Александр свирскии

Будущий святой родился в семье простых крестьян в середине XVI века. Родители Александра Свирского долго были бездетны и просили Бога о наследнике, поэтому назвали Амосом долгожданного сына, в честь одного из библейских пророков. С самого детства Амос проявлял интерес к молитвам и изучению богословия. В двенадцать лет юноша заявил, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашеский постриг. Это весть очень огорчила его родителей: единственный сын лишил их счастья понянчить внуков. И вот, в двенадцать лет, наперекор престарелым отцу и матери, Амос принял монашеский постриг, получив православное имя Александр, и тайком отправился в Валаам. Дороги до города юноше не знал, просто брел из отчего дома прочь. Но ангелы, явившиеся ему, указали юному Амосу дорогу.

Семь лет провел он в смиренном служении Богу. По истечению этого времени святому явился лик Троицы. До этого только Аврааму доводилось увидеть Бога во всех его трех лицах. Беседа Александра с Богом была о том, как собрать братию и о строительстве храма. Много лет святой посвятил строительству и украшению храма, воздвигнутом на том месте, которое Троица указала ему. Речь идет о Троицком монастыре, красивейшем соборе на Руси. На постройку этого храма были выделены колоссальные средства и силы, много людей: от обученных строителей до священнослужителей и простых верующих – трудились над постройкой храма, приносили пожертвования.

Икона и мощи святого

Дни памяти:

  • 30 апреля
  • 12 сентября

Первая икона лика была написана уже после смерти святого, в конце XIX века. Умер Александр в почтенном возрасте, преподобному было около 85 лет. Последние годы провел святой, проводя ночи на камне, тем самым отдавая дань уважения Пресвятой Богородице. С оригинальной иконы быстро были написаны копии, и также быстро они распространились по всей России.

Многие, увидевшие икону, утверждают, что старец смотрим им прямо в душу. На иконе святой с нимбом над головой и посохом в руке, как будто молится за души всех на этой земле.

Интересно то, что икона была написана с мощей преподобного Александра, они не только прекрасно сохранились спустя десятки лет, но и черты были не затронуты временем.

Когда открыли гроб Александра Свирского, мощи его стали источать миро, да так сильно, что иногда к ним слетаются пчелы. Служители церкви заметили, что аромат миро и его количество напрямую зависит от числа прихожан, просто ли пришедших посмотреть на мощи или же просить о чём-то святого. Чудодейственное масло, источаемое мощами, поднимает на ноги даже безнадежно больных, о чём есть немало свидетельств. Спустя века мощи святого не истлели, не пострадали от руки времени. Мощи Александра Свирского — настоящая реликвия всего православного мира.

В чем помогает икона Александра Свирского?

К иконе обращаются в самых разных случаях, считается, что она поможет во всех делах. Даже монахи и священнослужители зачастую обращаются к Александру Свирскому. Во времена душевных терзаний и смятения молитва святому укрепит веру и направит на путь истинный.

Помогает этот святой с выбором жизненных приоритетов, от которых зависят наши деяния

Обрести и укрепить веру в себя, найти своё предназначение – вот о чём просят святого.

Но не только для укрепления веры обращаются к иконе Александра Свирского. Бездетная пара просит святого о заветном первенце, семья с дочерьми – о желанном наследнике. Ответом на просьбы и мольбу пред иконой преподобного Александра Свирского будет перевязанный синей лентой сверток. Поэтому просьбы о сыне прилетают святому со всех концом мира. Случаются и такие чудеса, что святой прячет дитя и от матери, чтобы сохранить его целым и невредимым. Так как родители святого не хотели отпускать сына, он дает утешение тем, чьи дети избрали путь служения Богу. Молятся родители Александра Свирского с просьбами помочь их ребенку в учении, найти увлечение по душе и свой путь в жизни.

Просят верующие и о здоровье. По словам очевидцев, слепые становились зрячими рядом с иконой и мощами святого, больные раком излечивались, проходили недуги как физические, так и душевные. И при высоком давлении молятся святому, и в самых, казалось бы, безнадежных случаях люди находят единственное спасение в молитве святому.

