4 апостола евангелиста

Новый Завет показывает христианам не только жизненный путь Господа Иисуса Христа и Его взаимоотношения с апостолами и людьми, но и то, как формировалась Церковь в первые века своего существования. Ученики Христа, которые первые приняли решение следовать за Ним как за Царем и Мессией, причислены Церковью к лику святых.

Особого внимания среди них заслуживает Матфей — бывший сборщик налогов, человек, презираемый всеми, который сегодня выступает ходатаем перед Христом за всех, кто обращается к нему с молитвами.

Кто такой Матфей

В первых главах Евангелия рассказывает то, как Иисус Христос собрал Своих учеников. Он сам находил каждого из них и призывал отправиться за ним. Среди учеников были преимущественно рыбаки, которые зарабатывали хлеб руками, но Матфей был особенным. Он был сборщиком податей — в современности его профессия звучала бы как налоговый пристав или инспектор, но он собирал налоги не в казну Израиля, а Рима и поэтому считался презренным человеком и был ненавидим всеми евреями.

Святой апостол Матфей

Иисус впервые видит Матфея возле Капернаума, когда тот собирает подати с евреев. Господь обратился к будущему апостолу с простым предложением: «Следуй за мной!». То, насколько быстро и без разговоров Матфей последовал за Господом, говорит о его вере в Мессию и отзывчивость и готовность служить Богу. Он прошел с Христом все 3 года, был на всех собраниях и постоянно учился мудрости свыше.

Жизнеописания святых апостолов:

  • Житие апостола Иоанна Богослова
  • Житие апостола Закхея Праведного
  • Житие апостола Симона Зилота

После Воскресения Христа Матфей стал одним из 12 апостолов, активно строил церковь в Иерусалиме, а через три года после оставил общину и отправился по миру свидетельствовать и рассказывать людям Благую весть.

Дальнейшая информация о нем обрывиста. Известно, что он 6 лет прожил в Египте, где на основании записей Филиппа (еще одного ученика Христа) написал Евангелие, которое можно сегодня увидеть в начале Нового Завета. После этого он путешествовал по арабским странам — был 2 года в Персии, 4 года в Мидии и закончил жизнь где-то на территории Африки, проповедуя языческим племенам.

Из исторических документов известно, что из 12 апостолов только Иоанн умер своей собственной смертью, а остальные были казнены. Эта информация дает понять, что бывший сборщик налогов также расстался с жизнью принудительно, но не предал веру в Христа и сегодня является мучеником и святым.

Житийная икона святого евангелиста Матфея

Жизнь бывшего мытаря стала показателем того, что Господь никогда не смотрит на внешность человека или положение в обществе, безразлично Творцу и отношение других людей.

Важно! Небесный Отец смотрит только на внутреннее содержание, Ему важно состояние сердца человека и его вера.

Несмотря на работу мытарем, несмотря на презрение прочих, Иисус рассмотрел в простом мытаре святость и сделал его своим учеником.

Как читать молитвы к апостолу и зачем

В храмовых богослужениях апостола обязательно вспоминают два раза в год:

  • 29 ноября и 13 июля — праздник Собор 12 апостолов;
  • 21 сентября — день памяти.

В эти дни в храме звучат кондак и тропарь в честь ученика Мессии:

Тропарь, глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

Святой Матфей считается покровителем всех работников налоговой и таможенной службы, а также бухгалтеров и счетоводов. Он стал символом того, что Господь смотрит на внутреннее содержание человека. Несмотря на неблагодарную и презираемую всеми работу, он смог стать святым апостолом благодаря своей вере в Мессию.

Святого Матфея просят о защите и успехе в финансовых делах, повышении или продвижении на службе

Ученика Христа просят о:

  • благополучии в финансовой сфере;
  • карьерном росте;
  • о решении проблем с налогами;
  • об успешном ведении бизнеса;
  • о сохранении семьи и благополучии в доме.

Молитвы другим апостолам:

  • Молитва святому апостолу Филиппу
  • Молитва святому апостолу Иакову
  • Молитва апостолу Андрею Первозванному

Помимо почитания святого кондаком и тропарем, читают и молитву к апостолу:

О преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Совет! Делают это при желании и нужде, в ходе чтения молитвенного правила по утрам или вечерам. Желательно для обращения к святому приобрести его образ и установить в красном уголке. Тропарь и кондак святому апостолу и евангелисту Матфею

4. Второе возвращение во Флоренцию (1501-1506)

Статуя Cв. Апостола Матфея (ок. 1503-1506)

«В это же время начал он мраморную статую Cв. Матфея для попечительства Санта Мариа дель Фьоре; незаконченная эта статуя свидетельствует о совершенном его мастерстве и поучает других скульпторов, как надлежит высекать статуи из мрамора, не уродуя их, чтобы всегда, снимая мрамор, можно было что-либо выгадать и чтобы можно было в случае надобности, как это бывает, то или другое убрать или изменить» Вазари.

