Первая страница

Написать письмо

 

Контакты

«ЦЕНТР «РАДОНЕЖ»

Адрес: 694920, г. Углегорск, Сахалинская обл., Заводская, дом 2, кв. 10

Телефон: +7(42432) 45405, +79621161336

Email: Ludmila_skh@mail.ru

Погода, Углегорск

Кто против отмены

        7 июля 2015г. Сахалинская областная Дума отменила прямые выборы мэров ещё в двух муниципальных городских округах – Корсаковском и Холмском. Против проголосовали депутаты-коммунисты Галина Подойникова и Светлана Иванова.  Выборы сегодня превратились в фикцию не только фактически (из-за всевозможных фальсификаций и пр.), но и в ряде случаев юридически (когда прописанные в законе нормы лишают граждан права прямых выборов).
   Возьмём, к примеру, выборы глав муниципальных образований. Ранее глав муниципального образования население выбирало непосредственно. Реформа местного самоуправления, начатая в 2014г., предоставила регионам возможность самостоятельно выстраивать архитектуру местного самоуправления, основанную на принципе поливариантности, когда в федеральном законе заложены разные модели, и каждый регион выбирает свою.
    В настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предоставляет следующие варианты выборов главы муниципалитета: либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Причём решение, каким способом  выбирать муниципалитетам своего главу, теперь принимает не население и не муниципальные депутаты, а областные законодатели (им видней?).
    В прошлом году наша областная Дума узаконила следующее правило избрания глав муниципалитетов: выбирать населением во всех муниципальных образованиях, кроме  Углегорского. Причина наложения вето на прямые выборы мэра Углегорского района понятна – действующий мэр Александр Фомин. Раз углегорцы выбирают «не того» мэра, значит надо запретить им выбирать.
    7 июля этого года областных депутатов собрали на внеочередное пленарное заседание для рассмотрения законодательной инициативы председателя Думы В. Ефремова по внесению изменений  в сахалинский закон о порядке выборов глав муниципальных образований. Законопроект вводил запрет на выборы мэра населением ещё в двух районах – Корсаковском и Холмском.
    Пожарный порядок рассмотрения законопроекта (6 июня рассмотрен на профильном комитете, 7 июня – принят сразу в двух чтениях) не дал возможности депутатам воспользоваться правом внесения поправок. Но, главное, что законопроект, затрагивающий интересы муниципальных образований, не был внесён на общественное обсуждение. Мнением муниципальных депутатов, не говоря о жителях муниципалитетов, никто не интересовался. 
     Закон был принят 22 голосами «за», двумя «против» и одним воздержавшимся.
    «Согласно Конституции РФ «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Нет, чтобы наладить диалог с населением, считаться с выбором народа, который, не исключено, будет иных политических взглядов или партийной принадлежности, мы повторяем ошибки прежней власти. О каком возврате доверия населения мы говорим, если сами же своими действиями окончательно подрываем остатки авторитета власти и увеличиваем градус недовольства в сахалинском обществе?
…. считаю, что за данный законопроект голосовать нельзя. Идёт дискриминация районов. Почему в одних муниципальных образованиях мы даём людям право выбора, а в других это право отбираем?...
Пусть будет так, как решит народ». (Г, Подойникова, депутат Сахалинской областной Думы).
     … считаем, что лишение отдельных муниципалитетов возможности прямых выборов мэров – это не просто дискриминация отдельных районов, это дискриминация с выгодой для сегодняшней власти, с целью не допустить неугодных мэров. Ведь не зря сегодня в опалу попали Корсаковский и Холмский городские округа. Настроения в этих округах указывают на большую вероятность  избрания мэров-оппозиционеров. С целью  предотвращения этого прямые выборы «в опасных» районах решили просто запретить.
«Принимать такое решение, не спросив население, это в корне неверно. А решать эту проблему, которая существует не только в Корсакове, надо было уже давно через механизм отзыва мэров. У нас есть законодательство об этом, но оно не работает, и в нынешнем  виде работать не будет. Надо его менять, делать так, чтобы даже избранный мэр понимал, что может в любой момент лишиться кресла, и тогда мы не будем попадать в такую ловушку, как сейчас». (С. Иванова, депутат Сахалинской областной Думы).
   Сторонникам законопроекта, считающим, что замена прямых выборов мэров на фактическое их назначение позволит получить более профессиональных руководителей, хочется заметить, что механизм назначения (включая процедуру наделения полномочиями Сити-менеджера) сам по себе не гарантия профессионализма и добросовестности назначенца, что подтверждает опыт многих регионов России. Известно, к примеру, что фигурантами коррупционных скандалов за последнее время стал целый ряд сити-менеджеров крупных городов. Экс-губернатор А. Хорошавин тоже из назначенцев. Т.е.  назначения глав муниципалитетов – не панацея. Основной  задачей реформы местного самоуправления  должно быть выстраивание такого управления на местах, которое было бы не только эффективным, но и опиралось на волю людей и их интересы. 
   Право  самостоятельного определения структуры органов местного саморегулирования самими муниципальными образованиями (населением) закреплено  в Конституции РФ.
   … Согласно позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ 30.11.2000г. № 15-П, структура органов местного самоуправления представляет собой  конкретную организационно-правовую модель местного самоуправления, включающую в себя не только перечень органов местного самоуправления, но и порядок их формирования и взаимоотношения между ними. О том же – в федеральном законе № 131-ФЗ, т.е. порядок избрания глав муниципалитетов должен приниматься на местном уровне, а не на уровне субъекта.
    Сахалинская областная Дума принятым 7 июля законом фактически определила структуру органов местного самоуправления муниципальных  образований в области.
Подобное регулирование может расцениваться как вмешательство законодательного органа государственной власти субъекта РФ в прерогативу населения и компетенцию местного самоуправления, что вступает в противоречие с приведёнными выше нормами Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ и нормами Закона № 131 –ФЗ.   
С. Иванова, Г. Подойникова, депутаты Сахалинской областной Думы.

(из материалов газеты «Возрождение»  № 7 /июль/ 2015  в сокращённом виде).