734 школа

Школа будущего, построенная вместе с детьми

Александр Тубельский
Составитель: Андрей Русаков
Оглавление
Предисловие от редактора. Андрей Русаков
Об авторе этой книги. Предисловие от учителя. Ольга Леонтьева
Право в косую линейку. Вступление от автора
Часть I. СМЫСЛ ШКОЛЫ
Глава 1. Ребёнок приходит в мир, чтобы осуществить своё предназначение
О личном содержании образования
Главная проблема школы
Не учёт особенностей, а развитие индивидуальности
«Иметь или быть?» в школьном измерении
Заповедь Гекльберри Финна
Глава 2. Два берега образования
На каком берегу будущее?
Эмиль ХХI века
Учителю надо уметь ответить на те вопросы, на которые не может ответить интернет
«Усвоить, что положено». Во всем мире школы, работающие по этому принципу, находятся в кризисе
Часть II. ШКОЛА И УЧЕНИКИ
Глава 1. Надо дать детям не видимость свободы, а ясно видимую свободу в образовании.
Школа самоопределения. Первые шаги
В ситуациях выбора и ответственности
Глава 2. Уклад школьной жизни или Скрытое содержание образования
Неуловимость самого очевидного
Измерения школьного уклада: инварианты и особенности
Образ жизни как предмет рассмотрения
Глава 3. Пространственная организация образования или Чем заменить линейное планирование
Человеку нужно не меньше трёх измерений
Учебное пространство
Пространство физической культуры
Художественно-творческое пространство
Игровое пространство
Педагогика праздника и пространство ключевых дел школы
Правовое пространство
Пространство труда и социальной практики
«Самолётик» с курсом на «ребёнкоцентризм», или Школа, открытая с утра до вечера
Глава 4. Образовательные ситуации или Секреты учебного пространства
Элементарные основы педагогики
Игры по разным правилам
Погружения, проекты, студии… И другие методики будущего
Глава 5. Ученик – субъект своего образования, или Школа по программе ученика
Мир, представленный через деятельность
Самооценивание и качественная оценка
От трёх до восемнадцати
Глава 6. Универсальные умения или Компетентностный подход, подчинённый развитию личности
Нужна ли образованию компетентностная основа?
Между универсальным и индивидуальным
Обстановка выращивания универсальных умений
Тезисы об универсальных умениях
Без личного участия учителя невозможны никакие перемены
Кто отвечает: семья или школа?
Живое и фальшивое в воспитании
Классный наставник нового века
Наука детского коллектива от Олега Газмана
Сначала права – потом ответственность
Часть III. ШКОЛА И УЧИТЕЛЯ
Глава 1. Учитель, который работает не так
Как становятся учителями
Поиск нового. Воодушевление и терпение
Создание иной структуры педагогического коллектива
Почему и как мы работаем «не так»
Глава 2. Творческого учителя защищает директор, или Апология ситуационного управления
Директор и его выбор
Если планировать не мероприятия, а ситуации
Подчинение – это не управление
Что ценится в школе? За что ценят школу?
Глава 3. Школа без двуличия – школа без унижения или Главное чудо для страны
Пейзаж души и мониторинг обученности
Заместитель по бумажной безопасности
Обязательный минимум вранья
О поиске общепринятых норм
Спросите у учителя
Глава 4. Образование движется прецедентами, или Наука о школе глазами школы
Парадоксы и ожидания
Вопрос, который мы не можем не задавать себе
Если помыслить о теории иначе
НПО как «клеточка» другой науки
О запуске содержательных перемен в школе
Глава 5. Детско-взрослая экспертиза в образовании, или Качественное оценивание работы школы
Про забытых главных участников
Какой должна быть экспертиза нового в школе?
Первые опыты общественно-государственной экспертизы
Гуманитарная экспертиза: внимание и доверие
Как вовлечь школьников в экспертизу образовательного процесса
Экспертиза вместе с детьми: что она даёт взрослым?
Часть IV. ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Глава 1. Школа должна учить демократии
Власть над самим собой, или Зачем школе демократия?
Позитивная школьная среда и опыт демократического действия
Кого отбирает школа?
К чему готовить детей, когда всё так непредсказуемо?
Полевая практика обществоведения
Глава 2. Гуманный уклад и правовое пространство школы
Зачем писать законы?
Право и права
Не дополнение, а субстанция школьной жизни
Самоуправление в школьном коллективе
Глава 3. Остров бескорыстия, или Школа как ресурс развития общества
Ловушки простых расчётов
Лучше воспитывать будущее… И не ныть
Источник общественного согласия
Как налаживать общую жизнь родителей, детей и учителей
Библиография

Школа Тубельского: что происходит

В школе № 734 города Москвы, известной также как «Школа самоопределения Тубельского», 11 января прошел митинг родителей против политики нового директора Сергея Александровича Москаленкова. В тот же день большинство учеников не вышли на занятия. Такого в истории столичного образования еще не было. Что же случилось?

