, в последний раз она предстала перед ним незадолго до кончины.

Преподобный Серафим оставил сей мир 2 января 1833 года, но еще в течение 70 лет люди приходили к нему на могилу, исцеляясь от хворей тела и души.

В буддизме

Когда человек хочет изменить себя, прибегая к какой-либо практике, но глубинно не осознал суть метода, следуя чужим наставлениям, не знает возможности своей природы. Если он жесткий и категоричный и с присущей такому типу людей фанатичностью старается достичь желаемого, то возможно и такое, что в конечном итоге ожидаемое им будет иметь абсолютно противоположный результат. И в случае, когда вы решили испытать границы своих возможностей, прибегнув к суровым самоограничениям, не лишним будет вспомнить одну очень древнюю историю очень известного всей планете просветленного.

Несколько иной взгляд на практики жесткого воздержания имеется в буддизме, и родоначальником иного подхода был сам Будда.

Он родился в государстве Магатха в роде Шакья из касты кшатриев. Эта страна находилась на территории современного Непала. Его жизнь протекала в период, который точно не установлен, но ориентировочно с 563 по 483 годы, поскольку традиция древнеиндийских писаний была больше привязана не к хронологии, а к философским измышлениям. Его отцом был раджа Шуддходана, а матерью — царица Махамайя, которая умерла через несколько дней после родов.

На пятый день после рождения была проведена церемония имя наречения, где он получил имя Сиддхартха — «добивающийся цели». Восемь приглашенных мудрецов-брахманов подтвердили своими предсказаниями, что его будущее двойственно. Последний же, младший из них — провидец Асита, найдя на его теле 32 признака великого человека, сказал, что ребенок будет либо могучим царем, либо величайшим святым.

Принц рос в роскоши, обучаясь всей необходимой государственной премудрости, опережая в развитии всех своих сверстников. В 16 лет его женили на принцессе Яшодхаре — своей кузене и ровеснице.

Однажды, выбравшись за пределы дворца, он увидел то, что изменило всю его последующую жизнь: нищенствующего старика, очень больного человека, труп, который смердел и разлагался, и странствующего отшельника. Восприняв их как символические знаки, он осознал, насколько сурова жизнь. Ведь никакие богатства, могущество и власть не в силах защитить от мучений, болезней, увядания и неизбежной смерти.

Будучи еще принцем Гаутамой Сиддхартхой, лишь только ему исполнилось 29 лет, он в одежде монаха оставил царский дворец, пренебрег роскошью и властью на миру, чтобы найти просветление. Будда умерщвлял свою плоть, избрав путь аскетичности. Целых шесть лет он предавался суровым самоограничениям и, может быть, умер от истощения, если бы не осознал, что этот метод ему не годиться для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что для достижения просветления бесполезно сурово истязать свою плоть. Это привело его к практике размышления и медитации.

Доведя себя до крайности, он должен был для себя признать, что его путь в ином, а именно: в расширении границ своего сознания способом углубленного погружения в самого себя и нахождении внутри источника всех смыслов и первопричины всего сущего, проявленного в этом мире. Просветления он достиг иным путем: после 49 дней медитации в возрасте 35 лет, явив миру еще один путь обретения целостности, гармонии, а также осознание того, что источник Абсолютной Истины один, путей же его достижения — множество.

В буддизме самоограничения для тела не так важны, поскольку основное для аскета-буддиста — контроль над сознанием, прежде всего, над мыслями, ибо лишь это, в конечном счете, может привести к Нирване.

Труды и проекты по аскетизму

Поскольку мы живем в культурологическом поле, где наша философия, психология, мировоззрение тесно переплетены с православным христианством, нелишним будет в конце статьи вкратце ознакомиться с трудами некоторых современных священников и богословов не такого уж далекого прошлого.

Православная аскетика, изложенная для мирян Павла Гумерова

В своей книге «Православная аскетика, изложенная для мирян» отец Павел Гумеров старается помочь современному православному человеку выйти победителем в борьбе за душевную чистоту против соблазнов, как бороться со страстями мирянину , чтобы избавиться от греховных привычек. Как жить и спасаться современному человеку? Автор предлагает путь, ориентированный на учение святых отцов, опирающихся, в свою очередь, на Святое Писание и свой скромный священнический опыт.