Молитва Александру Свирскому

К святому нужно обращаться с честным и открытым сердцем, тогда он отведет дурные, греховные мысли, направит по истинному пути, поможет обрести внутренний покой, исцелит душевные раны. Не теряющие надежду на лучшее могут увидеть святого в сновидениях, как наставник он направит их на путь исцеления и веры.

В церкви икона Александра Свирского находится в северном иконостасе. Но всё это, конечно, копии с первой иконы. Оригинал находится в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, там же хранятся и мощи святого.

Молитва Александру Свирскому:

«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобный Александр является единственным из Нового Завета, который видел Господа в трех лицах. Он жил в дремучих лесах Свирии. С его мощами связывают большое количество чудес. Наука не может объяснить, как они сохранились в таком хорошем состоянии. Их называют «белыми ризами преображения». В конце 19 века с них, как с живого лица была написана картина.

После смерти, его лик еще длительное время светился как при жизни. В 17 веке его тело стало нетленным. Иноки увидели, что земля над гробом поднялась в виде свода. Братия обители была поражена, ведь он был таким же, как и при жизни. Мощи было решено перенести в Преображенский собор. Там они пребывали длительное время, пока не началась богоборческая пора.

Значение божественного изображения

На этом лике изображен старец с мудрым взглядом и простирающимися руками к Богу за всех нас. В 1918 году мощи Святого были увезены большевиками. Но согласно историческим записям, одна работница музея спрятала их от уничтожения. И только в 1998 году их можно было снова увидеть для поклонения.

Многие ученные не один раз брали на исследования частицы мощей Чудотворца, но ни один из них не может объяснить этот феномен. Мощи сохранились в идеальном состоянии и в самые значущие моменты начинают мироточить. На этот запах часто слетаются пчелы.

Отмечены были чудеса, которые происходили с парализованными людьми, больными раком, слепыми,бесноватыми.

Иконе Святого Александра Свирского молятся об укреплении веры и исцелении от физических болезней. Также обращаются и те, кто решил уйти в монастырь. Люди, которые не могут иметь детей, обращаются к нему с просьбой о чаде, а также о разумении жизненного пути своего малыша.

Празднование происходят дважды в год:

  1. 30 апреля (17 апреля по старому стилю) – день обретения мощей
  2. 12 сентября (30 августа по старому стилю) – день на честь преставления Святого.

Где можно увидеть лик святого?

  • Мощи находятся в Свято-Троицком мужском монастыре (Ленинградская область). Здесь можно найти и почитаемый образ.
  • Другие святые изображения можно увидеть в храме Живоначальной Троицы (г. Москва) и в церкви Преподобного Александра Свирского (г. Москва).

Икона Александра Свирского: в чем помогает?

Так как Святой был ревностным проповедником христианства, основная молитва к нему направлена на укрепление искренней любви к Богу и духовной веры человека. Юные монахи могут обращаться к святому за помощью в поддержке на выбранном ими пути.

Родители Святого длительное время не могли произвести потомство. Только после длительных молитв к Господу он смилостивился и подарил им наследника – сына. Именно поэтому молитвы Александру Свирскому о рождении сына звучат изо всех концов света. Люди, у которых рождались только дочери, обращались к нему и были услышаны. Многие родите, которые не могут иметь детей, обращаются к нему с просьбой о потомстве. И случались такие чудеса, когда Святой сохранял тайну беременности даже от матери, чтобы сохранить малыша целым и невредимым.

Родители деток, которые решили принять постриг, также обращают свои молитвы к Святому. Также как и родители Чудотворца не были готовы к такому решению сына, то он помогает им получить утешение и духовную поддержку в таком благом деле.

Молитва Преподобному Александру Свирскому, так как и к другим Святым должна исходить от чистого сердца. Тогда она быстрее достигнет Господа. Люди, которые искренне просят об исполнении своих желаний, часто получают Божье благословение.