С чего началось

Сергей Москаленков был назначен на должность директора в мае 2017 года. До этого школой руководила Юлия Владимировна Грицай. Она была ученицей Александра Наумовича Тубельского и после его смерти, по словам родителей, в течение 10 лет «сохраняла верность принципам гуманистической педагогики Тубельского». Однако департамент образования Москвы назначил вместо нее нового директора Сергея Москаленкова.

Непонимание внутри учебного заведения возникло сразу. «Школа самоопределения» отличалась от других школ тем, что в ней действовали своя конституция, служба примирения, Совет школы, в состав которого входили не только учителя и родители, но и ученики. По словам родителей, с приходом нового директора органы самоуправления перестали работать, на интересы и желания детей не обращают внимания, а вопросы решают в административном порядке.

«…Принятые в нашей школе принципы совместного участия детей и взрослых в принятии всех важных для общей жизни решений, не воспринимаются новой администрацией. <…> Мысль, что дети тоже вправе решать, кто из учителей будет в УС, была для нового директора неприемлема, он не допустил этого», — говорится в петиции, которую родители адресовали директору Департамента образования Москвы Исааку Калине.

Фото: Facebook/Ирина Волкова

Родители утверждают, что Москаленков выдавил из школы часть учителей, и педагогам пришлось писать заявления об увольнении. Сам директор объясняет это нехваткой средств. А когда по его приказу на зимних каникулах разобрали уникальный спорткомплекс, родители поняли, что ждать больше нельзя и вышли на митинг.

Сергей Москаленков объяснил, что нет «возможности подтверждения безопасности спортивных снарядов и покрытий» и обещал закупить новый проверенный инвентарь. Однако родителей такой ответ не устроил. Они требуют отставки Москаленкова. По их мнению, новый директор лишает детей качественного образования, открытости и права на самоопределение.

Фото: Facebook/Елена Губерина

В чем уникальность школы Тубельского

Ольга Бурневская, мама учениц третьего и пятого классов, объясняет, что в “Школе самоопределения” ее подкупил особый педагогический подход. Дети любят учиться и не боятся высказывать свое мнение и отношение к любой ситуации. С появлением нового директора на первый план вышла дисциплина, а не интересы ребенка.

— Моя старшая дочь ходила на подготовку в другую школу, очень сильную гимназию, но с привычной системой оценивания, — рассказывает Ольга. – Ей там просто надорвали психику, а здесь подняли на небывалый уровень уверенности в себе и своих силах. У нас нет лузеров, двоечников, отличников. До 4 класса не ставят оценки. Ребенка оценивают относительно самого себя: «Ты сегодня молодец, ты поработал лучше, чем вчера. Или: сегодня ты поработал хуже, чем обычно». Дети свободно общались с любым учителем. Сейчас же из-за жуткого нервного напряжения учителя очень боятся нарушить правила.

С приходом нового директора школа едва не осталась без ежегодной благотворительной ярмарки. Год назад класс, в котором учится дочь Ольги, собрал для детского хосписа “Дом с маяком”10 тысяч рублей. В декабре ученики, готовившие поделки и товары для ярмарки, за неделю узнали, что этого важного для них события не будет. Ярмарку в итоге провели, но объявили об этом за 4 часа до начала, так что почти никто из детей не успел подготовиться

Что чувствуют дети

— Дети остро реагируют на то, что происходит в школе. Честно скажу, складывалось впечатление, что они дружили с Юлей (прим.ред.: директор Юлия Грицай). Она всегда была открыта для них, на общем собрании могла сесть на ступеньки или стол. То есть не было отношений начальник – ребенок. Сейчас они чувствуют это. Да и о собраниях Москаленкова с ребятами я не часто слышу, может, один раз или два от силы. Дети спрашивают, почему так. Я объясняю, что встречаются на пути разные люди, и в том числе те, которые не захотят вас слышать и понимать. Это тоже такой жизненный урок.

Ольга рассказывает, что все ребята очень дружные. Когда ребенок приходит в первый класс, ему дают старшего друга, который помогает адаптироваться в школе. Да и знакомятся дети еще в садике, потому что «Школа самоопределения» — это часть образовательного комплекса, в который также входят детский сад и ресурсная школа.

