Архиепископ макариос

Макариос III

Архиепископ Макариос III
Αρχιεπίσκοπος Μακάριος Γ’
Архиепископ Макариос
1-й Президент Кипра
16 августа 1960 — 15 июля 1974
Предшественник: нет
Преемник: Никос Сампсон (и.о.)
1-й Президент Кипра
7 декабря 1974 — 3 августа 1977
Предшественник: Глафкос Клиридис (и.о.)
Преемник: Спирос Киприану
Вероисповедание: православие
Рождение: 13 августа 1913
Панагия, округ Пафос, Кипр
Смерть: 3 августа 1977 (63 года)
Никосия, Республика Кипр
Награды:

Архиепи́скоп Мака́риос (Макарий) III (греч. Αρχιεπίσκοπος Μακάριος Γ’, в миру Михаил Христодулу Мускос, греч. Μιχαήλ Χριστοδούλου Μούσκος; 13 августа 1913 — 3 августа 1977) — предстоятель автокефальной Кипрской Церкви (1950—1977), избранный первым Президентом Республики Кипр (на посту в 1960—1977).

Биография

Михаил Мускос родился в деревне Панагия в кипрском округе Пафос. В возрасте 13 лет он был отдан в монастырь, и всю свою последующую жизнь отдал служению.

Обучался в монастырской школе, затем во Всекипрской гимназии. Получал богословское образование в Никосии и Афинах.

В 1938 году принял сан диакона.

В 1938 году за отличную учёбу получил приглашение продолжить обучение в Бостонском университете. В 1942 году получил диплом теологического факультета.

В 1946 году посвящён в иереи.

Всё ещё пребывая на учёбе в Бостоне, в 1948 году он получил уведомление о своём избрании епископом Китиона.

1962

Мускос, принявший монашеское имя Макариос, вернулся на Кипр, находившийся под британским колониальным управлением. Вскоре он превратился в авторитетного и харизматического лидера острова, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией — Энозис (греч. Ένωσις).

Депортированный в 1956 году англичанами на Сейшелы за поддержку мятежного полковника Георгиоса Гриваса, выступившего против Великобритании и Турции, Макариос получил разрешение вернуться в 1959 году.

В 1960 году был избран президентом независимого Кипра. На протяжении его президентства организация Георгиоса Гриваса ЭОКА неоднократно предпринимала попытки убийства архиепископа Макариоса, пока не свергла его в 1974 году, совершив государственный переворот и вызвав турецкое вторжение.

Путч ЭОКА, инспирированный режимом «черных полковников» в Греции, вынудил Макариоса ненадолго эмигрировать в Лондон, однако в 1975 году он возвратился на Кипр и оставался на посту президента на контролируемой греческой общиной южной части острова до своей кончины 3 августа 1977 года.

Предшественник:
Макарий II
Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра
1950 — 1977
Преемник:
Хризостом I
Предшественник:
Должность учреждена
Президент Кипра
1960 — 1974
Преемник:
Никос Сампсон (и.о.)
Предшественник:
Глафкос Клиридис (и.о.)
Президент Кипра
1974 — 1977
Преемник:
Спирос Киприану

Президенты Республики Кипр

Архиепископ Макариос III • Никос Сампсон (и. о.) • Глафкос Клиридис (и. о.) • Архиепископ Макариос III • Спирос Киприану • Георгиос Василиу • Глафкос Клиридис • Тассос Пападопулос • Димитрис Христофиас

Архиепископ Макариос 3. Служитель Бога и глава государства. Что мы знаем о нем?

Краткая биография первого президента Кипра.

Каждый житель острова хотя бы раз слышал о нём. Первый президент Кипра, национальный герой, имя которого знает каждый киприот. Но что мы знаем о нём? Кем же был этот человек, именем которого названы улицы, пожалуй, каждого города этой страны? Попробуем разобраться.

Архиепископ Макариос 3, в миру Михаил Христодулу Мускос, родился 13 августа 1913 года в деревне Пано Панайя в округе Пафос, в западной части Кипра, который в то время являлся британской колонией. Его отец Христодулос Мускос был бедным крестьянином, а мать Елена Афанасиу умерла вскоре после его рождения. Отучившись в начальной школе в родном селе, в 1926 году, в возрасте 13 лет, он был зачислен послушником в монастырь Божией Матери Киккской — один и самых известных монастырей на Кипре. В возрасте 20 лет Михаил отправился учиться в Панкипрскую гимназию Никосии, которую окончил в 1936 году. Отучившись в гимназии, будущий глава кипрской церкви вернулся в Киккос, где 7 августа 1938 года принял постриг с именем Макариос и был рукоположён в диакона. Месяц спустя в качестве стипендиата Киккского монастыря направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета.

По его завершении в 1942 году поступил на юридический факультет, где учился до освобождения Греции от немецкой оккупации, после чего ненадолго вернулся на Кипр. По возвращении в Афины 13 января 1946 года был рукоположён во пресвитера и возведён в сан архимандрита в храме святой Ирины, где до этого в течение пяти лет служил диаконом у митрополита Гирокастринского Пантелеймона. В том же году он прибыл в США для продолжения богословского образования. В течение двух лет посещал лекции в Бостонском университете по специальности «Социология религии». С этого момента церковная карьера Макариоса резко пошла вверх.

