Амвросий медиоланский

12 3 4 5 6 7 …82

Творения

БИБЛИОГРАФИЯ

Амвросий Медиоланский Две книги о покаянии. в серии Учители неразделенной церкви. М.,1997 1. Apologia David altera, сент. 390 г. — CORPUS SCRIP–TORUM ECCLESIASTICORUM LATINORUM (далее сокр. CSEL). 1897–1982 гг. — CSEL 32, 2; Citta Nuova Editrice (далее сокр. CNE ). 1977–1985 гг. {итальянские переводы с параллельным латинским текстом}. — CNE № 5 (1981).

2. De Abraham, ок. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 2 (1984).

3. De apologia proph. David, 390 г. — CSEL 32, 1; CNE № 5 (1981).

4. De bono mortis, ок. 387–389 гг. — CSEL 32, 1; CNE № 3 (1982).

5. De Cain et Abel, ок. 377/378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 1 (1984).

6. De excessu fratris Satyri, 378 г. — CSEL 73; CNE № 18 (1985).

7. De fide, 378 r. (libri 1–11); 380 г. (libri III–IV). — CSEL 78; CNE № 15 (1984).

8. De fuga saeculi, ок.394 г. — CSEL 78; CNE № 4 (1980).

9. De Helia et ieiunio, ок. 389 г. — CSEL 32, 2.

10. De incamationis dominicae Sacramento, 382 г. — CSEL 79; CNE № 16 (1979).

11. De institutione virginis, 392 г. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA ( PL). Т. XYL {Изд. Миня } — PL 16.

12. De interpellatione lob et David, ок. 388 г. — CSEL 32, 2;CNE № 4(1980).

13. De loseph, ок. 388 г. — CSEL 32, 2; CNE № 3 (1982).

14. De Isaac vel anima, OK. 391 г. — CSEL 32, 1; CNE №3 (1982).

15. De Jacob et vita beata, 386 г. — CSEL 32, 2; CNE (1982).

16. De mysteriis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

17. De Nabuthae, ок. 389 г. — CSEL 32.2.

18. De Noe, OK. 377 Г. — CSEL 32,1; CNE № 2,1 (1984).

19. De obitu Theodosii, 395 г. — CSEL 73; Citta Nuova, №18 (1985).

20. De officiis ministeriorum, OK. 389 г. — CNE № 13 (1977)

21. De paenitentia, ок. 388 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

22 De paradise, OK. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 1 (1984).

23 De patriarchis , OK. 391 г. — CSEL 32, 2; CNE № 4 (1980).

24 De sacramentis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

25. De Spiritu Sancto libri tres, 381 г. — CSEL 79; CNE № 16 (1979).

26. De Tobia, OK. 389 г. — CSEI 32, 2.

27. De viduis, OK. 377 г. — PL 16.

28. De virginibus, 377 г. — PL 16.

29. De virginitate, 377 г. — PL 16.

31. Exameron, ок. 378–390 г. — CSEL 82; CNE № 1 (1979).

32. Exhortatio virginitatis, 394 г. — PL 16.

33. Explanatio super psalmos XIL 387–397 гг. — CSEL 64; CNE № 7–8 (1980). 34 Explanatio symboli, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

35. Expositio de psaimo CXVIH, ОК. 389 г. — CSEL 62.

36. Expositio evangelii sec. Lucarn, OK. 390 Г. — CSEL 32, 4; CNE № 11–12 (1978). См. также общую библиографию:Cento anni di bibliografia ambrosiana, 1874–1974 Vita e Pensiero.1981. См. также: Omnia quotquot extand Ambrosii, episcopi Medio–lanensis opera. T. 1–5. Basel, 1567; S. Ambrosii Mediol. episcopi opera omnia ad Mediol. codices pressius exacta curante P. Aneelo Ballerini, , Mediol., 1875 II. Издания св. Амвросия на русском языке в хронологическом порядке

37. Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Харламова. М., 1776.

38. Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии. Пер. Г. Харламова. Спб., 1778.

39. Слово св. Амвросия Медиоланского к императору Феодосию. Пер. с лат. Спб., 1790.