В 1503 г. Микеланджело получил большой заказ на 12 статуй апостолов для флорентийского собора от шерстяного цеха. Из статуй апостолов будет начата только одна — это статуя апостола Матфея, она осталась неоконченной, так как двумя годами позже Микеланджело отправился в Рим, хранится в Флорентийской академии (датируется 1506 г.).

В апреле 1506 г., поссорившись с папой Юлием II, Микеланджело вернулся из Рима на родину, и продолжил работу над заказом. Чувства, которыми был охвачен создатель Матфея, нашли свое выражение в этой статуе, отличающейся особой драматичностью образного решения. Работе над статуей Матфея и ее завершению мешали начавшиеся с момента отъезда Микеланджело из Рима выяснения отношений с главой католической церкви — папой Юлием, который во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора.

Именно благодаря своей незаконченности статуя может показать сам метод работы скульптора. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела.

Микеланджело не обтесывает первоначальный блок камня, перемещаясь вокруг него, как это делали другие скульпторы. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Ему будто сразу ясен скрытый в толще камня образ, и он освобождает его, борясь с неподатливым, грубым и твердым камнем. Микеланджело понимает искусство скульптора не как обтесывание глыбы, а как высекание из камня скрытой в нем фигуры, как освобождение из него образа. А этот образ нелегко освободить. В скульптурных работах Микеланджело порой трудно определить, что осталось незаконченным из-за недостатка времени или из-за превратностей судьбы, а что намеренно не доведено до конца. Эта незаконченность по сравнению с работами современных ему скульпторов является особым свойством творчества мастера, так и не разгаданной до конца загадкой. Очень точно определил ее смысл английский критик Уолтер Патер: Незаконченность-это и является у Микеланджело эквивалентом красок в скульптуре; в этом его манера одухотворять, преображать чистую форму, смягчать ее жесткую реальность и оживлять ее дыханием жизни. В действительности же это была законченность, силою которой ему удавалось сочетать высшую степень страсти с мягким, податливым чувством жизни.

Это была попытка изобразить человека в мучительных поисках истинного Бога, «… в спиралеобразном движении вверх, словно бы он пытался вырваться из мраморной глыбы, как вырывается человек из каменных недр многобожия, сковывавших его по рукам и ногам?
… колено левой ноги Матфея с силой пропарывает камень, будто освобождая от тяжкой рясы весь торс, руки святого прижаты к бокам, голова судорожно, мучительно повернута в сторону — Матфей ищет пути к спасению.
… усилием своей собственной воли Матфей выдирался, ломился из блока в жажде обрести душу и вознестись с нею к Богу» Стоун Ирвинг.

«Матфей» дает наглядный пример характерной для Микеланджело тесной взаимосвязи статуи и каменного блока, из которого она извлекается: фигура целиком заполняет собой его, прямоугольный объем и очертания, сохраняя в своем силуэте его первичную комплектную форму. Вспоминаются слова Микеланджело: хорошая статуя должна стоять неповрежденной, даже если она скатится с горы.

предыдущая / главная / следующая страница

Апостол Евангелист Матфей

Житие Евангелиста Матфея

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.

История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее — Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.

Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея.

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.

Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.

Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео)

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва Евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Мученичество святого Матфея

Живопись эпохи барокко
Картина итальянского живописца Караваджо «Мученичество святого Матфея». Размер картины 323 х 343 см, холст, масло. Крепкими, полнокровными людьми предстают в произведениях Караваджо святые и великомученики: простодушный грубоватый Матфей, суровые, вдохновенные Петр и Павел. Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. Именно за такие картины критиковали художника Караваджо многие современники. В эпоху Контрреформации были установлены каноны для религиозного искусства, которым должен был строго следовать каждый живописец при изображении святых и их деяний. Караваджо обвиняли в том, что он своим искусством профанирует память святых и священных событий, изображая и описывая их в своих картинах обычным «человеческим» языком. Картины «Призвание святого Матфея», «Мученичество святого Матфея» и «Апостол Матфей и ангел» (погибла во время Второй мировой войны) написаны художником для капеллы семейства Котарелли в римской церкви Сан Луиджи ди Франчези. Во второй картине этой серии «Мученичество святого Матфея» у Микеланджело Караваджо возобладало стремление к более эффектному и театрально-патетическому решению композиции.