Молитва Александру Свирскому о здравии

«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Преподобный Александр Свирский

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

«За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

См. сайт: Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря

Александр Свирский, увидевший Троицу

30 апреля православная церковь отмечает день памяти одного из своих самых знаменитых святых, Александра Свирского. Рождение, жизнь и посмертье этого человека исполнены чудес. При жизни он постоянно видел невидимое, а после смерти его взгляд пронзал так, что в Военно-медицинской академии, где он временно обретался, ему выкололи глаз.
Преподобный Александр Свирский. Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.
В 1467 году молодой человек по имени Амос (будущий Александр Свирский) по пути на Валаам вышел к озеру, которое на современных картах называется Рощинским. Это в Ленинградской области, почти на границе с Карелией, в шести километрах от правого берега Свири. Красивое место. Путник восхитился, стал молиться и незаметно уснул. Вдруг голос: «Эй, человек! Ты идёшь на Валаам, но возвратишься сюда». И сильный свет обдал сновидца. Когда утром он продолжил свой путь, вдруг появился человек, который сказал, что тоже направляется на Валаам. Как бы провожатый. Довёл до монастырской пристани и растаял в ладожском воздухе. Конечно, это был ангел.
Александр Свирский родился в июле 1448 года в селе Мандера на берегу реки Ояти, впадающей в Свирь. Его родителей звали Степан и Васса. Они долго не могли зачать сына. Степан сердился на жену, а Васса молилась, поминая Авраама и Сару, у которых, как известно, тоже были проблемы с зачатием.
Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью. 1580-е гг.
Неподалёку от Мандеры был монастырь, куда супруги отправились молиться о ребёнке. И провели там вместе «немалое время». Так сказано в житии Александра. И далее: «Однажды ночью, когда они стояли одни на молитве, было им некоторое явление божие».
Таинственный голос пообещал мальчика. Однако вопрос: где это видано, чтобы для зачатия надо было уединяться ночью в монастыре? И что это за монастырь, в котором мужчины и женщины молятся вместе ночами о чадородии? Очевидно, это был монастырь совместного проживания полов, мужеско-женский. Были такие на Руси. Таким, например, был Покровский Хотьков монастырь, куда вместе ушли родители Сергия Радонежского. Тот монастырь, где молились родители Александра Свирского, называется Введенским. И это напоминает о знаменитой Введенской Оптиной пустыни, в названии которой слово «оптина» указывает на совместное, оптовое, проживание мужчин и женщин, а «Введение» — на посвящение богу вымоленного ребёнка (о введении во храм рождённой после 50 лет бесплодного брака девы Марии см. здесь).
Преподобный Александр Свирский. Икона Соловецкого монастыря. XVI в.
Александр был именно вымолен, и родители изначально считали его предназначенным богу. Однако они плохо представляли себе, что это значит. Они думали, что со временем сын женится, станет хозяином, наплодит детей. В общем, будет всё, как у людей. Однако этому не дано было сбыться. Как-то раз на Оять явились монахи с Валаама. И один из них повёл с юношей беседы о сладости жизни на святом острове. Расписывал преимущества отшельничества. Говорил: любовь родителей естественна, но Владыка повелевает взять крест на плечо и последовать за ним тесным и скорбным путём. Убеждал: поспеши сотворить доброе своё желание (уйти на Валаам), пока ещё не посеяны плевелы в сердце твоём и сластолюбие мира тебя не удерживает. Пугал: будешь подлежать укоризне Евангельского гласа вместе с теми, кто ради хозяйства и сладкого поятия жены отрекается от небесной пищи. В общем, сбивал парня с пути, который предназначали ему родители. И при этом просил держать их беседы в тайне: приходи сам, а нам не велено взимать чад от родителей и отводить в монастырь.
В результате Александр поступил очень хитро и крайне жестоко. Пришёл к отцу с матерью и попросил благословения сходить к знакомому, жившему километрах в пяти от их дома. Отец благословил. Прошёл день, другой, третий; малый пропал. Родители были в отчаянии. Что думать? Медведь задрал? Убили разбойники? А может, украли и продали в рабство? А в это время их сын шёл к Валааму. И по пути побывал на Рощинскоим озере, где услышал, что ему ещё предстоит на него вернуться.
Преподобный АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ. XVI в.