В книге говорится о том, что основная цель и смысл христианской жизни заключается в любви к Богу, а также к людям. Ну а то, что считается избавлением от страстей, — является лишь средством освобождения, подобным посту, молитве и богослужению. И пока в человеке преобладают греховные страсти и наклонности, соблюсти две важнейшие христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и «Возлюби ближнего, как самого себя», является просто невозможным.

Автор в книге задает вопрос, нужна ли аскетика нынешнему мирянину, и главами книги дает ответ в ее необходимости, а также указывает методы спасения души.

Здесь уместно будет вспомнить слова поминаемого нами выше преподобного старца:

«Радость моя, не время нам унывать! Христос воскресе!!! Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»

Серафим Саровский

Аскетизм по православно-христианскому учению Сергея Зарина

Основным фундаментальным трудом богословия двадцатого века в отношении аскетического опыта с целью его обобщения и систематизации, базируясь на учении о спасении человека, является богословская магистерская диссертация «Аскетизм по православно-христианскому учению» Сергея Зарина (1875—1936) — российского, советского богослова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, идеолога движения церковного обновленчества.

Его диссертация состояла из двух книг, изданных в 1907 году, первая из которых была посвящена детальному, порой критическому обзору литературных трудов, статей, исследований авторов-богословов разных времен, касаемых данной темы. Ссылаясь на сочинения более 65 отцов Церкви и работы более ста богословов и исследователей, им была сделана попытка провести анализ огромного пласта, коим является аскетическое учение, систематизировать его и показать значимость его в науке о спасении. Вторая книга являлась богословско-этическим исследованием.

Много внимания в работе Сергея Михайловича было уделено трудам св. Феофана Затворника, создавшему богословско-аскетическую систему, которая была органически привязана к жизни, а не отвлеченными формальными рассуждениями в оправдании церковного догматизма и которая проповедовала то, что главным для верующего является глубокое усвоение великого подвига самопожертвования ради спасения человечества, совершенного Иисусом Христом.

В своей работе автор рассматриваемое явление добровольного самоограничения определял, как осознанное использование средств для приобретения христианином добродетели для достижения нравственной чистоты и религиозного совершенства, в котором он использует упорный труд, напряжение его духовных и телесных усилий для борьбы с преградами. Здесь имелось в виду подвижничество со способами его осуществления целиком либо по отдельности, включающими в себя телесные подвиги и лишения, озаренные молитвенной благодатью.

Аскетика для мирян Сергея Масленникова

Много чего полезного для принявших решение что-то изменить в своей жизни, встав на путь духовного очищения через ограничительные добровольные практики, можно почерпнуть из лекций на тему «Аскетика для мирян» Сергея Масленникова , который является автором цикла бесед «О пути к спасению» и серии книг о страстях и христианских добродетелях.

Преподаватель Школы покаяния, Лауреат всероссийской литературной премии, Сергей Михайлович Масленников дает рекомендации, как подготовится к генеральной исповеди. Для этого он рекомендует для определения грехов использовать дневник кающегося, в котором грехи, соответствующие определенным страстям, распределены по категориям. Кающийся человек, соотнося свои грехи с подробно прописанными Масленниковым в дневнике, отмечая их, в последующем производит духовную работу над их искоренением. Спустя время, вычеркивая грех за грехом, он наблюдает, насколько он приблизился к главной исповеди.

У этого метода есть свои сторонники и противники, в основном из числа духовенства, считающих, что метод Масленникова искажает православное учение о покаянии и вносит туда отсебятину. В любом случае, желающий приблизиться к истине, обращающийся чистым сердцем в молитве к Богу, рано или поздно разберется, отделив зерно от плевел.

Ибо сказано:

«Ищите и обрящете.»

Иисус Христос

Видео о смысле аскезы

Из представленного видео вы узнаете, в чем смысл аскезы.