Канон святому апостолу и евангелисту Матфею (Каноны святым)

Песнь 1.

Ирмос:

Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Богатно подаждь ми всельшуюся в тя благодать, Матфее всеславне и слуго Христов, да вопию, светло проповедая, и воспою, радуяся, твоя чудеса.

Весьма оставил еси земных смущение, Слова бо яко услышав воплощшагося глас, и благодати явился еси строитель и проповедатель богоприятен, богоблаженне.

Самовидец быв и слуга возсиявшаго Слова, апостоле, Превечнаго Отца, и протекл еси, Того пришествие благовествуя всем языком.

Богородичен: Смерти потребление и тли разрушение, Жизни же явление благовестил еси, мудре, Дева бо во утробе заченши Непостижнаго и мир обнови.

Песнь 3.

Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик Себе совокупльшия, духовно утверди, в божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.

Твоя апостолы, Слове Божий, светильники показал еси жизни, мрак отгоняющия безбожия, Владыко, и Божественною Твоею славою мир весь просвещающия.

Твоим вооружив всеоружием Матфея храбрейшаго, Спасе, мучителей крепчайша сего содеял еси, Владыко, и потребителя показал еси идольския лести, Человеколюбче.

Языка твоего огненнаго вещание демонская пожже капища, Матфее богодохновенне, Параклитов органе, чрез Егоже Христос проповедается, всех Жизнь Ипостасная.

Богородичен: Труба богословная, вещающая крепко, просвети люди, Матфея богомудраго, Троицы сияние, паче ума же воплощение Слова из Тебе, Пречистая.

Седален, глас 8.

Во вся концы протече мудрых твоих глагол яко воистинну вещание, всехвальне Господень апостоле, боговидение всем ясно проповедал еси и языков неразумие в разум привел еси. Темже, идольское омрачение отгнав, свет знания во тме сущим возсиял еси, Матфее всехвальне, моли Христа Бога грехов оставление даровати чтущим любовию святую память твою.

Слава: Яко светильника Света и ученика, яко самовидца Слова божественнаго вси хвалим тя, Господень апостоле, ибо, благодатныя твоя мрежи простирая, словесныя рыбы уловляеши повелением. Темже и языцы уловляхуся силою Духа, наставляеми верою, неботаинниче всехвальне, моли Христа Бога грехов оставление даровати чтущим любовию святую память твою.

И ныне: Яко Всенепорочная Невесто Творца, яко Неискусомужная Мати Избавителя, приятелище яко сущи Утешителя, Препетая, беззаконию мя суща скверное обителище и демоном игралище в разуме бывша, потщися от тех злодейства мя избавити и светлое жилище добродетелей соверши, Светоносная Нетленная, отжени облак страстей и вышняго причастия сподоби и Света невечерняго молитвами Твоими.

Песнь 4.

Неизследный Божий совет, еже от Девы воплощения Тебе, Вышняго, пророк Аввакум усмотряя, зовяше: слава силе Твоей, Господи.

Ипостасному Твоему Слову, Боже, научен, мирскую мудрость разруши боговидец ученик, велегласно зовя Тебе: слава силе Твоей, Господи.

Ублаженному от Христа, кое благохваление принесем тебе, богоглаголиве? не может бо человек цветящия на тебе благодати словом изрещи, досточудне.

Нескверный твой и чистый ум видев Высочайший, якоже свещу на свещник высокий, сущим во тме светящую, всем, богоявленне, предложи.

Богородичен: Умерщвленное естество человеческое, Благословенная, возвысила еси, яко Высочайшаго рождшая крепость паче естества, всепетая Отроковице, якоже Матфей научи.

Песнь 5.

Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога, и родила еси Безлетнаго Сына, всем, воспевающим Тя, мир подавающая.

Благодать прием Всесвятаго Духа, Божественное обителище показался еси; божественно научив богознания свету, вверен был догматы Христовы писмены изложити, яко самовидец богоизбранный.

Язык твой трость Параклита бысть, скорое избавление дающаго познавшим владычество Его и мудрых вдышущаго душам разум небесный, о Матфее всечестне.

