1 инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.
Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.

Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
Путешествие в инклюзивную школу может быть длительным и сложным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. «Инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.

Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивные школы:

  • имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
  • имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
  • используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

  • представление информации для поддержки понимания;
  • представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
  • стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы ИО Минусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях. Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков. Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

  • «Об образовании в РФ»;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

  1. Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.
  2. Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.
  3. Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
  4. Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»). Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.
  5. Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
  6. Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
  7. Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе.
    Первая задача школ, внедряющих ИО – обеспечить разностороннюю и полноценную подготовку педагогического коллектива.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

В 2018 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Как оформить ребенка инклюзивный класс

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

  • задуматься о ИО необходимо заранее (приблизительно за год);
  • родители выбирают ООШ удобную как для ребенка, так и для себя;
  • оформление письменного обращения в МУО (местное управление образованием) с просьбой предоставления вашему ребенку права обучения в классе с инклюзивным направлением обучения;
  • ожидание ответа (важно: заключение ПМПК – это только совет, только родители имеют право выбирать для своего ребенка форму обучения);
  • в апреле родители должны прийти в выбранное учебное заведение и оформить письменное заявление на имя директора, с просьбой принять вашего ребенка в класс с инклюзией.

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

В Европе уже десятилетиями внедряют стандарты инклюзивного образования в школы. И на основе своего опыта, зарубежные эксперты дают свой ряд рекомендаций:

  • внедрять инклюзивное образование постепенно и эволюционно – это принесет больше пользы и не опорочить саму идею;
  • разработать и придерживаться стандарта качества на всех уровнях инклюзивного образования — для ООШ и дошкольных НПК;
  • не пытаться достичь быстрых результатов за счет «условной» инклюзии, то есть только за счет того, что в ООШ дети с особыми потребностями не обеспечены ресурсами, учебными материалами, специалистами, которые помогают учителю и тому подобное;
  • проводить мониторинг качества процесса внедрения инклюзии в соответствии с разработанным стандартом;
  • не закрывать специальные школы и не пренебрегать ресурсами специальной педагогики, которые могут быть приобщены к внедрению инклюзии в ООШ;
  • строить сотрудничество со специалистами специальных школ, привлекать их к процессу инклюзии, ни в коем случае не строить отношения на отрицании их опыта и наработок в сфере дефектологии;
  • проводить правовые просветительские кампании, направленные на общество и информирования родительской общественности по правам детей с особыми потребностями на образование;
  • стараться не создавать специальных классов в инклюзивных школах, поскольку это исключает детей с общего процесса обучения и общения;
  • создать общее для всех детей образовательное законодательство;
  • развивать инфраструктуру с нуля, то есть сразу при строительстве учебных заведений учитывать все потребности детей с инвалидностью;
  • внимание уделить учителям — менять их отношение к инклюзии, поскольку в этом заключается залог успеха.

Вывод
Гипотетическое представление и позитивное восприятие населением изменений, которые принесет в образование и общество внедрения инклюзии, связано прежде всего с их мировоззренческими, возрастными и гендерными различиями. Ведь население не имеет достаточного опыта реальной инклюзии. Этот опыт необходимо внедрять сначала администрации учебных заведений, педагогическому коллективу, а после — родителям.

Опыт пилотных школ показывает, что учителя и администрация образовательных учреждений способны преодолеть все внутренние барьеры, если будет обеспечено научно обоснованную и скоординированную психологическую и методическую подготовку педагогов к внедрению инклюзии.
Преодолеть «внешние» барьеры — материальные и конструктивные проблемы — учебные заведения самостоятельно и самостоятельно не смогут.
Хотя на данном этапе лишь и в Украине, и в России существует ряд проблем с внедрением ИО в школах: в обеих странах предпринимают колоссальные усилия для того, чтобы эти проблемы преодолеть.
Будущее у инклюзии есть.

Статья в тему — Инклюзивное образование в детском саду

Статья в тему — Программа инклюзивного образования

irina_wald

Статья вышла в журнале таки, и я снимаю с нее метку «только для друзей». Все, кто в теме и кто нет — это для вас. Может, это покажется вам интересным и полезным.
Немного пафосно, но таков заказ. Это рабочий вариант, в журнал пошел гораздо более причесанный текст.