8 апреля 1948 года, когда Макариос пребывал на учёбе в Бостоне, он был избран митрополитом Китийским. Хиротония состоялась 13 июня. Вернувшийся на Кипр, находившийся тогда под британским колониальным управлением, митрополит Макариос вскоре превратился в авторитетного и харизматичного лидера, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с Грецией.

Это было началом его политической карьеры, так как 20 октября 1950 года Макариос был избран Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра. Став главой Кипрской церкви в 37 лет (это довольно молодой возраст для человека, занимающего столь высокую позицию в церковной иерархии), Макариос развернул широкую деятельность за освобождение Кипра от английского колониального господства.

Об ораторских навыках и личной харизме новоизбранного Архиепископа можно судить по примеру следующего события: в связи со второй годовщиной со дня проведения плебисцита и основания Всекипрской организации молодёжи, в воскресенье 13 января 1952 года был совершён молебен в храме Явленного Образа Божией Матери («Панагиа Фанеромени»). В составленной Архиепископом Макариосом молитве призывалась помощь Божия угнетённому кипрскому народу в его стремлении освободиться от рабства и достигнуть столь желанной свободы. После молебна Архиепископом была произнесена патриотическая речь, встреченная восторженно народом, и зачитано постановление кипрского греческого всенародного собрания, в котором выражалась решимость православных греков продолжать борьбу за свою независимость.

В феврале 1952 года Макариос обратился со специальным заявлением к постоянному заместителю министра колоний сэру Томасу Ллойду, посетившему тогда Кипр, напомнив Декларацию Объединенных Наций о правах человека, самоопределении и свободе народов, Архиепископ Макариос выразил надежду, что Великобритания из уважения к правам и воле кипрского народа предложит Ассамблее ООН рассмотреть кипрский вопрос.

В сентябре 1952 года он направил телеграмму председателю комиссии ООН, в которой напомнил, что греческий народ, составляющий 81 % населения Кипра, желает свободы и не прекратит борьбы за неё, пока не осуществит своего желания. Несколько дней спустя, Архиепископ Макариос передал Энтони Хенту, британскому военному министру, протест греческого народа острова против ограничения самоуправления, продолжения английского колониального режима на Кипре и размещения на нём военных баз. И это стало началом конца английского правления на острове.

1 апреля 1955 года вспыхнуло восстание за освобождение Кипра. Между английским губернатором фельдмаршалом Хардингом и Архиепископом Макариосом как вождем кипрского народа начались переговоры, которые длились с октября 1955 по март 1956 года, но к соглашению сторон не привели. Когда Архиепископ Макариос отказался принять навязываемый англичанами план решения кипрского вопроса, английское правительство 5 марта 1956 года официально заявило, что переговоры между британцами и киприотами прерваны.

За активную борьбу за права греков-киприотов Архиепископ вместе с митрополитом Киренийским Киприаном по приказанию Хардинга 9 марта 1956 году был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова. Здесь Макариос построил на свои средства школу для детей местного населения. В 1957 году под давлением киприотов и мировой общественности Архиепископ Макариос и митрополит Киприан были освобождены с условием, что оставив место своего заключения, они отправятся куда угодно, но не на Кипр, после чего оба уехали в Афины.

В феврале 1959 года участвовал в Лондонском совещании, явившемся продолжением переговоров в Цюрихе. В Лондоне были подписаны соглашения, на основе которых позднее острову была предоставлена самостоятельность. В марте того же года, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения, Архиепископ Макариос и митрополит Киприан уже смогли возвратиться на Кипр. В декабре 1959 года в ходе первых президентских выборов при поддержке ЭОКА был избран президентом независимого Кипра и занял свой пост 16 августа 1960 года.

Если кто знает, именно ЭОКА, ранее бывшие союзниками Макариоса, неоднократно пытались убить недавнего друга. Эти попытки предпринимались на протяжении всего правления президента и в итоге ЭОКА стали причиной свержения Макариоса в 1974 году, спровоцировавшего турецкое вторжение на Кипр.

В конце декабря 1963 года были спровоцированы вооруженные столкновения между греческим и турецким населением Кипра, приведшие к многочисленным жертвам, однако Макариосу удалось удержать страну от распада. Англия, Турция и Греция вмешались в конфликт с целью навязать свои планы урегулирования конфликта. На остров были введены войска ООН, а общины сгруппированы по нациям. В июне 1964 году в Вашингтоне был создан план Ачесона, предусматривающий присоединение острова к Греции.

Причиной такой лютой ненависти со стороны кипрских националистов стало то, что Макариос, ранее высказывавшийся за присоединение острова к Греции, теперь кардинально поменял свою политическую позицию и выступал за территориальную независимость Кипра. Будучи свергнутым в 1974 году в результате государственного переворота, Макариос ненадолго эмигрировал в Лондон, однако в 1975 году он возвратился на Кипр и вновь занял пост президента, управляя контролируемой греческой общиной южной частью острова до своей кончины 3 августа 1977 года. Так закончил жизнь один из самых узнаваемых уважаемых государственных деятелей Кипра. Согласно своему завещанию, он был похоронен в 2 километрах от родного Киккского монастыря.