40. Св. Амвросия, епископа Медиоланского, Увещание к падшей деве, купно с наставлением како дева, посвятившая себя иноческому житию, хранити себя долженствует. М., 1805.

41. Св. Амвросий Медиоланский. Проповеди. М„ 1807.

42. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, о важности и свойствах чина священнического. М., 1814 (на старославянском).

43. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О должностях. Киев,1823.

44. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О чине священническом. М., 1823.

45. Св. Амвросий Медиоланский. Избранные слова. М., 1824.

47. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. Избранные поучительные слова. Пер. Донского монастыря, М., 1838.

48. Св. Амвросий Медиоланский. О должностях. Кн. L — «Христианское чтение», 1839.

49. Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, о должностях три книги. М., 1865.

50. Св. Амвросий Медиоланский. Полные творения. Киев, 1875.

51. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. (Из творения св. Амвросия Медиоланского «De officiis minist–rorum»). Изд. Петра Поспелова, Киев, 1875.

52. Избранные поучительные слова св. Амвросия. Киев, 1882.

54. Св. Амвросий Миланский. Песнопения. Пер. с лат. и предисловие П. И Цветкова. — «Творения святых Отец. Издание Московской Духовной Академии». Сергиев Посад, 1891;»Радость христианина», 1893.

57. Амвросий Медиоланский. Письмо об алтаре Победы (Письмо XYIII). — «Памятники средневековой латинской литературы IY–IX веков». М., 1970.

61. Vita s. Ambrosii mediolanensis episkopi a Paulino conscripta (издатель Krabinger).

62. Житие иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского. Киев, 1830.

63. Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850.

64. Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851.

65. Православно–догматическое богословие Макария, епископа Винницкого, ректора Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857.

66. Прот. Е. Алексинский. Св. Амвросий, епископ Медиолан–ский. — «Православное обозрение», т. 4, М., январь, 1861; т. 5, М, май, 1861.

67. Епископ Арсений. Летопись церковных событий. СПб, 1869.

69. Свящ. Владимир Геттэ. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. Т. 3, СПб., 1875.

70. Петр Поспелов. Пастырская жизнь святого Амвросия Медиоланского. Киев, 1875.

Не так много в истории ранней церкви священников, которые могли оказывать влияние на политику и самого императора. Будучи миланским епископом, священник Медиоланский, великий латинский учитель церкви, сумел перекинуть мостик между восточной и западной церковью.

Ранние годы

Будущий епископ Миланский появился на свет приблизительно в 340 году. Его родители, жители германского города Тревира, были богатыми и знатными гражданами, христианами. Их родственница, сестра Сотерия во время преследования христиан пострадала за вероисповедание и причислена к лику святых.

Существует легенда, что в детстве рой пчел покрыл лицо малыша, не причинив ему вреда, но оставив на губах сладкий нектар. Так Господь помазал уста Своего избранника, благословив проповедовать слово Божье.

Мальчику было всего 12 лет, когда умер его отец, по этой причине семья переехала жить в Рим, где юноша приобретает прекрасное юридическое образование. Молодой адвокат начинает свою трудовую деятельность в 370 году, работая советником в префектуре Сирмия. Его непосредственный начальник префект Проба также принял христианство и по-отечески относился к помощнику.

Епископ Амвросий Медиоланский

По покровительству своего наставника в 373 году будущий священник Медиоланы направляется префектом этого города, принимая активное участие в жизни христианского движения.

Дорога епископства

Этот случай избрания епископа церкви уникален. В восьмидесятые годы четвертого столетия шла ярая борьба между арианами и ортодоксами. После смерти владыки Медиолана Авксентия, церковь осталась без наставника, воюющие стороны не могли прийти к единому мнению, и тогда было предложено выбрать уважаемого в городе префекта Миланского.

Интересно! Уникальность состояла в том, что Амвросий на то время не был крещен, но по просьбе императора Валентиниана Первого дает согласие. Всего за семь дней 37-летний Амвросий:

  • принимает крещение;
  • рукополагается в священники;
  • становится епископом.

Епископство коренным образом изменило жизнь префекта, он жертвует Церкви большое богатство, принимая обет нестяжательства, до конца дней ведет скромную и строгую жизнь.