Жалость — лишь подобие сострадания, жалость сопровождается бессилием что-либо изменить. Сострадание — конструктивно, это знание того как рождается страдание и как страдание устраняется

. Буддизм

Легко ли быть особенным? Обычные люди вряд ли часто и всерьез задаются этим вопросом. Но есть среди обычных людей немалая толика таких, кого жизнь обрекла быть особенными, непохожими на других, и, поверите ли вы на слово, они бы многое отдали, чтобы хоть как-то, хоть на короткий промежуток времени стать обыкновенными.

Речь идет о детях с особыми потребностями, или как еще их называют, детях с ограниченными возможностями, детях-инвалидах.

Один из способов помочь этим детям, ввести их в социум, дать им возможность жить обычной жизнью обычных людей – это инклюзивное образование. Первым этапом, ядром этой формы обучения должна стать школа, школа для всех. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними (из Саламанской декларации, июль 1994 года)

К сожалению, подобный подход к вопросу для России до сих пор не стал повсеместным. Школы инклюзивного обучения немногочисленны. Так в Москве, где более полутора тысяч общеобразовательных школ, только около 50 школ вводят эту форму обучения, и большая часть делает только первые шаги на этом пути. Большинство же школ «еще пока не стали универсальным пространством, которое может принять практически любого ребенка» (Шмидт Виктория Рудольфовна, кандидат психологических наук).

Инклюзивное образование, опыт его внедрения специалисты называют «лоскутным одеялом», когда есть все понемногу и, в результате, нет ничего. Нет системы, и это делает примеры инклюзивного обучения заповедной территорией. И все-таки опыт есть, и есть, что перенимать, есть, у кого учиться.

В городе Королев, что находится за северными границами Москвы, есть школа. У этой школы нет номера, у нее есть название «Российская».

Удивительна, уникальна эта школа тем, что изначально, с самого первого момента она была задумана, как школа инклюзивного обучения. В том числе.

Рассказывает директор МОУ гимназии «Российская школа Козлова Наталья Викторовна —

. В 1992 году совместно с обществом «Надежда», обществом, которое объединяло родителей детей с диагнозом ДЦП, мы создаем эту школа. Сначала как негосударственное революционное учреждение. С маленькими классами, в приспособленном помещении, где в каждом классе обязательно было один-два ребенка инвалида. По той задуманной программе предметы общеобразовательного цикла все перемежаются с развивающими предметами художественно-эстетического цикла. Дети работают руками: они рисуют, лепят, занимаются резьбой по дереву, они также занимаются хореографией, поют, изучают музыку ,сольфеджио и т.д.

Это все было в рамках нашего расписания, все эти педагоги входили в штат. Очень скоро школа стала государственной и школы дополнительного образования получили самостоятельный статус, но и сегодня художественно-эстетическая направленность школы сохраняется, и все эти занятия сохраняются, как и было задумано когда-то. Спектр заболеваний расширился: теперь это не только дети ДЦП, у нас учатся дети с проблемным слухом, с инвалидностью по зрению и т.д..

Поймите меня правильно:, школа никогда не делала акцента на обучении детей инвалидов. На ее сайте вы не найдете прямой информации об этом. В том-то и дело, что изначально организаторы школы делали установку на то, то в их школе могут и должны учиться ВСЕ дети. И потому дети, чьи возможности считаются ограниченными, в стенах этой школы чувствуют себя ОБЫЧНЫМИ детьми.

Правда, для этого нужны ОСОБЫЕ условия. И прежде всего – особенный педагогический коллектив.

И мы можем принять любых детей, потому что у нас коллектив ГОТОВ. Наши педагоги годами нарабатывали этот опыт, и для них норма, когда в классе сидит ребенок-инвалид. К нам переводились дети из других школ. Они приходили в состоянии психологического срыва, потому что они там, откуда они пришли, что они были иными, не такими как все.

В прошлом году ко мне приходила мама ребенка с диагнозом тугоухость, просилась к нам в школу. В той другой школе их приняли, но завуч сразу сказала: мы, конечно, вас примем, но, может быть, вы найдете какой-нибудь другой вариант?

А здесь ему трудно, не трудно, но вот мы проводим концерты – он стоит поет. Урок хореографии: он стоит со всеми и как может, танцует, повторяет движения. И никто не видит в этом ничего особенного.

В это школе существует особая штатная единиц – социальный педагог, . Освобожденный классный руководитель, человек, который сопровождал детей на протяжении всего дня.