Архиепископ, находивший общий язык с коммунистами как внутри страны, так и на международной арене (и как партнёр СССР и его союзников, к которым обращался за помощью в периоды обострения отношений с западными странами или Турцией, и как активный участник Движения неприсоединения), получил прозвище «средиземноморский Кастро». Давайте и мы будем помнить этого выдающегося человека, подарившего свободу острову, ставшего домом и для нас!

Макариос – «знамя Кипра»

ПРАВОСЛАВИЕ.РУ

Национальный герой

3 августа 1977 года перестало биться сердце одного из самых удивительных политиков ХХ века, да и мировой истории в целом, Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Макария III.

Правомерно ли употребление слова «политик» в отношении православного иерарха, Предстоятеля одной из самых древних Поместных Православных Церквей? В данном случае – несомненно.

Истина, открывшаяся мне, когда я впервые ступила на кипрскую землю, поначалу ошеломила. Архиепископ Макарий возглавлял не только Поместную Церковь. Он был первым всенародно избранным Президентом свободной Республики Кипр. Первым Президентом государства, которое без него могло бы вообще не возникнуть. Больше того. Он был Этнархом – главой народа.

Корни этого специфически кипрского явления, равно как и тех межнациональных проблем, с которыми Макариосу пришлось иметь дело как политику, уходят в XVI век. В 1571 году турки-османы отбили остров, на котором проживало около 85 тысяч христиан, у венецианцев. Для контроля над коренным населением новые правители провозгласили главу Кипрской Церкви главой православного «миллета». Этим термином в мусульманских государствах описывалась общность людей, объединенных одной верой и проживающих в границах определенной территории. Поскольку миллет формируется по религиозному признаку, возглавлять такую общность, «местное население», должен именно религиозный лидер.

Таким образом, архиепископ Кипра являлся как бы представителем турецкой власти – он отвечал перед султаном за все внутренние дела острова, в том числе и за сбор налогов. Османы же, в свою очередь, стали заселять остров выходцами из Малой Азии. На Кипре появился сначала турецкий гарнизон, потом мусульманское население и турецкие деревни. Долгие годы греки-киприоты и турки-киприоты жили в мире, но в середине ХХ века равновесие было нарушено грубым вмешательством извне. Кипр стал одной из фигур на великой шахматной доске.

На фоне будоражащих то и дело наше общество дискуссий о границах взаимодействия государства и Церкви, тот факт, что в ХХ веке православный архиерей мог занимать одновременно и кафедру апостола Варнавы и пост главы светского государства – захватывает воображение и дает обильную пищи для размышлений.

С этого момента, хотя в отечественных учебниках и церковной прессе, в частности в «Журнале Московской Патриархии» его называли Макарием, я буду обращаться к герою нашей истории как к Макариосу – именно под этим именем его чтят на Кипре, именно таким он известен всему миру.

Президент Макариос для истории ХХ века – фигура легендарная. В нем поражает все: жизненный путь, целеустремленность, политическая дальновидность. Родившись в бедной крестьянской семье, он взошел до высот власти, оставаясь при этом очень цельной натурой, чья вера проявлялась в каждом его шаге.

Подробный рассказ о жизни первого Президента Кипра изобилует столь неожиданными поворотами, яркими подробностями, драматическими перипетиями, что могла бы лечь в основу остросюжетной кинокартины.

Складывается ощущение, что личность такого масштаба могла появиться на свет лишь в определенную историческую эпоху. И, как закончилось некогда время героев Эллады, так ушло и время гигантов духа. Словно земля больше не рождает великих вождей.

На склонах Троодосских гор

История будущего президента Кипра началась в одной из небольших деревушек недалеко от города Пафоса, носящей красивое имя Пано Панагия или Панайя. Сегодня добраться до нее на автомобиле не составляет никакого труда. Живописная дорога петляя поднимается вверх, и ведет вас мимо древних монастырей Агиа Мони и Богородицы золотого граната – Хрисороятиссы к деревне, раскинувшейся на склоне горы. Отсюда всего километров сорок до Киккоса.

Улицы здесь так узки, что припарковать машину – задача на смекалку и сообразительность. Во времена детства Михалиса Христодулу Мускоса – такое имя носил архиепископ Кипра до принятия монашества – сельским жителям с лихвой хватало ширины местных дорог. Автомобили здесь не проезжали.

Михалис Мускос, родившийся 13 августа 1913 года был первенцем в небогатой крестьянской семье Христодулоса Хараламбу Мускоса и Элени Анастасиу. Дом Мускосов сейчас превращен в музей. Ключи от него хранятся в Историко-политическом центре Этнарха Макариоса, построенном на небольшой площади в центре деревни.

Пройдя через небольшой двор внутрь помещения, поражаешься скромности внутренней обстановки. В доме всего две комнаты, причем кухня находится снаружи, на улице. Земляной пол, выбеленные стены, из мебели – кровать да платяной шкаф. На полу в углу – очаг, на стенах – нехитрые предметы крестьянского быта.