Страница 1 из 3

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ – идеал отношения христианина к потребностям и обстоятельствам повседневной жизни, основанный на общехристианском противопоставлении земного и божественного. Он утверждает, что в своем устремлении к вечному блаженному бытию в Боге – спасению, христианин должен постоянно практиковать аскезу, под которой понимается система своего рода упражнений, направленных на выработку личных качеств, способствующих подавлению греховных и развитие богоугодных черт поведения. Отвлекаясь от конкретных деталей теологического объяснения аскетизма, можно выделить две его основные модели, имеющие место в христианстве. Первая рассматривает мирскую жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна, полна пороков и несовершенства. Отсюда следует предписание удаляться от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. Крайним вариант – обуздание плоти в изнуряющих церковных послушаниях, постах и других подобных процедурах. Сама жизнь, со всеми ее семейно-бытовыми, трудовыми, социально-политическими обстоятельствами, имеет смысл лишь как период подготовки к эсхатологическому финалу (концу света). Считается, что в ходе земной жизни человек пытается заслужить добрыми делами оправдание и спасение в жизни после смерти. Современное католическое и православное христианство не столь радикально в своих взглядах на мирской аскетизм, как это было на протяжении большей части их истории. Земное благополучие человека ныне ими не отвергается, но на уровне вероучения принципиальные установки этой модели остаются в силе. Второй моделью можно считать протестантский вариант мирского аскетизма. Он также предполагает ощущение христианином внутренней отчужденности от мира. Но Бог дал людям именно эту – земную жизнь, поэтому вера в предустановленность спасения и надежда оказаться среди тех, кому уготован такой исход, побуждает верующих искать признаки своей принадлежности к избранным в сферах мирской деятельности. Ключевым понятием здесь является так называемое «призвание» – представление о поставленной Богом человеку жизненной задаче. В этом плане мирские обязанности обретают статус богоустановленных. В обоснование обычно приводится ссылка на призыв апостола Павла каждому верующему оставаться «в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). Принадлежность к тем, кому уготовано спасение, ставится в непосредственную зависимость от успешного выполнения человеческих обязанностей. С этой целью следует неустанно искать поприще, где способности человека реализовались бы с предельной продуктивностью. Неудачи в таком случае будут объясняться невниманием к божественному призыву и обделенностью по этой причине благодатью. Протестантские мыслители Дж. Уэсли, Р. Бакстер, Ф. Шпенер и др. неоднократно отмечали, что последовательность «вера–усердие–богатство» может обернуться преобладанием любви к мирскому и утратой подлинного смысла аскетизма. Богу угоден не конечный результат, считали они, а сама деятельность как прославление человеком Бога в сотворенном мире. Человека в таком случае можно уподобить управляющему в Божьем имении: чем лучше он трудится, тем богаче имение, но тем выше и ответственность перед Богом. Кроме того, ни приобрести избранность за какую бы то ни было цену, ни даже точно удостовериться в принадлежности к ней человек сам не может. Доступно только ощущение своей угодности Богу. Достичь такой уверенности и должен христианин, совершая свои мирские дела с полной отдачей.