Несмотря на то, что ариане проголосовали за него при назначении священником, Амвросий Медиоланский ведет с ними борьбу наравне с язычниками. Чистота ортодоксальной Церкви — главная сфера его деятельности.

Его уверенность и сила веры оказывала влияние даже на императоров. Как Валентиниан, так Грациан и Феодосий с уважением относились к епископу Милана, поддерживая его в борьбе с арианами.

Поклонник никейского служения, священник, имеющий дар веротерпимости, яростно боролся с ересью, ведя споры как с монахами, так и с императорами. По его требованию из зала сената в Риме состоялось удаление жертвенника Победе-Виктории. Новоизбранный святитель добивался разделения связи государства и язычничества.

Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий

Трудно поверить, что в четвертом веке епископ мог наложить епитимию на императора, и тот подчинился.

Император Феодосий послал войска в Фессалоники для подавления восстания против ариан, за что был отлучен от принятия Причастия и вынужден был принести покаяние публично. Феодорит Кирский в описании событий 390 года сообщает, что император Феодосий сложил с себя императорские знаки, покаялся и принял Причастие.

Мужская обитель

Поистине, рука Божья была над правлением святителя Медиоланского. Он руководил постройкой двух базилик. Амвросиевкой и Апостольской, основал мужскую обитель. Амвросиевская базилика построена на развалинах языческих идолов, под обломками которых были похоронены христианские мученики, поэтому она известная, как базилика мучеников.

Первоначально мученики Хрисанф и Дария были теми святыми, которыми освящалась базилика, во время 380 года были обретены мощи Протасия и Гервасия, базилика стала называться их именами. После смерти блаженного епископа миланцы стали называть базилику Амвросиевской.

Важно! За годы своего епископства св. Амвросий Медиоланский приобрел всенародную любовь, помогая нуждающимся, исцеляя и пророча.

Основатель западного богословия

Отцы восточной Церкви долгое время были закрыты для познания западным христианством. Благодаря полученному хорошему образованию Амвросий смог изучать произведения основателей христианства по подлинникам. Он не только усваивал и продолжал почерпнутые с первоисточников идеи, но и старался перенести их в латинское толкование Святого Писания.

Таинство и Покаяние, Божественная сущность Святой Троицы и каждой из Трех Ипостасей в отдельности — догматические вопросы, которые легли в основу споров с арианами. Амвросиевские трактаты раскрывают сущность Библии и комментарии к ней. Проповеди, оставленные святым Амвросием Медиоланским, житие которого описано в статьях последователей и учеников, представляют одну из ценных частей духовного наследия.

Икона святителя Амвросия Медиоланского

Епископ старался показать людям красоту жизни во Христе, изобличая гордых, лицемеров, развратников. Святой Августин с гордостью признавал Амвросия, как учителя и наставника.

Великий дар и чудеса исцелений

Пророческий дар священника из Медиолан был известен далеко за пределами Италии. Персидские мудрецы обращались к нему за советом, как познать истину.

Маркоманское племя вело постоянные набеги на жителей Медиолана. Епископ отправил царице Фритигильде свои трактаты, в которых были изложены догматические основания христианской веры и Церкви, после чего уверовала как правительница племени маркоманов, так и ее муж, а с Римской империей был заключен мир.

Необыкновенная доброта привлекала жителей из дальних стран, ибо Амвросий не выделял бедного или богатого, для него все были детьми Божьими. Обладая даром исцеления, епископ вел постоянные приемы, молясь за болящих. По свидетельству флорентийца Децента в его доме был воскрешен мальчик, который незадолго до этого был признан умершим.

Почитание святого

Великая суббота 4 апреля 397 года стала последним днем пребывания святого Амвросия на земле.

Крипт базилики в Милане является особым местом почитания святого, здесь хранятся мощи праведного епископа Медиоланского. В начале пятого столетия, еще до объявления Амвросия святым, началось паломничество к месту его захоронения. Христианские писатели взялись за составление жизнеописание священнослужителя, покорившего своей верой и верностью Господу многих людей.

Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского в Милане

В 824 году по распоряжению архиепископа Ангельгельберта Второго был сооружен саркофаг из порфира, в который переложили нетленные мощи. Этот саркофаг нашли в 1864 году, открыли через семь лет.