О матери архиепископа Макариоса известно немного. Она была очень благочестивой женщиной и мечтала о том, чтобы сын ее стал священником. Дав жизнь еще двум детям: сыну и дочери, она умерла от воспаления легких в 1924 году, когда мальчику было всего 11 лет. Печальная история Элени красноречиво свидетельствует об уровне медицины на острове в те годы: ни в родном селе, ни в округе не нашлось ни врачей, ни лекарств. Отец остался один с малолетними детьми и вскоре женился вновь. Михалис смог привыкнуть к мачехе и до конца жизни хранил к ней теплую привязанность, но вскоре в его жизни произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу.

Ученик

В Панайе была всего одна школа, причем, как водилось, в классе одновременно обучались дети разного возраста. Михалис выделялся среди сверстников вдумчивостью и тягой к книгам. Он закончил обучение с отличными оценками. Забота о будущем мальчика заставила его отца задуматься о дальнейшей учебе.

Лучшее образование на Кипре могла дать только монастырская школа.

Киккский монастырь

В 1926 году отец отвез мальчика в Киккский монастырь. Игумен сразу же обратил внимание на хорошие способности нового ученика. Отныне его звали Михалис Киккотис.

Киккос – центр духовной и монашеской жизни Кипра. Это очень древняя, самая знаменитая и богатая из обителей острова. У монастыря было множество подворий как на самом Кипре, так и за его пределами. Но главное сокровище монастыря, конечно же, чудотворная икона Божией Матери, привезенная сюда из Константинополя.

По окончании монастырской школы, с 1933 по 1936 годы Михалис учился во Всекипрской гимназии в Никосии. Тогда она была единственным высшим заведением на острове. Вернувшись в Киккос, он возглавил монастырскую школу, потом стал секретарем Совета Киккского монастыря.

В 1938 году митрополит Пафский Леонтий рукоположил Михалиса Киккотиса в сан диакона. Михалис снова сменил имя. Отныне его звали Макариос.

Совет Киккского монастыря принял решение направить Макариоса продолжить обучение в теологической школе Афинского университета. Макариос покинул Кипр в 1938 году.

В Афинах он с головой погрузился в учебу. Но в 1940 году на Грецию обрушился удар фашистской Германии. Макариос, будучи британским подданным, предпринял попытку уплыть на Кипр, но опоздал на корабль. Так Господь уберег его от верной гибели: судно было атаковано авиацией и затонуло со всеми пассажирами.

Макариос пережил все тяготы жизни в оккупированных Афинах. За это время он в дополнение к основному обучению закончил юридическую школу, и в 1946 был рукоположен в сан священника митрополитом Аргиорокастронским Пантелеимоном. В том же году благодаря стипендии Всемирного Совета Церквей он начал обучение в Бостонском университете. Через два года, в 1948 году Макариоса заочно избрали митрополитом Китиума. Пришло время возвращаться на родину.

Архипастырь

На Кипре Макариос активно включился в общественную деятельность: он основал ряд молодежных организаций, занимается строительством, открывает кассу помощи священнослужителям, выступает перед народом, встречается с политиками разных стран. При его активном содействии начинается издание журнала «Эллинистический Кипр», развивается образование.

Главным чаянием всех греков-киприотов в середине XX века был «эносис» – воссоединение с Грецией, как центром греческого мира. В 1950-м году у Кипра было два пути: остаться колонией Британии или стать частью Греции. Для Макариоса, как и для всех греков-киприотов, второе был единственным желанным решением.

В 1950, после смерти архиепископа Макариоса II, митрополит Китиума единогласно был избран Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра. Макариос III стал главой Кипрской Православной Церкви.

Отметим, что титулатура церковной иерархии на Кипре несколько отличается от привычной нам. В Кипрской Православной Церкви лишь один человек носит титул Архиепископа – ее Предстоятель. Территориально же и административно Кипр делится на митрополии, возглавляемые митрополитами.

В 1940-х – 1950-х греки-киприоты безуспешно вели переговоры с колониальными властями по самому разному кругу вопросов: от политических до экономических. Неуступчивость англичан все больше накаляла обстановку. Мирные и доброжелательные киприоты оказались перед очень непростым выбором.

О том, как тлевшие угли превратились в костер, сметавший на своем пути как англичан, так и киприотов, красноречиво поведал Л.Дарелл в книге «Горькие лимоны». В те годы он сам жил на Кипре и его рассказ – это свидетельство очевидца.

Кипр развернул вооруженную борьбу за независимость. Во главе подпольной армии, известной как ЭОКА (ЕОКА) – Национальной организации кипрских борцов – стал полковник Джордж Гривас. Ставка была сделана на террористические методы борьбы. Мирные дипломатические средства, увы, были исчерпаны.

Начало освободительных действий уже не зависело от решения Архиепископа Макариоса. Это решение принимал сам народ. В глазах греков-киприотов Джордж Гривас и Архиепископ Макариос оба стали национальными героями. В историю страны они вошли как «знамя и меч Кипра».