Сияюща чудесы и исцелений благодатьми, тя Христос посла миру, демонскую попирающа крепость и души просвещающа верных, всех поющих тя, мира проповедника.

Богородичен: Дева родила еси Сына Превечнаго, в естество облекшася человеческое, якоже научая, богоглаголивый рече, и спасшаго сие от тли конечною благостынею, и Дева пребыла еси.

Песнь 6.

Приидох во глубины морския, и потопила мя есть буря многих грехов, но яко Бог из глубины возведи живот мой, Многомилостиве.

Евангелист от мытарства яко последова Тебе, претворися богоглаголивый всесильною Твоею, Вседетелю, крепостию, Матфей всеизряднейший.

Управляется твоего благовестия душепитательными словесы языков множество, возвышаемо к добродетелей высокому верху, о Матфее всеблаженне.

Матфея уловляются богоплетенными ученика мрежами соборы верующих всегда, к Твоему познанию, Благодетелю, наставляеми.

Богородичен: Деву рождшую восписуя, благовествует Тя, всяческая Сотворшаго, без семене и тли, Всенепорочная, Матфей всеизящнейший.

Кондак, глас 4.

Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.

Икос:

Вражие мучительство нудит мя несытно и души моея все семя восхищает, Матфее, друже Христов. Но сам, семя молитв твоих дав, уплоди к твоему служению и покажи мя песнопевца твоего малейшаго и сказателя многих твоих и великих исправлений; и ко Христове любви како, вся абие оставив, последовал еси тепле Звавшему, первый быв благовестник в мире, написав час судный.

Песнь 7.

Не послужиша твари богомудрии, паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Был еси перваго осияния божественное изображение, яко ученик Того светлостьми распаляемь, Емуже, поя, глаголал еси: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Яко слуга Слова, всеблаженне, в Божественныя обители, идеже Христос обитает, ты вселился еси, якоже тебе обеща пребожественный отцев Господь и Бог един всех.

Недузи, Матфее, отгонятся, и отбегает множество демонов сущими в тебе дарованьми Божественнаго Духа, в нихже пел еси: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Богородичен: Всепетую Деву написал еси божественными твоими словесы, Творца всех рождшую, апостоле, Емуже вси поем: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Песнь 8.

Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Мановеньми, яже в Тебе неослабными, Матфей священнейший обожаемь, положением же быв, естеством еже был еси, вселенную, Владыко, привлече пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Якоже молнию вселенней, Слово богослова посла, мрак убо отгоняща, языки же просвещающа богословия догматы. Темже и пояше: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Словом чистым и умом Бог с тобою беседовал есть, тину бо яко изсекл еси, Тому приближился еси и примесился еси, славне. Темже и поеши: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Богородичен: На благодеяние человеков Слово воплотитися изволи: дверь бо девства пройде Господь и Богородицу показа. Темже зовем: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Песнь 9.

Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Доброты умныя приял еси диадиму божественную, апостоле, и Царствия же благолепнейшим венцем украсился еси десницею Вседержителевою, и светишися, мудре, со ангелы престолу предстоя Владыки Христа, всеблаженне.

Древа жизни достойно получил еси, проповедник Живаго Бога, благовествовав жизнь миру Божественное посещение: садом бо знания не растлил еси ум, пребыв незыблен и неколеблен Церкве степень, всеблаженне.

Невесту Христову божественно украсил еси Евангелием твоим, яко диадимою, Церковь, богоблаженне, и ныне божественную твою память торжествует светло, юже избавити всякаго обстояния и бед лютых моли, Матфее апостоле.

Богородичен: Недр не отступив Безначальнаго Родителя, Слово Безначальное, якоже благовествует Матфей, пиша, Бог воплотися из Тебе, Чистая, Всепетая, в человечь образ всеобразно весь одеявся и того прием свойства.

Светилен.

Сказа нам Божественная чудодеяния, славный Христова Евангелия списатель, Матфей богоприятный, егоже, любовию чтуще, благосочетанно воспоим.

Слава: Мытарства иго отверг разумно, Христу последовал еси, о Матфее богомудре! Следом же Того чудно последуя, в причастии был еси Того Царствия и славы общник, и таинник неизреченных.

И ныне: Всесвятыя руки Твоя, Богородице Дево, имиже Зиждителя носила еси, поднеси в молитву о нас к Нему, яко да избавит ны всяких искушений диавольских и получити будущих оных благ сподобит, Всепетая.