— Два года назад к нам присоединили коррекционную школу. Конечно, сначала у родителей было волнение, но оказалось, что взрослые боялись сильнее детей. Наши дети прекрасно всех приняли и еще нам урок дали. Коррекционное отделение, с одной стороны, лояльно директору, потому что у них все более регламентировано, нет и не было столько лет тандема родителей, учителей и детей. С другой стороны, тоже есть недовольные: автобус для рейтинговых мероприятий, чтобы возить детей из коррекционного отделения на конкурсы, Москаленков нашел очень быстро, а чтобы дети, которым из-за проблем со здоровьем сложно далеко ходить, без проблем добирались в школу – такого автобуса не нашлось.

Фото: Facebook/Ольга Бурневская

Чем отличаются подходы нового и старого директоров

Ольга, как и другие родители, не знает, почему уволили Юлию Грицай. По слухам, были какие-то проверки. Юлия Владимировна не втягивала в это родительское сообщество, несколько лет сама пыталась справиться с давлением.

— Так случилось, что я однажды оказалась в центре событий, — продолжает Ольга. – Мне на почту пришло письмо из электронной приемной, если не ошибаюсь, Министерства образования, что моя жалоба принята и рассматривается. Я была удивлена, потому что обычно я не жалуюсь. Моя почта есть у многих в школе, так как я фотографирую школьные события. Вероятно, кто-то воспользовался моими данными и от моего лица написал жалобу на Юлю. В такой ситуации оказались еще несколько родителей. Юлия Владимировна тогда просила не предпринимать никаких действий.

Сергей Москаленков по словам Ольги просто другой. Она вспоминает первый разговор с директором после его назначения. В мае он пришел на выпускной спектакль в начальную школу.

-В разговоре он поделился своим видением школы. Он сказал такую фразу: «Я вам сделаю чистую школу, у вас будет новая мебель, крашеные стены». Мы ответили, что нам этого в общем-то не надо, а надо, чтобы детей слышали, уважали и любили. А он: «Да что вы такое говорите. Вот представьте, вы психолог. Как вы думаете, в какой кабинет с вами придёт разговаривать ребенок: где у вас продавленный старый диван или там, где чистые стены и хороший новый белый диван?».

Директор Москаленков — кто он

Сергей Москаленков. Фото: Facebook

Сергей Александрович Москаленков окончил Алтайский государственный университет, факультет политических наук и факультет педагогического образования. Преподавал в школах Кемеровской области обществознание и право, в 2007 году стал лучшим учителем Кузбасса. После работы в сельской женской гимназии в 2014 году переехал в Москву.

В столице Сергей Александрович занимал должность замдиректора по управлению ресурсами в школе №1430. Однако, как сказал Москаленков в одном из интервью, у него была мечта стать директором московской школы. Он принял участие в проекте Московского института открытого образования «Хочу быть директором», его включили в кадровый резерв Департамента образования и предложили возглавить «Школу самоопределения».

В презентации (ее легко найти в интернете) Сергей Москаленков пишет, что он продолжатель учительской династии, которой более 160 лет, и автор методических разработок по ОБЖ. Его жизненное кредо — цитата писателя Эрнеста Сетона-Томпсона: «Изведав мучения жажды, я вырыл колодец, чтобы из него черпали и другие»

В одном из интервью, сразу после назначения, Москаленков признается, что детально не изучал педагогическую систему Тубельского, но формы работы, которые сложились в школе, ему близки и интересны.

Как можно решить конфликт

К сожалению, нам не удалось поговорить с Сергеем Александровичем лично. Секретарь директора каждый раз ссылался на его занятость. На вопросы “Правмира” ответил заместитель директора по содержанию образования Дмитрий Вячеславович Кагальников:

— Я работаю здесь чуть меньше месяца и пока еще могу наблюдать как бы со стороны. Я вижу, что, к сожалению, диалог с самого начала не сложился. Директор и родители говорят об одном и том же, но почему-то разными словами.

25 января состоится открытый Управляющий Совет, на котором может быть высказано любое предложение о дальнейшем развитии школы, и каждый человек будет услышан. Думаю, в рамках диалога мы сможем прийти к решению. Это может быть компромисс, связанный с организацией досуга на третьем этаже, чтобы он был интересен детям и был развивающим, как предыдущий комплекс.

Может быть, это будет тот же комплекс с определенным сертификатом. Либо будет конкурс проектов от детей, и мы оформим комплекс так, как это интересно, нужно и важно детям. Если родители боятся, что основы педагогической системы Тубельского будут утрачены, мы должны определить, что конкретно является важным для них, какие базовые ценности они хотят сохранить.

Думаю, администрация не станет отменять то, что важно и нужно детям.