Степан и Васса не могли себе даже представить, что их сын убежал. Объявили награду тому, кто даст сведения о его судьбе. И года через три получил информацию, что тот жив. Видели на Валааме. Слава богу! Отец двинулся в путь. Добрался до острова, пришёл к игумену: так, мол, и так, у вас тут мой ребёнок. А игумен ему: да есть такой, но надо обождать, может он захочет тебя видеть. Это как? Да вот так, у нас тут монастырь, иди пока в гостиницу. Степан покорился. Игумен же отправился к Амосу (он тогда ещё был послушником) и сказал ему, что родитель его разыскал. Повидаешься? Нет, отказался.
Услыхав, что сын не хочет видеть его, Степан взбеленился. Назвал игумена пронырливым старцем и пригрозил тут же, перед воротами монастыря, покончить с собой, если ему не покажут ребёнка. Это прозвучало убедительно. Игумен поспешил к жестокому юноше и уговорил показаться отцу. Степан ужаснулся, когда вместо своего отпрыска увидал измождённого доходягу. Обнял сына, заплакал, стал умолять вернуться домой. Но в ответ получил лишь избитые штампы о спасении души. И совет раздать имение нищим и самому уйти в монастырь. Отец посмотрел на сына, вздохнул и побрёл восвояси.
А как вы хотели? Ведь Васса с самого начала обещала посвятить дитя богу. Вопрос только: какому? Похоже, что на Ояти жил не совсем тот же бог, что на Валааме. А иначе зачем монаху было соблазнять парня, зачем бежать от родителей? Да и чем был плох монастырь на Ояти? Ничем не плох. Просто на Ояти живёт божество, благословляющее семью и деторождение. А на Валааме поселился бог отшельников, заставляющий мужчин бегать от женщин, презирающий семью и деторождение. Какой из этих двух богов вам больше по нраву, зависит от вашего темперамента. Александру по молодости больше нравился бог Валаама.
Святой провёл на острове семнадцать лет. Пришёл в 1467 году, семь лет был послушником, потом постригся, страшно изнурял своё тело, долго жил один в пещере на небольшом островке. И всегда помнил о Рощинском озере. Однажды он молился в ночи Богородице, и вдруг голос: «Изыди на показанное тебе место». И свет на юго-востоке, как бы указывающий туда, где он должен был поселиться. Пошёл к игумену, рассказал о видении, попросился уйти. Старец благословил, и в тот же день Александр отправился в путь.
На Рощинское озеро он пришёл в 1484 году, построил хижину на юго-восточной его оконечности, предался аскезе. Видимо, делал что-то неправильно, ибо вскоре у него развилась болезнь сердца. Дошло до того, что он уже совсем не мог стоять, а только лежал и молился. Но тут ему явился некто в человеческом облике, коснулся рукой груди, и болезнь отступила.
Кого-то может насторожить, что святой постоянно (я ещё многое опускаю) слышал голоса и видел видения. Действительно, с точки зрения современного человека это выглядит не совсем нормальным. Ведь наше воспитание направлено на то, чтобы построить экран между человеком и миром духов. Нас с детства учат не видеть, поощряют гордиться своей слепотой. Но есть люди, которые так и не смогли научиться невиденью. Таким и был Александр. Он постоянно что-нибудь видел. А опыт подсказывал ему, что не все существа, которых видишь, добры. Некоторые даже очень опасны. Поэтому он постоянно был начеку. Например, один раз в 1493 году он вышел из хижины, увидал некое существо в человеческом облике и очень напрягся. Пришелец приблизился и удивлённо спросил: «Ты чего?» Александр настороженно молчал. Тогда человек сказал: «Дотронься до меня, я плоть, а не дух». И точно: то был вовсе не дух, а дворянин Андрей Завалишин, из Москвы.
От него Александр и узнал, что государь Иван III давно уж захватил Новгород и раздавал своим людям его земли. Завалишину досталось поместье километрах в семнадцати от Рощинского озера. Иногда, охотясь, он замечал сияние над юго-восточным озёрным заливом. Но побывать там всё было недосуг. А тут олень, которого он преследовал, привёл его прямо к хижине божьего человека. Будто нарочно хотел открыть место, где тот жил. Привёл и исчез. И на этом закончилась спокойная жизнь святого.
Александр, конечно, просил Завалишина (впоследствии преподобного Адриана Ондрусовского) не раскрывать его тайну. Но тот не удержался, разболтал… В результате к пустыннику потянулись благочестивые люди, появились ученики, стали расчищать лес, строить кельи, возник монастырь. Что поделать? Александр нашёл такой выход: метрах в трёхстах к западу от того места, где он поселился изначально и где теперь толпились ученики, устроил себе так называемую отходную пустынь, чтобы уединяться. Это новое место оказалось гораздо более напряжённым, чем то, в котором он жил раньше. Здесь был эпицентр озёрного места силы. Здесь святому всё чаще стали являться духи — то в виде змей, то виде зверей, а то и в виде людей. И именно здесь в 1507 году случилось одно из самых знаменитых явлений в истории русской святости.
Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг — яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке — посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов. Для сравнения: когда Иоанн крестил Иисуса Христа, Троица явилась в виде самого Иисуса, Святого Духа, спускающегося на него в виде голубя, и голоса, говорящего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». А тут ангелы.
Когда вам, например, является ангел, вы видите образ, информацию, принимающую удобную для восприятия форму. У человека есть аппарат, преобразующий получаемые извне коды в определённые (местом и временем жизни) образы. Нечто вроде монитора, преобразующего цифровые коды в картинку. Только эти коды социокультурные. Скорей всего, Александр, обладавший православным декодером, увидел то, что много раз видел на иконах: трёх ангелов в светлых одеждах. Но ведь за картинкой стояла какая-то реальность. Какая же? Это можно понять, если вспомнить, что празднование христианской Троицы совпадает с народным праздником Русалий. Троица вобрала русальную обрядность (см. здесь). А Русалии — это праздник мертвецов, родителей, продолжающих жить в своих потомках. На Троицу, которая бывает на пятидесятый день после Пасхи, мёртвые (навь) приходят в мир яви, а живые приходят на кладбище, к умершим родным. Об этом подробней поговорим на Троицу, а сейчас просто взглянем на икону Александра Свирского и его родителей.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
Эти трое и есть Троица, то есть единица движения жизни, структура, обеспечивающая смену поколений. Из этого естественного первоначала — мать, отец и дитя — можно вывести сколько угодно тринитарных теологий (в том числе и христианских). И все они так или иначе будут восходить к таинству зачатия и исхода ребёнка от родителей, каковой исход есть движение жизни, которое не только процесс смены поколений, но и залог их единства. Сейчас родители Александра лежат рядышком в Оятском монастыре, куда они оба ушли после того, как Степан попытался забрать сына с Валаама. Они святые, как и родители другого великого русского адепта Троицы, Сергия Радонежского (о нём здесь). Сергия и его родителей тоже часто изображают вместе на одной иконе. В таких иконах легко узнать изначальное и естественное представление о Троице как божестве рождения, родителей, Рода, текущего сквозь поколения. В конце концов, и Аврааму ангелы явились, чтобы возвестить о рождении сына.
В христианском календаре вслед за Троицей сразу идёт Духов день. И именно дух новой жизни увёл Александра с Ояти, именно он открыл перед ним божий мир. Ну, а то, что Степан с Вассой ужасно переживали по поводу бегства сына, это, что называется, мёртвые хватают живых. Ведь мир родителей может быть страшен. Есть семьи, в которых детей для того и рождают (и так воспитывают), чтобы в старости питаться их жизнью. Многие знают по опыту, как старики заживают век молодых. Обстоятельства рождения Александра намекают на то, что он был предназначен в жертву родителям, но сумел убежать. Хотя — можно ли убежать от себя? Троичную архетипику двух в одном беглец унёс с собой. И вот видит Троицу, единицу движения жизни, такт маховика, задающего её непрерывный поток в чреде поколений.
Преображенский собор, в котором покоятся мощи прп. Александра Свирского.
Но монахи из этого потока выпадают. Буквально выпадают в осадок, кристаллизуются, в частности, в виде мощей. Перед кончиной (1533) Александр сказал ученикам, чтобы они связали его мёртвое тело и затоптали в болото. Но святого, конечно, не послушали, похоронили по-христиански. На могиле сразу начались чудеса. В 1641 году при строительстве церкви вскрыли гроб и обнаружили, что тело совершенно нетронуто тлением. Как будто живой! Мощи положили открыто в новом храме. Они собирали толпы паломников. А в революцию затерялись. Обнаружились только в 1997 году в анатомическом музее петербургской Военно-медицинской академии. Там их показывали как удивительный образчик «естественной мумификации». Медики знали о силе этого странного тела, хотя и не знали — чьё оно. Иные хирурги перед сложными операциями приходили постоять рядом с ним. А некоторых тело пугало, им казалось, что мумия смотрит на них. Одна лаборантка, когда мертвец взглянул на неё, до того возбудилась, что проколола ему глаз. Позднее глаза святого залили гипсом.
