Американский президент католик

Многие до сих пор считают, что атеизм в США практически не имеет никакого распространения. Однако соответствует ли это действительности? Насколько влиятельно христианство сегодня?

Во-первых, в США феномен «развитой, но религиозной страны» уже не совсем актуален, даже, несмотря на тот факт, что треть американцев не признают эволюцию. Дело в том, что такие настроения насаждались с давних пор, однако в последние годы можно заметить некоторые сдвиги. Ведь сегодня треть, а в 50-е гг. не признавали более половины населения.

Например, очень важно отметить разницу в штатах. Прежде всего разница северных и южных штатов, где разные уровни религиозности. Фактически «центральные штаты» менее религиозны, нежели отсталые, где большая безработица, и соответственно, значительная часть граждан проживает на пособии, и проводит большую часть жизни за экранами телевизора или компьютера.

В местах, где развита инфраструктура, и где есть большие возможности для самореализации, конечно, уровень атеизма значительно выше. В частности, это показывают исследования Pew Research Center:

«Число американцев, которые не идентифицируют себя с какой-либо религией, продолжает расти быстрыми темпами. Одна пятая часть американской общественности — треть взрослых до 30 лет — сегодня отрицают религию; это самый высокий процент в Pew Research Center, чем когда-либо. В последние пять лет число людей, не относящих себя к религии, увеличилось с примерно 15 % до 20 % от всех совершеннолетних американцев. Ряды этих людей в настоящее время включает в себя более 13 миллионов тех, кто называет себя атеистом и/или агностиком (около 6 % от населения США), а также почти 33 миллиона человек, которые говорят, что они не имеют определенной религиозной принадлежности (14 % от населения США)»

Важно отметить, что такая тенденция начались именно с начала 2000-х годов. Ранее религия однозначно и уверено занимала лидирующие позиции. Клерикализм являлся составной частью политической системы. В частности, даже президент США Буш мог открыто заявить:

«Нет, я не считаю, что атеистов нужно считать гражданами, также их нельзя считать и патриотами. Наша нация объединена Богом»

Сегодня подобные заявления уже вряд ли могут быть озвучены президентом США, что положительно характеризует именно развитие в этом направлении – избавление от религиозности в политике. Причем, что интересно, последний президент США Барак Обама часто обвинялся в том, что он, мол, «безбожник».

Вызвано это прежде всего тем, что он не повторяет через каждое слово «бог», и не клянется постоянно на библии, как это делал его предшественник, который отличался ковбойской шляпой и интеллектом.

Еще Обама всех удивил, когда на иннаугурационной речи произнес:

«Многообразие общества очень важно – это сила, а не слабость. Мы нация христиан, мусульман, иудеев, индуистов – и неверующих».

Вот это действительно удивило «ранимых христиан», поскольку Буш всегда настаивал именно на христианстве, а атеистов даже не признавал. Это считался чем-то «само собой разумеющимся».

Сегодня в США даже «умеренные консерваторы» отходят от религиозной риторики, оставляя все это более радикальному крылу тех же консерваторов, которые являются большими любителями креационизма, лженауки, различных «моральных» запретов и проч.

Поэтому можно смело заявить, что в США в данный момент религия потихоньку вытесняется из общественного сознания, и становится в чем-то даже маргинальным явлением. На ТВ религия, как правило, отражена в лице мошенников-евангелистов, которые вульгарно собирают деньги и дурачат верующих. Т.е. могут говорить что-то вроде: «Богу нужно, чтобы вы прислали мне 25$ сейчас!».

В массовой культуре последних лет атеизм находит отражение почти повсеместно. В фильмах, сериалах, даже в отдельных телевизионных передачах. На кабельном телевиденье в США есть целые атеистические каналы, где показывают, например the atheist experience (шоу атеистов). Есть радиостанции, издания, и целые общественные объединений, которые прямо заявляют о том, что являются сторонниками если не атеизма, то секуляризма.

Например, в США есть еженедельное ток-шоу «Реальное время с Биллом Маром», где обсуждаются самые интересные вопросы в самом широком смысле этого слова. Теме атеизма и светского общества там уделено достаточно много времени.

Можно вспомнить несколько организаций (их в США, наверное, сотни, если считать даже мелкие группы).

Организация «Атеисты Америки», которая существует уже долгие годы в США (с 1963 года), достаточно влиятельная. В частности, представители организации достаточно часто выступают в СМИ, организуют акции, а также постоянно следят за соблюдением конституционного принципа, который отделяет церковь от государства.

Но, скорее всего, самая крупная организация – это фонд «Свобода от религии». Фонд существует практически во всех штатах США, а также в нем состоят около 19 тыс. человек, что достаточно серьезно в организационном плане, поскольку, если уж говорить на чистоту, то массовая атеистическая организация, которая в действительности отстаивает права и свободы граждан, это несбыточная мечта граждан практически любой страны мира. Поскольку беда обыкновенно заключается в том, что, как правило, организации подобного толка не массовые, а очень малочисленные и разрозненные, а поэтому не могут должны образом отстаивать права граждан. Вот именно фонд «Свобода от религии» является редким исключением из общего правила.

В фонде состоят разные люди, в том числе представители СМИ, ученые и политики. Есть свое издание и радио.

Активисты фонда постоянно занимаются проблемой клерикализма. В частности, фонд оказал огромную поддержку «Светскому студенческому альянсу», ограждая студентов от религиозной пропаганды (т.н. «библейские курсы» и проч.).

Также фонд готов оказать юридическую помощь тем, кто проходит по делу, связанному с религией, т.е. если человек считает, что нарушены его права. Часто на таком основании убирали кресты и иные культовые изображения с муниципальных зданий.

Особо яркий пример произошел в штате Индиана, где фонд сумел добиться того, чтобы в систему администрации социального обслуживания не попали капелланы с зарплатой от городской администрации (зарплата 60 000$ в год). Фактически так организация помогла жителям штата избавиться от нелепых затей властей.

Подобных примеров за всю историю фонда достаточно много. Фонд всегда остро реагирует на то, когда любой поп получает зарплату от государства, школы или администрации. Фонд стоит на конституционных позициях и просвещает граждан США по мере возможности.

Например, в данный момент фонд активно судится с правительством США по поводу т.н. «Национального дня молитвы», когда во всех школах в определенное время все должны зачитывать молитву, несмотря на вероисповедание. Важно отметить, что день проводится именно в государственных, а не религиозных школах.

Фактически это означает, что атеистическое движение в США – самое сильное, если сравнивать с другими развитыми странами мира. В Британии, например, движение тоже достаточно сильное, однако до уровня США ему далеко. В США атеисты, несмотря на все сомнительные утверждения, представлены очень широко.

Конечно, христианство все еще сильно, его поддерживают религиозные политики и медиадеятели. Однако важно помнить, что в США христианство – это не то, что, скажем, в России. Подавляющее большинство граждан США знают библию, и являются верующими не просто «ради галочки», а по факту, считая библейские сказки – истиной. Поэтому задача атеистов в действительности весьма трудная. Но, судя по всему, они с ней справляются, поскольку медленно, но верно, вытесняют своих оппонентов. На публичных дебатах, как правило, если есть голосование – побеждают атеисты.

Вера, как предрассудок, когда отрицается эволюция, необходимость переливания крови и т.д. и т.п. часто воспринимают в штыки, а клерикализм потихоньку все-таки идет на спад, если говорить о культурном поле. Количество нерелигиозных граждан по социологическим опросам в США явно увеличивается и уже подходит к 20%. А это уж весьма внушительное число.

Так что пора забыть о глупостях, когда утверждается, что якобы в США, несмотря на все развитие, одни сплошные христианские фанатики. Сегодня – это не так, а в перспективе данное клише может исчезнут из дискурса уже через несколько десятилетий, если тенденция будет сохранена.

Список атеистов

Список известных людей, считающихся или публично называвших себя атеистами.

Древний мир

  • Анаксагор — греческий натурфилософ.
  • Анаксимен — греческий натурфилософ, ученый.
  • Брихаспати — индийский философ, представитель школы Локаята.
  • Ван Чун — китайский философ.
  • Демокрит — греческий философ-материалист.
  • Диагор Милетский — греческий поэт.
  • Дхишан — индийский философ, представитель школы Локаята.
  • Капила — индийский философ, представитель школы Санкхья.
  • Карнеад — греческий философ, представитель скептицизма.
  • Ксенофан — греческий поэт, философ.
  • Лукиан Самосатский — греческий писатель-сатирик.
  • Протагор — греческий философ-софист.
  • Секст Эмпирик — греческий философ, представитель скептицизма.
  • Сунь Цзы — китайский философ.
  • Тит Лукреций Кар — римский поэт.
  • Фалес Милетский — греческий натурфилософ, ученый.
  • Фёдор Атеист — греческий философ.
  • Эмпедокл — греческий философ-материалист.
  • Эпикур — греческий философ.

Средние века

  • Козимо Раймонди — итальянский философ.
  • Омар Хайям — персидский поэт, математик, астроном, философ.
  • Бонифаций VIII — римский папа (1235—1303).

Эпоха Возрождения

  • Неизвестный автор трактата «О трёх обманщиках».
  • Жоффруа Балле — французский вольнодумец, автор книги «Блаженство христиан, или Бич веры». Был сожжён.
  • Жан Боден — французский политический деятель и мыслитель (1530—1596).
  • Джулио Ванини — итальянский философ, был сожжён за свои взгляды.
  • Вивес X. Л. — испанский вольнодумец.
  • Деперье Б. — французский вольнодумец, автор книги «Кимвал мира».
  • Доле Э. — французский вольнодумец, автор книги «Цицерониана».
  • Мишель Монтень — французский философ, писатель-эссеист.
  • Франсуа Рабле — французский писатель.
  • Мигель Сервет — испанский врач и богослов, был сожжён за свои взгляды.
  • Ж. Таюро — испанский вольнодумец, автор книги «Диалоги».
  • Хуан Уарте — испанский вольнодумец, автор книги «Исследование способностей к наукам».

Новое время

  • Мирза Фатали Ахундзаде — азербайджанский философ, драматург.
  • Михаил Бакунин — российский публицист, идеолог народничества.
  • Федор Подшивалов — русский крепостной философ.
  • Бруно Бауэр — немецкий философ-младогегельянец.
  • Пьер Бейль — французский философ.
  • Виссарион Белинский — русский литературный критик.
  • Сирано де Бержерак — французский писатель.
  • Эрнст Генрих Геккель — немецкий биолог-эволюционист, пропагандист дарвинизма.
  • Клод Адриан Гельвеций — философ-просветитель, один из идеологов Французской революции.
  • Александр Герцен — русский писатель, публицист, философ, революционер-социалист.
  • Иоганн Вольфганг Гёте — немецкий поэт, учёный.
  • Томас Гоббс — английский философ-материалист. Считал бога материальным телом.
  • Поль Анри Гольбах — французский философ.
  • Чарльз Дарвин — английский ученый, натуралист.
  • Абдулла Джевдет — турецкий просветитель эпохи младотурецкой революции и кемализма.
  • Дени Дидро — французский философ.
  • Николай Добролюбов — литературный критик, публицист, революционный демократ.
  • Эмиль Золя — французский писатель.
  • Карл Каутский — теоретик немецкой социал-демократии.
  • Пётр Кропоткин — ученый, философ, теоретик анархизма.
  • Жюльен Офре де Ламетри — французский философ.
  • Пьер Симон Лаплас — французский учёный.
  • Поль Лафарг — французский марксист.
  • Авраам Линкольн — американский президент.
  • Казимир Лыщинский — философ, написал трактат «О несуществовании бога». Казнен за свои взгляды.
  • Марешаль — французский философ.
  • Карл Маркс — философ, экономист, создатель марксистcкого учения и один из основателей теории коммунизма.
  • Андрей Марков-старший — русский учёный-математик («марковские цепи», «марковские процессы»). Был отлучён от РПЦ.
  • Жан Мелье — французский философ-материалист, атеист и утопический коммунист, сельский священник.
  • Илья Мечников — русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, нобелевский лауреат.
  • Октав Мирбо — французский писатель.
  • Михаэл Налбандян — армянский писатель, публицист, философ, зачинатель армянской реалистической критики и эстетики.
  • Жак Андре Нежон — французский философ-материалист, просветитель, член института Франции (1795), член Французской академии (1803).
  • Фридрих Ницше — немецкий философ.
  • Дмитрий Писарев — русский критик, философ-материалист.
  • Реймарус Г. С. — немецкий библеист 18 века.
  • Александр Радищев — русский просветитель 18 века.
  • Жозеф Эрнест Ренан — французский историк и философ.
  • Уолтер Рэли — английский придворный, государственный деятель, авантюрист и поэт.
  • Иван Сеченов — русский учёный, физиолог, исследователь нервной системы человека.
  • Бенедикт Спиноза — голландский философ-пантеист, основоположник научной критики Библии.
  • Лео Таксиль — французский публицист.
  • Василий Татищев — русский историк, просветитель.
  • Марк Твен — американский писатель.
  • Климент Тимирязев — русский учёный-биолог.
  • Джон Толанд — английский философ.
  • Иван Тургенев — русский писатель.
  • Людвиг Фейербах — немецкий философ.
  • Афанасий Фет — русский поэт.
  • Бернар Ле Бовье де Фонтенель — французский писатель и ученый, популяризатор науки.
  • Жозеф Фуше — герцог Отрантский, член Конвента, участник контрреволюционного переворота 9 термидора, министр внутренних дел при Наполеоне.
  • Николай Чернышевский — русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ.
  • Антон Чехов — русский писатель и драматург.
  • Перси Биши Шелли — английский поэт.
  • Иоганн Фридрих Шиллер — немецкий поэт.
  • Давид Фридрих Штраус — немецкий философ и историк.
  • Эдельман И. Х. — немецкий атеист, последователь Спинозы.
  • Фридрих Энгельс — один из основателей теории коммунизма.
  • Фридрих Великий — король Пруссии в 1740—1786 гг.

Новейшее время

Учёные, философы

  • Жорес Иванович Алфёров — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 2000 год.
  • Альберт Эйнштейн — один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
  • Ник Бостром — английский философ, футуролог
  • Стивен Вайнберг — американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1979 год.
  • Владимир Вернадский — русский учёный и философ.
  • Андрей Воробьёв — российский медик, директор Гематологического научного центра РАМН
  • Пётр Ганнушкин — русский советский психиатр.
  • Виталий Лазаревич Гинзбург — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 2003 год.
  • Дэниел Деннет — американский философ
  • Ричард Докинз — английский зоолог, автор книги «Иллюзия Бога».
  • Евграф Дулуман — украинский активист атеистического движения, доктор философских наук, кандидат богословия.
  • Альбер Камю — французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии.
  • Фрэнсис Крик — английский биолог, лауреат Нобелевской премии.
  • Эдуард Кругляков — российский физик.
  • Пол Куртц — почётный профессор Университета штата Нью-Йорк, президент Международной академии гуманизма.
  • Джон Стюарт Милль — английский философ и экономист.
  • Иван Петрович Павлов — русский физиолог, лауреат Нобелевской премии.
  • Бертран Артур Уильям Рассел — философ, гносеолог, логик, автор лекции «Почему я не христианин». Называл себя одновременно и атеистом, и агностиком.
  • Карл Саган — американский астроном и популяризатор науки.
  • Михаил Садовский — российский физик.
  • Жан Поль Сартр — философ-экзистенциалист, писатель.
  • Андрей Дмитриевич Сахаров — российский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
  • Беррес Скиннер — американский психолог.
  • Карло Таманоне — итальянский философ.
  • Зигмунд Фрейд — австрийский психиатр и мыслитель, основатель психоанализа.
  • Эрих Фромм — психолог, фрейдист.
  • Стивен Хокинг — физик, космолог, член Королевского Научного Общества и Национальной Академии Наук США.
  • Теодор Шанин — профессор социологии Манчестерского университета и ректор Московской школы социальных и экономических наук.
  • Томас ЭдисонШаблон:Нет АИ 10 — американский изобретатель

Общественные деятели, бизнесмены

  • Виктор Анпилов — российский журналист, политик.
  • Уоррен Баффет — известный американский инвестор, бизнесмен и филантроп.
  • Михаил Горбачёв — советский и российский политик, экс-президент СССР.
  • Владимир Ильич Ульянов (Ленин) — русский революционер, марксист, основатель советского государства.
  • Анатолий Луначарский — русский и советский государственный и общественный деятель.
  • Эркки Туомиоя — финский политик.
  • Мао Цзэдун — основатель Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики.
  • Пол Пот (Салот Сар) — диктатор Камбоджи и лидер движения Красные Кхмеры.
  • Леонид Рошаль — заведующий отделением неотложной хирургии и травм у детей НИИ педиатрии научного центра здоровья детей РАМН.
  • Иосиф Виссарионович Сталин — советский государственный деятель.
  • Ричард Столлман — основатель движения свободного ПО, программист, музыкант.
  • Емельян Ярославский — большевик, организатор антирелигиозного движения в СССР.
  • Михаил Прохоров — российский миллиардер, президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ.

Деятели искусства

  • Луис Бунюэль — испанский кинорежиссёр.
  • Фрэнк Винсент Заппа — американский композитор, гитарист, певец, кинорежиссёр и сатирик. Лауреат премии «Грэмми».
  • Стэнли Кубрик — американский кинорежиссёр.
  • Кэмерон, Джеймс — американский кинорежиссёр.
  • Артемий Лебедев — российский дизайнер
  • Джек Николсон — американский актер.
  • Пазолини, Пьер Паоло — итальянский поэт и кинорежиссер.
  • Бьерн Ульвеус — музыкант, поэт, бывший участник группы ABBA, активный член общества «Гуманитарии» (The Humanitarians — шведская секция МГЭС).
  • Владимир Холстинин — российский музыкант, называет себя агностиком, хотя и высказывает явные атеистические взгляды.
  • Жан Эффель — французский художник.

Писатели, журналисты

  • Дуглас Ноэль Адамс — английский писатель.
  • Айзек Азимов — писатель-фантаст.
  • Антон Антонов — российский писатель-фантаст, журналист.
  • Александр Беляев — советский писатель-фантаст.
  • Валерий Брюсов — русский и советский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.
  • Гор Видал — американский писатель, публицист, общественный деятель.
  • Курт Воннегут — американский писатель, сатирик.
  • Гарри Гаррисон — писатель-фантаст.
  • Ярослав Гашек — чешский прозаик, публицист, общественный деятель.
  • Сергей Городецкий — русский и советский поэт, в том числе автор сборника «Весна безбожника».
  • Максим Горький — русский и советский писатель.
  • Джордж Бернард Шоу — английский писатель, лауреат Нобелевской премии.
  • Артур Чарльз Кларк — британский писатель-фантаст.
  • Джордж Локхард — грузинский писатель-фантаст
  • Станислав Лем — польский писатель, сатирик, философ и фантаст.
  • Станислав Ежи Лец — польский писатель, сатирик.
  • Владимир Маяковский — русский советский поэт, драматург, общественный деятель, прозаик.
  • Александр Никонов — российский журналист и писатель, автор книги «Апгрейд обезьяны».
  • Филип Пулман — английский писатель.
  • Жозе Сарамаго — португальский писатель, лауреат Нобелевской премии
  • Сэм Харрис — американский публицист, автор книг «Конец веры» и «Письмо к христианской нации».
  • Карел Чапек — чешский писатель.
  • Михаил Шолохов — советский писатель, лауреат Нобелевской премии.

Примечания

  1. «О богах я не знаю ни того, сколько их существует, ни также того, существуют ли они вообще»
  2. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов.
  3. Атеистические стихи Омара Хайама
  4. «Сколько пользы принесла нам эта басня о Христе!»
  5. Великие люди — Атеисты. Герцен А. И.
  6. «Цивилизация не достигнет своего совершенства до тех пор, пока последний камень последней церкви не упадет на голову последнего священника»
  7. — Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце!
    — Сир, я не нуждался в этой гипотезе.

    Оригинальный текст (фр.)

    «M. Laplace, on me dit que vous avez écrit ce volumineux ouvrage sur le système de l’Univers sans faire une seule fois mention de son Créateur».
    «Sire, je n’ai pas eu besoin de cette hypothèse».

    — Диалог Лапласа с Наполеоном (франц.)

  8. Казимир Лыщинский — белорусский философ 17 века
  9. Независимая газета: Нобелевский лауреат из страны оптимистов
  10. НИИСС МГУ: Алфёров Жорес Иванович
  11. Сообщения о моей религиозности являются чистейшей ложью. Ложью, которая настырно повторяется! Я не верю в личного Бога. Своё отношение к Богу я выражал ясно и никогда не отказывался от своих слов. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозными, то это, вероятно, — моё безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука
  12. В. Л. Гинзбург. РАЗУМ И ВЕРА
  13. Михаил Чулаки. Академик Павлов — атеист
  14. М. М. Чулаки. Разные боги под общим брендом
  15. Бертран Рассел. Я атеист или агностик?
  16. http://www.skeptik.net/religion/science/chulaki1.htm
  17. Ленин В. И. «О значении воинствующего материализма». М.: Издательство политической литературы, 1972
  18. Биография Пол Пота
  19. Кларк А. 3001: Последняя одиссея, глава 19

Президенты США и их религия

Впервые за всю историю США вступить в борьбу за Белый дом может адепт Церкви Иисуса Христа святых последних дней – Митт Ромни. Американское общество традиционно – в особенности его религиозная часть – достаточно подозрительно относится к мормонам. Однако праймериз Республиканской партии продемонстрировали, что религиозная принадлежность политика уже не столь важна, как раньше.
Религия играет исключительно важную роль в Соединенных Штатах, несмотря на то, что с момента основания страны церковь отделена от государства. США – одна из немногих стран Запада, большинство жителей которых считают себя верующими. Так, опрос службы Gallup, проведенный в мае 2011 года, показал, что 92 процентов американцев верят в Бога.
Президенты
Все 44 президента США были христианами, 43 из них – протестантами. По данным энциклопедии Facts About the Presidents, 12 были прихожанами Епископальной церкви, 8 – Пресвитерианской. Четверо президентов были баптистами, столько же – методистами и унитарианами, двое – квакерами, один – конгрегационалистом. Также по два главы США были прихожанами Голландской реформированной церкви и Церкви последователей Христа. Остальные хозяева Белого дома называли себя христианами-протестантами, не причисляя себя к определенной церкви. Последний пример такого рода – Барак Обама.
Впрочем, в последние десятилетия американские президенты достаточно свободно относились к своей церковной аффилиации. К примеру, Билл Клинтон был баптистом, однако в Вашингтоне посещал методистскую церковь, поскольку именно к этой конфессии принадлежит его супруга. Некоторые президенты нарушали важные постулаты своей церкви. Так, Ричард Никсон приносил президентскую присягу, несмотря на то, что был квакером, которые традиционно отказываются от клятв светским властям.
Протестанты
Долгое время реальные шансы победить на президентских выборах были только у политиков-протестантов. Однако в 1961 году президентом стал католик Джон Кеннеди, который в ходе избирательной кампании был вынужден доказывать, что энциклики Папы Римского могут влиять на него как на верующего, но не как на главу государства.
Примером политически-религиозного противостояния можно назвать президентские выборы 2004 года, на которых методист Джордж Буш-младший победил католика Джона Керри. Однако времена изменились по сравнению с 1960-ми: во время кампании католицизм Керри особо не афишировался, его религиозная принадлежность не стала важной частью дискуссии, а большинство американских католиков отдали свои голоса не своему единоверцу, а протестанту Бушу. Стоит добавить, что к Католической церкви принадлежит нынешний вице-президент США Джо Байден.
Джон Грин, директор Института прикладной политики при Университете Экрона (John Green, Ray C. Bliss Institute of Applied Politics at University of Akron), отмечает, что значение религиозного фактора на президентских выборах в США существенно уменьшилась.
«Религиозная принадлежность политика по-прежнему важна для некоторых избирателей, однако намного меньше, чем 50-60 лет назад, – говорит он. – К примеру, когда-то было невозможно представить, что протестанты проголосуют за католика. Хотя, безусловно, религиозный вопрос продолжает иметь важное значение для некоторых групп избирателей. Но, на мой взгляд, намного более важный фактор – степень религиозности кандидата и то, насколько серьезно он воспринимает духовные ценности. Это происходит потому, что в американской политике разделение происходит не по линии религий, а по степени религиозности. Более традиционные религии чаще бывают более консервативными, и избиратели, которые придают этому фактору значение, как правило, тоже отличаются консервативными настроениями».
Консервативно настроенные протестанты ныне составляют примерно пятую часть населения США, традиционно они склонны поддерживать Республиканскую партию.
Мормоны
Мормоны – адепты одной из немногих религий, созданной на территории Соединенных Штатов. Однако часть жителей США относится к мормонам без особой симпатии. Многочисленные опросы общественного мнения демонстрируют, что у Церкви Иисуса Христа святых последних дней очень высоки отрицательные рейтинги, хотя число американцев, позитивно относящихся к мормонам, в последнее время растет.
В борьбе за номинацию Республиканской партии сегодня участвуют два мормона – Митт Ромни и экс-губернатор штата Юта Джон Хантсмен.
Директор Исследовательского института религии и политики Джозеф Грибоски (Joseph Grieboski, Institute on Religion and Public Policy) считает, что этот факт мало повлияет на результаты нынешних выборов.
«То, что Митт Ромни – прихожанин Церкви святых последних дней, не особенно повлияло на ход праймериз Республиканской партии, – поясняет он. – С одной стороны, это вызвано тем, что к Ромни уже привыкли – поскольку он боролся за республиканскую номинацию в 2008 году. Но с другой стороны, Ромни набрал на кокусе в Айове примерно столько же голосов, сколько в 2008 году. Частично это объясняется тем, что избиратели-протестанты с подозрением относятся к мормонам. Можно предположить, что подобное произойдет и на праймериз в Южной Каролине, где велика доля консервативно настроенных протестантов».