ЭОКА нанесла свои первые удары в 1955. Макариос же пытался вести переговоры с англичанами. Однако, заподозрив Архиепископа в связях с освободительным движением, власти уже в 1956 году депортировали его с Кипра на Сейшельские острова. В его отсутствие Гривас и ЭОКА только усилили свои действия. В 1957 году Макариоса освободили из ссылки, но на родину он вернулся лишь в 1959, после того, как подписал Цюрихско-Лондонские соглашения. В этом же году на первых президентских выборах Архиепископ Макариос большинством голосов был избран Президентом Республики Кипр.

Однако тучи над островом только сгущались. Политика внешнего вмешательства во внутренние дела Кипра породила все нарастающее противостояние между греческой и турецкой общинами острова. В 1963-64 гг. это вылилось в вооруженные столкновения, но Макариосу удалось удержать страну от распада.

Тем временем в политических кругах Греции зрело недовольство тем курсом, который занял Макариос. Рьяным приверженцы эносиса с Грецией считали, что Архиепископ отступает от их идеалов.

На жизнь Макариоса было совершено несколько покушений, и каждый раз его спасало просто чудо. Необходимо отметить, что каждую опасность он встречал лицом к лицу, никогда не изменяя маршрута, даже если ему сообщали об угрозе.

Однажды вертолет, на котором летел Президент, был обстрелян в воздухе. Раненый пилот с трудом посадил машину. Выбравшись из кабины, Макариос остановил проезжавший мимо автомобиль и доставил пилота в больницу.

Кроме врагов Макариосу теперь противостояли и бывшие единомышленники.

В 1972 году против Архиепископа выступили три митрополита. Священный Синод Кипрской Церкви выдвинул требование об отставке Макариоса с поста Президента.

Примечательно, что в этот момент голос поддержки прозвучал и из Советского Союза – из уст Святейшего Патриарха Пимена.

Дружеские связи между двумя Поместными Церквями наладились уже давно. В 1971 году Президент Макариос посетил СССР и принял участие в торжествах по случаю интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В 1974 году разыгрались самые драматические события в современной истории Кипра. Произошел военный переворот. Национальная гвардия, начавшая путч, атаковала Президентский дворец. Макариосу (снова чудом) удалось спастись, хотя его уже объявили погибшим. Президенту пришлось покинуть страну, а вскоре, в ответ на вмешательство Греции в ситуацию на Кипре, Турция ввела войска на остров. Северная часть Кипра была оккупирована и таковой остается до сих пор.

Через несколько месяцев Макариос вернулся на родину, чтобы продолжить служить ей до самого своего смертного часа…

Легенда

Можно многое прочесть между строк биографии и официальных документов, можно пристально всматриваться в портреты и фотографии, но сегодня, когда нам доступны те источники информации, к которым сложно было обратиться ранее, особенное чувство вызывают видеозаписи выступлений Макариоса, его проповедей и интервью, речей перед народом.

Толпы людей, скандирующие его имя. Волевая фигура архиепископа, его сильный голос и твердая воля.

Фигура монаха на престоле – необыкновенный урок власти. У Макариоса не было иных интересов, кроме интересов его народа. У него не было личных амбиций, он весь принадлежал Кипру, Церкви. И, горькая доля, он ушел из жизни вскоре после трагических событий, расколовших остров пополам.

В XXI веке далеко не все однозначно оценивают роль Президента Макариоса в том, что произошло с островом. Однозначные оценки там, где речь идет о политических интересах всего мира, просто невозможны.

За несколько десятилетий правления Макариоса Кипр прошел через множество испытаний. Терроризм, гражданская война, межнациональная рознь, оккупация – остров не обошла стороной ни одна из самых тяжелых проблем современности. Каким был бы остров без Макариоса – уже не узнать, ведь история не ведает сослагательного наклонения.

Сегодня Кипр, разделенный, помнящий о потере, вновь переживает сложные времена. Совсем недавно из-за взрыва на военной базе «Эвангелос Флоракис» была разрушена самая мощная на Кипре электростанция Василико. Нерешенной остается вопрос об оккупированных территориях Северного Кипра.

Но для русских людей Кипр всегда будет теплым, радостным островом. Сюда, на побережье Средиземного моря с удовольствием едут туристы из России. Сюда, под своды древних монастырей, к святыням Кипрской Православной Церкви каждый год притекают паломники. Мало кто из них думает о том, как кипрский народ добился своей независимости, мало кто способен разглядеть в спокойных местных жителях пламенную молодежь 1950-х – 60-х.

Пусть же мой рассказ откроет вам еще несколько страниц непростой истории этого благословенного острова.

Сегодня, третьего августа, в знаменитом Киккском монастыре, на вершинах Троодоса по традиции пройдет заупокойное богослужение в память о великом Макариосе. К его могиле на вершине горы Трони снова придут люди, принесут цветы, почтят его память молитвой.

В иные дни на вершине Трони царит тишина, лишь ветер колеблет ветви деревьев.

Место последнего упокоения Архиепископа Макариоса величественно: широкая площадь, монументальная скульптура Президента. Недавно ее перенесли из Никосии, что вызвало в обществе некоторые споры.