Н.В. — Ребенок переступает порог школы и его уже ждет человек, который патронирует его потом весь день, от начала до конца. Когда-то нам было разрешено вводить эти группы ГПД ( группы продленного дня),и мы пропускали этот персонал по тарификации как воспитателей, но эти люди занимались исключительно детьми, их внеучебными потребностями: особенное внимание, конечно, уделялось детям с проблемами здоровья. Ребенок приезжал в школу, мог отсидеть русский-математику, а потом воспитатель брал его за руку и шел с ним гулять или кормил. Потому что таким детям нужна другая нагрузка, они быстро устают, быстро утомляются. Раньше в школе было 28 ставок освобожденного воспитателя, в прошлом году — 22, теперь их шесть. Но мы все равно умудряемся сохранять эту форму работы. Теперь эту работу берут на себя те учителя, которые в 1992 году девчонками пришли к нам работать, которые получили нашу закалку. Раньше они были освобожденными воспитателями. Теперь они учителя-предметники. Но плюс ко всему они выполняют и ту работу, что и раньше, став за тысячу рублей классными руководителями. Они также принимают детей, и даже если у них нет уроков, они все равно придет в школу, , все равно будут следить за своим классом. Это такое воспитание: они не могут оставить свой класс, своих детей.

Н.В. — Я бы хотела, чтобы вот что прозвучало в статье. В свое время, на заре нашей истории, к нам в школу пришли работать рабочими, воспитателями, учителями те родители, у кого дети – инвалиды.. Их дети уже закончили школу, закончили институты, стали специалистами. Эти родители до сих пор работают у нас. Это особые люди, особенный замес. У меня среди таких людей Елена Сергевна Лохман – класснейший математик, которого знает весь город. Она пришла со своей девочкой, ребенком с проблемным здоровьем. Девочка уже выросла, закончила вуз, вышла замуж. Елена Сергеевна и сейчас работает в школе.

Владимир Николаевич Сельцов, он пришел к нам работать просто грузчиком. ( В свое время у нас были в штатном расписании грузчики, потому что мы сами занимались организацией питания, покупали продукты, готовили…) Владимир Николаевич Сельцов – потрясающий человек, я держу его всеми правдами и неправдами. Он работает просто за копейки. Он пришел к нам с сыном, которому был поставлен диагноз тугоухость. Денис, он почти глухой, он все время с аппаратом. Денис пришел к нам в первый класс, а сейчас уже институт закончил. Владимир Николаевич – отец одиночка. Когда Денис родился, мама их бросила, и папа растил Дениса один.

Когда у нас была презентация книги «Под управлением любви» (книга о Российской школе – прим. автора), Денис танцевал вальс. Владимир Николаевич плакал: Денис танцевал, не слыша музыки. … Владимир Николаевич работает у нас до сих пор, преподавателем трудов, рабочим, плюс четверть ставки ГПД (группа продленного дня).

У меня в школе работает еще один отец-одиночка. Девочка, слава богу, здоровенькая, сейчас она пошла в пятый класс. Отец работает здесь воспитателем.

В Российской школе есть особое подразделение — медико-психолого-педагогический центр. Здесь с детьми занимаются психологи, дефектологи, логопеды.. Для каждого «особенного» ребенка составлено индивидуальное расписание общеобразовательных уроков и дополнительных занятий. Также у ВСЕХ учеников школы есть возможность заниматься в спортивной, музыкальной школе, школе искусств.

Н.В. — Мы не лечебная организация, мы образовательная. Мы просто работаем над тем, чтобы создать условия для обучения любого ребенка. Но вот обычная практика — медицинская комиссия города Королева выдает больному ребенку справку с пометкой «обучение на дому», и устную рекомендацию: » идите в Российскую школу, там знают, как с вами работать.

Компьютерный класс. Идет интерактивный урок. По skyp(у) учитель соединяется с учеником и объясняет ему материал. Маленькая камера: учитель и ученик видят только лицо друг друга.

» Вот если бы у нас были более мощные камеры, интерактивные доски, вздыхает психолог школы ***, — тогда бы дети, находящиеся на надомном обучении, могли бы виртуально присутствовать на обычных школьных урока, участвовать в коллективном процессе обучения».