Мэтью Боумэн, профессор колледжа Хэмпден-Сидни (Matthew Bowman, Hampden-Sydney College), обращает внимание еще на один фактор – ошибку, которую совершили конкуренты Ромни.
«Роберт Джеффрес, священнослужитель, который поддерживает оппонента Ромни Рика Перри, назвал церковь Ромни культом. Несмотря на то, что многих американцев интересует религия, которую исповедует Ромни, атака Джеффреса оказалась чрезмерно агрессивной. Американцам может нравиться или не нравиться та или иная религия, однако они однозначно выступают в поддержку религиозной свободы. Многие СМИ осудили заявление Джеффреса, и с тех пор критики религии Ромни практически не было слышно. Однако если Митт Ромни станет кандидатом Республиканской партии, то его религиозные воззрения могут быть подвергнуты более серьезному разбору», – считает Боумэн.
Пирамида предпочтений
Эксперты, опрошенные корреспондентом «Голоса Америки», сходятся в том, что вопрос религии того или иного кандидата в президенты на этих выборах имеет гораздо меньшее значение, чем раньше.
«Большинство избирателей намного более озабочены проблемами экономики и федерального бюджета», – резюмирует Джозеф Грибоски.
Мэтью Боумэн отмечает, что на предыдущих президентских выборах консервативно настроенные протестанты всегда находили «своих» кандидатов – то есть близких не только по политическим, но и по религиозным взглядам. На этот раз им сложнее сделать выбор, поскольку кандидаты на республиканскую номинацию, подчеркивающие свою приверженность подобной системе ценностей, не набирают достаточного количества голосов на праймериз. Это, к примеру, протестанты Рик Перри и Мишель Бакман, католики Ньют Гингрич и Рик Санторум.
Теоретически возможно предположить, что религиозный вопрос встанет на повестку дня во время противостояния кандидата-республиканца (наилучшие шансы на это пока у Ромни) и Барака Обамы. Напомним, что в 2008 году некоторые критики Обамы утверждали, что он не настоящий христианин, а тайно исповедует ислам.
Джон Грин комментирует: «Исследования показывают, что на всеобщих выборах религиозный вопрос будет играть небольшую роль, поскольку люди, с подозрением относящиеся к мормонам, еще с большим подозрением относятся к Обаме. Обама и Ромни очень религиозные люди, они придают своей вере важное значение. Как показывают опросы, многим американцам импонирует, что их лидеры – верующие. Причем вне зависимости от того, какую религию они исповедуют – главное, что политик разделяет религиозные ценности».
Все государственные лидеры США исповедовали какую-либо религию и – хотя бы внешне – были верующими людьми. В Конгрессе США, в органах власти штатов, округов и муниципалитетов есть, вероятно, представители всех религиозных конфессий. Однако результаты опросов демонстрируют, что на сегодняшний момент реальные шансы на победу на президентских выборах есть не у всех. К примеру, идея избрать президентом атеиста или мусульманина пока не поддерживается большинством американцев.
Российская параллель
Все три президента России декларировали свою принадлежность к Русской православной церкви: во всяком случае, они рассказывали о том, что были крещены и постоянно посещают наиболее значимые религиозные службы.
Однако священник и публицист Яков Кротов не считает, что православие политика – необходимое условие для переезда в Кремль.
«Мне кажется, что в современной России принадлежность политика к религии – хоть к православию, хоть к какой другой – не обязательна, – говорит он. – Обязательна сильная идеологизированность руководителя страны. Это должна быть достаточно милитаристская по духу и при этом необременительная идеология. На мой взгляд, жизнь США пронизана некоей “американской мечтой”, которая создается на низовом, бытовом уровне, а российское государственное православие – как ранее коммунизм – абсолютно ничего в повседневной жизни от человека не требует».
«В России правит разновидность олигархии, – продолжает Яков Кротов. – Эта система должна пользоваться каким-то откликом “снизу”. Люди обращают внимание на то, чтобы члены олигархии были “приписаны” к определенному клану. В этом смысле им все равно – хоть иудаизм, хоть ислам, хоть православие – но ты должен входить в клан. Удачно выразился Алексей Навальный, который сказал, что он православный и ощущает себя принадлежащим к чему-то большому. Но ведь быть православным означает принадлежать к Христу, к церкви. Религиозность современной России – это принадлежность к определенному, причем максимально возможному клану. Это настолько националистично и антидуховно, что даже удивительно!»
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 75 процентов россиян называют себя православными, 8 процентов – неверующими.