20 декабря православный мир воздает честь памяти о великом богослове, поэте, священнике святом Амвросии епископе Медиоланском.

Жители Милана глубоко почитают своего ангела-хранителя, украшая его портретами и скульптурными изображениями как фасады домов, так улицы и площади города.

Великое наследие

На трудах богослова взрастали выдающиеся христианские деятели, и сегодня актуальны его произведения:

  • О таинствах;
  • О святом Духе;
  • Об изъяснении силы веры;
  • О воплощении;
  • Шестоднев.

Большое внимание латинский богослов уделял внимания теме нравственности, оставив после себя трактаты девам, вдовам и прочим. Оставленные Амвросием Медиоланским собрания творений включают в себя до 20 гимнов, самый известный из них «Тебя, Господи, Хвалим».

Базилика святого Амвросия в Милане

Амвросиевская базилика в 4 веке была украшена библейскими фресками, подписанные гекзаметрами, которые составил сам епископ Миланский. Некоторые стихотворные ряды и через 16 веков дошли и до нашего времени. Поэт и музыкант увековечил свое имя в амвросиевском обряде, который и поныне используют в епархии Милана.

Историки до нынешнего века не могут прийти к единому мнению, был ли Амвросий не только писателем, но и композитором, основателем антифонного пения.

Перу знаменитых художников Рубенсу и ванн Дейку принадлежат портреты и картины с изображением святителя.

Святой Амвросий Медиоланский — проповедник, почитаемый христианскими церквями всего мира за дар богословия, поэтических посланий, верности Господу и умение донести слово Божье.

Житие святого Амвросия, епископа Медиоланского

О девстве и браке

Предисловие

О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая О девстве (de virginitate) Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Глава восемнадцатая Глава девятнадцатая Глава двадцатая О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Увещание к девству Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая О падении посвященной девственницы Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая

Предисловие

Св. Амвросий1, епископ медиоланский, принадлежит к числу выдающихся деятелей христианской Церкви IV века. Независимо от своей кипучей административной деятельности, направленной главным образом на борьбу с язычеством, арианством и различными внутренними нравственно-религиозными нестроениями христианского общества, он составил себе громкую известность и в области христианской богословской письменности. В данном отношении на первый план выдвигаются его многочисленные нравоучительные и нравообличительные трактаты, написанные в большинстве случаев в форме гомилий. Подобно св. Иоанну Златоусту, св. Амвросий – Златоуст запада – дает в этих трактатах ответ на все животрепещущие злобы дня, которые выдвигались самою жизнью современного ему общества.Совершенно отдельную и довольно обширную группу нравоучительных сочинений св. Амвросия составляют его трактаты, посвященные вопросу о девстве, который он рассматривает в связи с вопросом о брачном состоянии человека. Таких трактатов с именем св. Амвросия до настоящего времени сохранилось шесть:1) О девственницах (dé virginibus) в трех книгах, написанных к сестре его Марцеллине,2) о вдовицах (de viduis) в одной книге,3) о девстве (de virginitate) в одной книге,4) о воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии (de institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной книге, написанной к Евсевию,5) увещание к девству (exhortatio virginitatis) в одной книге и6) о падении посвященной девственницы (de lapsu virginis consecratae) в одной книге.Первые пять трактатов вне всякого сомнения принадлежат св. Амвросию; вопрос же о принадлежности ему последнего трактата: «О падении девственницы» подвергается сомнению в виду неясности и сбивчивости древних свидетельств. Имея в виду те или иные соображения, одни из ученых исследователей приписывают его бл. Иерониму, другие – бл. Августину, третьи – Никите, епископу романцианскому, и четвертые – наконец – св. Амвросию. За принадлежность трактата св. Амвросию говорят в значительной степени некоторые такие особенности, которые присущи и всем другим его трактатам о девстве. Как и эти последние, сочинение «О падении девственницы» заканчивается гимном, который влагается в уста падшей девственницы. Этот гимн напоминает многочисленные восторженные песнопения св. Амвросия. Нет особенно резких отличий от подлинных сочинений св. отца и в самом стиле этого произведения, а некоторые своеобразные выражения, присущие и спорному, и подлинным произведениям св. Амвросия, как то: Synagoga (для обозначения иудейских взглядов на значение Ветхозаветного закона в его отношении к христианству – «Увещ. к девству» §§ 67, 81, стр. 235, 241 и «Опадении девствен.» § 30, стр. 257), лилия (как особенный эпитет девства – «О падении» § 5, стр. 248; «О девстве» § 51–52, стр. 132), еще более подкрепляют авторство св. Амвросия и для данного произведения.Предлагаемый перевод всех указанных трактатов сделан с оригинального латинского текста по изданию Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina t. XVI, col. 183 – 384). При переводе обращалось преимущественное внимание на точность и ясность передачи мыслей подлинника. Места Священного Писания везде приводятся с буквальною точностью по славянскому переводу Библии в тех случаях, если славянский текст верно и точно передает цитацию самого Амвросия, и в переложении на русский язык в том случае, когда Амвросий делает вольную передачу священного текста, следовательно не могущую соответствовать тексту славянской Библии.

fr_aleksver


Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое воспоминание творите. Молю чрез Кровь Твою честную, велие спасения нашего цену, молю чрез сию дивную и неисповедимую любовь, еюже нас, недостойных, тако возлюбил еси, яко омыл еси нас от грехов наших Кровию Твоею:научи мя, недостойнаго раба Твоего, егоже при иных Твоих дарованиях, в чин священства, не по делом моим, но по единой Твоей благоизволил еси призвати милости, научи мя Духом Твоим толикую тайну совершати, сицевою честию и благоговением, сицевым благочестием и страхом, имиже достоит творити. Сотвори мя, Господи Иисусе Христе, благодатию Твоею всегда о величестве тайны сея веровати и разумети, чувствовати, и твердо держати, глаголати и мыслити Тебе подобающая, и души моей полезная. Да внийдет в сердце мое Дух Твой благий, гласяй безгласне, глаголай всяку истину толиких таинств, яже углубишася зело и Божественным прикровена кровом. Многаго ради милосердия Твоего благоволи мне ныне и всегда чистым сердцем и мыслию Службы совершати священнодействие. Очисти сердце от нечистых, мерзских, праздных и вредных помышлений. Огради святых ангел верным хранением и крепким ополчением, да врази всех благ посрамлени отбежат силою толикаго таинства и рукою святаго Ангела Твоего. Отстави от мене, Христе мой, и от всех рабов Твоих духа гордыни, тщеславия, зависти, ярости, блуда, нечистоты, неверия и хулы, да постыдятся гонящии нас и да погибнут погубити нас тщащиися.
Царю сил, чистоты и целомудрия Любителю, Боже, росою свыше благословения Твоего погаси в плоти моей весь пламень страстный, яко да живет во мне всецелая души и тела чистота, с прочими даровании Твоими, Тебе в правде приятными, да телом нескверным и сердцем чистым возмогу Тебе принести жертву хваления с толиким сердца сокрушением, слез излиянием, с таковою почестию и страхом, в толикой плоти и духа чистоте сие пренебесное Божественное должно есть совершатися приношение, идеже Тело Твое существенне ястся и Кровь Твоя существенне пиется, идеже горняя дольним совокупляются, идеже самоличне предстоят ангели, идеже иерей и жертва чудесне и неизреченне Ты Сам предложенный. И кто достойне сие совершати возможет, аще не Ты Сам, Всемогий Господи, приносящего достойна сотвориши? Вем и истинно известен есмь, и сие милосердию Твоему исповедую, яко несмь достоин множества ради грехов и безчисленных прегрешений моих к толиким тайнам приступити, но вем воистинну и верую от всего сердца и усты исповедую, яко силен мя еси удостоити Сам Един, в беззакониях зачатаго и рожденнаго могий очистити. Ради сего всемогущества Твоего Тебе молю: благоволи мне, грешному, небесную сию жертву со страхом и трепетом, чистою совестию, слез излиянием, в радости духовней и веселии Божественней приносити, да ощутит ум мой блаженную пришествия Твоего сладость и ополчение святых ангел Твоих окрест мене.
Аз бо, Господи, поминая спасительныя Твоя Страсти, ко олтарю Твоему приступаю, аще и недостойный, да принесу Тебе жертву, от Тебе преданную и приносится в воспоминание Твое о спасении нашем уставленную. Приими убо сию, молю Тя, Боже мой, о Церкви Святей Твоей и о всех людех, ихже Честною Твоею снабдел еси Кровию: и занеже мя, грешника, между Тобою и онеми средственна ходатая быти восхотел еси, аще благих дел во мне свидетельства не обретаеши, служения примирения, ввереннаго мне, да не отречешися, яко да не моего ради недостоинства, цены спасения своего отщетятся, ихже ради