Прислала знакомая. Интересные мысли. Если надо — кину ссылку на сайт.
Манифест светского аскета XXI века
Светский аскетизм как образ умеренной жизни насчитывает тысячи лет. Аскеты были всегда, во все века, начиная с древности; они своим примером показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой творческой жизни. Многие великие философы, ученые, писатели, художники были аскетами, благодаря чему сохраняли прекрасную физическую форму и творческий потенциал до глубокой старости. Аскетами были Пифагор, Диоген, Эпиктет, Гиппократ, Сенека, Марк Аврелий, И. Ньютон, И. Кант. В России высокий пример мирского аскетизма дали А. Суворов, П. Чаадаев, Д. Лихачев.
Аскетизмом (правда чаще всего только в питании) отличаются почти все женщины-звезды: актрисы, певицы, танцовщицы, фотомодели: без аскетизма в питании им невозможно было бы стать звездами-профессионалами. Аскетизм характерен и для жизни почти всех профессиональных спортсменов.
О пользе и необходимости для человечества светского аскетизма убедительно сказали уже в наши дни выдающиеся ученые: философ А. Гелен, этолог К. Лоренц и психолог В. Франкл, академик Н. Амосов. Безумный вульгарный гедонизм с его безмерным аппетитом на все и вся загнал уже человечество в сети обжорства и ожирения, что грозит ему биологическим вырождением.
Принципы и правила жизни современного светского аскета могут помочь не только в борьбе с ожирением нации, они подскажут каждому человеку как выработать свой личный разумный стиль жизни, ведущий к здоровью, красоте и долголетию, исключающий не только физическое, но и духовное ожирение.
Принципы и правила светского аскета XXI века
«Все в меру!» – этот древний принцип красивых и здоровых людей древности светский аскет сделал своим девизом жизни. Чрезмерность испепеляет и губит.
• Один из лозунгов светского аскета – «Труд. Красота. Чистота. Мера».
• Светский аскет выбирает для себя путь может быть и нелегкий, но принципиально честный, о котором как нельзя лучше сказал Булат Окуджава:
Совесть, благородство и достоинство —
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.
• Светский аскет – человек поступка, а не пустопорожней говорильни и пустых мечтаний. Он не разглагольствует о пользе физической формы и ограничений, а ведет такой образ жизни, так организует свой уклад дня, что всем видны результаты его труда и совершенствования. Он не призывает, а подает личный пример.
• Светский аскет любит труд и стремится делать добрые дела, только они украшают его жизнь, наполняя ее высоким смыслом. Он руководствуется мудрым принципом Николая Тимофеева-Рессовского «Жить нужно так, чтобы не стыдно было умирать».
• Светский аскет физически и душевно здоров и готов стоически противостоять любым невзгодам жизни. У него есть для этого закалка, сила духа и воли, скептический разум и философский взгляд на жизнь. И ему нет нужды, когда подступает отчаяние, прибегать к спасению алкоголем или наркотиками. Он руководствуется древней восточной мудростью «Дай мне силы принять то, что невозможно изменить, мужество изменить то, что можно изменить, радость для всего остального».
• Светский аскет – противник роскоши и мишуры, чрезмерности и излишеств в удовлетворении потребностей. В своем образе жизни он культивирует экологическую простоту, исключающую прикрасы и побрякушки в окружающей его среде, во внешнем облике и поведении.
• Светский аскет непритязателен в еде, одежде, бытовых условиях, он не изнежен и ему не нужны изысканные и рафинированные вещи и услуги. Он ценит красоту и комфорт, но только в их гармонии с простотой и функциональным удобством. Его принцип – вещи должны быть удобны в пользовании, они должны хорошо служить, доставляя радость и телесное удовольствие своей оптимальной функциональностью.
• Принцип светского аскета в питании «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть». Светский аскет никогда не голодает, хотя голод переносит легко, он со смакованием и аппетитом наслаждается пищей и питьем в пределах строго необходимой для организма меры, поддерживающей оптимальную энергетику и тонус тела. Если он и гурман, то не в вульгарно-гедонистическом смысле, а как тонкий ценитель всего того изобилия натуральных продуктов питания, которые дала человеку природа.
• Светский аскет всем своим видом демонстрирует высокий образец умеренности, спортивности, подтянутости и в этом отношении является лучшей пропагандой здорового образа жизни для своих детей, которые растут не изнеженными обжорами, а маленькими радостными свет-скими аскетами – крепкими, здоровыми, способными противостоять соблазнам разного рода развращающих «услад».
• Светский аскет изгоняет из своей жизни все искусственные наслаждения, какие бы блаженства они ни сулили, и предается только тем наслаждениям, зная их меру, которые определены природой и творческим трудом. Он знает, что всему искусственному природа мстит болезнями тела и духа, превращая человека в раба неумеренной зависимости и заложника смерти. По этой причине аскет никогда не употребляет наркотики, а алкоголь допускает только в самых незначительных дозах и только в дни знаменательных для себя праздников, юбилеев и торжеств.
• Светский аскет в общении с людьми спокоен и выдержан, стремится никому не доставлять неудобств и даже нечаянных обид. Он старается не вступать в конфликты, помня, что жизнь дана один раз и все суетное ее только сокращает и потому не стоит тратить на него душевные силы. Аскет нетерпим только к невежеству и глупости, и потому при встрече с глупцами он придерживается правила древних китайцев: «Если тебе повстречался глупец, скорее убегай от него на другой конец деревни».