К могиле Макариоса ведет широкая дорога, украшенная с обеих сторон многочисленными мозаиками святых. Примечательны две из этих мозаик. На них изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, причем надписи на этих образах, в отличие от всех остальных, сделаны по-русски.

Все это просто поражает своими масштабами. Все это соразмерно величию Президента, но не человеческому восприятию. Лишь скромная могила в гроте на самой вершине говорит о том, что Президент Кипра – был тем же смертным человеком из плоти и крови, что и мы все. Великим по своему духу и свой судьбе.

Тогда, в 1977 после известия о смерти Президента Кипра на похороны из Шереметьево вылетела делегация Русской Православной Церкви.

О прощании кипрского народа со своим вождем, очень трогательно написал архиепископ (позднее митрополит) Волоколамский Питирим: «Траурный поезд растянулся длинной вереницей. Когда процессия достигла горного массива Троодос, с его крутых склонов можно было видеть, как цепочка искрящихся на солнце автомобилей, словно бесконечный ряд разноцветных бусинок, терялась где-то далеко в синеве, за дальними поворотами. На всем более чем 100-километровом пути от Никозии до Киккского монастыря траурный поезд встречали толпы людей, не только пришедших из окрестных селений, но и добиравшихся из далеких деревень на больших и маленьких автомобилях, мотоциклах и велосипедах. В горестном волнении ожидали эти люди краткого мига, когда мимо них проедет катафалк с останками их великого Архипастыря. Казалось, вся дорога рыдала. Всюду на полотнищах, прямо на дороге и даже на крутых гладких склонах виднелись надписи: «Макарий, ты жив!», «Макарий, ты — душа народа!», «Макарий, мы с тобой!», «Твое дело живет в наших сердцах!». Последний путь Архиепископа был украшен заботой любящего его народа — дорога была усыпана цветами и свежей листвой. В час, когда тело Архиепископа уже приближалось к Киккскому монастырю, на небосклоне вдруг нависли серые тучи и брызнул дождь, а над Никозией в это же время пронесся короткий бурный ливень. Никто не помнит, чтобы в августе на Кипре бывали дожди. И в этом необычном явлении природы народ ощутил какой-то особый знак благословения Божия, словно само небо разделило постигшую Кипр скорбь».

Готовясь к смерти, Архиепископ Макариос сам выбрал место для своего упокоения. Здесь, на вершине Трони, мы вспоминаем его слова: «Отсюда я буду видеть весь Кипр»…

История жизни первого президента Кипра Архиепископа Макариоса III

  1. Общие положения

1.1. Конкурс от RuCy является открытым конкурсом, проводимым в соответствии с настоящими Правилами среди неопределенного круга лиц.

1.2. Конкурс проводится на веб-сайте www.rucy.com.cy, рекламируется в социальной сети ВКонтакте, Facebook и Instagram.

1.3. Конкурс проводится с целью повышения узнаваемости и популярности торговой марки Kypwell.

  1. Организатор Конкурса: PAM AD VENTURES LTD, Limassol, Griva Digeni 105.
  2. Сроки проведения Конкурса: 29/08/2018 – 20/09/2018

3.1. Организатор имеет право менять срок окончания проведения Конкурса при условии информирования участников Конкурса о продлении или досрочном прекращении его проведения на странице Facebook или на вебсайте www.rucy.com.cy или на e-mail пользователя.

  1. Требования к участникам Конкурса. Права и обязанности участников и Организатора Конкурса.

4.1. Участниками Конкурса становятся дееспособные физические лица, проживающие на территории Кипра.

4.2. Участник Конкурса вправе:

-знакомиться с Правилами проведения Конкурса;

-требовать выдачи приза в случае его победы и выполнения им всех условий для его получения, предусмотренных настоящими Правилами.

4.3. Участник Конкурса обязан выполнять все действия, связанные с участием в Конкурсе и получением приза, в установленные Правилами Конкурса сроки.

4.4. Факт участия пользователя в Конкурсе означает, что участник Конкурса ознакомился с настоящими Правилами и согласен с ними.

4.5. Организатор Конкурса имеет право:

-требовать от участников соблюдения Правил проведения Конкурса;

-отказать участнику в дальнейшем участии в Конкурсе и выдаче приза Конкурса в случае нарушения участником Конкурса настоящих Правил;

-принять решение о досрочном прекращении проведения Конкурса.

4.6. Организатор обязан:

-соблюдать Правила проведения Конкурса;

-выдать приз участнику Конкурса в случае его победы и выполнения ими всех условий для их получения, предусмотренных настоящими Правилами;

-выдать вознаграждение каждому участнику конкурса.

5. Порядок проведения и предоставления главного приза и вознаграждения.

5.1. Для участия в конкурсе необходимо:

-в случае, если данные указаны не корректно, Организатор имеет право отказать участнику в предоставлении приза;

-принять условия конкурса.

5.2. Один победитель, который получает главный приз, определяется из списка людей, выполнивших все условия, с помощью сервиса random.org с помощью List Randomizer сервиса. Организатор должен предоставить видеозапись выбора победителя.

5.3. Имя победителя конкурса публикуется на странице RuCy в Facebook не позднее 20 сентября 2018 года.

