Апостольская церковь

Почему наша Церковь — апостольская?

Сегодня мы с вами празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Пример их жизни глубоко и ярко раскрывает перед нами смысл евангельской проповеди. Апостол Петр, призванный Самим Господом и ставший первым из учеников позже, после смерти Спасителя, воскресения и вознесения, Его, был во главе первой христианской общины Иерусалима. А затем отправился в Антиохию, в великую Антиохию, столицу Востока, где основал христианскую общину. Именно там, в Антиохии, на берегу Средиземного моря впервые последователи Господа и Спасителя стали именоваться христианами. А затем переехал в Рим, столицу Римской империи, где стал первым Римским епископом и пострадал во время гонения при императоре Нероне. Он был схвачен, как глава христианской общины, — а христиане подозревались в том, что они подожгли Рим, — и был распят жестоко вниз головой. Вслед за ним и вместе с ним погибло множество христиан, оставшихся верными Господу, и кровью своею утвердивших веру в Риме, и не только там.

Апостолы Петр и Павел. Эль Греко 1587-92

Апостол Павел принадлежал к элите израильского общества. Он был ученым мужем. Одновременно римским гражданином. Можно сказать, аристократом, который верно хранил предание своей веры и воспринял появление христиан как появление некой враждебной, по отношению к иудеям, силы. Вместе с фарисеями, книжниками, первосвященниками он включился в борьбу с христианской Церковью. Но чудесным образом был обращен в веру Христову Самим Господом, Который явился ему чудесно во время его путешествия в Дамаск, куда направлялся Павел для того, чтобы там преследовать христиан. И будучи обращенным Самим Господом, стал на путь особого служения Ему, неся свет истины Христовой за пределы иудейской общины, язычникам, обращая тех, кто даже не знал Единого Бога, но находился во мраке идолопоклонства.

Апостолы Петр и Павел, действительно, более других потрудились во благовествовании Христовом. Они благовествовали то, чему были научены Самим Господом. Они ничего не сочиняли от себя. Они не создавали новой веры. Они передавали людям только то, что получили от Самого Господа. И Церковь, основанная святыми апостолами, явилась Церковью Христовой. Потому что она исповедовала всегда ту веру, которую Сам Господь передал Своим ученикам, и в которой Он их наставил. Мы именуем нашу Церковь, Церковь Божию, Церковь Христову, Церковь Духа Святаго одновременно Церковью святых апостолов. Потому что они, приняв веру от Учителя Своего, не только сами насладились даром этой веры, не только сохранили ее, но они передали ее другим людям.

Удивительно, что благовествование истины Христовой, веры спасительной всегда сопровождалось огромным риском. Жизнь апостолов была невероятно трудной. Только что в книге Деяний, отрывок из которой мы слышали, повествовалось об апостоле Павле, о его подвижнических трудах, исполненных многих и многих трудностей. Но, наверное, самым великим знаком того, что проповедь о Спасителе была делом особенно рискованным, опасным, явилось то, что все апостолы, кроме только одного — Иоанна Богослова, жизнь свою закончили мученически. Возникает вопрос — почему? Почему их убили? Они что, проповедовали что-то плохое, греховное, опасное для людей? Они проповедовали людям то, что открывало им двери в Царствие Божие. Они проповедовали людям великие духовные и нравственные ценности, без которых не может существовать человек. Они проповедовали людям истины, которые помогали и помогают обретать полноту жизни. За что же их убили? Ответ на этот вопрос лежит вне всякой человеческой логики. Если представить себе, что все должно в мире развиваться логически в соответствии с разумом и логикой, то смерть апостолов представляется неким безумием. Но это безумие оправдывается злой волей, в первую очередь, волей дьявольской. Дьявол — противник Бога, и он ставит препятствия и препоны для того, чтобы вера спасительная распространялась. Это он возбудил людей не принимать их слова, отвергать веру спасительную, преследовать всех тех, кто эту веру принял в сердце, даже умерщвлять, если это нужно. Но мы знаем великие слова Господа: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». И как бы ни могущественны были силы зла, они не смогли остановить проповеди апостолов.

Апостолы основали общины, ставшие зачатком бытия вселенской Христовой Церкви. Апостолы разнесли по тогдашнему греко-римскому миру весть о Спасителе. И эту весть подхватили их ученики, их последователи и преемники, которые стали называться епископами, архиереями, священниками, иереями и благочестивыми мирянами. Слово Христовой истины было сохранено несмотря на гибель святых апостолов, несмотря на мученичество тысяч и тысяч верных, несмотря на угрозы и жестокость, которую применяла в отношении к христианам власть и тогдашнее общество.

Почему мы называем Церковь нашу Церковью апостольской? Да именно потому, что в основе ее бытия — подвиг апостолов, их вера, их проповедь, их учение. До сих пор веру, которую мы разделяем, мы называем также апостольской верой, потому что от них, через их последователей и преемников мы научены тому, чему Сам Господь научил святых апостолов. Потому Церковь и называется апостольской. Она называется также апостольской и потому, что проповедует слово Божие, до сих пор несет это слово миру. И если взглянуть внимательно на 2000-летнюю историю Церкви, то, наверное, не было бы того времени, когда бы дьявол не восставал на Церковь, не пытался бы уничтожить или разделить наследие Христово.