На экране милое мальчишеское лицо с умными глазами, в которых светится неподдельный интерес. Для мальчика этот экран — окно в жизнь, жизнь, которой он лишен: его ноги отказываются ему служить.

В школе учится шесть детей- колясочников. Учатся на дому.

Н.В. -Мы очень бы хотели, чтоб эти дети учились непосредственно в школе, но для этого нужно специальное оборудование: пандусы, специальные туалеты, поручни, подъемники.

Мы над этим работаем. Но как мы можем работать? Мы можем только искать спонсоров, можем только просить.

Вы не входите в программу инклюзивного образования?

Н.В. — Нет, мы сами по себе. Инклюзивное образование – это полностью инициатива школы.

Н.В. – Инклюзивное обучение – это только одна из наших задач, и далеко не единственная. В глобальном плане эта задача звучит так: мы должны задуматься не только над тем, готов ли ребенок к школе, но прежде всего над тем, а готова ли сегодня школа принять ЛЮБОГО ребенка. Мы говорим о личностно ориентированном образовании. Сегодня, когда класс-комплект 25 человек (новый обязательный государственный стандарт), что в первый класс может прийти 25 человек, а иногда и больше, мы все равно должны помнить, что все они очень разные. Но в прошлом году в первом классе из 30 учеников только один по медицинским показателям имел первую группу здоровья. И это кошмар! Все остальные по разным показателям имеют вторую и третью. Это значит, что у кого-то сколиоз, у кого тугоухость, кто плохо видит и т.д..

Один полностью здоровый ребенок — из тридцати ! При всех наших трудностях, мы не имеем права этого не учитывать. Но чтоб учитель не задохнулся, нужно чтобы, когда он входит в класс и перед ним сидят тридцать таких разных детей, он четко знал, что у него на перемене стоит освобожденный классный руководитель, который возьмет детей на перемене и будет с ними играть или танцевать, или разговаривать по душам, или отведет того, кому требуется сопровождение, в столовую или в туалет. А учитель не будет смотреть затем, носят ли они на переменах или нет, а за 10-15 минут передохнет, чтоб на высоком качественном уровне дать урок. Елена Сергеевна, наш учитель математики, говорит: «Я в шесть села, в двенадцать встала, а у меня всего два урока» Она шесть часов готовится к двум урокам! А она всю жизнь работает с такими детьми и дает прекрасные уроки математики. Потому что она ТАК готовится! Она готова дать свой предмет каждому ребенку, независимо от того, какой это ребенок. Она идет на урок и знает, что этот пишет быстро, и ему надо дать такое задание, этот пишет медленно, этот не слышит, он по губам понимает, а этот не потому так вертится, что хулиганит, а потому что у него состояние здоровья такое. Мы, учителя должны быть готовы, а для этого нужна поддержка.

Пятьдесят два ребенка-инвалида закончили Российскую школу, среди них два медалиста, Большая часть этих детей поступили в вузы, многие уже закончили их, стали специалистами. Они успешно работают, строят отношения, образуют семьи, заводят детей Они – граждане своей страны, граждане Великой России, они занимают активную жизненную позицию. Так воспитала их, так сориентировала их на жизнь школа. Эти дети, и правда, особенные Они особенно сильные люди, потому что вся их жизнь – преодоление.

Но чтобы с ними было, если бы в свое время Российская школа не дала им уверенности в том, что они умные, успешные, достойные, какими и должны быть ВСЕ дети великой страны? Сделаем поправку на величие России: нынешний период не всегда дает подтверждение тому величию. Но те, что, вырастут в условиях уважения к их личностным качествам, их уму, знаниям, те вполне смогут справиться с задачей: в полной мере восстановить блеск величия нашей страны. Стоит ли спорить, что подобное дело не для искалеченной психики зажатых людей, выросших в условиях школьного авторитаризма (а таков дух во многих школах России).

Инклюзивное образование только начинает внедряться в школы страны. Дело это кропотливое, трудное, особенно с учетом все более урезаемого финансирования среднего образования.

Кажется, мало, кто еще понимает значимость этих начинаний. В большинстве случаев инклюзивное образование воспринимается как миссия гуманизации общества. Такое отношение обрекает инклюзивное образование на долгое существование в качестве исключении, но когда-нибудь сознание нашего общества изменится, и люди начнут понимать, что физическое несовершенство отдельных граждан нашей страны не должно помешать им стать активными членами нашего общества.