5.4. Один номер телефона или один человек участвует в конкурсе единожды.

  1. Призовой фонд Конкурса

6.1. Главный приз: процедура для лица от Kypwell стоимостью 70 евро. Процедура основана на применении органической косметики, произведенной из сертицифированных кипрских лекарственных трав.

6.2. Установленный Выигрыш не обменивается и не может быть заменен денежным эквивалентом.

7. Порядок и сроки вручения призов и вознаграждения Конкурса

7.1. Выдача приза осуществляется в офисе компании Kypwell. Процедура осуществляется в Kypwell клубе в Лимассоле. Адрес и другие подробности передаются победителю по телефону и в СМС-сообщении.

7.2. Для получения приза Победитель обязан предъявить удостоверение личности. Данные, предоставленные участником в анкете и в удостоверении личности, должны совпадать. Иначе организатор конкурса обязан выбрать другого Победителя, который предоставил корректные данные.

7.3. Срок для востребования главного Приза – не позднее 15 октября 2018 г.

7.4. Организатор оставляет за собой право лишить Участников Приза и вознаграждения при наличии весомых доказательств мошеннических и иных действий со стороны данного Участника, нарушающих законодательство Кипра.

7.5. Организатор оставляет за собой право не допустить к дальнейшему участию в Конкурсе и получению приза участников, совершивших мошеннические действия и пользователей, чьи действия могут быть расценены как мошенничество. Организатор оставляет за собой право пересмотреть итоги после проверки данных, предоставленных победителями.

  1. Заключительные положения

8.1. Информирование Участников Конкурса о порядке и условиях его проведения осуществляется путем размещения полного текста настоящих Правил на сайте rucy.com.cy.

8.2. Организатор Конкурса имеет право вносить изменения в настоящие Правила. Обновленная информация размещается на сайте rucy.com.cy, что является надлежащим и достаточным способом уведомления участников об изменении Правил.

8.3. Факт участия в Конкурсе означает согласие участника Конкурса на обработку Организатором Конкурса предоставленных Участником персональных данных всеми способами, не противоречащими законам Кипра. Участник вправе отозвать своё согласие на обработку персональных данных путём направления письменного заявления по почтовому адресу Организатора info@rucy.com.cy, в этом случае участник утрачивает право на получение приза.

Контакты

Если у вас есть какие-либо вопросы о политике конфиденциальности, либо по вашему участию в конкурсе, пожалуйста, свяжитесь с нами:

Первый президент Кипра Архиепископ Макариос III

Первый президент Кипра
Архиепископ Макариос III.

Лидер национально-освободительной борьбы кипрского народа Архиепископ Макариос III вошел в историю и как первый Президент независимого кипрского государства. Он не только объединил в одном лице духовную и светскую власть, но и стал истинным народным вождем. 3 августа исполнилось 34 года со дня его смерти.
К сожалению, о его частной жизни известно немного: во-первых, Макариос был духовным лицом, а во-вторых – он всего себя отдавал тому делу, которое считал главным в своей жизни. Одно можно сказать: он был наделен особым магнетизмом, который притягивал людей, а врожденная харизма и талант оратора, отточенный ум и гибкость мышления стали залогом его успеха. А еще он отличался подлинным патриотизмом и неистребимой верой в свой народ.
ЮНОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ
Биография Макариоса поразительна: будучи выходцем из простой крестьянской семьи, он достиг более чем впечатляющих высот.