Апостол Павел — элита, аристократия израильского общества. И бросая вызов окружающему его миру, он встает на путь служения Спасителю. И что же? И умерщвляется. Потому что его слово было словом правды Божией, которая слепила глаза тем, кто жил во грехе и тем, кто боролся с Богом по научению дьявола. И Петр, великий мученик и основатель Церкви в Риме, также приносит себя в жертву, потому что вместе со своей общиной шел против общего течения. А общим течением того времени была комфортабельная и благоустроенная жизнь Римской империи. Великая цивилизация, великая языческая культура, римское право, могучее войско, прекрасные дороги, обустроенный быт, богатая жизнь. Римляне были очень богатыми. Наслаждались всем, что давало богатство. Наслаждение было как бы в центре жизни людей. Им хотелось как можно больше иметь и больше потреблять, тешить свои страсти. И делали они это изысканно, со вкусом. Все эти пороки, вся эта жизнь римского общества превозносилась поэзией, прозой, философами, учеными. И всему этому могуществу бросают вызов святые апостолы, говоря о том, что правда жизни не там, где ее искали римляне. Правда жизни не в силе денег, не в силе власти, не в наслаждениях, не в богатстве. Правда Божия там, где Бог. Правда Божия живет только там, где Бог присутствует, и эту правду можно получить только через общение с Господом. Они пошли против общего течения, и принесли себя в жертву.

И сколько же этих жертв было на протяжении 2000 лет. Еще совсем недавно в нашей стране быть верующим человеком также означало идти на огромный риск. И те, кто жил в тяжелейшие 20-е и 30-е годы, за одно только слово и имя «христианин» нередко подвергались и тюрьмам, и даже уничтожению. И в последующие годы знаем, как трудно было быть верующим человеком. Но давайте спросим себя, а разве сегодня просто быть верующим человеком? А разве сегодня Церковь не бросает вызов всем тем ценностям, которые становятся подавляющими ценностями современного общества? К чему устремляются сегодня люди? Они устремляются, в первую очередь, к деньгам и власти. Вот ради чего живет большинство людей — чтобы больше иметь и большим наслаждаться. И разницы с той римской цивилизацией никакой нет. То же самое языческое и безбожное восприятие мира. И кто же сегодня говорит людям, что так жить нельзя? Кто свидетельствует о том, что жизнь вне Бога и правды Его — это страшная жизнь, это бессмысленная жизнь, это жизнь во власти дьявола. Так свидетельствует Церковь Божия. И, как и в апостольское время, она идет против течения. Ибо именно это движение против течения Сам Господь и назвал узким путем, ведущим в Царствие Божие.

Очень важно, чтобы этим узким путем шло как можно больше людей. Особенно важно, чтобы в нашем многострадальном народе сегодня вера апостольская укрепилась так, чтобы уже никогда невозможно было ее поколебать, чтобы правда Божия стала великой истиной и абсолютной ценностью для людей. Чтобы в соответствии с этой правдой строилась наша жизнь. Апостольская Церковь — это Церковь, хранящая веру святых апостолов и провозглашающая эту веру всему миру. И провозглашают эту веру не только приемники апостолов — епископы, не только рукополагаемые епископами священнослужители, но и весь народ Божий, который через крещение и миропомазание вступает также в священство, которое апостол Петр именует царским священством. И говорит первоверховный апостол такие дивные слова, обращаясь ко всем верующим: «Вы — род избранный, царское священство, люди, взятые в удел». Вы призваны для того, чтобы провозглашать Божию правду, люди, взятые в удел. Потому служение апостольское есть наше общее служение. Мы все, как единая христианская община, призваны хранить апостольскую веру и провозглашать ее, несмотря ни на какие трудности, с которыми Церковь постоянно сталкивается на своем историческом пути.

Знаем, что за нами победа, потому что Христос воскрес и воскресением Своим победил дьявола. Потому что, пройдя через пытки и самую смерть, апостолы посеяли такие семена веры, что никакие дьявольские плевелы не способны их погубить. Верим, что слово Божие до конца будет проповедоваться миру, потому что без этого слова не может существовать мир. Аминь.

Смоленск, храм св. апп. Петра и Павла, 12 июля 2008 год

Апостольская православная церковь

Апо́стольская правосла́вная це́рковь (АПЦ) — российское религиозное объединение вне общения со Вселенским православием, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2004 года.

Во главе иерархии стоит Виталий (Кужеватов), митрополит Московский и архиепископ Всероссийский.

Создателями Апостольской православной церкви выступили бывший священник Русской православной церкви, отлучённый от Церкви через анафематствование, Глеб Якунин, митрополит Виталий Кужеватов, митрополит Стефан (Линицкий) и митрополит Кириак (Темерциди).

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:5 974 243 953 506 350 1 169
  • ✪ Апостольская или Православная?
  • ✪ Русский священник об армянах
  • ✪ Почему наша церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Кафолическая церковь?
  • ✪ Поговорим о некоторых священниках из РПЦ, которые утверждают что Армянская Церковь не православная?
  • ✪ Православие — это древняя Апостольская Церковь/Профессор Андрей Кураев.

Субтитры

Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы.

В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:

1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1-41). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.

Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви

2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

Список апостольской преемственности Александрийской Православной Церкви

4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54-68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68-70 г. – и так далее сквозь 20 столетий.
Список апостольской преемственности Константинопольской Православной Церкви

5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром. В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9).

6) Русская Поместная Церковь.
От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Учреждение в России патриаршества (1589 г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Новоапостольская церковь. История

В период формирования Новоапостольской церкви все апостолы – как и ранее в КАО – были равны. Конечно, некоторые апостолы пользовались большим уважением и авторитетом по сравнению с другими, но отношения между апостолами строились по коллегиальному принципу. Как и Джон Кардэйл, ведущий апостол КАО, Фридрих Вильгельм Шварц был лишь одним из апостолов в развивающейся Новоапостольской церкви. Но после смерти Шварца все изменилось. Начался период формирования должности первоапостола. Сегодня первоапостольское служение теснейшим образом переплетено с сущностью Новоапостольской церкви, и она так же немыслима без первоапостола, как Римско-католическая церковь – без Папы (Obst 1996, 36–37).

Фридрих Кребс (1832–1905) появился на сцене в период формирования Новоапостольской церкви в том ее виде, как мы ее сегодня знаем. Если бы не Кребс, это полное противоречий и раздоров движение никогда бы не вышло за провинциальные рамки. Он добился того, что движение под руководством первоапостола стало единой церковью. Таким образом, НАЦ приобрела новый потенциал для внешнего и внутреннего роста. Кребс в Новоапостольской церкви считается апостолом единения (Neue Apostelgeschichte 1985, 203).

Призванный на служение священника апостолом Пройсом, Кребс впоследствии был назначен епископом. В мае 1881 года пророк Хуго призвал его на апостольское служение. Это новое поколение НАЦ уже не имело никаких связей с первоисточником, КАО. Однажды они попытались решить старые проблемы и наладить отношения с КАО, написав письмо апостолу Вудхаусу, который в свое время отлучил Гайера, однако ни ответа, ни доброго слова или даже благословения не последовало. Все они были для Вудхауса лжеапостолами.

Добившись успеха на поприще основания новых церквей, апостол Кребс играл все большую роль в руководстве церкви, однако его реформы – полное ограничение действий пророков или подчинение коллегии апостолов одному руководителю, главному апостолу – не были приняты без протестов. Но успехи Кребса свели количество оппонентов и раскольников к минимуму. Интересно отметить, что в это время в Германии Бисмарк занимался объединением земель. Чего-то подобного ожидали и члены нового апостольского движения, помогая Кребсу выдвинуться на первое место (Obst 1996, 39). Последним шагом на пути к объединению стало введение должности первоапостола на одном из богослужений в Берлине. Апостол Кребс вел служение, во время которого апостол Нихаус, говоривший о первой заповеди Моисея, подвел слушателей к новому откровению (хотя в прошлом получение откровений считалось служением пророков). Он провозгласил:

Бог хочет, чтобы все сердца и глаза были направлены на него, Истинного, Который не терпит других богов… Только так народ Израильский, к которому впервые были обращены эти слова, стал единым, одной плотью. Единственным видимым главой был Моисей, народ Израильский был духовным телом… Когда Израиль был этим телом, этим «единством», тогда это единство достигало апогея в едином Боге… Если тело было видимым, то и глава тела должен был быть видимым; он был высшим проявлением единства Израиля. Единство Израиля проявлялось в Моисее, главе народа, он был, так сказать, представителем единого Бога, к чему и был призван Пославшим его (Scheibler 1992, 59–60).

На основании этой проповеди, а также предшествовавших и последующих событий, Шайблер приходит к такому выводу:

Во время этого богослужения, как и предыдущих собраний, все отчетливее проявлялось то, что апостолы, полностью сознавая потребность дела Божьего в вожде, добровольно подчинились апостолу Кребсу, которого называли также «отцом единения». Таким образом, это праздничное богослужение в Пятидесятницу в Берлине можно с полным основанием назвать официальным рождением должности первоапостола, потому что здесь стало ясно, что все апостолы видели в Кребсе лидера, признав его высшим авторитетом в деле Божьем на земле (60).

Таким образом, Новоапостольская церковь, изначально задуманная как харизматическое движение, через несколько десятилетий превратилась в подобие папской церкви. Первоапостол принял на себя многочисленные функции, в том числе и присущие ранее пророкам – например, призвание апостолов. Обст пишет: «Как это часто бывало в истории церкви, должность здесь вновь восторжествовала над духом. Служение пророков было объединено с должностью апостолов, – таким образом, оно не имело более самостоятельной сути, а значит, было, наконец, отменено» (Obst 1996, 41). В конце концов, эти изменения сделали Новоапостольскую церковь тем, чем она является сегодня. Начался бурный количественный рост: церковь привлекала к себе не только бедные слои населения, но и мелкую буржуазию, т. е. средний класс, и стала церковью народа и рядовых прихожан. Первоапостол отдавал руководству церковью все силы и принимал жесткие меры против оппозиции. Его неожиданная смерть была для Новоапостольской церкви огромной потерей. Преемником Кребса стал Герман Нихаус, который повел церковь тем же накатанным путем (41.42).

Важно проследить, каким образом первоапостол сделался чуть ли не сверхчеловеком, через которого передается спасение. Это можно увидеть из слов Нихауса о покойном «отце единения» Кребсе:

Прекрасное богослужение в воскресенье, когда дорогой отец стоял перед нами как преображенный Духом, исполненный полноты, божества и света, навсегда останется у меня в памяти, как и у всех других участников. Говорящий перед нами был уже не человек, это мог быть только Христос, как отец Кребс и сказал во время причастия: «Это тело мое, ибо я победил мир, хотя я еще живу в этом мире». – Итак, я говорю сегодня, все могу в укрепляющем меня, в Покойном; смерть – я буду тебе ядом; ад – я буду тебе чумой, твои рабы будут дрожать и трепетать, и не останется камня на камне (цит. по Eggenberger 1953, 30–31).

Герман Нихаус (1848–1932) родился в Штайнхагене, близ Билефельда, в семье квакеров. К Новоапостольской церкви он примкнул вместе с семьей. Уже в 1869 году апостол Шварц рукоположил Нихауса на служение евангелиста, а в 1872 году в Амстердаме – на служение епископа. В 1894 г. апостол Кребс еще раз подтвердил это призвание. Вскоре Нихаус стал доверенным человеком апостола Кребса, который в 1896 г. посвятил его в апостолы округа Билефельд. В 1905 году Нихаус принял на себя должность первоапостола. Именно он в Пятидесятницу 1897 года предложил ввести эту должность. Теперь же он получил бразды правления и с большим энтузиазмом продолжил работу своего предшественника (32). «Он всегда действовал в соответствии со словами, сказанными на могиле Кребса: «Чтобы о его толстокожесть и железный лоб все разбивалось, и не оставалось камня на камне» (Hutten 1982, 476).

Под руководством Нихауса Новоапостольская церковь претерпела ряд изменений. В 1907 году было введено новое название движения – «Новоапостольская община», а затем, в 1930 году, – еще одно, «Новоапостольская церковь». Это название было взято из заглавия, данного 2-й главе 4-й Книги Ездры в традиционном переводе Лютера, где сказано следующее: «…Как Новоапостольская церковь должна держаться и совершать Богу угодные служения» (Biblia, Nürnberg 1710, 889). Нихаус активно развивал издательскую деятельность Новоапостольской церкви и еще более стабилизировал церковь. Его промонархические взгляды и верность линии апостола Кребса привели к полному расцвету церкви. Он пытался вновь расширить влияние Новоапостольской церкви за пределы немецкоязычных стран Европы и Голландии и предпринимал поездки в США (Obst 1996, 44–45).

Усердные попытки Нихауса влиться в ряды немецкой буржуазии отразились на его поведении во время Первой мировой войны, когда он призывал к «верности Богу и кайзеру» и пророчески предсказывал поражение Англии (Neuapostolisches Sonntagsblatt, 1908, № 29). Таким образом, Новоапостольская церковь молитвой и конкретной помощью поддерживала войска кайзера на фронте и в лазаретах. После призыва многих членов Новоапостольской церкви в армию, служителей стало не хватать, в этo же время причастие стали рассылать по полевой почте: военным и служащим на фронт высылалась «хостия, пропитанная тремя каплями вина и получившая благословение» (Der Größte 1928, 120). В Страстную пятницу 1917 г. эта практика была распространена на всех членов Новоапостольской церкви.

После окончания Первой мировой войны и краха монархии избирательное покровительство первоапостола, оказанное немецким войскам, подверглось суровой критике со стороны апостолов других стран, что привело к новым расколам, в том числе и в немецкоязычном регионе. В октябре 1919 года апостол Карл Август Брюкнер вместе с большой группой последователей членов Новоапостольской церкви заявил:

У всякого заблуждения есть начало. Это начало кроется в предположении, что мужи последнего времени, названные апостолами, во всех обстоятельствах являются авторитетом и суверенно стоят над Библией и ее учением. Таким образом, мы имеем папское лжеучение: «То, что говорят апостолы, непогрешимо. Их толкование Библии и их свидетельство авторитетно во всем. Права проверять нет. Есть лишь право принять и верить» (Aufklarungsschrift № 1, 10).

Эта и другие оппозиционные группы попортили Нихаусу много крови. Он подавил их жесткой рукой. Многие покинули Новоапостолькую церковь и перешли в пятидесятнические и другие церкви. Однако Новоапостольская церковь вскоре оправилась от удара и вновь начала расти с удивительной скоростью. «Внешний успех сопутствовал Герману Нихаусу и его общине и в двадцатых годах. В 1925 году в Германии было 138 000 новоапостольских христиан. Три года спустя церковь имела 1 528 общин в Европе и 200 общин за рубежом, т. е. в Северной Америке, Южной Африке, Австралии, на Яве и в Южной Америке» (Eggenberger 1953, 33). «Новоапостольская церковь и будущие поколения славили его по праву: незначительным и жалким было начало церкви под руководством апостолов К. В. Пройса и Ф. В. Шварца; но крепким стало древо Божьего дела, когда был отозван на вечный покой первоапостол Кребс; под водительством же первоапостола Нихауса оно обрело невиданное великолепие и расцвет» (Geschichte 1987, 103).

Еще при жизни Нихауса его труд продолжил назначенный им самим апостол Бишоф. После того, как в 1930 году, за день до 25-летнего юбилея своего вступления в должность первоапостола, Нихаус упал на ступеньках собственного дома, получил очень серьезную травму и вследствие кровоизлияния в мозг помрачился в разуме, апостол Бишоф принял служение первоапостола. В августе 1932 года Нихауса похоронили. В церемонии участвовало более 3 000 человек, в числе которых было много апостолов и других духовных лидеров Новоапостольской церкви (Obst 1996, 49).

Иоганн Готфрид Бишоф (1871–1960) родился в бедной семье ремесленника-католика. Сам он работал сапожником, затем пошел в армию и дослужился до сержанта, но оставил службу по болезни и открыл маленькую табачную лавку. В 1897 году он был запечатлен, и с этого началась его карьера в Новоапостольской церкви. В том же году он был рукоположен в священники, затем, в 1903 году, стал епископом, в 1905 году – помощником апостола, а в 1906 – апостолом. В это время он переменил свое отношение к первоапостолу и начал его поддерживать. В 1920 году он был призван в помощники первоапостола, а в 1924 году стал преемником Нихауса. Уже в 1930 году Бишофу пришлось взять на себя его обязанности. Для того, чтобы обеспечить назначение Бишофа, другой возможный кандидат в первоапостолы, Карл Август Брюкнер, был заранее, в 1921 году, выведен из игры (Eggenberger 1953, 34).

Особая роль Бишофа в истории Новоапостольской церкви проявилась, в первую очередь, в двух моментах: (1) особое отношение к Третьему Рейху и надежда на окончательную победу Гитлера; и (2) пророчество о том, что пришествие Христа состоится еще во время земной жизни Бишофа. Примечательно, что эти два обстоятельства Новоапостольской церкви ничуть не повредили, – наоборот, под руководством Бишофа церковь заметно выросла.

Михаель Кениг и Юрген Маршалл весьма подробно, с привлечением многочисленных архивных документов, исследовали отношение Бишофа к национал-социалистской партии (НСДАП) и Гитлеру в своей работе «Новоапостольская церковь во времена национал-социализма и последствия для современности» (König, Marschall, 1994). Все приведенные ниже источники основываются на этих изысканиях. Поняв, что захват власти Гитлером создает новую политическую ситуацию, Бишоф начинает вести прогитлеровскую политику. Похоже, что со стороны Бишофа это был не просто тактический маневр, – отчасти, в этом выражались и его убеждения. Он сам стал членом национал-социалистской партии в 1933 году; не менее тринадцати других апостолов также состояли в этой партии. Обст пишет: «В гитлеровском принципе вождя они увидели светский аналог апостольского принципа вождя. Первоапостол Бишоф и руководство церкви делали многое, чтобы и внешне проявить свои симпатии движению национал-социализма» (Obst 1996, 51).

Бишоф и Новоапостольская церковь неоднократно пытались доказать, что взаимоотношения между Новоапостольской церковью и национал-социалистской партией существовали еще раньше, начиная с 20-х годов, и что симпатия с тех пор только возросла. «Немецкое приветствие» («Хайль Гитлер!») было быстро введено в Новоапостольской церкви; свадьбы и другие церемонии были открыты для всех; даже к участию в таинствах приглашали всякого, кто приходил в национал-социалистской форме.

Каждый служитель и каждый член Новоапостольской общины вследствие планового воздействия со стороны руководства воспитан в национал-социалистском духе, так что большинство членов Новоапостольской общины состоят в членах национал-социалистской немецкой рабочей партии или симпатизируют ей. «Хайль Гитлер!»

Подпись: И. Г. Бишоф (König, Marschall 1994, 17).

Поддержку режиму НАЦ оказывала и в еврейском вопросе. Если прежде журнал Новоапостольской церкви назывался «Сторожевые голоса Сиона» (Wachterstimmen aus Zion), то с начала 1934 года предосудительное еврейское слово «Сион» было вычеркнуто из названия. Но религиозные общины одна за другой подвергались запрету, и казалось, что эта волна не остановится и перед Новоапостольской церковью. НАЦ испытывала определенное давление, однако так и не была запрещена, в отличие от большинства негосударственных общин и церквей. Это объясняется положительным отношением церкви и первоапостола к Гитлеру и его режиму. Так, рейхсфюрер СС говорил о Новоапостольской церкви:

В пункте 10 своего вероисповедания Новоапостольская община строго подчеркивает лояльность к светской власти. После прихода к власти Гитлера она буквально во весь голос заявляет о своих национал-социалистских убеждениях. Прежние взгляды первоапостола Бишофа, который отвечает за общее политическое настроение церкви, неизвестны, так как он никогда не участвовал в политике. Сегодня, однако, он ставит свои симпатии к национал-социализму на первый план и в многочисленных посланиях требует от своих последователей столь же положительного отношения к государству – хотя, зачастую, довольно неуклюже (6)1.

Более подробную информацию можно найти в работе Кенига и Маршалла. Этот период истории был трудным для всех церквей в Германии, и многие общины были увлечены фашистскими идеями – что отчасти происходит и сегодня в контексте возрождения национального самосознания. К сожалению, Новоапостольская церковь не просто совершила ошибку, но и до сих пор отказывается ее признать. В то время как другие немецкие церкви и общины раскаялись в своем неадекватном поведении в годы Третьего Рейха, НАЦ, наоборот, пытается замалчивать, утаивать или искажать исторические факты. Поведениe Бишофa объясняется следующим образом:

Часто от первоапостола Бишофа требовалась большая мудрость, чтобы надежно и безопасно вести ладью Церкви Христа через опасные рифы, и большинство чад Божьих едва ли это заметило. Никогда ранее не существовало такой опасности, что вследствие единственного недостаточно продуманного действия дальнейшее существование церкви оказалось бы под вопросом (Geschichte 1987, 125f.).

Результатом прогитлеровской политики НАЦ во времена национал-социализма стал ее быстрый рост. Вот как об этом говорит учебник истории:

Благодаря принятым до начала войны в 1939 году решениям все было так хорошо отлажено, что тяжелое время испытаний, обрушившееся в тот момент на церковь, не могло чересчур сильно повредить делу Божьему. Несмотря на трудности и препятствия церковь росла и внутренне, и внешне дотоле невиданными темпами. Во многих местах были созданы новые общины, количество членов все росло, и почти во всех значимых городах общины имели свои собственные помещения, купленные или вновь построенные. Если такой прогресс был заметен даже во внешнем облике церкви, то в еще большей степени это относилось к внутреннему состоянию общин. Познание Божьей воли углублялось, душепопечительство приносило плоды, и единство учения оберегалось и укреплялось. Таким образом оснащенный Божий народ мог со спокойной надеждой и уверенностью, что ничего не произойдет без Божьего попустительства, противостоять приближающимся бурям (Geschichte 1987, 124f.).

Первоапостол Бишоф дал руководству общин распоряжение в случае сомнений в лояльности соискателей членства в НАЦ к Гитлеру проверять их по каналам НСДАП, и прежде чем стать членами Новоапостольской церкви эти люди – и тому есть доказательства – должны были получить от партии подтверждение своей благонадежности. С учетом того, сколько кандидатов отсеивалось на этом этапе, количественный рост церкви впечатляет (König, Marschall 1994, 29). Фактически, только за годы Третьего Рейха Новоапостольская церковь выросла не менее чем на 100 тысяч членов. После падения Третьего Рейха на руководство Новоапостольской церкви обрушилась волна критики – в первую очередь, со стороны зарубежных общин, часть которых вслед за этим вышла из НАЦ. Но и в послевоенные годы Новоапостольская церковь переживала заметный рост (Obst 1996, 54–56).

Второй особенностью правления первоапостола Бишофа было его пророчество о том, что пришествие Христа состоится еще при его земной жизни. Кулен, по настоянию коллегии апостолов назначенный преемником престарелого первоапостола, приводит слова Бишофа: «Я недавно уже сказал швейцарским апостолам и повторяю вам сегодня: «Я не умру!» Это высказывание датируется ноябрем 1950 года (Erinnerungen 1983,19). Уверенность первоапостола в своей правоте все возрастала:

Я лично убежден, что подготовка царственного священства произойдет еще при моей жизни, и что дело Царства Божия в Господнем винограднике будет закончено именно мною.

В другом случае он выражается еще конкретнее:

Когда пришло время, и отец Нихаус не смог больше служить, мне пришлось взять руководство на себя, но не для того, чтобы еще многие десятилетия трудиться в подготовке царственного священства или готовить продолжение этой работы для следующих столетий, – это исключено. Я последний. Господь придет еще при моей жизни (Unsere Familie 1952, 101–102).

Поскольку эти слова произнес 80-летний старик, пришествие должно было состояться в течение нескольких лет. Бишофу поверили, большинство апостолов поддерживало и распространяло это пророчество, и в каком-то смысле оно стало даже частью исповедания НАЦ. Новоапостольский журнал «Сторожевые голоса» за апрель 1955 года так рассказывал, каким образом Бишоф получил свое пророчество:

…не посредством сновидения получил , но при встрече с самим Сыном Божиим. Сын Божий стоял перед первоапостолом, как Он стоял когда-то и перед Савлом, с одной только разницей, что первоапостол, величайший и вернейший слуга Божий нашего времени, не только слышал Его голос, но и видел Его.

Весть разлетелась по всей Новоапостольской церкви и за ее пределами. Первоапостол ничего не подстраивал и не пытался никого обмануть – он сам был абсолютно уверен, что так все и будет. Даже за несколько дней до приближающейся смерти Бишоф непреклонно верил в скорое пришествие Христа и свидетельствовал о нем. Тем большим оказалось разочарование после. После смерти Бишофа коллегия апостолов выбрала его преемником Вальтера Шмидта, хотя сам Бишоф – вопреки давней традиции – не назначил себе преемника. 10 июля 1960 года членам церкви сообщили о смерти прежнего первоапостола и избрании нового:

Мы все глубоко верили и надеялись, что Господь, согласно данному первоапостолу пророчеству, заберет своих к Себе еще при его жизни. В это непоколебимо верил и сам первоапостол и до последнего часа своей жизни свидетельствовал об этом окружавшим его. И он сам, и мы, и все глубоко привязанные к нему братья и сестры никогда не сомневались в том, что Господь исполнит данное ему обещание в назначенное Им самим время. Итак, мы стоим перед неисследимыми путями нашего Бога и спрашиваем себя, почему Он изменил Свою волю. Первоапостол, доведший спасительное дело Господа до высшей степени совершенства и, таким образом, привлекший детей Божьих в нерушимой вере в Его Слово, не мог ошибиться, потому что Слово Божие для него всегда было мерилом всех поступков. Следовательно, он никогда не говорил нам ничего, кроме того, что было вложено ему в дух самим Господом (Reimer 1993, 9f.).

Несмотря на эти два проблемных и неоднозначных аспекта первоапостольского служения Бишофа, ставшие причиной многих расколов и разногласий, Новоапостольская церковь росла с небывалой скоростью. Церковь, руководимая Бишофом, принадлежала к числу самых быстрорастущих церквей немецкоязычного региона. После Второй мировой войны НАЦ под руководством последующих первоапостолов вышла за пределы и этих территорий. Бишоф придавал большое значение церковным должностям и четко выстроил их порядок. Иерархическая лестница НАЦ выглядит следующим образом (Eggenberger 1953, 36):

Область ответственности Должность2
Новоапостольская церковь Первоапостол
Собственный апостольский или епископский округ Окружной апостол
Апостольский округ Апостол
Епископский округ Последние два охватывают каждый по несколько (4–7) окружных пресвитеров. Епископ
Пресвитерский округ Охватывает несколько общин. Предстоятель округа Окружной пресвитер Окружной евангелист
Община Предстоятель общины Пастор Евангелист Священник

Вальтер Шмидт (1891–1981) родился в семье новоапостольских верующих, был запечатлен первоапостолом Нихаусом, женился на дочери священника, Луизе Пипеншток, и начал свою карьеру в Новоапостольской церкви после Второй мировой войны. В 1923 году он стал младшим диаконом, в 1944 г. – окружным пресвитером, а в 1948 – окружным апостолом. Он был предан первоапостолу Бишофу и всецело поддерживал его в ожидании скорого пришествия Христа. Он стал первоапостолом без благословения своего предшественника, его избрали демократическим путем – большинством голосов. На следующий день после нового назначения Шмидту пришлось вести во Франкфурте траурную церемонию в честь Бишофа, первоапостола, который не собирался умирать. Отрицая, что первоапостол сделал такую разительную ошибку, и что это – трагедия для церкви, Шмидт пытался помочь Новоапостольской церкви пережить кризис. И ему это вполне удалось. Ожидаемый распад церкви не произошел. Без проблем, конечно, не обошлось, но церковь покинули лишь немногие. Впоследствии НАЦ так и не признала пророчество Бишофа ошибкой.

Шмидт пытался вновь укрепить и стабилизировать церковь. Но ему удалось сделать намного больше. Фактически, под его руководством церковь стала международной, всемирной. «Когда он вступил в должность, Новоапостольская церковь была представлена в 60 странах, когда он оставил должность, таких стран было уже 120» (Obst 1996, 71). Усилия Шмидта, направленные на развитие различных церковных служений – например, работы с детьми – и расширение территориальных границ церкви привели к резкому количественному росту. «За время его руководства количество членов выросло вдвое, примерно с 500 тысяч до 1 миллиона» (71).

Из-за значительного ухудшения здоровья Шмидт оставил свое служение и назначил, в соответствии с давней традицией, нового первоапостола, дав ему свое благословение. Но судьба сыграла с ним печальную шутку – он пережил своего преемника и умер лишь в мае 1979 года, в возрасте 90 лет.

Назначение Эрнста Штрекайзена (1905–1978) первоапостолом Новоапостольской церкви продолжило международную ориентацию церкви. Об этом говорит уже тот факт, что после стольких лет преобладания немцев на руководящих постах, первоапостолом стал гражданин Швейцарии. Руководство все еще остается немецкоязычным, но переезд штаб-квартиры в нейтральную Швейцарию во время «холодной войны» стал для растущей во многих странах Новоапостольской церкви очень положительным знаком. В прочих отношениях карьера Штрекайзена мало чем отличается от карьеры любого другого важного деятеля церкви. Он родился в бедной семье, и его рано овдовевшая мать нашла прибежище в Новоапостольской церкви. Штрекайзен приобщился к вере и в 1910 году был запечатлен. Затем он женился на дочери евангелиста Новоапостольской церкви и вскоре зашагал вверх по ступеням иерархической лестницы (младший диакон в 1927 году, диакон и священник в 1930, окружной евангелист в 1933, окружной пресвитер в 1941, епископ в 1951 г.), достигнув должности апостола (1952 г.), а затем и окружного апостола (1953 г.). Штрекайзен был верным последователем первоапостола Бишофа. «История Новоапостольской церкви» сообщает:

Для нас, апостолов, курс предельно ясен: мы идем в кильватере первоапостола, ибо так надежнее всего. Его вера – наша вера, его надежда – наша надежда, ничто не должно ослабить нашу теснейшую связь. И таким образом мы движемся навстречу тому дню, когда Сын Божий заберет Своих (Geschichte 1987, 141).

Став первоапостолом, Штрекайзен продолжает курс на стабилизацию и интернационализацию церкви, начатый его предшественником. Он первым из первоапостолов отправляется в поездку по бывшей ГДР, летит в Южную Америку, а потом – в Южную Африку, где тяжело заболевает и умирает в кейптаунской больнице. За год до своей кончины он провел в Канаде собрание апостолов, на которое съехались «все 57 апостолов планеты». Были обсуждены и утверждены положения церковного устава, которому предстояло определить задачи НАЦ:

Союз апостолов ставит своей задачей объединить всех апостолов Новоапостольской церкви во всех странах мира под началом единого первоапостола (президента союза апостолов), сохранять их духовное единство между собой и первоапостолом, а также оберегать и укреплять единство всей церкви (Statuten 1977, § 2.1.).

В результате неожиданной смерти Штрекайзена у Новоапостольской церкви опять не оказалось преемника, назначенного и благословенного первоапостолом. Коллегии апостолов снова пришлось выбирать первоапостола из своей среды, и выбор пал на Ханса Урвилера. Подводя итог периоду первоапостольства Штрекайзена, можно сказать, что он ничего не добавил к формированию НАЦ, но во многом способствовал росту церкви.

Ханс Урвилер (1925–1994) происходил из семьи новоапостольских верующих, в которой еще дед занимал должность епископа. Как и его предшественники, Урвилер прошел все ступени новоапостольской иерархии, и в 1976 году первоапостол Штрекайзен назначил его окружным апостолом. Через два года, после внезапной смерти первоапостола Штрекайзена, его избрали первоапостолом во втором туре голосования, так как в первом он не набрал достаточно голосов. Можно было ожидать, что изберут апостола Рокенфельдера, который сопровождал Штрекайзена в Южную Америку, или что возрасту и опыту кандидатов уделят чуть больше внимания, но, как бы то ни было, Урвилер был избран, рукоположен и в ноябре 1978 года приступил к работе. Ставка и в этот раз была сделана на швейцарский нейтралитет и на международное развитие Новоапостольской церкви (Siegel 1995, 125).

Выбор оказался для НАЦ неожиданно удачным. Урвилер неустанно продолжал служение своих предшественников, «совершил 28 поездок за океан, учредил воскресную школу для дошкольников и установил единые правила участия в Святом причастии» (Unsere Familie, 1995, № 1, с. 7). Однако напряженный труд первоапостола не прошел даром, и он, как и его предшественник, во время путешествия в Африку в июле 1987 года заболел, вернулся в Швейцарию и там перенес тяжелый апоплексический удар, от которого так и не оправился. Урвилер ушел на покой и назначил вместо себя Рихарда Фера, который является первоапостолом НАЦ и по сей день. Ханс Урвилер скончался после нового удара в ноябре 1994 года. «В период его руководства количество членов церкви возросло с 2,5 до 4 миллионов» (Obst 1996, 74.75).

Рихард Фер (род. 1939) также родился в семье новоапостольских верующих и сделал обычную карьеру. В 1980 г. он был назначен апостолом, а в 1981 г. – окружным апостолом Швейцарии. Он продолжил швейцарскую линию и 3 мая 1988 года был назначен первоапостолом. Он также пытается расширить НАЦ за счет ее интернационализации и очень эффективно использует падение «железного занавеса» для евангелизации Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Приток новых членов с Востока вновь обеспечивает Новоапостольской церкви значительный рост. Но другие регионы тоже развиваются.

Фер принадлежит к числу тех, кто пытается «осовременить» Новоапостольскую церковь и создать ей новый имидж. Использование новых, прогрессивных технологий, более свободная и открытая структура богослужения, менее строгие правила (например, в плане одежды), – вот лишь некоторые из инициированных Фером перемен. Но традиционные догмы церкви являются основополагающими и для него – их просто преподносят в более современной форме. Членов церкви по-прежнему призывают быть благоразумными и помнить о скором пришествии Христа. «Самой трудной проблемой для современного первоапостола, возможно, станет быстрый рост и всемирное распространение Новоапостольской церкви», которые будут держать его, как и его предшественников, в постоянном движении (Obst 1996, 77–78).

Почему Церковь называется апостольской?

Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.

Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего » (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.

Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.

Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.

Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.

Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».