Когда тело Александра нашлось, начался долгий процесс экспертизы, в ходе которого мощи замироточили прямо в рентгеновском кабинете. Трудно сказать, что было причиной: облучение или пение акафиста, которое облучению предшествовало. Но мнение учёных было едино: чудо! А вот священники усомнились. После церковного освидетельствования пошли разговоры: «Да те ли это мощи? Это какой-то еврей или татарин. Посмотрите на крайнюю плоть, он же обрезанный». Судмедэксперты объяснили: это не обрезание, это старческое, пусть попы пойдут в баню и посмотрят на крайнюю плоть стариков. Убедили. Но, строго говоря, все эти научные экспертизы чудесных предметов — чистая профанация. Что такое чудо? Для учёного — то, чего он не понимает, а для мистика — то, что он переживает. Совершенно разные вещи.
Вообще-то переживание чуда потенциально доступно любому. Даже финны, которым устраивают алкогольные туры вокруг Ладожского озера и зачем-то завозят в Свирский монастырь, мгновенно трезвеют, когда их подводят к мощам Александра. Вот шли по храму, как белые люди, — лопотали, рыгали, смеялись — и вдруг тишина. Пьяный пасынок природы при экспертизе мощей гораздо надёжней рентгена.
Олег Давыдов

Подарок от преподобного

В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».

***

Троицкий комплекс Александро-Свирского монастыря

Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни. Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу. Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад. А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?

Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера. И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат. Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе. Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.

Мощи преподобного Александра Свирского

В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить. Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз. Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.

Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю. Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым. А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.

Преображенский комплекс Александро-Свирского монастыря. Собор Спаса Преображения с церковью свв. Захария и Елизаветы

Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть. А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку. Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие). Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.

И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.

Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура.

Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам. Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет. Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:

– Вы были в келье преподобного?

Дорога в Преображенскую часть

А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:

– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.

Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.

Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим…

И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей. И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом. Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое. Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…

Келья преподобного Александра Свирского

Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте. Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад. Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:

– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.

Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:

Преподобный Александр Свирский – Идемте, я покажу вам место, где преподобному явилась Матерь Божия.

Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого. Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка. Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде. Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча. Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:

– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.

Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.

Вдруг она остановилась у стены церкви, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли…

Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.

– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.

Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.

– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.

Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?

Это было чудо; кто понимает – тот поймет. Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.

Роспись в куполе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря

Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание. И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова. Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!

Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…