• Светский аскет не навязчив. Он никого не поучает, а своим примером утверждает высокий смысл простой умеренной жизни, избавленной от погони за чрезмерными удовольствиями, так называемыми престижными вещами и статусами, «золотым тельцом», роскошью и сусальной позолотой. Самое большее, что позволяет себе аскет, это критику чревоугодия, и только потому, что чревоугодие ведет к биологическому вырождению человечества.
• Светский аскет чужд манерности, эпатажа и чопорности. Изгнав грубость и вульгарность из мимики и жестов, в общении с людьми он естествен и прост.
• Светский аскет никогда не лезет ни к кому с надеждой и призывом любить его, он руководствуется правилом первооткрывателя стресса Ганса Селье «Заслужи любовь ближнего своего». Он стремится быть полезным и нужным людям. Будут ли за это его любить, ему безразлично. Только любовь и дружеское расположение самых близких ему людей он сердечно ценит.
• В интеллектуальной сфере жизни светский аскет придерживается принципа разумного скептицизма. Он «духовной жаждою томим». Его жизнь – постоянное интеллектуальное совершенствование, духовный поиск, наслаждение размышлениями и творчеством, неиссякаемое любопытство к новинкам науки, искусства, литературы, стремление в просвещении «быть с веком наравне». В этом он видит для себя величайшее удовольствие и духовное наслаждение.
• Зная себе цену, светский аскет никогда не огорчается, если его не повысили по службе, не отметили его заслуг или обошли наградами: это такая малость в сравнении с теми духовными ценностями и творческим горением, которыми он живет и видит в них смысл своего земного существования. Он не гонится за званиями, степенями, премиями и орденами, оставляя эту суету людям престижа, зависти и властолюбия.
• Светский аскет живет в гармонии со своим телом, не отравляет его всевозможными вредоносными пищевыми и питьевыми «усладами» и добавками, опасными для здоровья. Его принцип – только натуральная и экологически чистая пища и вода. Аскет не позволяет себе объедаться, да у него и нет к этому никакого желания. Он изгнал из своего обихода обилие жирного, сладкого, жареного, все нашпигованное десятками специй и отрав.
• К телу светский аскет относится бережно, как к лучшему товарищу жизни, закаляет и тренирует его, но без перенапряжений и погони за рекордами; он не видит необходимости становиться моржом, хотя способен переносить и стужу, и жару. Не видит смысла и в экстремальных физических увлечениях, которые, как любая чрезмерность, сопряжены с риском для здоровья и самой жизни. По его мнению, экстремалы являются своеобразными адреналиновыми наркоманами и долго мало кто из них живет.
• Светский аскет – конструктор своего тела и здоровья. Он помнит совет великого нейрофизиолога Х. Дельгадо «Создай себя сам» и не охраняет свое здоровье, а каждодневно его хранит и созидает. И тело благодарит его радостными ощущениями полнокровной жизни, оптимизмом и ровным хорошим настроением.
• Светского аскета невозможно представить себе с отвисшим животом, он не может быть толстым и ожиревшим – этого не позволяет ему не только его философия умеренной жизни, но также и эстетическое чувство красоты тела. Его принцип – быть стройным, подтянутым, спортивным, элегантным.
• Светский аскет энергичен и подвижен, в телесной подвижности и гибкости он находит особое радостное наслаждение чувствования каждой мышцы, каждого органа, каждого их движения, того состояния, которое великий свет-ский аскет И. Павлов назвал «мышечной радостью».
Походка светского аскета энергична и пластична. Можно ли говорить об эстетике походки толстяка, переваливающего тело с ноги на ногу подобно гиппопотаму? Толстяк передвигается, аскет гарцует: походка его эстетична легкостью и спортивностью.
• Светский аскет не издевается над телом, каким его дала ему природа: не наносит рубцов и татуировку, не «украшает» тело пирсингом и не уродует пластическими операциями. Его культ – тренированное красивое тело, которое он старается держать в отличной форме и чистоте. Светский аскет – друг физической культуры.
• Светский аскет бережлив, не сорит деньгами, когда они есть, и не транжирит вещный достаток, приобретенный трудами. Он относит

АСКЕТИЧНЫЙ

Смотреть что такое «АСКЕТИЧНЫЙ» в других словарях:

  • аскетичный — воздержанный, крайне воздержанный, строгий, скупой Словарь русских синонимов. аскетичный прил., кол во синонимов: 5 • аскетический (5) • … Словарь синонимов

  • Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму , аскетам , характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму , аскетам , характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • аскетичный — аскет ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь

  • аскетичный — кр.ф. аскети/чен, аскети/чна, чно, чны; аскети/чнее … Орфографический словарь русского языка

  • аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. = Аскетический. А ое лицо. А. образ жизни. Живопись художника Корина аскетична. ◁ Аскетично, нареч … Энциклопедический словарь

  • аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. аскетично = аскетический А ое лицо. Аскети/чный образ жизни. Живопись художника Корина аскетична … Словарь многих выражений

  • аскетичный — аскет/ичн/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • Аскетичный (Avoidant) — используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем… … Медицинские термины

  • крайне воздержанный — аскетичный Словарь русских синонимов. крайне воздержанный прил., кол во синонимов: 1 • аскетичный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов