Александрович невская лавра

Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем, а ее архитектурный ансамбль — объектом культурного наследия РФ. Она расположена на Монастырском острове, в Центральном районе Санкт-Петербурга. Прямое отношение к основанию обители имеет Петр I, указавший в 1710 г. место для ее строительства. По преданию, именно здесь в 1240 г. произошел разгром шведов войсками Александра Невского, что в полной мере объясняет посвящение монастыря великому князю и Живоначальной Троице.

Феодоровский корпус и церковь, © Александро-Невская лавра

Расписание Александро-Невской лавры

Обитель можно посетить ежедневно с 05:30 до 23:00. Вход в Свято-Троицкий собор открыт с 05:45 до 20:00.

Богослужения

В других церквях службы проходят:

В Андреевском ските утренние службы совершаются:

  • в будние дни — 06:00, 12:00, 18:00, 23:00;
  • в сб. — 07:00, 10:00, 21:00;
  • в вс. — 08:00, 10:00.

В Надвратной церкви проводятся Таинства Венчания:

  • пн., ср., пт. — с 12:00;
  • вс. — с 14:00.

Надвратная церковь, © Александро-Невская лавра

Таинство Крещения осуществляется в крипте Свято-Троицкого собора ежедневно в 12:00, в сб. и вс. — дополнительно в 10:00 и 14:00.

Часы работы отделов

Читальный зал Библиотечного корпуса могут посетить все желающие ежедневно, кроме вс., накануне и в дни великих праздников:

  • пн.-пт. — с 11:00 до 19:00;
  • сб. — с 11:00 до 16:00.

Занятия в читальном зале проводятся в сб. — с 09:00 и с 12:00.

Музей Лавры работает в ср., пт. и вс. с 12:00 до 17:00.

Некрополи открыты ежедневно с 09:30 до 18:00 (зимой до 16:00), Благовещенская усыпальница — с 11:00 до 17:00, кроме пн. и чт. Кассы закрываются на полчаса раньше.

Ворота в центральный двор, © Ярослав Глухов

Цены

Вход на территорию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры бесплатный.

Стоимость билетов на посещение Некрополей:

  • взрослый для россиян — 300 руб. (2 объекта), 150 руб. (1 объект);
  • взрослый для иностранцев — по 200 руб. каждый;
  • для школьников, студентов, пенсионеров РФ и Белоруссии — 50 руб. каждый.

Дошкольники имеют право бесплатного входа.

Билет в Благовещенскую усыпальницу:

  • полный — 150 руб.;
  • льготный — 50 руб.

Услуги лаврской библиотеки бесплатны, но пожертвования приветствуются. Посещение музея — 100 руб.

Паломники и туристы могут вкусно перекусить в трапезной за пожертвование:

  • завтрак — от 100 руб.;
  • обед — от 250 руб.;
  • ужин — от 150 руб.

Феодоровский корпус на фоне Свято-Троицкого собора, © Наталия Семчина

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, © Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Памятник «За веру Христову пострадавшим», © Елена Кулешина

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2018 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, © Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, © Ярослав Глухов

Воскресная школа

Открыта в 1996 г. для детей 5–15 лет. Учащиеся выезжают на Ладожское озеро, в монастырский летний лагерь.

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

Собор Александро-Невской лавры

Главным храмом монастырского комплекса является Свято-Троицкий собор. Он был заложен в 1778 г. и торжественно освящен в 1790 г. Церковь славилась богатым убранством, в ней хранилась серебряная рака с мощами А. Невского. После революции бо́льшую часть ценностей реквизировали, а в 1933 г. собор закрыли. Приходская жизнь возобновилась в 1957 г. Подробнее о соборе можно прочесть в нашей статье.

Свято-Троицкий собор, © Александро-Невская лавра

Церкви

Николо-Феодоровская церковь расположена в юго-восточном углу монастырского двора, у Феодоровского корпуса. Более века в ней производились захоронения, но в 30-е гг. прошлого века бо́льшая часть надгробий была уничтожена, также как и церковные интерьеры.

