Андрея кураева

Евтихий о Ткачеве

Епископ Евтихий (Курочкин):
«С появлением в интернете видео материалов с о.Андреем Ткачёвым, они вызвали полное невосприятие: впечатление как от дырявого мешка, из которого бесконтрольно сыплется и горох, и мусор, и мышиные какашки. Читать его публикации ещё можно, некоторые мне были близки, но вот видио — ну, ни как. Потом, когда я увидел его в Сретенском монастыре, мрачным он мне показался, глядящий из-под лобья. Находясь подле него некоторое время, я несколько паниковал: не заговорит-ли он со мной, а я не смогу скрыть своей неприязни. Скорее всего о. Андрей понял это без слов.А мне неловко было и позже, ведь я не критиковал, а без анализа — не принимал и не принимаю его выступлений за их неприятность. Но хамская, гнусная, антихристианская проповедь, с глумлением над исповедью и исповедниками — просто невыносима!

саратовский игумен Нектарий:
По поводу очередного «резонансного видео» о. Андрея Ткачева… Мне кажется, что сказано было о его пастырской и проповеднической практике немало. Сам же он сказал и продолжает говорить неизмеримо больше. И у тех, кто хотел как-то разобраться в его взглядах, принципах, настроениях, времени было предостаточно. Но воз, точнее, о. Андрей, и ныне там же. То же хамство, та же немыслимая в устах священника, вещающего на публичную аудиторию, лексика, та же зашкаливающая жесткость, а скорее — жестокость. Поэтому проблема, собственно, не в о. Андрее. Проблема в том, что значительной части паствы именно такой пастырь нужен, ей он близок и понятен. И еще проблема в том, что о. Андрей уже давно не столько человек, сколько проект. Чей? Наверное, для людей, за этим следящих, данный вопрос не является тайной. Впрочем, чей, и неважно. Важно, что это крайне разрушительно для священника — быть чьим-то проектом. И вот — стоит кому-то создать подобный проект, как он обретет огромное количество поклонников, последователей, даже — фанатов. Горькое это очень свидетельство — не об о. Андрее том же, не об авторах и реализаторах проектов таких, а о состоянии нашей жизни в целом и о нашем состоянии, состоянии людей церковных, тоже.

Выход клирика «заштат» означает, что по болезни или старости клирик (священник и диакон) не может больше служить и уходит «на покой». Понятие «заштат» можно бы заменить словом «уход на пенсию» по старости и болезни, если бы РПЦ МП платила пенсию старым и больным клирикам. Теперь возникает новое понимание термина «заштат»: уволенному «заштат» клирику не позволяют служить, а на практике он не сможет в своей епархии даже причащаться, как священник.
Практика исполнения отождествляет запрет в священнослужении и увольнение «заштат»
Увольнение «заштат» священника и архиерея приобрело разный смысл.
Устав РПЦ заботливо определяет статус архиерея, уделяет внимание его правам , административной и судебной власти, обеспечивает его материальное содержание. Когда епископ достигает 75 лет, он пишет прошение о «почислении на покой». Священный синод рассматривает прошение и увольняет от дел и служения «заштат» или просит продолжить служение на кафедре. В прежнее время заштатного епископа направляли в монастырь, где он доживал свои дни, совершая богослужение, по мере сил, и пользуясь заботами монашеской братии. Отправляя епископа заштат в наши дни, Устав РПЦ определяет ему пенсию в качестве пожизненного содержания. Каждый епископ заранее отстраивает для себя коттедж, пока служит, и его доходы не ограничены. Редкие епископы в наши дни соглашаются провести остаток своей жизни в монастыре, подобно опальному архиепископу Ермогену, проведшему в монастыре последние 20 лет жизни.
В гл.10 Устава РПЦ Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи.
Ст.24 «предоставляет право» на многократный отпуск в течение года без разрешения и по разрешению Высшей церковной власти.
Ст.25 «назначает архиерейскую пенсию» в дополнение к государственной.
Ст.26 оговаривает время и условия выхода епископа «на покой».
О служении клириков Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «заштат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.
Устав РПЦ лишил клириков социальных гарантий, сбросив с церковных плеч бремя старости.. Человек ценен, если он епископ и неценен, если он клирик.
Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «заштат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «заштат».
Заштатному клирику Устав не уделил ни слова. Право священнодействовать и причащаться не гарантировано. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Утрачен святоотеческий принцип: «Не малый грех для нас лишать епископства, кто благочестиво и непорочно приносили дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» (Св. Климент Римский. «1Посл. к Коринф.» XLIV,4-5). Увы, святитель Климент! Нас лишают сана за то, что мы слишком долго несли своё служение и состарились.
Синод ужесточил положение заштатных клириков решением от 22.03.11г. (http://www.patriarchia.ru/db/text/1434999.html), ограничив право на служение в своей и в чужой епархии. Архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Стёрто различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками.

Уже традиционно, в период многодневных постов в воскресной школе храма Архангела Михаила в Тропарево проходят Литургии для детей. По субботам в 8 часов утра воспитанники школы вместе с родителями собираются в крестильном храме. Неизменно служат отец пятерых детей священник Алексий Малютин и руководитель воскресной школы диакон Андрей Климов. О детских литургиях, их смысле, значении и настроении в материале Вадима Прищепы.

Зачем нужны детские Литургии? Разве недостаточно обычных Богослужений в храме, куда родители могут приводить своих детей? Что такого особенного в Литургиях для детей?

«Мы хотим познакомить детей с богослужением и церковными традициями — говорит диакон Андрей (Климов). — Причем, не теоретически, на словах, а практически, на деле, непосредственно вовлекая их в ход Литургии, помогая им соучаствовать, разделять с нами, служителями, это священнодействие.

Ребята сами читают во время Богослужения, помогают в алтаре. Девочки смотрят за порядком и чистотой подсвечников. И вместе, вслед за хором, поют все песнопения Литургии. Нам не интересно присутствие на Богослужении в качестве зрителя, как в театре или музее, нам важна практика живого общения с Богом».

На первых детских Литургиях отец Андрей активно пояснял все моменты Богослужения, постоянно призывая детей подпевать, не отвлекаться, стараться потрудиться Бога ради. Со временем, детский хор стал стройнее и многоголоснее, а дети осмысленнее начали воспринимать Литургию.

«Надо отметить, — говорит диакон Андрей, — что многие ребята часто не понимали, чем они здесь занимаются, и для чего их пригласили в алтарь. Безусловно, каждый проявил свое отношение к происходящему в свойственной лично для него индивидуальной манере. Не все видели и ощущали происходящее одинаково. Кто-то отнесся к Литургии более трепетно, внимательно, ответственно, кто-то нет.

Яркий пример — это суета перед Святой Чашей с Причастием. Одни еще не осознают значение момента, другие уже относятся обыденно, третьи просто не готовы к принятию Святых Таин.

Все это, — резюмирует диакон Андрей, — не только недоработки школы, но и родителей, которые зачастую и себя ведут подобным образом. Ясно одно — с детьми надо работать, и вот такие Литургии в пост очень полезны».

Пост – это всегда борьба с самим собой, с греховными началами в себе, и важна она как для взрослых, так и для детей, с определенного возраста. Ребенок, познавая мир вокруг себя, впитывает как губка не только хорошее, Божие, но и греховное. К сожалению, примеров таких сейчас много, даже в среде дошкольников и младших школьников.

Пост для ребенка это тоже преодоление себя, своих греховных желаний, дурных наклонностей: непослушания, капризности, своеволия, лени, установление добрых и ровных отношений со сверстниками и дома. Ведь, как и взрослому, ребенку непросто встать рано утром в выходной день, прийти на службу, участвовать в ней, петь, помогать, быть внимательным, активным, неравнодушным.

«Было радостно видеть в руках детей книжечки с последованием Литургии, — говорит диакон Андрей. — Сначала их было немного, но потом, к концу наших Богослужений в Рождественский пост, текст Литургии появился у большинства. А это значит, что ребята могут следить за ходом Богослужения, понимать, читать и подпевать, то есть активно соучаствовать, молиться».

Литургии для детей возобновились в Великий Пост, и, как надеются руководители и педагоги воскресной школы, опыт и практика предыдущего поста помогут детям полнее почувствовать всю важность и красоту богослужения.

Источник: Православие и мир

Долгожданное: «Невзоров в рясе» запрещён в священнослужении

Столичный мажор, эпатажный острослов, высокомерный умник из номенклатурного семейства, который в старших классах школы выпускал стенгазету «Атеист». Выпускник философского факультета МГУ (кафедра истории и теории научного атеизма). Его «воцерковление» было своего рода интеллектуальной игрой с претензией на блестящую карьеру. Сам он так и остался чванливым безбожником. А впоследствии вообще заслужил репутацию еретика, богохульника, профессионального провокатора и национал-предателя, «Невзорова в рясе».

двойной клик — редактировать изображение

«Справедливости ради стоит отметить, что это действительно один из самых образованных и эрудированных клириков трёх последних десятилетий. Даром что базовое образование Андрей Вячеславович Кураев получил на кафедре научного атеизма философского факультета МГУ, но так ведь и гонитель Савл когда-то стал первоверховным апостолом Павлом. Однако в данном случае получилось «из Савлов в Павлы и обратно». Хотя до поры до времени он сделал немало для церковного просвещения. Правда, в личном общении Кураева всегда отличала иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея в адрес собеседников многие пытались оправдать его «юродством». Но где та грань, которая отделяет юродство Христа ради от распущенности и горделивой фанаберии? Нельзя не вспомнить, как накануне Поместного Собора 2009 года, избравшего Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, отец Андрей активно начал кампанию по очернению потенциальных соперников будущего Святейшего Владыки. В итоге, как сознался сам Кураев в своём интернет-блоге, ему было сделано серьёзное внушение: «Сегодня (21 января) меня вызывал Местоблюститель митр. Кирилл, чтобы указать на недопустимость переноса светских методов предвыборной полемики в церковную жизнь».

Тем не менее, по мнению многих клириков Русской Церкви, отец Андрей рассчитывал, что после избрания владыки Кирилла Предстоятелем он получит высокий церковный пост и сан. Сложно сказать, так ли это, но в итоге диакон Андрей Кураев стал протодиаконом Андреем Кураевым и получил наградной головной убор — камилавку. И несмотря на то что в своём блоге он попытался доказать, что эта богослужебная шапка — очень высокая награда, личная обида была очевидной. В итоге кураевская критика, которую он и раньше позволял в адрес некоторых церковных процессов, становилась всё более агрессивной и персонифицированной. Постепенно из церковного апологета протодиакон Андрей Кураев превратился в антицерковного критика, чья деятельность вызывает всё больше вопросов среди православного духовенства…

Он «всего лишь» собирает слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике. Достаётся и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам. Не говоря уже о светских политиках (в нулевые отец Андрей весьма резко высказывался об украинских «самостийниках», а в последние годы, напротив, поддерживает их, да ещё и выступает против воссоединения с Крымом). Пишет отец Андрей очень активно, как говорят малороссы, «часто-густо», а потому полное собрание сочинений собранных сплетен с комментариями уже давно превзошло ПСС классиков марксизма-ленинизма. Так, например, в последние недели он оседлал популярную тему коронавируса, пытаясь доказать, что Русская Церковь «виновна» в его распространении, ну и походя в буквальном смысле пиная жертв пандемии в священном сане. В том числе протоиерея Александра Агейкина, человека, о котором прежде Кураева никто не произнёс ни одного недоброго слова: «В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере ВИП-сервиса».

И это далеко не самые «нелестные» эпитеты, которыми протодиакон Андрей сопровождает своих относительно недавних сослужителей. Но именно глумливое хамство в адрес новопреставленного протоиерея Александра Агейкина, одного из самых светлых русских пастырей последних лет, побудило многих клириков и мирян возмутиться, задавшись резонным вопросом: а почему этот персонаж до сих пор прикрывает свою антицерковную деятельность священным саном?» — отмечал 27 апреля «Царьград».

В последний десяток лет он занял достойное место в тусовке отъявленных либерал-русофобов. Чего стоит, к примеру, нежная дружба с Pussy Riot или словоизвержения Кураева о героях Новороссии: «Я не был в Донецке с 2014 года. Но у меня отторжение от этого варианта «русской весны» по чисто антропологическим основаниям. Морды их лидеров и боевиков вызывают у меня отвращение… Да, я потомственный интеллигентный московский мажор, и это классовая рознь. Культурная пропасть. Я не хочу, чтобы у этой гопоты была власть».

двойной клик — редактировать изображение

двойной клик — редактировать изображение

Дождались, наконец. Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 апреля 2020 года: «Заштатному клирику города Москвы протодиакону Андрею Кураеву. В связи с публичным оскорблением Вами памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное, что вызвало возмущение архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви, а также учитывая Ваши предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на моё имя, Вы запрещаетесь в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом по рассмотрении упомянутых деяний».

Комментарий (для «Русской народной линии») доктора исторических наук, кандидата богословия, профессора Института истории Санкт-Петербургского государственного университета и члена Синодальной богослужебной комиссии протодиакона Владимира Василика: «Кураев далеко не в первый раз глумится над памятью усопших клириков. Вспомним его отвратительные высказывания на кончину отца Всеволода Чаплина, ещё более мерзкие слова о почившем Патриархе Алексии II, а также его высказывания в адрес героев Великой Отечественной войны и многих почивших иерархов. Кураев оскорбил мёртвых и опозорил живых. Для меня загадка, что долгие годы его терпели. По-видимому, произошли очень серьёзные церковно-политические события, что называется, сдвинулись континенты, в результате чего он стал не нужен, более того, вреден и положительно опасен. Горестно, что человек в течение многих лет издевался над Церковью, над ближними и над самим собой. Человек, который мог бы приносить реальную церковную пользу, спасать людей и спасаться сам, с течением времени вступил на путь предательства Церкви. Запрещение протодиакона Андрея Кураева в служении — печальный, но закономерный результат его подрывной и предательской деятельности. Очень хочется верить, что подобная острастка послужит для него поводом к покаянию, исправлению и возвращению к нормальной духовной жизни. Но если этого не произойдёт, боюсь, что его ждёт участь попа Георгия Гапона».

В телефонном разговоре с журналистами Кураев назвал запрет в служении (отстранение от проведения служб и таинств) «мелочью».

двойной клик — редактировать изображение