Будущий предстоятель автокефальной Кипрской Церкви Михаил Христодулу Мускос родился 13 августа 1913 года в деревне Панагийя под Пафосом. В 1926 году он поступил послушником в Киккский монастырь. Обучался в монастырской школе. В 1933 году старательный ученик получил специальную стипендию на обучение в столичной Всекипрской гимназии.
После окончания учебного заведения с отличием молодой человек вернулся в Киккос, чтобы преподавать в монастырской школе. Продолжил свое образование Макариос уже в Афинском университете, изучая на богословском отделении социологию религии, и в 1938 году получил свой первый священный сан дьякона и духовное имя – Макариос Киккотис. В том же году, за отличную учебу Всемирный совет Церквей отправил его учиться в Бостонский университет, где в 1942 году Макариос защитил диплом магистра теологии.
В 1946 году Макариос был рукоположен в сан архимандрита. Именно в это время Кипрская Церковь вернула себе право самостоятельно выбирать высшее духовенство, и очень скоро Макариос узнает о его избрании епископом Китийским.
ВЫХОД НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АРЕНУ
С 1948 по 1950 годы Макариос служил в епископском сане. При его содействии были учреждены благотворительные фонды и организации, издавался журнал «Эллинистический Кипр», пропагандировалось образование. Однако постепенно происходило и выдвижение Макариоса-политика, сделавшего своей целью защиту национальных интересов. Вскоре он превратился в авторитетного и харизматического лидера острова, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией – «энозис».
Осенью 1950-го епископ Китийский единогласно избран архиепископом Кипра – самым молодым в истории Кипрской Церкви. Ее глава традиционно, кроме власти религиозной, имеет еще огромные рычаги влияния и на власть светскую. Так и Макариос, заняв почетное место архиепископа, одновременно стал обладателем звания этнарха – национального вождя.
ВО ГЛАВЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Основной целью Макариоса было избавление страны от британского ига. Но ситуация складывалась неоднозначная, и прежде всего в Греции, которая на тот момент находилась почти в полной зависимости от Великобритании и США.
Значительную часть церковной казны, которой распоряжался Макариос на правах архиепископа, он направлял на создание боевых молодежных организаций, откуда впоследствии вышли знаменитые борцы ЕОКА. Макариос выступил учредителем Национальных ассамблей, на которых делегаты от народа разрабатывали программу, призванную определить ход освободительной борьбы. Естественно, это вызвало недовольство британских властей, объявивших Макариоса «кровожадным священником-террористом».
В 1954 году кипрский вопрос впервые был вынесен на рассмотрение ООН. К сожалению, обсуждение не принесло положительных результатов, и Макариос отдал приказ о начале вооруженного выступления. Эти события вынудили британские власти наконец-то признать существование кипрской проблемы. Лондонскую трехдневную конференцию, на которой, кроме Кипра, были представлены Великобритания, Греция и Турция, Макариос назвал «ловушкой», а «потерянной возможностью» стали позднее и прямые переговоры нового губернатора Кипра Хартинга с архиепископом: лидер кипрского народа не принял двусмысленных предложений наместника Великобритании.
И тогда британцы решили проблему кардинально. В марте 1956 года за поддержку мятежного полковника Георгиоса Гриваса Макариос был арестован и вместе с тремя другими священниками сослан на Сейшельские острова. Это вызвало массовые недовольства в Греции и на Кипре. Демонстрации протеста собирались у американских и британских посольств. На острове были введены строжайшие меры безопасности, когда под запретом оказалось любое передвижение. После года ссылки Макариоса освободили, но при одном условии – ему запретили въезд на Кипр.
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КИПР
Только в марте 1959 года, уже после заключения известных соглашений в Лондоне и Цюрихе, согласно которым Кипру гарантировался статус независимого государства, Макариос вернулся на родину, и уже на декабрьских выборах Архиепископ Макариос III был провозглашен Президентом Республики Кипр.
Официально Макариос приступил к своим президентским обязанностям с 15 августа 1960 года, когда была провозглашена Республика Кипр. Президент сразу столкнулся с грузом почти неразрешимых проблем. Первой из которых была новая Конституция – причина межэтнических конфликтов и разногласий.
Уже в 1963-64-х годах противостояние турок-киприотов и греков-киприотов перешло к вооруженным столкновениям. В условиях давления со стороны Турции Макариосу удалось сохранить целостность молодого государства, но на остров были введены миротворческие силы ООН.
В 1968 году Макариос переизбран на пост Президента Республики Кипр: за него проголосовало 95,45% населения страны! Тем временем в Греции власть захватили «черные полковники». Они всячески пытались нейтрализовать Макариоса, который к тому времени уже отошел от идей энозиса. Выражая мнение подавляющего большинства киприотов, Президент заявил, что Кипр не присоединится ни к какому политическому или военному блоку и не согласится ни с каким иностранным вмешательством в свои внутренние дела.
Афины же, напротив, мечтали о присоединении острова, преподнося это как единственно возможное разрешение по-прежнему остро стоящей кипрской проблемы и используя боевиков ЭОКА-2. Бывшие друзья и союзники превратились в смертельных врагов. В марте 1970 года было совершено первое покушение на Макариоса.
В начале июля 1974 года на Кипре произошел военный переворот, вынудивший Макариоса покинуть страну. 20 июля началось турецкое вторжение, повлекшее за собой разделение острова. И только 7 декабря Макариос вновь ступил на родную землю. Все ждали от мудрого Президента решения серьезнейших проблем, экономических и политических, но Макариос не успел выполнить поставленные перед ним задачи. Во время Святой литургии 3 апреля 1977 года у архиепископа случился инфаркт, а четыре месяца спустя, 3 августа, он скончался.
Это была национальная трагедия. Перед гробом Архиепископа Макариоса, установленным для прощания в Кафедральном соборе Св. Иоанна, прошли почти все жители страны. Архиепископ Макариос III был торжественно похоронен 8 августа 1977 года. Когда первого Президента провожали в последний путь, народ стоял сплошной цепью по всей дороге от Никосии до Киккского монастыря.

Могила первого президента
Архиепископ Макариос III.

Могила Президента, согласно его воле, находится на горе Трони, недалеко от монастыря Киккос. Ежегодно в день кончины первого Президента Кипра во всех храмах страны проводится панихида. На официальной церемонии, которая обычно проходит в Киккосе, присутствуют все высокопоставленные лица государства во главе с действующим Президентом страны, отдавая дань уважения выдающемуся общественному и религиозному деятелю. Память об Архиепископе Макариосе навсегда останется не только в сердцах киприотов, но и всех тех, кто с сочувствием и пониманием относился и относится к борьбе кипрского народа за свою независимость и территориальную целостность.
Подготовил Игорь БАЛТИЙСКИЙ