Сам спасительная жертва и искупление изволил еси быти. Приношу убо, Господи, аще благоволиши милостивно призрети, скорби людей, плененных воздыхания, страдания убогих, нужды путешествующих, немощных скорби, старых немощи, рыдания младенец, обеты дев, молитвы вдов и сирот умиление. Ты бо милуеши вся, и ничтоже от Тебе созданных презираеши. Помяни, кий есть состав наш, яко Ты Отец наш еси. Не прогневайся на ны зело, ни утробы щедрот Твоих затвори от нас, Господи, не бо в правдах наших изливаем молитвы наша пред Лицем Твоим, но в щедротах Твоих многих. Отъими от нас, Господи, беззакония наша, и огнем Святаго Твоего Духа в нас милостивне испепели: отъими сердце каменное от плоти нашея и даждь сердце плотяное, боящееся Тебе, любящее, почитающее, Тебе последующее и Тобою питающееся. Просим, Владыко, щедроты Твоя, да Лицем светлым на достояние Твое, имени Твоему святому служения ожидающее, воззрети благоволиши, и да ни единаго же молитва, ни единаго прошение отриновенно будет. Ты нас научи молитися, еже и Сам готов слышиши и просимая милостивне исполняеши.
Молим Тя, Отче Святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие сие великое благочестия таинство. Господи Боже мой, буди им днесь всецелое и совершенное утешение от Тебе, Хлеба Истиннаго, Живаго, с небесе сшедшаго и дающаго живот мирови от Плоти Твоея Святыя, Агнца нескверна, вземлющаго грехи мира. Напой их потоком благости Твоея, от прободеннаго Твоего ребра на Кресте истекшим, да тем возвеселени радуются во хвале и славе Твоей Святей.
Молю, Господи, благость Твою, да приидет на Хлеб сей и Чашу сию исполнение Божества Твоего, да снийдет такожде, Господи, Святаго Твоего Духа образ невидимый и непостижимая слава, якоже прежде на жертвы отцев схождаше, Иже и приношения сия наша да сотворит Тело и Кровь Твою, и мене, недостойнаго служителя Твоего, толикое совершати научит таинство, яко да благоприятне и милостивне приимеши от рук моих Жертву во спасение всех живых и мертвых.
Молю Тя, Господи, самаго ради Святых Тела и Крове Твоея таинства, имиже всегда в храме Твоем питаеми и напаяеми, очищаеми, освящаеми и обожаеми бываем, да силою Твоею укреплен, благою совестию ко олтарю Твоему приходя, сия небесная таинства имею в себе в живот и спасение, по словеси святому Твоему: Хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, Юже Аз дам за живот мира, ядый Мя, и той жив будет Мене ради. Хлебе сладчайший, уврачуй устне сердца моего, да чувствую во мне любве Твоея сладость, исцели всяк недуг, да, кроме Тебе, никоея же пожелаю красоты. Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне, внийди в сердце мое и сладостию благовония Твоего наполни внутренняя души моей. Тобою питаются ангели на небеси преизобильно: да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли. Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе возжделенне, сходяй с небесе и даяй живот мирови, вниди в сердце мое и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, вниди в душу мою, внеуду и внутрьуду освящая и просвещая, буди моей хранение всегдашнее души и тела здравие. Отжени от мене находящих на мя, да бежат от Лица Твоего ненавидящии мя, да, Тобою огражден, с Тобою прейду в вечное Твое царствие, идеже не покровенне, но лицем к лицу Тебе узрим, егда предаси Царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех. Доныне алчу и жажду, но тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Tags: Амвросий Медиоланский