Домовая церковь св. Серафима Вырицкого находится на 2 этаже Феодоровского корпуса. Здесь до 1930 г. располагалась келья бывшего предпринимателя, передавшего все свои денежные накопления на потребы обители. Он принял постриг, а со временем — великую схиму. К старцу Серафиму стремились попасть за благословением и утешением со всей округи.

Исидоровская церковь представляла собой храм-усыпальницу. Ее построили рядом с алтарной частью Феодоровской церкви в начале 1890-х. После октябрьской революции более 150 захоронений были разграблены и уничтожены.

Церковь Сошествия Святого Духа была пристроена к Духовскому корпусу, что повлекло внутреннюю перепланировку и частичное расширение здания. Сегодня в помещении находится ДПЦ «Святодуховский». Планируется создание домового храма.

Надвратная церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» над Святыми воротами выходит на площадь А. Невского. Вскоре после строительства она получила статус приходской. Рядом были построены два жилых дома и богадельня.

Церковь Николая Чудотворца находится на Никольском кладбище. Она была передана верующим в 1980-е гг.

Церковь Николая Чудотворца, © Александро-Невская лавра

Александро-Невской лавре пока не удалось вернуть все когда-то принадлежащие ей храмы. По сей день к структуре Музея городской скульптуры относятся церкви:

  • Благовещенская — Александро-Невская;
  • Тихвинской иконы Богоматери;
  • Праведного Лазаря.

Святые Александро-Невской лавры

Особо почитаемы в обители — святые Александр Невский, Феодор Новгородский и Серафим Вырицкий, а также святители Иннокентий, Софроний и Прокопий. Со святыми, новомученниками и исповедниками Лавры можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.

Впервые рака с мощами благоверного князя А. Невского была привезена в монастырь по велению Петра I в. 1724 г. При освящении Троицкого собора в 1790 г. ее из Благовещенской церкви перенесли в новый храм, поместив при этом в огромную серебряную раку. После революции ее вскрыли и все изъяли. Лавра вновь обрела святые мощи в 1989 г.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, © Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, © Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, © Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, © Александро-Невская лавра

Иконы

В Лавре хранится не менее 15 почитаемых икон. Прежде всего — это иконы Божией Матери:

  • Невская Скоропослушница;
  • Боголюбская;
  • Тихвинская;
  • Казанская;
  • Достойно есть;
  • Отрадо и Утешение;
  • Закланная.

Экскурсии

В Александро-Невской лавре ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии. Они могут включать посещение колокольни, собора и древлехранилища, затрагивать историю, современность и неизвестные факты, знакомить с иконами Богородицы. Выбор тематики зависит от проявленного интереса.

Гостиницы Александро-Невской лавры

На территории обители расположены платные гостиницы для паломников:

«Духовская» — на 27 мест;»Феодоровская» — на 75 мест;»Ирис» — повышенной комфортности на 26 мест. Первые две находятся в одноименных корпусах, последняя — в Духовском корпусе.

Духовской корпус, © Елена Кулешина

История Лавры кратко

Официальной датой основания монастыря принято считать 25 марта (7 апреля) 1713 г. В этот день в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена первая возведенная в обители деревянная церковь.

Проект монастырского комплекса разрабатывал первый архитектор Санкт-Петербурга — итальянец Доменико Трезини. За основу им были приняты принципы устройства фортификационных сооружений. Строительство Духовского корпуса началось в 1717 г. Его близнеца — Феодоровского — в 1725-м. Последний возводился немецким архитектором Теодором Швертфегером, но заканчивал его однофамилец итальянского градостроителя — Пьетро Трезини.

Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса возводились в период 1756–71 гг. по проекту М. Расторгуева. В XVIII в. появились обе угловые башни, а в начале XX в. — Библиотечный корпус и здание Консистории.

Библиотечная башня, часть Митрополичьего и Семинарского корпуса, © Наталия Семчина Статус лавры мужской монастырь получил по указу Павла I в. 1797 году. Покровительство императоров и представителей монарших семей сделало обитель самой крупной и богатой в государстве.

С приходом большевиков имущество обители реквизировали, монастырские здания переоборудовали под приюты, мастерские, госучреждения, овощехранилища и станцию переливания крови. На территориях лаврских некрополей учредили Музей городской скульптуры.

Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1995 г. Первое Богослужение прошло в сентябре, а через 2 года управление возрождающейся обители передали вновь созданному Лаврскому духовному Собору. На лето 2002 г. братия насчитывала всего 27 человек. Масштабные реставрационные работы начались после 2009-го, что по времени совпало с назначением архимандрита Назария, наместника Александро-Невской лавры, викарным епископом Выборгским при Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Восстановление объектов продолжается по сей день.

В 2013 г. Александро-Невская лавра торжественно отметила трехсотлетнюю годовщину своего основания.

Как добраться до Александро-Невской лавры

Ближайшая станция метро «пл. Александра Невского» (линии 3 и 4) находится в 160 м от Надвратной церкви.

До остановки наземного транспорта «пл. Александра Невского» можно доехать:

  • автобусами — № 8, 24, 27, 46, 58, 65, 132, 191;
  • маршрутными такси — № 8, 16, 289;
  • троллейбусами — № 14, 16, 22, 33.

Схема метро и онлайн карта общественного транспорта Санкт-Петербурга

Для вызова такси в Северной столице лучше будет воспользоваться мобильными приложениями такси Uber, Яндекс.Такси, Gett, Maxim.

Александро-Невская лавра: видео с высоты птичьего полета

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге

Краткое описание

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге – действующий мужской православный монастырь. Официальная дата его основания – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1713 года. Петр Великий, восхищенный подвигами князя Александра Невского, решил увековечить его память, воздвигнув святую обитель. Государь распорядился выделить более 10, 5 тысяч кв. метров земель под устройство монастыря. По окончании строительства возник великолепный архитектурный ансамбль, который существует уже на протяжении 300 лет.

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Там, где Черная речка – теперь река Монастырка – впадает в Неву, по легенде случилась победоносная битва Александра Невского со шведскими рыцарями. В указанном государем месте возвели часовню, а три года спустя, в 1713 году, уже освятили первую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

Последующее строительство монастыря продолжалось на протяжении почти всего XVIII века – до полного окончания в 1790 году. Пришедший к власти император Павел I в 1797 году даровал монастырю статус лавры, а семинария его указом превратилась в Духовную Академию.

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Храмы и церкви

Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:

  • Теодор Швертфегер
  • Пьетро Трезини
  • Иван Старов
  • Михаил Расторгуев
  • Михаил Земцов и другие мастера

В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь

Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

Это старейшее каменное двухэтажное строение лавры. По его образцу возводились более поздние сооружения монастырского ансамбля

История существования

На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.

В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.

В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.

До настоящего времени церковь не принадлежит Александро-Невской лавре, за возвращение храма проводят молитвенные прошения

Свято-Троицкий собор

Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.

Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.

После свержения царской власти, в 1922 году, ценности из Свято-Троицкого собора изъяли, а сам храм полностью закрыли в 1933 году. Богослужения возобновили только в 1957 году.

Богослужения

К началу XX века на территории монастырского комплекса было 12 действующих церквей. Сейчас, помимо Свято-Троицкого собора и храма преподобного Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе, литургии и богослужения проводят только в трех местах:

  1. Церковь святого благоверного князя Федора Новгородского
  2. Надвратная церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость
  3. Никольская кладбищенская церковь

Служба в Свято-Троицком соборе начинается ежедневно в 6-00 утра с братского молебна и заканчиваются в 17-00 вечерним Богослужением. По установленной в начале XX века традиции ежегодно, в день смерти Петра Чайковского, в соборе исполняют литургию Иоанна Златоуста, написанную композитором.

Почитаемые святыни

Александро-Невская лавра – сокровищница церковных реликвий. Среди ее святынь – списки чудотворных икон и мощи почитаемых святых.

Мощи Александра Невского

По распоряжения императора Петра Великого мощи святого князя перенесли из Рождественского монастыря во Владимире во вновь отстроенную обитель. Знаменуя это событие, ежегодно, 12 сентября, Православной Церковью отмечается день перенесения мощей Александра Невского.

Мемориальный комплекс для останков создавался при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I. Он представляет собой настоящее произведение искусства в стиле барокко. Изготовленный из половины тонны серебра, он был готов в 1753 году.

В 1922 году раку вскрыли, саму гробницу передали в Государственный Эрмитаж, где она хранится до настоящего времени и с 2012 года находится на реставрации. Мощи изъяли и впоследствии вернули в Троицкий Собор только в 1989 году. Они хранились в запасниках Музея Религии и атеизма при Казанском Соборе.

Афонские иконы

Помимо памяти благоверного князя Александра Невского и его святых останков в Александро-Невской Лавре особо почитают списки чудотворных икон, сделанные на святой горе Афон, в русском монастыре. Каждая из них – это образ Богоматери:

  • икона Божией Матери Невская Скоропослушница
  • икона Божией Матери Отрадо и Утешение
  • икона Божией Матери Достойно есть

Увидеть их можно в Свято-Троицком соборе лавры. Оригинальные иконы – достояние нескольких афонских монастырей.

Почитаемые святые

Александро-Невская лавра хранит мощи Киево-Печерских святых, а также частицы святых останков:

  • Святого Иоанна Предтечи
  • Святого Апостола Андрея Первозванного
  • Святого Николая Чудотворца
  • Святого Преподобного Сергия Радонежского

Среди прочих икон – образы Казанской и Тихвинской Божией Матери, а также таких почитаемых святых, как:

  • Преподобный Серафим Саровский
  • Великомученик целитель Пантелеймон
  • Святитель Николай Чудотворец

Иконописный образ с мощами святого князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского – еще одна ценность монашеской обители.

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

С 1932 года церковь закрыли, от ее убранства ничего не осталось, а кладбище перешло в ведомство Государственного музея городской скульптуры и превратилось в музей-некрополь XVIII века. Сейчас здесь регулярно проводят экскурсии.


123

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Тихвинскую церковь с разрушенными интерьерами и фасадами закрыли в 1931 году. Сейчас ее здание принадлежит Музею скульптуры. В 30-х годах XX века здесь также был создан музей – Некрополь мастеров искусств.


12

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Благоустройство территории

Благоустройство вокруг монастыря продолжается до настоящего времени. В 2016 году объявили конкурс проектов по реставрации Митрополичьего сада – ландшафтного памятника всего монастырского комплекса.

Митрополичий сад

Расположен он вблизи Митрополичьего корпуса и реки Монастырки. В 1723 году немецкий архитектор Теодор Швертфегер разработал проект парка, началось его обустройство: организовали оранжереи, высадили множество плодоносных деревьев и кустов, проложили радиальные дорожки. В середине парка вырыли пруд, вода из которого стекала в канал, соединяющий Черную речку с Невой.

Территорию парка закрыли вместе со всем лавровым комплексом и полностью изъяли его у Русской Православной Церкви, сад вырубили. Вновь воссоздали его в 50-е годы прошлого века, но еще долго он оставался в запустении.

В 90-х годах это место носило дурную славу: в глухих закоулках Митрополичьего сада назначали бандитские встречи

В 2001 году на основании Постановления Правительства России парк объявлен объектом культурного наследия Федерального значения. В 2012 году его снова передали в ведение Русской Православной Церкви, там начались работы по благоустройству.

Планируется восстановить историческую планировку сада, высадить новые фруктовые деревья, укрепить подпорную стенку набережной Монастырки.

Памятники

На территории лавры в последние годы установлено несколько памятников работы скульптора Эвелины Павловны Соловьевой.

  • 2000 лет от Рождества Христова. Это без малого 7-метровый монумент с изображением молящейся Богоматери, напоминающий гранитную часовню на ступенчатом основании.
  • За веру Христову пострадавшим. Гранитный крест высотой 2 метра, заключенный в круг, установлен в память о мучениках, принявших смерть во имя Христа. На монументе лик Спасителя и слова: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
  • Поклонный крест в Митрополичьем саду. Его установка ознаменовала 5-летний юбилей воссоединения русской и зарубежной Православной Церкви.

Помимо этих монументов, в день 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года, закрепили еще один памятный знак. Это рельефное бронзовое панно, украшающее Просфорский корпус. Оно символизирует историю возникновения обители.

Андреевский скит

В десяти километрах от Санкт-Петербурга, на Агафоновом лугу, который находится около деревни Коркино, расположился скит имени святого апостола Андрея Первозванного.

Это место для уединенных молитв выбрано не случайно: здесь проходит Дорога смерти, ведущая к Невскому пятачку.

Плацдарм, с которого советские войска неоднократно пытались прорвать блокаду Ленинграда, стали символом героизма и самопожертвования. Чтобы увековечить память о подвигах павших воинов здесь укрепили большой поклонный крест с солдатскими касками у подножия и терновым венцом.

А по церковному преданию через Агафонов луг когда-то проходил конный путь апостола Андрея. Доказательством этого считали огромный валун с отпечатком подковы. Считалось, что этот след от копыт апостольской лошади. За этим валуном закрепилась слава обладающего исцеляющей силой. Но во времена гонений на церковь камень уничтожили, расколов на три части. На лугу осталась только одна из них. Около этого валуна летом 1996 года и закрепили поклонный крест.

Андреевский скит стал первым, основанным в 1998 году, при возрождении монастырской обители. На территории скита построена церковь имени преподобных Зосимы и Савватия, в которой проводятся регулярные богослужения. А также деревянная колокольня с 5-тонным колоколом.

Строительство и обустройство скита продолжается по сей день. Ждет своего воплощения в жизнь спроектированный каменный собор.

Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры

Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.

Духовно-просветительский центр Святодуховский

Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:

  • огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
  • экскурсий и музыкальных концертов
  • традиционных выставок-ярмарок
  • конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья

Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.

Вокальный мужской ансамбль

При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.

Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:

  • русская церковная музыка
  • народные песни
  • западноевропейские композиции

Мастерские

При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:

  • иконописная и реставрационная
  • иконно-киотная
  • ювелирная
  • швейная
  • гончарная
  • фарфоровая
  • эстампная

Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:

  • иконы
  • служебные и праздничные облачения священнослужителей
  • предметы украшения храмов
  • ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
  • нательные крестики и медальоны, кольца
  • художественные произведения ручной и печатной графики
  • фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.

Некоторые мастерские проводят мастер-классы по обучению определенному ремеслу

Помимо этого, 5 февраля 2018 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.

Монастырская трапезная

В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.

Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.

Ярмарки

В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.

Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:

  • церковную утварь, иконы, свечи
  • сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
  • прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
  • товары для здоровья: травяные настойки, мази
  • предметы одежды, ткани
  • сувенирную продукцию от мастеров искусств

Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.

Паломническая деятельность и экскурсии

Паломнический центр Александро-Невской лавры создан в 1999 году и с тех пор организует туры разной продолжительности по святым местам всего мира

Паломничество

В ходе этих поездок при помощи православных гидов проходит знакомство со святынями:

  • Иерусалима
  • горы Афон
  • Египта и Палестины
  • Греции и Кипра
  • Черногории и Сербии
  • европейских государств

Паломнические туры дают возможность лучше познакомиться с православной церковной культурой: узнать историю святынь, поучаствовать в таинствах.

Экскурсии по лавре

При участии центра проводятся экскурсии по Санкт-Петербургу, а также непосредственно по монашеской обители. Посетители узнают об истории лавры, чудотворных иконах, почитаемых святых, настоятелях и подвижниках.

На выбор доступны:

  • Обзорная экскурсия с посещением действующих храмов и Свято-Троицкого собора, а также с подъемом на колокольню, которая в обычные дни открыта только для звонаря.
  • Тематические экскурсии по монастырю с рассказом о чудотворных иконах или посещением концерта церковной музыки.
  • Некрополь мастеров искусств с посещением захоронений выдающихся деятелей культуры и искусства.
  • Некрополь XVIII века с посещением захоронений архитекторов, внесших вклад в облик Санкт-Петербурга, ученых, других знаменитых петербуржцев.
  • Благовещенская усыпальница с посещением могилы А. В. Суворова.
  • Музей Александро-Невской лавры, в котором собраны экспонаты и артефакты, отображающие жизнь обители за всю ее 300-летнюю историю, иконы, утварь, церковное облачение.

Информация для посещения и контакты

Лавра находится в самом конце Невского проспекта, в восточной его части.

Адрес

Набережная реки Монастырки, дом 1, лит. А.

Где найти и как добраться

Метро

Площадь Александра Невского.

Перед выходом из нее располагается площадь с установленным памятником полководцу, за которым видно желтое здание надвратной церкви. Это и есть вход в монастырский комплекс. Еще один ориентир – расположенное напротив здание гостиницы Москва.

Режим работы и стоимость посещения

Монастырь доступен для бесплатного посещения в любой день с 5:30 до 23:00.

Свято-Троицкий Собор, по причине уборки после церковной службы, закрывается раньше – в 20:00.

Осмотреть музеи-некрополи можно ежедневно с 9:30 до 16:00 предварительно, до 15:30, купив билет в кассе.

  • При покупке билета сразу в оба Некрополя цена составит 250 рублей
  • Стоимость посещения одного некрополя – 150 рублей для взрослых
  • Для учащихся и пенсионеров установлена льготная цена – 50 рублей

Подразделения лавры: контактные телефоны

В зависимости от цели посещения и интересующего вопроса обратиться можно в соответствующие подразделения лавры:

Канцелярия

  • режим работы: с 10-00 до 17-00
  • телефон: 8 812-274-17-02

Паломнический центр

  • телефон: 8 812-274-16-12

Духовно-просветительский центр

  • телефон: 8 812-710-20-39

Александро-Невская обитель остается привлекательным туристическим объектом и почитаемым местом для верующих. Здесь проводятся национальные праздники, торжества, а так же разнообразные религиозные мероприятия, оказывающие влияние на духовное воспитание.

Фото — галерея


АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Cвято-Троицкая Александро-Невская Лавра, общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии

Монастырь основан в 1710 году Петром I. В 1712 году приступили к работам.

25 марта 1713 освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Литургия.

18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Основание Александро-Невского монастыря

Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.

В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг, и таким образом была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года «осматривал место, где быть строениям». Тогда и указано было «непременно на том месте быть Монастырю». Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского» и быть — по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую — деревянному партикулярному. «Назначенный в тот Монастырь» архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь». А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: «Что сей крест образует, обонполный то сказует».

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва — 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра — князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь». Тогда же даны были и средства для постройки — именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами, и от Новодевичьего монастыря — село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: «деревянное строение началось в 1712 году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне». «В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713 году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать». Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, «архимандрит новосозидаемого при Санктпитербурге Монастыря» Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.

Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру — он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а также учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и не были осуществлены — к счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения, вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества.

Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из «С.-Петербургской типографии» стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было «Поучение в день св. Александра Невского». Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее — ученые труды и их переводы, богослужебные книги.

Создание школы-семинарии

Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, — учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Миткевича), ректора Новгородской семинарии, были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. — в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям». В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».

…11 апреля 1723 года древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам». На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители, где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.

Переименование монастыря

18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь была полна внутренним и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни она совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невском монастыре до учреждения Святейшего Синода были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись по 10, 20, 30 человек и более для совершения богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях, возникавших в Западной Европе наших заграничных представительств. Александро-Невский монастырь вырастил у себя духовную школу, которая и ныне существует и осуществляет свою высокую миссию. Обитель немало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью, и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской типографии книгами начального наставления о вере и добродетели.

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошел по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Рака с мощами установлена на свое историческое место, доступное каждой душе, притекающей к ней. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в период с 1789 по 1917 гг.

Лавра св. Александра Невского. Лит. К. Беггрова по рисунку К. Сабата и С. Шифляра, сер. 1820-х гг.

Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и по естественному порядку жизни обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства. Сама же Александро-Невская обитель сосредоточилась на молитве и благотворении. Такой характер остается неизменным для обители весь последующий продолжительный период ее истории.

Бытовые черты жизни обители остаются прежними. Были пострижения в монастыре и поступали в Лавру из других монастырей, только уже не по назначению, а по вызову или по собственным просьбам. Бывал и переход из Лавры в другие монастыри. Заслуженные монахи Александро-Невской обители получали настоятельство в провинциальных монастырях. Бывали назначения во флот, за границу и в разные другие места.

Монахи Александро-Невской Лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником Русской Духовной Миссии в Китае. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф умер в 1852 г. и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нес монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

От Лавры продолжала отходить ее земля в Петербурге, которую она частично отдала даром для духовно-учебных заведений и благотворительных и административных учреждений, частично должна была уступить под общественные сооружения — Обводный канал, Николаевскую железную дорогу. На оставшейся земле Лавра стала строить дома, которые являлись одним из главных источников средств на покрытие расходов по содержанию обители.

Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всем отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в. 30 августа 1790 г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П.И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. Со времен императрицы Екатерины в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Александро-Невская Лавра в период с 1917 по 1996 гг.

После Февральской революции 1917 года правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (Казанский) (+1922). В мае 1917 была проведена ревизия финансово-хозяйственного управления Лавры, и по итогам ревизии прежний наместник Лавры, архимандрит Филарет, был отстранен от должности. Новым наместником был назначен епископ Елизаветградский Прокопий (Титов). В период с 14 декабря 1917 года по 26 января 1918 года епископ Прокопий являлся настоятелем обители, а 26 января 1918 года священноархимандритом Лавры был назначен митрополит Вениамин (Казанский). Наместником стал архимандрит Виктор (Островидов).

В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской Лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как «Коммунистическая площадка». В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» стала приходской.

В декабре 1919 года новым наместником был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение Лаврского священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с Конституцией 1918 года при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при Лавре. К ведению Совета относились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора Лавры.

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами св. блг. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи, вернувшиеся в собор лишь в 1989 году.

Во время «обновленческого раскола» 1920-1940-х годов, основой которого была группа петроградских священников, Лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно Православной Церкви. Уже к 1926 году из 115 «обновленческих церквей» осталось только 32.

В 1928 году начался иосифлянский раскол. Стремясь сохранять в каноническом общении с митрополитом Сергием Св.Троице-Александро-Невскую лавру, владыка Серафим в мае 1928 г. добился удаления из наместников Лавры Шлиссельбургского епископа Григория (Лебедева), все больше сближавшегося с «иосифлянами». Однако последние в ноябре 1928 г. пошли на организацию раскола даже среди лаврского духовенства, в результате которого 5 из 7 храмов Лавры, несмотря на то, что большая часть их прихожан сохраняла верность святителю Серафиму, стали поминать за богослужением митрополита Иосифа.

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм.

27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий 17 различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей… и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников… о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели».

Свято-Духовский храм был закрыт в январе 1936 году. С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели.

После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм Лавры в 1946 году. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков), ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора Церкви. Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 года стал епископ Алексий (Коноплев). В храме возобновились ежедневные богослужения.

В 1961 году, во время «хрущевских гонений», поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим останки Преосвященных митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление переехало в здание духовной Академии на наб. Обводного канала, дом 17.

В память о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом Лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое непосредственное подчинение, и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками. Эта традиция сохранилась до 1997 года, когда приход был упразднен, и все его имущество распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской Лавре.

В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 года. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Воскресные богослужения совершаются в храме еженедельно и в настоящее время.

Современное состояние Александро-Невской Лавры

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) — епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан «Духовской» корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе.

В апреле 1996 года, при правящем архиерее митрополите Владимире (Котлярове), был назначен новый наместник Лавры игумен Викентий (Кузьмин) (Синодом утвержден не был). 5 апреля 1996 года при участии патриарха Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, представителей города в лице мэра г. Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, руководства НИИ «Прометей», которому на тот момент принадлежало большинство зданий Лавры, состоялась символическая передача комплекса Лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, «Духовского» и «Просфорного» корпусов; окончательная передача архитектурного комплекса Лавры должна была быть осуществлена к 2000 году.

В октябре 1996 года наместником Лавры был назначен архимандрит Назарий (Лавриненко), который был утвержден указом Священного Синода в апреле 1997 года.

3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

  • 1 июня 2002 — 27 человек братии: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока, 4 послушника

Настоятели и наместники

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Александро-Невской Лавры:

Вероятна путаница с датой — указ о перенесении мощей был дан лишь 29 мая того года; перенесение начато 14 июля того года.

Страница официального сайта Александро-Невской Лавры,